БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ
INFANTRY FIGHTING VEHICLE, THE BMP-1: HISTORY, DEVELOPMENT



БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ

Прошло 40 лет с момента создания первой отечественной боевой машины пехоты БМП-1. За это время произошло очень много важных событий в нашем отечестве и мире, даже потенциальный враг меняется. Если раньше это были страны НАТО, планировалась большая война с линей фронта, то теперь это терроризм. И в начале XXI века начали искать эффективные средства борьбы с ним, это коснулось и бронированных машин. Но как не странно, в таких операциях находится место, и ставшим уже традиционными – боевым машинам пехоты.

РАЗРАБОТКА И КОНКУРЕНТЫ

Послевоенный период развития бронетанковой техники характеризуется созданием новых типов военных гусеничных машин, предназначенных для решения специфических задач на поле боя, отличных от задач, возлагаемых на танки.
К концу 1950-х годов у Советского Союза и стран НАТО появилось тактическое ядерное оружие, вырабатывалась тактика его применения. Новая война могла быть с использованием тактического ядерного оружия. В таких условиях успешное использование своих войск могло быть достигнуто по приданию сухопутным частям большей маневренности и рассредоточения их на поле боя. Тогда в Советской Армии начался перевод пехоты на новые структуры, началось создание мотопехотных частей, началось развертывание мотострелковых дивизий. основным средством доставки пехоты в них были бронетранспортеры. Отечественные бронетранспортеры, созданные по окончанию Великой Отечественной войны, в основном были колесными и к концу 1950-х годов лишь частично решали взаимодействие танков и пехоты. Об успешном решении задач мотопехотой на поле боя, даже под прикрытием и при поддержке танков, в условиях воздействия факторов ядерного взрыва, не могло быть и речи. Требовалась совершенно новая бронированная боевая машина.
Боевая машина пехоты (БМП) предназначалась для повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей на поле боя при поддержке танков. Она должна была иметь подвижность выше, чем у среднего танка, с ходу форсировать водные преграды, защищать экипаж и десант от осколков и пулеметного огня, обеспечивать преодоление радиоактивно заряженных участков местности и позволять вести активные действия десанту как в спешенном боевом порядке, так и с машины.
Разработка концепции новой боевой машины была выполнена НТК ГБТУ и ВНИИ-100. В ВНИИ-100 в 1960 году начались первые предварительные проработки компоновочных схем специальных пехотных боевых машин. Так первоначально именовались будущие боевые машины пехоты (БМП). Институтом было выполнено 10 вариантов проработок боевых машин. К концу 1960 года ГБТУ совместно с другими организациями Минобороны и промышленности, при участие головного института отрасли ВНИИ-100 был выработан проект тактико-технического задания (ТТЗ) на разработку БМП. В феврале 1961 годы было выпущено постановление Совета Министров СССР которым задавалась нескольким специализированным КБ разработка технических проектов машин, к работе было привлечено 11 организаций из Ленинграда, Челябинска, Кургана, Рубцовска, Горького, Волгограда, Харькова, Брянска, Тулы и Москвы.
В КБ заводов было разработано 19 технических проектов БМП. На тот момент большинство КБ заводов не имело опыта в создании плавающих машин, поэтому основные исследования по плавучести вариантов БМП проводились в ВНИИ-100. В КБ Челябинский тракторный завод (ЧТЗ, главный конструктор П.П.Исаков) и Харьковский тракторный завод (ХТЗ, главный конструктор А.Ф.Белоусов) для машин был выбран хорошо освоенный зарубежом для движения по воде движитель, использующий перемещение гусениц. В КБ Курганского машиностроительного завода был разработан проект «объект 609″ с колесным шасси и гусеничным приспособлением.
Опытная колесно-гусеничная боевая машина пехоты «объект 609» создавалась в КБ Курганского машзавода по заказу ГБТУ с колесным шасси и гусеничным приспособлением. В задании масса машины была определена 12-14 тонн. КБ был выполнен эскизный проект. БМП «объект 609» имела хорошие бронирование, лобовая часть корпуса и борт от 8 до 30 мм. В поворотной бронированной башне была установлена 73-мм гладкоствольная пушка «Гром» с боекомплектом до 40 выстрелов и спаренный 7,62-мм пулемет СГМТ. Длина опорной поверхности машины составила 1940 мм, база 4590 мм, ширина – 2850 мм, высота по крыше башни – 1950 мм, клиренс – 400-550 мм. На БМП «объект 609» предлагалось установить карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 максимальной мощностью 180 л.с. с жидкостной принудительной системой охлаждения и механическую трансмиссию с трехходовой коробкой передач. Удельное давление на грунт машины могли меняться с 0,5 до 3,0 кг/см2. Она могла при движение на колесном ходу развивать по шоссе скорость хода до 85 км/ч, средняя скорость по шоссе была 40-45 км/ч. На колесно-гусеничном ходу скорость движения была меньше, максимальная – 40 км/ч, средняя –20-27 км/ч. При движение на воде БМП имела запас плавучести 8-10% и могла передвигаться со скоростью 7 км/ч. Запас хода 600 км. Экипаж «объекта 609» состоял из двух человек, машина транспортировала восемь человек десанта.
Колесная БМП «объект 1200» с формулой 8 х 8 была разработана в КБ Брянского завода на специальной базе с размещением десанта спереди и сзади боевого отделения с выходом через пороговую дверь. В 1964 году Брянский завод изготовил макетный образец БМП «объект 1200». Боевая масса машины 13,67тоны, длина БМП – 6860 мм, ширина – 2830 мм и высота – 2020 мм. Клиренс машины был переменный. В поворотной башне было размещено 73-мм орудие «Гром» и 7,62-мм спаренный пулемет. На крыше башни размещалось пусковое устройство для противотанковых ракет «Малютка». Бронирование БМП было противопульное, корпус и башня сварные из катаных броневых листов. Движение БМП обеспечивал двигатель мощностью в 300 л.с., который обеспечивал максимальную скорость по шоссе 90 км/ч и на воде – 10 км/ч. Для движения по воде используются водометные движители реактивного типа. Силовая установка расположена в корме слева. Экипаж БМП состоял из трех человек, десант – семь человек.
Проект колесно-гусеничной БМП «объект 19» боевой массой 13,1 тонны разработан совместно КБ Алтайского тракторного завода (в настоящее время Рубцовский машзавод) и ВА БТВ в 1964 году. Вооружение машины размещалось в башне и было аналогично другим конкурсным БМП. Конструкция ходовой части представляла собой колесное шасси 4х4 с вспомогательным гусеничным движителем, который располагался между осями передних и задних колес. Гусеничный движитель применялся для повышения проходимости, для этого он опускался на грунт. Рас¬положенные в середине кор¬пуса гусеницы можно было опустить до земли для обес¬печения лучшего сцепления на влажном грунте или сне¬гу, в то время как колеса, в случае использования толь¬ко их, давали лучшую под¬вижность на дорогах или твердом грунте. Переход с колесного хода на колесно-гусеничный осуществлялся на месте или на ходу за 15-20 секунд.
Двигатель «объекта 19» располагался в корме машины, он обеспечивал максимальную скорость движения по шоссе до 80 км/ч, на плаву – 10 км/ч. Выход десанта обеспечивался через задние люки на крыше корпуса сзади башни. Движение на плаву осуществлялось водометными движителями. В 1965 году Алтайский тракторный завод изготовил макет машины «объект 19». Несмотря на то, что БМП не была принята на вооружение, один опытный образец ее находится в 21 НИИ МО. Его демонстрируют в движении на вставках автомобильной техники Минобороны.
КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ, Главный конструктор И.В.Говалов) подготовила для конкурса два проекта боевых машин: колесно-гусеничная боевая машина пехоты «объект 911″, гусеничная БМП «объект 914». Машина «объект 911» боевой массой в 12,07 тонны создана на специальной базе со сварным корпусом и башней из катаных броневых листов. В башне размещалась пушка «Гром» и спаренный пулемет, на ее крыше пусковое устройство ПТУР «Малютка». Машина имела приборы ночного видения, огневая мощь усиливалась стрелковым оружием десанта, для его использования из нутри БМП было оборудовано шесть амбразур. Моторно-трансмиссионное отделение размещено сзади, в нем был установлен двигатель мощностью 300 л.с.
На машине «объект 911» установлены два движителя: гусеничный и колесный. Колесный имеет четыре колеса, из которых два задние – ведущие. Переход с одного движителя на другой осуществляется на месте за 1,5-2 минуты. Колеса были предназ-начены для быстрого дви¬жения по дорогам, гусени¬цы должны были использоваться на пересеченной местности. Максимальная скорость движения БМП по шоссе на гусеничном ходу составляла 57 км/ч, на колесном ходу – 108 км/ч. Запас хода при одной полной заправке ограничивался 300 км. Для движения по воде используется водометный движитель, он обеспечивал скорость до 10 км/ч. Опытный образец БМП «Объект 911» был изготовлен ВгТЗ а 1964 году. В дальнейшем на базе БМП был создан легкий плавающий танк «объект 911Б» с более мощным вооружением, он также остался только в опытном исполнении.
Опытная боевая машина пехоты «объект 914″ боевой массой в 14,4 тонны создана КБ ВгТЗ на базе узлов и агрегатов танка ПТ-76 с активным размещением десанта. В баше размещалось вооружение аналогичное БМП «объект 911». Бронирование корпуса и башни было противопульное. Справа и слева от механика-водителя находились два пулеметчика, 7,62-мм пулеметы ПКТ крепились на лобовом листе корпуса в шаровых опорах, третий пулемет спарен с орудием. Для стрелкового оружия десанта имелось шесть амбразур. Выход десанта производился на корму. Двигатель размещался в корме слева, дизель мощностью 300 л.с. обеспечивал максимальную скорость до 65 км/ч. Движение на плаву осуществлялось с помощью реактивных водометов со скоростью 10 км/ч.
Еще одна опытная боевая машина пехоты «объект 764» была создана в КБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) под руководством главного конструктор П.П. Исаков, ее изготовили на ЧТЗ в 1964-1965 гг. Боевая масса БМП составила 12,6 тонны. Машина имеет сварной корпус из катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм. В носовой части размещен дизельный двигатель мощностью в 300 л.с., по центру машины боевое отделение с башней, на которой размещено основное вооружение: 73-мм орудие 2А28 «Гром», 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТУР 9М14М «Малютка». Экипаж БМП составлял три человека. В корпусе между двигателем и боевым отделением, а также в корме размещался десант из восьми человек. Выход десанта был предусмотрен через двери в корме машины и люки на крыше. Стрельба десанта обеспечивалась через шесть амбразур. Максимальная скорость по шоссе БМП до 65 км/ч. Для движения по воде применялся водометный движитель, он обеспечивает скорость на плаву 9-10 км/ч. Постановка дымовых завес производится аппаратурой ТДА.
В том же КБ ЧТЗ были разработаны проекты еще нескольких вариантов БМП, среди них «объект 765», который в последствие и был принят на вооружение под обозначением боевая машина пехоты БМП-1. Кроме этого на базе «объекта 765» был подготовлен вариант боевой машины боевой массой в 13 тонн с активным размещением десанта. Это означает такое расположение транспортируемых солдат, что бы они максимально могли усилить огневую мощь БМП. При этом башня с основным вооружением, аналогичным «объекту 765», размещалась в корме, силовая установка с дизелем расположена в носу справа, слева от нее место механика – водителя, за ним место командира. В средней части корпуса размещались три пулемета в шаровых опорах, которые обстреливали цель в секторе +45 град. по горизонту.
По результатам рассмотрения 19 технических проектов БМП предпочтение было отдано нескольким образцам. На сравнительных испытаниях в 1964 году, проведенных в 38 НИИБТ, было предъявлено шесть опытных образцов БМП. С ЧТЗ был доставлен «объект 765″ с единым гусеничным движителем для земной и водной поверхностей, Волгоградский тракторный завод – два образца, оснащенные водометами, но с различными движителями для движения суше: «объект 914″ с чисто гусеничным движителем и «объект 911″ с колесно-гусеничным, Алтайский тракторный завод представил на испытания «объект 19″ с колесно-гусеничным движителем и водометами, Брянский и Кутаиский заводы предъявили «чисто» колесные варианты БМП.
Рассмотрение результатов испытаний было поручено межведомственной комиссии, которая отдала предпочтение варианту БМП КБ ЧТЗ. Подоготовка к серийному производству БМП-1 на Курганском машиностроительном заводе было начато в 1964 году. Вскоре были созданы предсерийные образцы БМП «объект 765″, которые прошли необходимые полигонные и войсковые испытания. 14 апреля 1966 года было принято постановление правительства о принятии «объекта 765″ под наименованием БМП-1 (боевая машина пехоты – 1) на вооружение Советской Армии. В серийное производство БМП-1 пошла на Челябинском тракторном заводе с 1966 года, на Курганском машзаводе – с 1967 года.

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1

БМП-1 – это был образец первой в мире машины, обеспечивающей действия пехоты без выхода из нее или поддерживающей действия пехоты, вышедшей из машины. Созда-валась в рамках концепции повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками.
Отечественная промышленность более чем на десятилетие опередила зарубежные разработки в области боевых машин пехоты. В США разработка БМП была начата в середине 1960-х годов и закончилась лишь к началу 1980-х годов принятием на вооружение БМП М-2 «Бредли», английская БМП MCV-80 «Уорриор» также появилась только в начале1980-х годов. Немецкая БМП «Мардер» тоже появилась позже отечественной БМП-1.
Боевая машина пехоты БМП-1 (объект 765) сконструирована на специальной базе с передним расположением силового отделения. Сварной, полностью герметизированный коробчатого сечения корпус имеет расположенный под большим углом наклона верхний передний броневой лист, бронирование противопульное от 6 до 26 мм. Корпус снабжен боковыми нишами, выступающими над гусеничными цепями. Входные двери для десанта расположены в корме. В двери встроены топливные баки. Дизельный двигатель УТД-20 в едином силовом блоке с трансмиссией размещается в передней правой части корпуса. Верхний лобовой лист имеет большой люк, закрытии ребристой крышкой, крепящейся болтами. Машина способна без подготовки форсировать водные препятствия за счет перематывания гусениц, верхние ветви которых заключены в гидродинамические кожухи. Подвеска машины индивидуальная торсионная. В состав экипажа входят три человека: командир, оператор вооружения и механик-водитель.
БМП имеет коническую сварную башню с расположенной в ней 73-мм гладкоствольным полуавтоматическим орудием с активно-реактивным выстрелом 2А28 «Гром» и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. Орудие имеет дальность стрельбы от 500 до 300 м, дальность прямого выстрела – 765 м. Эффективный огонь обеспечивается на 700-1300 м. Заряжание пушки полуавтоматическое с электроприводом, что позволило исключить заряжающего, боевая скорострельность до 6-10 выстрелов в минуту. Спаренная установка имеет электрический привод наведения, который обеспечивает вертикальное наведение в секторе от – 4 до +300. Боекомплект из 40 выстрелов размещен в механизированной укладке – конвейере.
Основной боеприпас 73-мм орудия противотанковый выстрел ПГ-15В, где используется практически таже граната, что и в станковом гранатомете СПГ-9, но с другим метательным зарядом. Граната ПГ-15 обеспечивает максимальную бронепробиваемость до 280-350 мм. Это боеприпас мог пробить лобовую броню основных танков НАТО 1970-х годов типа М60А1, «Чифтен» и «Лео¬пард 1», но не может пробить лобовую броню современных танков типа М1А1 «Абрамс», «Леопард 2» или «Челленджер», только бортовую.
На подвижной бронировке и лафете орудия крепится пусковой кронштейн для запуска ПТУР 9М14М «Малютка». Комплекс ПТУРС представляет собой систему с ручным командным управлением снарядом по проводам. Наводчик орудия является оператором ПТУРС, он же производит в ручную заряжание пускового устройства ракетой. Боезапас из четырех снарядов 9М14М в боевом отделении машины размещен вертикально. Комплекс «Малютка» предназначен для поражения танков и другой бронированной техники, а также инженерных сооружений типа ДОТ и ДЗОТ при отсутствии и наличии естественных или организованных инфракрасных помех.
Дополнительно в БМП размещен ручной гранатомет РПГ-7. Стрельба из орудия, спаренного пулемета и ПТУРСами обеспечивается перископическим комбинированным дневным – ночным бесподсветочным прицелом 1ПН22М1.
Десант БМП состоит из восьми человек, он может вести огонь из личного оружия через восемь амбразур по 4 на борт, закрытых бронированными крышками в бортах корпуса. БМП-1 – боевая машина, позволяющая пехоте вести бой не покидая ее. В амбразурах смонтированы шаровые установки, две передние для пулемотов и семь для автоматов, оборудованные системой отсоса пороховых газов. Над шаровыми установками закреплены перископические приборы наблюдения. При необходимости экипаж БМП может поддержать своих спешенных мотострелков мощным огнем. Машина аэротранспортабель¬на и может десантироваться парашютным способом.
Для связи внутри машины она оборудована танковым переговорным устройством Р-124 на пять абонентов, внешняя связь обеспечивается ультракоротковолновой радиостанией Р-123М.
Ночью на БМП-1 может использоваться инфракрасный – прожектор ОУ-3ГА2. У механика-водителя имеется ночной прибор ТВНО-2, у командира – комбинированный прибор ТКН-3Б. Кроме этого имеются оптические приборы наблюдения ТНПО-170 и ТНП-350Б. Все приборы наблюдения экипажа оборудованы обогревом. Для очистки приборов наблюдения механика-во¬дителя и командира установлена воздушно-жидкостная система.
На машины БМП-1 установлен шестицилиндровый четырехтактный V-образный быстроходный дизель УТД-20 мощностью 300 л.с., система охлаждения - жидкостная со струйным распылением топлива. Он создан и производится Барнаульским заводом транспортного машиностроения. Мощность у двигателя снимается с обоих концов коленчатого вала – на силовую передачу и на приводы компрессора и водооткачивяющего насоса. Двигатель и силовая передача представляют собой моноблок. Топливная система питания включает основной бак и два бака, встроенные в кормовые двери общей емкостью 462 литра, которая обеспечивает запас хода 550-600 км. Особенностью этой системы является наличие автоматической муфты изменения опережения подачи топлива. Воздухоочиститель – бескассетный типа «Циклон», с эжекционным удалением пыли и устройством для подогрева воздуха в зимних условиях. В системе охлаждения эжекционного типа предусмотрена принудительная циркуляция охлаждающей жидкости при остановке двигателя, если ее температура +70° С и выше. На БМП-1 имеется подогреватель.
БМП-1 можт передвигаться по шоссе с максимальной скорость движения до 65 км/ч, средняя скорость по сухой грунтовой дороге 40-45 км/ч, на плаву - 7-8 км/ч.
Силовая передача включает двухдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по фрикционной массе КФ-2), механическуюкоробку передач с постоянным зацеплением шестерен и синхринизаторамн па 2, 3, 4 и 5-й передачах и два двухступенчатых планетарных механизма поворота. Одним из появившихся на БМП нововведений была простая рулевая колонка, благодаря которой управление стало намного более простым, чем с рычагами тракторного типа. Ручка переключения положения рычагов была расположена на рулевой колонке. Система противоатомной защиты (ПАЗ) состоит из стационарных и подвижных герметизирующих устройств, нагнетателя, филь-тровентиляционной установки, системы вентиляции и подвода очищенного воздуха.
Для создания дымовых завес на БМП имеется тер¬модымовая аппаратура (ТДА) многократного действия, она работает на дизельном топливе.
Откачку проникающей в корпус воды обеспечивают два насоса с электродвигателями и один механиче¬ский.
БМП-1 поступили на вооружение мотострелковых дивизий в основном развернутых в европейской части Советского Союза и странах Варшавского договора. Остальные части Советской Армии оснащались более дешевым и простым в эксплуатации бронетранспортером БТР-60ПБ. К началу 1980-х годов типовая мотострелковая дивизия имела два полка на бронетранспортерах и один на БМП.
Серийно БМП-1 всех модификаций производилась с 1966 по 1983 год. Запасные части, динамические тренажеры вождения и подготовки экипажей боевых машин пехоты БМП-1 выпускаются Муроммашзаводом. С 1966 по 1969 год в серии находилась БМП-1 (объект 765Сп1) боевой массой 12,6-13,0 тонн. Первые серийные БМП-1 отличалась от более поздних БМП-1 следующими деталями: она имела более короткую носовую часть, на ней не было панели доступа к системе химических фильтров слева от башни, и у нее отличалась компоновка люков на крыше в кормовой части корпуса. Эта модификация производилась в небольших количествах, в основном для войсковых испытаний.
Взаимодействие ЧТЗ и ВНИИ-100 на всех этапах создания БМП-1 позволило внедрить в серийное производство: систему охлаждения с эжектором принципиально новой схемы с последовательно-параллельным потоком газа, шампованными соплами и алюминиевымирадиаторами; систему питания воздухом с одноступенчатым бескассетным воздухоочестителем и высоконапорным эжектором удаления пыли; алюминиемое епогонное устройство с пластмассовыми шарами; комплекс мероприятий по снижению загазованности обитаемых отделений БМП при стрельбе; вращающееся контактное устройсто и мощный фильтр подавления радиопомех в бортовой сети; комплекс мероприятий по обеспечению защиты от воздействия оружия массового поражения. включающий прибор ГО-27, фильтровентяляционную установку, подпоромер и др.; мероприятия по повышению пожаростойкости машины; комплекс мероприятий по обеспечению пуска двигателя при низких температурах, включая и применение маловязских смазочных материалов.
За время эксплуатации БМП-1 постоянно проводились работы по снижению ее массы. повышению эффективности вооружения машины, ресурса и надежности основных систем и узлов. В 1968 году на ЧТЗ был проработан вариант установки водометов на БМП-1. На следующий год комплект документации на БМП-1 с водометами передали на КМЗ, где был изготовлен действующий макет. С 1971 года макет прошел испытания на оз. Суходольном, р. Вуокса, на Днестровско-Бугском лимане под. г. Николаевом, в том числе при 4-5 бальном ветре. Целью таких испытаний была отработка конструкции водомета и исследование характеристик плава БМП с гусеничным и водометным движителями в раличных условия.
В середине 1970-х годов ВНИИтрансмаше для повышения управляемости БМП-1 при повороте споектировал и провел испытания комбинированный механизм поворота с гидрообъемной передачей.
БМП-1 была спроектирована для применения в войне с использованием тактического ядерного оружия. За время ее серийного производства военная доктрина изменилась, пришлось переориентировать БМП на боевые действия с использованием обычного оружия.
В процессе производства в конструкцию БМП вносились изменения, направленные на повышение надежности ходовой части, силовой установки, трансмиссии и др. В 1969году в войсках появился модернизированный вариант БМП-1 (объект 765 Сп.2), он находился в серии в 1969-1973 гг. Боевая масса машины практически не изменилась, она была в 13 тонн. При движении по воде БМП-1 из-за перетяжеления передней части машины, вызванного размещением там двигателя, часто подныривала. Эта проблема была разрешена удлинением передней части корпуса на 25 сантиметров, что придало машине дополнительную плавучесть. В боеукладку «объекта 765 Сп.2» для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами был введен переносной зенитный ракетный комплекс 9К32 “Стрела-2”, два таких ЗРК крепились замками над главным топливным баком. Он обеспечивал борьбу с воздушными целями, стрельба велась с машины как с места так и с хода. На некоторых БМП вместо зенитного комплекса размещается ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. На марше автоматы десанта можно ставить перед солдатами и закреплять защелками. Есть также набор ремней для закрепления небольших вещмешков.
С 1973 по 1979 гг. выпускался доработанный вариант БМП-1 (объект 765Сп3) боевой массой 13,2 т, для борьбы с живой силой в боекомплект орудия был введен осколочно-фугасный выстрел ОГ-15В, установлен прицел 1ПН22М2. Машина была оборудована системой дорожной сигнализации, изъят механизм заряжания. У БМП появилась новая система химической фильтрации слева от башни и другие улучшения. Для преодоления водных преград на машину был поставлен новый воздухозаборник с поднимаемой трубой для предотвращения попадания воды.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1
ПАМЯТНИК БМП-1 В СЕВАСТОПОЛЕ