МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ BELL UH-1 IROQUOIS (США)

MULTI-PURPOSE HELICOPTER BELL UH-1 IROQUOIS (USA)

10.08.2016

Вооруженные силы Уганды получат восемь модернизированных многоцелевых вертолетов UH-1 в рамках американской программы «Иностранные военные продажи».
Как сообщает «Джейнс дифенз уикли» со ссылкой на информацию, размещенную 3 августа на сайте государственных закупок FBO (Federal Business Opportunities), соглашение на закупку вертолетов «Хью-2» также будет включать поставку запчастей, комплектов инструмента, обучение пилотов и технического персонала. Стоимость контракта, конфигурация поставляемых вертолетов и сроки поставки не раскрываются.
Для модернизации к версии «Хью-2» находящиеся на хранении UH-1H «Хью» полностью разбираются и оснащаются комплектом модернизации, который включает новый, более мощный двигатель, новые несущий винт, трансмиссию, коробку передач, хвостовую балку, проводку, «стеклянную» кабину пилотов и др. В частности, штатный двигатель T53-L-13 мощностью 1400 л.с. компании «Ханиуэлл» заменяется на T53-L-703 мощностью 1800 л.с.
Уганда станет еще одной страной, которой будут поставлены модернизированные UH-1. Ранее, в текущем году, ЦАМТО уже сообщал о проектах поставки «Хью-2» Кении и Ливану. В настоящее время на вооружении ВС 70 государств остается около 1300 вертолетов «Хью».
По заявлению «Белл», комплект «Хью-2» позволяет модифицировать эксплуатировавшуюся 40-50 лет машину в «совершенно новую» платформу.
Для сравнения: стоимость «Хью-2» и нового UH-60 «Блэк Хоук» составляет 6 и 20 млн. долл., соответственно. На текущий момент «Хью-2» эксплуатируются в Аргентине, Колумбии, Гватемале, Ираке, Иордании, Казахстане, Ливане, Перу и на Филиппинах.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

04.12.2016

Кения получила шесть вертолетов Bell Huey II для борьбы с террористической организацией «Аль-Шабааб», сообщает «Военный Паритет».
Стоимость техники составляет 106 млн долл США ($106 million). Ожидается, что в мае 2017 года страна получит еще два вертолета этого типа.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

07.02.2017

По информации пресс-службы Центрального командования ВС США (CENTCOM), в ходе церемонии, состоявшейся 27 января в Алма-Ате, американский посол в Казахстане Джордж Крол передал Минобороны страны четвертый вертолет «Хью-2», приобретенный в рамках программы «Иностранные военные продажи».
В мероприятии приняли участие представители посольства США и руководства Минобороны Казахстана.
Стоимость вертолета составляет 7 млн. долл. Проект реализуется в рамках военно-технического сотрудничества США и Казахстана. ВС США передают снятые с вооружения вертолеты и обеспечивают существенную часть финансирования для модернизации этих машин к конфигурации «Хью-2».
Как сообщал ЦАМТО, соглашение о поставке ВС Казахстана за счет средств программы помощи «Иностранное военное финансирование» (FMF) восьми вертолетов «Хью-2» из числа избыточных вооружений ВС США было подписано в конце 2006 года. В рамках заключенного в марте 2007 года контракта на поставку двух вертолетов работы по модернизации выполнила компания «US Геликоптер» (US Helicopter), являющаяся подразделением «Белл аэроспейс сервисиз инк.» (Bell Aerospace Services Inc.). Опцион предусматривал дополнительную поставку еще шести машин.
Первые два вертолета были переданы ВС Казахстана в ноябре 2007 года. Все машины планировалось поставить к 2010 году, однако сроки реализации программы были нарушены из-за отсутствия необходимых средств у МО США. Соглашение о закупке третьей машины было достигнуто в 2010 году, а контракт стоимостью 6,26 млн. долл. на его модернизацию был подписан с «Белл Геликоптер» в марте 2011 года. Согласно опубликованным Wikileaks материалам, на поставку оставшихся пяти вертолетов требовалось около 55 млн. долл., однако объемы финансирования Казахстана в рамках программы FMF постоянно снижались.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ BELL UH-1 IROQUOIS


Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Это одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения.
Многоцелевые вертолеты Белл «Ирокез» и «Хью» являются самыми paспространенными в мире вертолетами и отличаются большим числом военных (под обозначениями UH-1, ТН-1 и НН-1), для вооруженных сил США, и гражданских (под обозначениями Белл 204,205 и 212) модификаций, которые производились длительное время в США, а также по лицензии во многих странах.
Во время войны в Корее американская армия получила первую возможность проверить вертолеты в реальных боевых условиях. Первыми такую проверку прошли вертолеты Белл Н-13 «Сиу» и Сикорский Н-19. На основе полученного опыта армия США разработала требования к будущим вертолетам. Был объявлен конкурс, который в 1955 г. выиграла фирма «Белл». Она заключила контракт на постройку трех опытных вертолетов «Модель 204», получивших обозначение ХН-40. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 октября 1956 г. На нем стоял один ГТД Лайкоминг XT53-L-1 мощностью 825 л. е., который был ограничен вертолетной трансмиссией 700 л. с. За тремя вертолетами ХН-40 последовали шесть предсерийных YH-40. От опытных они отличались незначительными изменениями, из которых самым значительным было удлинение фюзеляжа на 305 мм. Когда армия оформила первый заказ, то им было присвоено обозначение HU-1 и собственное имя «Ирокез».

Фюзеляж полумонококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки грузов на внешней подвеске. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлёт и посадку вертолёта на воду. Силовая установка состоит из одного или двух турбо-вальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси вертолёта в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Система управления оборудована гидроусилителями. Топливная система вертолёта включает два бака, размещённых за кабиной в центре тяжести вертолёта. В целях увеличения перегоночной дальности, внутри фюзеляжа могут устанавливаться два дополнительных бака. Гидравлическая, пневматическая и электрическая системы вертолёта имеют привод от двигателя. Вертолёт оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и навигационными огнями.
Первая серийная модификация HU-1A имела один двигатель Лайкоминг T53-L-1. Его экипаж состоял из двух пилотов, а в кабине можно было перевозить шесть солдат или двух раненых на носилках. Следующим в серию поступил HU-1B, у которого за счет некоторого увеличения размеров кабины появилось седьмое место, а число носилок с пострадавшими возросло до трех. Кроме того, у несущего винта были новые лопасти. Первые серийные экземпляры оснащались ГТДТ53-1-5 мощностью 960 л. е., позднее стали устанавливаться двигатели Т53- L-11 мощностью 1100 л. с. В 1962 г. вертолеты HU-1A и HU-1B получили новые обозначения UH-1A и UH-1B соответственно. В 1965 г. на смену вертолетам UH-1B стали приходить машины UH-1C.

В Корпусе морской пехоты США эксплуатировались другие варианты вертолетов, включая UH-1E. На этой машине имелись спасательная лебедка, тормоз несущего винта и специальная авионика. В передней части фюзеляжа имелась турельная установка ТАТ-101 с двумя 7,62-мм пулеметами М60. На вооружении Корпуса были также учебно-тренировочные вертолеты ТН-1Е со спаренными органами управления. ВВС США использовали вертолеты UH-1F для материально-технического обеспечения баз межконтинентальных баллистических ракет «Титан» и «Минитмен», a TH-1F – для обучения. В ВМС было 22 поисково-спасательных вертолета НН-1К, 90 учебно-тренировочных TH-1L и восемь многоцелевых UH-1L. Всего для вооруженных сил США было построено почти 2500 вертолетов семейства «Модель 204».
Поставки для ВВС США военных вертолетов Модель 212 под обозначением UH-1N были осуществлены в 1970 г., а для ВМС и Корпуса морской пехоты в 1971 г. Первый вертолет CUH-1N (CH- 135) был передан вооруженным силам Канады 3 мая 1971 г. У него была цельнометаллическая конструкция фюзеляжа, бесстоечное лыжное шасси, двухлопастный цельнометаллический полужесткий несущий винт и двухлопастный хвостовой винт. Примерно в то же время была разработана 14-местная коммерческая версия Twin Two-Twelve. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием. С 30 июня 1971 г. вертолеты этого типа получили разрешение на дозаправку в воздухе, для чего потребовалось новое электронное оборудование, приборная панель и система управления автоматической стабилизации. В июне 1977г. Два-Двенадцать стал первым вертолетом с неубирающимся поплавковым шасси, получившим разрешение на проведение дозаправки в воздухе с одним пилотом. 8 вертолетов Модель 212 в 1979 г. были поставлены Китаю.
Модель 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta. Первые поставки этих вертолетов были осуществлены в 1971 г. У модификации АВ.212АSW был усилен каркас вертолета, установлены палубные шасси и турбовальный двигатель компании PWAC PT6T-6 Твин-Пак мощностью на валу во время взлета 1398 кВт.
С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.
В 2006 году министерства обороны США и Казахстана заключили новое соглашение о передаче Казахстану из наличия по программе Excess Defense Article (EDA) двух вертолетов Huey II с опционом еще на шесть, причем теперь поставка должна была полностью финансироваться в счет американской военной помощи. Согласно обнародованному позднее известным ресурсом WikiLeaks cекретному письму посла США в Казахстане Холанда главе Центрального командования США генералу Дэвиду Петреусу от 22 февраля 2010 года, стоимость поставки одного вертолета Huey II по данной программе (с ремонтом, модернизацией, поставкой запчастей и обучением личного состава) составляла около 8 млн долл. Ремонт вертолетов по данной программе и их модернизация до уровня Huey II осуществляютсяся подразделением US Helicopter компании Bell Helicopters на предприятии в Озарк (штат Алабама).
В ноябре 2007 года США передали СВО Казахстана по данному соглашению два вертолета Huey II (получивших в Казахстане красные бортовые номера «01″ и «02″), однако дальнейшая реализация соглашения была приостановлена, поскольку, как указывалось в упомянутом письме американского посла, с американской стороны так и не были законодательно ассигнованы потребные около 60 млн долл на военную помощь для поставки остальных вертолетов. Более того, согласно указанному письму, американцы не смогли даже обеспечить передачу необходимых запасных частей, ввиду чего оба поставленных вертолета на июль 2008 года пребывали в Казахстане в нелетном состоянии.

Как сообщила 8 апреля 2016 года пресс-служба министерства обороны Казахстана, военно-воздушные силы Сил воздушной обороны Казахстана получили в рамках американской военной помощи еще один многоцелевой вертолет Bell UH-1H-II Huey II. Это третий вертолёт, поставленный США в рамках военно-технического сотрудничества на безвозмездной основе. Помимо вертолёта, также были поставлены запасные части, агрегаты, комплектующие и расходные материалы.

МОДИФИКАЦИИ:
• UH-1A – многоцелевые и тренировочные вертолеты для армии США с несущим винтом диаметром 13,4 м и хордой лопасти 0,381 м, с одним ГТД Лайкоминг T53-L-1 взлетной мощностью 630 кВт/ 860 л. с. и взлетной массой 2950 кг. В кабине могло разместиться при одном летчике 6 солдат или трое раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Из-за ограниченной мощности двигателя обладали ограниченной скоростью и грузоподъемностью, поэтому было построено только 173 вертолета.
• UH-1B – многоцелевые вертолеты для армии с ГДТ T53-L-5 взлетной мощностью 710кВт/960 л. с., а затем T53-L-9 и 11 взлетной мощностью 360 кВт/1100 л. с. и взлетной массой 3850 кг. Новый несущий винт диаметром 13,42 м имел лопасти с хордой 0,533 м, максимальная взлетная масса возросла до 3850 кг. Кабина имела такие же размеры (1,52 х 2,34 х 1,32 м), но в ней могло разместиться до 9 солдат. Вертолеты UH-1B производились серийно с 1962 г. по 1967 г.; построено 1007 вертолетов.
• На базе вертолетов UH-1A и UH-1B были созданы следующие модификации:
• Белл 204А и В – гражданские варианты вертолетов UH-1А и В, поставлено 69 вертолетов. Производились по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 260 вертолетов АВ204В и в Японии фирмой «Фудзи», построившей 144 вертолета В 204;
• UH-1C и М – многоцелевые вертолеты для армии США с одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л. с. и 53-L-13 (1030 кВт/1400 л. с.); построено 787 вертолетов UH-1C;
• UH-1E – многоцелевые вертолеты для корпуса морской пехоты и флота, поставлено 209 вертолетов, отличались новым несущим винтом диаметром 13,42 м с хордой лопастей 0,686 м и втулкой типа «дверная петля», которая имела более простую конструкцию и в дальнейшем использовалась на всех вертолетах;
• UH-1T-тренировочные вертолеты для флота, отличались дополнительным оборудованием; поставлено 45 вертолетов;
• НН-1К – поисковые и спасательные вертолеты для флота; поставлено 27 вертолетов;
• UD-1P «Хью» – многоцелевые вертолеты для армии США с увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и хордой лопастей 0,533 м и большими размерами фюзеляжа и кабины (2,59 х 2,39 х 1,47 м), в которой размещались два летчика и 10-12 солдат или 6 раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Вертолеты были снабжены одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л. с.; производились в 1963-1968 гг. фирмой Белл, построившей 2430 вертолетов UH-1D, а также по лицензии в Германии фирмой «Дорнье», построившей 352 вертолета.
• UH-1F – многоцелевой вертолет для ВВС с одним ГТД Дженерал Электрик T53-GE-3 мощностью 940 кВт/1272 л. с,; построено 146 вертолетов, а также 39 тренировочных вертолетов TH-1F и 50 пожарных и спасательных вертолетов HH-1F;
• UH-1H – многоцелевой вертолет для армии США с одним ГТД T53-L-13 взлетной мощностью 1030 кВт/1400 л. с При одном летчике может перевозить до 15 солдат. Серийное производство началось в 1967 г. и продолжалось до 1980 г., построено 5064 вертолета для армии США, а вместе с вертолетами UH- 1D и F около 8050 вертолетов по программе общей стоимостью около 4,2 млрд долларов, кроме того, 1317 вертолетов экспортировано в различные страны до 1985 г. В 1985-1987 гг. поставлено 55 вертолетов для Турции, а позже 118 вертолетов для армии Тайваня. Предполагается, что в армии США сохранятся в эксплуатации до 2000 г. около 2700 усовершенствованных вертолетов UH- 1НР, на которых будут установлены новые двигатели и оборудование;
• UH-1V – санитарный вариант, в который переоборудуются 220 вертолетов UH-1H; снабжены усовершенствованным оборудованием и спасательной лебедкой;
• ЕН-1Н – вертолет радиоэлектронного противодействия; в 1981 г. поставлены три вертолета ЕН-1Н и позже еще семь для оценочных испытаний;
• Белл 205 А – гражданский вариант вертолета UH-1H; построено фирмой «Белл» 558 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 574 вертолета АВ-205, и в Японии фирмой «Фудзи», построившей 135 вертолетов;
• Белл 208 «Туиндельта» – демонстрационный вариант вертолета с двумя ГТД Континентал Т72-Т- 2 взлетной мощностью 1050 кВт/1400 л. с. и несущим винтом вертолета UH-1D совершил первый полет в 1965 г.;
• Белл 215 «Хьютаг» – демонстрационный вариант вертолета с одним ГТД T55-L-7 взлетной мощностью 1950 кВт/2650 л. с., ограниченной системой трансмиссии до 1480 кВт/2000 л. с., несущим винтом диаметром 15,24 м и лопастями с хордой 0, 686 м с сужающимися законцовками, снабжен системой уменьшения уровня вибраций. Совершил первый полет в 1968 г., предлагался в качестве вертолета-крана грузоподъемностью около 3000 кг при максимальной взлетной массе 6950 кг и статическом потолке 1220 м;
• Белл 533 – экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1B со стреловидным; крылом: размахом 8 м и двумя ТРД Континентал J69- Т-9 тягой по 420 кг. Во время испытаний в 1964 г. достигнута максимальная скорость 379,8 км/ч при взлетной массе 3855 кг;
• YUH-1B-экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1B с прямым крылом, четырехлопастным несущим винтом и двумя ТРД Пратт-Уитни JT-12 тягой по 1500 кг. Проходил испытания с 1965 г.; 15 апреля 1969 г. достигнута максимальная скорость 508,5 км/ч при взлетной массе 4180 кг. Во время полета концы лопастей обтекались со скоростью, соответствующей числу М=1,01. Максимальные скорости, достигнутые на винтокрылах Белл 533 и YUH-1B, не регистрировались в качестве международных рекордов для винтокрылов, хотя превышали их;
• Белл 212 – двухдвигательный вариант вертолета Белл 205, начал разрабатываться в 1968 г. для министерства обороны Канады, заказавшего 80 вертолетов под обозначениями CUH-1 и CN-155. Вертолеты Белл 212 снабжены двумя спаренными канадскими ГТД РТ6Т- 5В общей взлетной мощностью 1340 кВт/1800 л. с. Первый полет состоялся в 1969 г., серийное производство начато в 1970 г. Построено в США фирмой «Белл» 805 вертолетов и в Канаде по лицензии 67 вертолетов;
• UH-1N – вариант вертолета Белл 212 для вооруженных сил США; построено 345 вертолетов для ВВС, флота и корпуса морской пехоты;
• UH-1 «Пенетрейтор»-усовершенствованный транспортно-боевой вертолет, глубокая модернизация вертолета UH-1 с узким фюзеляжем, как у вертолета АН-1, выполненным из КМ, и с крылом. В двухместной кабине экипажа летчик размещается спереди, а стрелок сзади, в основной центральной кабине может размещаться до 10 десантников. Вооружение состоит из двух пулеметов калибром 12,7 мм, пушки калибром 20 мм, контейнеров с НАР и пусковых установок для УР. Максимальная взлетная масса 430 кг. Совершил первый полет в октябре 1991 г., дальнейшего развития не получил;
• Белл 212 «Туин Твелф»-гражданский вариант вертолета, в 1977 г. получил сертификаты летной годности в США, Великобритании, Канаде и Норвегии и стал первым вертолетом в США с поплавковым шасси, сертифицированным для управления одним летчиком в полете по приборам. Поставлено 18 вертолетов в Австралию, КНР, Саудовскую Аравию и Японию. В 1988 г. серийное производство вертолетов Белл 212 передано на завод фирмы «Белл» в Канаде, где построено более 200 вертолетов;
• АВ 212 – многоцелевой вертолет, производимый по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 335 вертолетов, в том числе 35 поисково-спасательных вертолетов для ВВС Италии;
• АВ 212 А5 – противолодочный вариант вертолета для флота Италии, Греции, Ирака, Турции и Венесуэлы. Построено более 160 вертолетов, которые снабжены опускаемой гидроакустической станцией и системой автоматической стабилизации при полете на режиме висения. Вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб;
• Белл 412 – вариант вертолета Белл 212 с четырехлопастным несущим винтом, совершил первый по~ летв 1979 г., сертификат летной годности в США выдан в 1981 г. Производство перенесено в 1981 г. в Канаду, откуда поставлено более 400 вертолетов;
• Белл 412SP – усовершенствованный вариант с увеличенным запасом топлива и повышенной комфортабельностью. В 1989 г. производство вертолетов 412SP перенесено в Канаду, где будет построено 100 вертолетов. Заказано 10 вертолетов для Гондураса и 18 дня ВВС Норвегии. Будет производиться также по лицензии в Индонезии, где будет построено 100 вертолетов;
• АВ 412 «Грифон» – многоцелевой военный вариант вертолета Белл 412, разработан в Италии фирмой «Агуста». Первый полет совершил в 1982 г., поставки начаты в 1983 г. Заказано 114 вертолетов для вооруженных сил Италии и 10 для ВВС Зимбабве, имеются заказы от других стран. Вертолет АВ 412 «Грифон» предназначен для разведывательных и штурмовых операций, непосредственной огневой поддержки и транспортировки боевого снаряжения, может использоваться для эвакуации раненых и поисково-спасательных операций.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого – 2300
- максимальная взлетная – 4309
Внутренние топливо – 916 + опционально 1325 л
Диаметр главного винта – 13,41 м
Диаметр хвостового винта – 2,59 м
Длина – 12,98 м
Высота – 3,84 м
Тип двигателя – 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-11
Мощность – 1 х 1115 л.с.
Максимальная скорость – 238 км/ч
Крейсерская скорость – 204 км/ч
Практическая дальность – 615 км
Дальность действия – 383 км
Скороподъемность – 425 м/мин
Практический потолок – 3500 м
Статический потолок – 3230 м
Экипаж – 1-2 чел

ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА:

8 солдат или 3 носилок, 2 сидячих раненых и 1 сопровождающий или 1361 кг груза в кабине или на подвеске

ВООРУЖЕНИЕ (ОПЦИОНАЛЬНО):

1 7.62-мм пулемет М60 в дверце кабины или 4 7.62-мм пулемета М60 на направляющих по бокам фюзеляжа.
Возможна подвеска 2 пакетов с 24 70-мм НУР

Источники: www.redov.ru, topwar.ru, bmpd.livejournal.com, www.zelezki.ru, arsenal-info.ru, ru.wikipedia.org и др.