БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ
INFANTRY FIGHTING VEHICLE, THE BMP-1: HISTORY, DEVELOPMENT



БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

С 1979 года Курганским машзаводом выпускается боевая машина пехоты БМП-1П (объект 765Сп4) боевой массой в 13,4 тонны, модернизация выполнена СКБ Курганского машзавода. Это вариант БМП-1 с повышенной огневой мощью при стрельбе по бронированным целям за счет установки вместо ПТУР «Малютка» комплекса ПТУР 9М113 «Конкурс» с полуавтоматическим управлением, повышенной бронепробиваемостью и расширенным диапазоном дистанций боевого применения. На крыше башни БМП смонтирована ПУ 9П135М или 9М135М-1для ПТУР 9М111 «Фагот» и 9М113 «Конкурс», изъят кронштейн с верхней части орудия. Боекомплект ПТУР состоял из 4-х ракет. Введены подбой и надбой на башне, корпусе, надмоторном люке, в зоне расположения ног водителя, на крышках люков командира и водителя. Для защиты от огнесмесей типа напалм введено новое противопожарное оборудование.
Позже на БМП-1П были внесены другие изменения, включая набор из 6 дымовых мортир системы 902В «Туча», размещенных в задней части башни. Часть машин оборудовалась колейным ножевым тралом КМТ-10.
В конце 1970-х БМП-1П заменила БМП-1 в качестве серийной машины. Кроме того, некоторые БМП-1 во время капитального ремонта на танкоремонтных предприятиях Минобороны в 1980-х годах подвергались модернизации и доводились до уровня БМП-1П.
На базе БМП-1П создан командирский вариант машины БМП-1ПК и вариант машины БМП-1ПГ с установкой на крыше башни слева автоматического гранатомета с боезапасом. Некоторые машины прошли переоборудование на танкоремонтных заводах МО.
В 1970 – 1980-х годах были проведены инициативные работы по форсированию двигателя УТД-20 за счет применения газотурбинного наддува, разработка выполнялась ВНИИтрансмаш, БЗТМ, СКБ «Турбина», ЦНИДИ. В результате были созданы опытные двигатели УТД-23М мощностью 240…295 кВт.
На базе БМП-1 выпускались командирские машины БМП-1К, командно-штабные машины БМП-1КШ, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-2 и БРЭМ-4, боевая разведывательная машина БРМ-1К, инженерная разведывательная машина ИРМ «Жук», опытная СПУ для ракетного комплекса «Шиповник» и другие.
Начиная с 1966 года было изготовлено более 55 тысяч БМП-1, что в количественном отношении делает ее одной из наиболее значимых и интересных в истории бронетехники. БМП-1 широко поставлялась за рубеж, она состояла на вооружении стран социалистического лагеря, ближнего Востока, Африки и до. По лицензии БМП-1 производились в Чехословакии (ВУР-1), Польше, Румынии (МП-84) и Индии. В Китае в небольших количествах выпускается копия БМП-1.
Экспортные поставки БМП осуществлялись в Иран (500), Ирак (более 700), Кувейт (более 50), Ливию (450), Сирию (более 1000) и Йемен (более 50). В Алжир БМП поставлялись двумя партиями в 1975 и 1982 годах (около 500 машин); Мозамбик полу¬чил немного машин в 1984 году. Куба получила ВМП-1 в 1980-х годах около 60. Индия заказала БМП-1, прежде чем решила наладить лицензионное производство БМП-2, названных «Сарат».
После объединения Германии БМП-1 в числе немногих образцов советской боевой техники временно была принята на вооружение бундесвера под индексом БМП-1А1 «Ост». В ее конструкцию при этом был внесен ряд изменений, чтобы приблизить эксплуатационные характеристики машины к стандартам НАТО.
В 1990-х годах боевые машины пехоты БМП-1 состояли на вооружении в Алжире (684 единицы), Анголе, Афганистане, Болгарии (29), Венгрии (502), Вьетнаме (400), Греции (500, получены из Германии), Египте (200), Ираке, Иране (200), Индии, Йемене (150), Китае, КНДР, Кубе, Ливии (740), Польше (1680), Румыния (139), СССР (8208), Словакии (311), Сирии (2300), Финляндии (40), Чехии (605), Швеции (300, получены из Герма¬нии), Шри Ланке, Эфиопии (20).
Опыт боевого применения БМП-1 получили входе арабо-израильской войны 1973 года. Появление БМП-1 во время ближневосточной войны ознаменовало боевой дебют новой категории боевых пехотных машин. БМП-1 было слишком мало, чтобы оказать какое-либо заметное влияние на ход военных действий, но они вызвали интерес во всем мире к этому нововведению в тактике и технологии войны. Египет получил первую партию БМП-1 около 80 машин соответственно в июле-августе 1973 г., и после ускоренного обучения экипажей уже в сентябре поступили на вооружение. Вторая партия до 150 БМП-1 прибыла в Египет в августе-сентябре 1973 г. Из-за затеснения в десантном отделении и жары в египетской армии перевозилось до 6 шести пехотинцев, вместо 8 положенных. Сирия получила около 150 БМП-1 в 1973 году, из до 100 принимали участие в боевых действиях.
В целом БМП-1 показала хорошие маневренные качества, эффективность орудия было ограничено дальностью до 500 м. Полноценное использование ПТУР 9М14М «Малютка» было ограничено из-за сложности управления из БМП ракеты с ручной системой наведения. Египетская и сирийская армии имели эти машины на вооружении достаточно долго, чтобы должным образом их освоить. Особенно это касалось сирийцев, которые понесли большие потери из-за того, что экипажи плохо разбирались в вопросах техобслу-живания новых машин.
Израильтяне уничтожили или захватили 40-60 египетских БМП и 50-60 сирийских. Около половины сирийских БМП было брошено из-за технических неисправностей. На израильтян про¬извели особое впечатление действия БМП вокруг Кантары, где они пересекли солончаковые низины там, где увязли египетские и израильские танки. В южном секторе канала около Вади Мабука БМП попали в переделку; израильская пехота обнаружила, что БМП можно подбить огнем 12,7-мм пулеметов по задней части башни. БМП-1 также оказалась легкой целью для 106-мм безоткатных орудий. Египтянам приходилось воевать с раскрытыми люками, и поэтому израильтянам, если их позиции были на высотах, удавалось выводить машины из строя огнем в незакрытые люки.

Обследование захваченной в 1973 году армией США сирийской БМП-1 показали затесненность десантном отделения.
С середины 1970-х годов они использовались в боевых действиях в Анголе. Небольшое количество БМП-1 использовалось ангольскими и кубинскими войсками в войне с ЮАР в Намибии и Анголе. В 1982 году сирийская армия применяла БМП-1 в боях с изра¬ильскими войсками в Ливане. Ливийские БМП-1 воевали в Чаде, а индийские – против тамильских повстанцев в Шри Ланке. Советская Армия использовала БМП-1 в ходе военных действий в Афганистане с 1979 года. Сразу же стали очевидны три недо¬статка БМП-1: слабое бронирование бортов, недостаточный угол вертикальной наводки орудия, теснота внутри. В Афганистане БМП-1 часто попадали в засады моджахедов, стрелявших с флангов в упор, когда 16-мм бортовая броня могла не выдержать попадания из 12,7-мм ДШК. Это приве¬ло к изготовлению в полевых мастерских модификации БМП-1 с добавочной 10-мм многослойной броней вдоль бортов.
БМП-1 широко применялась иракской армией в Персидском заливе в ходе первой войны с Ираном в 1980-х годах (Ирану в 1976 году также поставлялись БМП, около – 500 единиц). В иракской армии самым распространенным изменени¬ем БМП-1 стал демонтаж автомата заряжания, который оказался очень тяжелым в обслуживании.
Незадолго до начала войны в заливе в 1991 году иракцы начали осуществление не-скольких программ модер¬низации своих БМП-1, включая вариант с броне¬вым экраном. К началу войны 1991 года Ирак имел около 600 БМП, в основном БМП-1, и небольшое количество БМП-2 и специальных модификаций.
БМП-1 использовались почти во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР. Российская войска применяли БМП-1 в Чечне.
Начавшаяся в конце 1980-х годов конверсия оборонных отраслей промышленности побудила создание на базе БМП-1 специальных машин народнохозяйственного назначения: лесопожарная машина ЛПМ-01 и усовершенствованная ЛПМ-02. Серийный выпуск ЛПМ-01 был начат на ремонтном заводе в г.Борисове. С 1995 года на серийное производство была поставлена машина ЛПМ-02. Эти агрегаты использовались в Восточной Сибири, на Урале, в Коми и др. районах.
ВНИИтрансмаш (главный конструктор Г.И.Баранов) совместно с НАТИ для медицинского обеспечения танковых и мотострелковых частей разработали и изготовили на базе БМП-1 бронированные медицинские машины (БММ). БММ имеют следующие три модификации: бронированный медицинский транспортер БММ-1 для розыска, сбора и вывоза раненых с поля боя или очагов массовых санитарных потерь, оказания раненым первой медицинской помощи; бронированная медицинская машина медицинского пункта батальона БММ-2 для оказания первой медицинской и доврачебной помощи и эвакуации раненых; бронированная подвижная перевязочная БММ-3 для оказания раненым первой врачебной помощи по неотложным показателям и эвакуации раненых.
БММ отличается высокой подвижностью, преодолевает водные преграды на плаву и может транспортироваться авиационным, автомобильным и морским (речным) видами транспорта. Машина оснащена устройствами, обеспечивающими защиту экипажа и раненых от воздействия ударной волны и проникающей радиации, химического и бактериологического оружия и системой маскировки.

НОВЫЕ ВАРИАНТЫ БМП

Несмотря на то, что еще при работе над первой БМП для Советской Армии выбор пал на гусеничный вариант машины, работы по колесным боевым машинам пехоты продолжались. Одной из них стала опытная колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50 боевой массой в 13 тонн, которая была создана на базе узлов и агрегатов БТР-60ПБ. Опытный образец выпущен Горьковским автозаводом в 1971 году. Корпус ГАЗ-50 герметичный, сварной из катаных броневых листов. Силовая установка с двумя карбюраторными двигателями мощностью по 125 л.с. размещена в корме. Он обеспечивала максимальную скорость до 80 км/ч, на плаву до 10 км/ч и запас хода до 700 км. В бронированной башне были размещены 73-мм орудие «Гром», 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и пусковая установка ПТУР «Малютка». Экипаж состоял из двух человек, десант из восьми человек. Выход десанта обеспечивается через люки в бортах и сверху корпуса. Стрельба десантников из машины обеспечивалась шестью амбразурами. Для движения по воде применяется водометный движитель. В дальнейшем на ее базе создан бронетранспортер БТР-70.
В решении проблемы повышения эффективности БМП важное место отводилось размещению десанта в машине, что непосредственным образом влияло на компоновку машины и различного оборудования десантного отделения (установок для стрельбы десанта из машины, приборов наблюдения, люков и дверей для входа и выхода десанта, средств жизнеобеспечения и т.д.).
Для изучения возможностей повышения эффективности боевой работы десанта БМП при атаке и проверке для новых вариантов оборудования мест десантников в рамках комплексной НИР на КМЗ при участии ВНИИтрансмаша и ЧТЗ в 1970 году был создан на базе БМП-1 ходовой макет «объект 677 Сп1» с активизированным расположением десанта.
В передней части десантного отделения, размещенного в несколько приподнятой над штатным МТО части корпуса, впереди боевого отделения (БО) размещались 4 установки для стрель¬бы из стрелкового оружия десанта: две крайних для пулеметов и две средних для автоматов, за которыми на индивидуальных креслах-сиденьях располагались 4 десантника. В кормовой части, за БО, вдоль бортов находились еще 4 места для десантников, снабженные экспериментальными установками для стрельбы из автоматов с новыми приборами наблюдения и прицеливания.
Результаты исследований показали, что активизированное размещение десанта значительно увеличивает дальность и скорость обнаружения целей, что позволяет их эффективно подавлять огнем десанта. Однако принятое в макете размещение четырех десантников перед БО не являлось оптимальным из-за стесненности и трудностей с посадкой и высадкой, а конструкция опытных установок десанта и приборов наблюдения и прицеливания на основе стекловолоконной оптики и коллимационного принципа имела серьезные недостатки.
Поэтому в 1971 году «объект 677 Сп1» подвергся существенной доработке. Перед БО разме¬щались рабочие места двух десантников, оснащенные низкими вращающимися установками для пулемета и автомата по типу командирских башенок, еще 2 места десантников с вращающимися наружными установками под пулеметы располагались сзади БО.
На испытаниях опытных образцов танков и БМП в 1972 году на Широколанском учебном центре под г. Николаевом были получены данные для обоснованного выбора вооружения и приборного оснащения рабочих мест боевых машин. Одновременно была отработана методика этих исследований, что позволило в дальнейшем успешно применять ее в процессе войсковых испытаний новых образцов бронетехники.
Полученные материалы легли в основу работ по активизации десанта и совершенствованию его оснащения в процессе создания БМП-2, БМП-3, БМД-3. Была разработана в ВНИИтрансмаш и согласована с 38НИИБТ методика экспериментальной оценки эффективности посадки и высадки десанта и проведены сравнительные испытания на всех серийных и опытных (на тот период времени) боевых ма¬шинах – БМП-1, БМП-2, БМД-1, БТР-70 и БМП-3.
Материалы испытаний подтвердили, что лучшими по этим параметрам являются БМП-1 и БМП-2. Усовершенствованное конструкторами Курганского машзавода оборудование десантного отделения и МТО БМП-3 позволило в 2-3 раза улучшить время входа-выхода и защищенность десанта.

МОДЕРНИЗАЦИЯ БМП-1

В настоящее время предлагается несколько вариантов модернизации БМП-1. По первому варианту: установка автоматического гранатомета АГ-17 (увеличение количества поражаемых целей); замена ПТРК «Малютка» с ракетой 9М14М на ПТРК «Конкурс» с ракетой 9М113М (увеличение бронепробиваемости в 1,6 раза); замена штатной гусеницы и ведущего колеса БМП-1 на гусеницу и ведущее колесо БМП-2 (повышение эксплуатационной надежности гусеницы в 2 раза). По варианту два: установка на БМП-1 боевого отделения от БМП-2 (повышение уровня огневой мощи до уровня БМП-2); замена штатной гусеницы и ведущего колеса БМП-1 на гусеницу и ведущее колесо БМП-2; установка водоизмещающих крыльев от БМП-2 (сохранение приемлемого запаса плавучести модернизированной машины). По третьему варианту предлагается установка боевого модуля «Кливер» с 30-мм пушкой, пулеметом и ПТУР «Корнет».
Модернизация БМП-1: переоборудование башни для установки автоматического гранатомета АГ-17 и комплекса ПТУР 9П135М с ракетой 9М113М «Конкурс»; установка гусеницы и ведущего колеса БМП-2; установка противорадиационной защиты – подбоя и надбоя; дооборудование и установка кронштейнов для монтажа минного трала; дооборудование башни и монтаж системы дистанционной постановки дымовой завесы «Туча»; установка радиостанции Р-173; дооборудование корпуса и монтаж противокумулятивных экранов; усиление противоминной стойкости днища; установка противонапалмовой защиты.
Вариант БМП-1 с комплексом вооружения «Кливер» весом 1500 кг создан тульским КБ приборостроения на базе БМП-1. на который установили новое боевое отделение с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и боекомплектом в 300 выстрелов, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, четырьмя ПТУР «Корнет», приборами прицеливания и наведения (прицел-прибор наведения совмещенный дневной-ночной прицел с лазерным дальномером 1К13-2) и двухплоскостным стабилизатором. Для стрельбы из пушки применяются осколочно-фугасно-зажигательные, осколочно-трассирующие и бронебойно-трассирующие снаряды. Прицельная дальность стрельбы из пушки бронебойно-трассирующим снарядом 100-2000 м, осколочно-фугасно-зажигательным снарядом – 100-4000 м, максимальная – 5500 м. Скорострельность орудия 350-400 выстрелов в минуту. Стрельба ракетами днем обеспечивается на дальность от 100 до 5500 м, ночью – 100-3500 м.
В конце 1998 года БМП-1 с комплексом «Кливер» прошла испытание в НИИ БТВТ в Кубинке. Новая модернизированная боевая машина пехоты была впервые показан на международной выставке в Абу Даби в 1999 году. Комплекс вооружения «Кливер» был впервые показан в 1996 году в Туле на празднике посвященном 850-летию города, где она была установлена на бронетранспортер БТР-80.
Для установки на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2, других типах бронемашин предлагается дневно – тепловизионный прицел наводчика САНОЭТ-1 взамен штатного прицела. Замена прицела на машине производится в течении 2-4 часов без ее доработки. Прицел САНОЭТ-1 предназначен для ведения стрельбы из штатной пушки и из автоматического гранатомета в любых походных условиях. В состав прицела входят два блока, оптико-механический и электронный. В прицеле применена тепловизионная камера типа ALIS фирмы SAGEM.
По одному из вариантов предлагается довести БМП-1 до уровня БМП-2, с установкой боевого отделения последней.
Волгоградский тракторный завод предлагает модернизацию машин типа БМП-1 путем установки на них башни с 30-мм автоматической пушкой 2А42 от боевой машины десанта БМД-2. Такая боевая машины пехоты получила обозначение БМП-1Д «Разбежка». В начале 1980-х годов эта башня была разработана для установки на БМП-1 и БМД-1. Опытный образец БМП-1Д проходит с 1997 года испытания на полигоне НИИ БТ в Кубинке. Машина БМП-1Д была представлена на выставке вооружения в 1999 году в Абу-Даби.
Израильская фирма «Нимда» предлагает модернизировать БМП-1 с установкой на него нового дизеля 6V-92T мощностью 850 л.с. созданный фирмой «Детройт дизель».

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» 2013

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

• Боевая машина советской пехоты, Рига: Торнадо, 1988
• Болотин Д.Н. Советское стрелковое оружие – М:ВИ,1990 г.
• Вараксин Ю.Н., Бах И.В., Выгодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР – М: ЦНИИ информации, 1981 г.
• ВНИИтрансмаш – страницы истории. Под ред. Э.К.Потемкина – СПб: Петровский фонд, 1999 г.
• Карпенко А.В., Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.) – Спб: Невский бастион, 1996 г.
• Объект 675 (основные характеристики), планшет
• ТТХ новых бронированных машин (906Б, 775 и 609), материалы отчета ВНИИ-100, 1962 год
• Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945-1995, часть 2 – М: Моделист-конструктор, 2000
• Каталог «Военный Парад – 2001»
• Оружие России, каталог, том I и VII – М: Военный Парад, 1996-1997

В НАЧАЛО

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1
ПАМЯТНИК БМП-1 В СЕВАСТОПОЛЕ