ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ BOEING E-4 (США)
AIRBORNE COMMAND POST BOEING E-4 (USA)

25.06.2017

Два самолета E-4B Boeing 747s ВВС США, которые получили название «Самолет судного дня», и практически являются мобильными «ядерными чемоданчиками», получили повреждения в результате торнадо 16 июня.
Об этом журналистам сообщил представитель командования ВВС Соединенных Штатов полковник Пэт Райдер.
«Два самолета E-4B Национального оперативного центра, базирующиеся на авиабазе „Оффут“, получили повреждения в результате шторма», — заявил Райдер.
Кроме того, повреждены восемь разведывательных самолетов RC-135, находившихся на этой же базе. На территории авиабазы повалены деревья и повреждены здания.
rusvesna.su

12.04.2018

США подняли в воздух самолет E-4B Nightwatch, известный, как «самолет судного дня». Из данных, отраженных на веб-сервисе Flightradar (предназначен для наблюдения за положением воздушных судов в реальном времени) видно, что самолет находится над штатом Индиана.
Судно может находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки и предназначено как для использования высшим политическим руководством США, так и для использования в качестве «коммуникационного хаба» в случае использования противником ядерного оружия.
В последнем случае самолет связывает президентский бункер с руководством армии и другими бункерами (в случае повреждения коммуникационного оборудования электромагнитным импульсом, следующим сразу за взрывом).
В моменты кризиса самолет поднимается в воздух по умолчанию. Пользователи Twitter вспомнили, что видели судно в воздухе «летящим низко в небе после полудня» после атаки террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001-го.
rusvesna.su

28.10.2020

Компания L3Harris Technologies получила контракт на сумму 23,8 миллиона долларов на выполнение работ по модернизации сверхвысокочастотного оборудования (SSHF) для самолетов E-4B ВВС США, сообщает defpost.com 26 октября.
Модернизация SSHF (survivable super high frequency) направлена на создание новых возможностей, которые формируют основу для поддержания E-4B в качестве эффективной платформы ядерного командования, управления и связи (nuclear command, control and communications – NC3).
Центр управления жизненным циклом ВВС США (Air Force Life Cycle Management Center – AFLCMC) на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон, штат Огайо, будет следить за контрактной деятельностью (FA8612-21-C-5007). Контракт является результатом конкурентного приобретения, было получено 67 предложений. На момент заключения контракта будут привлечены средства на исследования, разработки, испытания и оценку в размере 20 миллионов долларов США.
Работы будут проводиться в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), и на базе ВВС Оффатт (штат Небраска), и, как ожидается, будут завершены к 18 апреля 2022 года.
ВВС США имеют четыре оперативных E-4B, все они эксплуатируются 1-й воздушной эскадрильей управления ВВС США (1 ACCS), которая входит в состав 595-й группы управления и контроля на базе ВВС Оффатт (штат Небраска).
В настоящее время военно-воздушные силы стремятся заменить самолеты Boeing E-4B Nightwatch в рамках программы «высокоживучего воздушного центра управления системами вооружений» (Survivable Airborne Operations Center (SAOC) Weapon System (WS).
Военный паритет


ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ BOEING E-4


Воздушный командный пункт Boeing E-4B предназначен для управления стратегическими ядерными силами США (всеми МБР на территории США, стратегическими бомбардировщиками и атомными ракетными подводными лодками) и находится в подчинении комитета начальников штабов и президента США.
В 1973 г. военно-воздушные силы США объявили о начале работ по программе AABNCP (Advanced Airborne National Command Post), получившей шифр 481В. Эта программа предусматривала создание новых самолетов-воздушных командных пунктов стратегического звена, имеющих большие мы рабочих помещений, которые предполагалось впоследствии оснастить новейшей аппаратурой связи и обработки информации.
Программой предусматривалось проведение переоборудования нескольких гражданских широкофюзеляжных лайнеров «Боинг-747-200В» в самолеты-ВКП, получившие обозначение Е-4А. На разных этапах работ потребное количество самолетов варьировалось от четырех до семи (существовали планы иметь три ВКП КНШ и четыре самолета в роли ВКП САК), в конечном итоге, однако, было решено построить три ВКП Е-4А и еще один самолет – сразу в усовершенствованном варианте Е-4В. Одновременно было решено дооборудовать со временем все самолеты Е-4А до уровня Е-4В. Окончательно было решено, что все самолеты Е-4 поступят в распоряжение комитета начальников штабов вооруженных сил США и будут служить в качестве резервного пункта управления высшего военного руководства страны в условиях чрезвычайной обстановки.
Основным исполнителем работ по разработке усовершенствованной радиоэлектронной аппаратуры для самолета Е-4В была назначена фирма «Е-Системз». Подрядчиками при разработке и поставке БРЭО выступали фирмы «Электроспейс Системз», «Коллинз» и RCA.
Фирмой «Боинг» в соответствии с планом работ по программе 481В в течение 1973 – 1975 гг. в самолеты-ВКП КНШ было переоборудовано три авиалайнера «Боинг-747-200В». Военно-воздушные силы США присвоили эти самолетам следующие серийные номера: 73-1676, 73-1677 и 74-0787.

Конструкция планера самолета Boeing E-4B аналогична конструкции самолета Boeing 747-200 и имеет схему с низкорасположенным стреловидным крылом и кабину экипажа, поднятую над уровнем основных помещений. В основной кабине находятся помещения представителей командования национальных вооруженных сил, штаба управления боевыми операциями (вмещает до 30 чел.), для проведения совещаний, инструктажа (рассчитано на 21 чел.), управления средствами связи, технического контроля средств связи и отдыха сменного экипажа. В передней и задней частях фюзеляжа на нижней палубе находятся отсеки радиоэлектронного оборудования, помещение для техобслуживания оборудования, рабочее место оператора управления лебедкой с длиннопроводной буксируемой антенной очень низкой частоты.
На самолетах установлены 4 турбореактивных двигателя CF6-50E. Топливо находится в семи топливных баках (общая емкость 198500 л).
Самолет оборудован системой электроснабжения мощностью 1200 кВ-А (по два генератора мощностью по 150 кВ А на каждом двигателе). Бортовые системы могут работать при отключении двух генераторов. В случае выхода из строя любого из генераторов можно продолжать выполнение всех операций в полном обьеме в длительном полете.
Аппаратура связи и обработки информации, установленная на борту этих самолетов, была заимствована у прежних самолетов-ВКП КНШ EC-135J, выводимых из боевого состава САК ВВС США. Эта аппаратура имела защиту от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва.
Площадь рабочих помещений самолета составляет 429,2 м2, что приблизительно в три раза превышает аналогичный показатель самолетов ЕС-135С. Пассажирская кабина Е-4А была разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы КНШ, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.
С начала 1982 г., в соответствии с планом, на всех самолетах Е-4А были проведены работы по переоборудованию их в вариант Е-4В. Самолеты получили новое радиоэлектронное оборудование, двигатели F103-GE-100 (первые две машины) и приемники системы дозаправки топливом в воздухе. На переоснащение одной машины уходил год. Первый самолет Е-4В, переоборудованный из Е-4А вернулся в 1-ю эскадрилью ВКП 55-го СтРАКр в июне 1983 г., второй – в мае 1984 г., а третий – в январе 1985 г.

Самолет Е-4В оснащеи УКВ радиостанциями AN/ARC-89(V), AN/ARC-150, AN/ARC-164(V), AN/ARC-196 и AN/ARC-513. Кроме того, на борту имеются коротковолновая станция AN/ARC-58 и аппаратура резервной системы СДВ связи с передатчиком мощностью 200 кВт, использующая буксируемую антенну длиной около 8 км.
Воздушный командный пункт располагает радиостанциями систем спутниковой УКВ связи AFSATC0M и MILSTAR, а также радиостанцией спутниковой СВЧ связи AN/ASC-24. Последняя предназначена для работы в стратегических многоканальных спутниковых системах связи DSCS-2 и DSCS-3. Она обеспечивает передачу речевых, телеграфных сообщений и данных в цифровой форме. Диапазон используемых радиочастот составляет 7 – 8 ГГц. Мощность передатчика – 11 кВт. Параболическая антенна радиостанции AN/ASC-24 диаметром 91 см установлена под обтекателем в верхней части фюзеляжа самолета.
На борту ВКП Е-4В установлены оконечные устройства отображения системы предупреждения о ракетном нападении. Самолет оснащен также аппаратурой системы управления пуском МБР ALCS. Наличие этой аппаратуры позволяет производить пуски межконтинентальных баллистических ракет, а также перенацеливать их, непосредственно с борта самолета, минуя промежуточные пункты управления. Как и самолет-ВКП предыдущего поколения ЕС-135С, Е-4В оснащен аппаратурой AN/ASQ-121 HARDS.
В 1982 – 1985 гг. в вариант Е-4В были переоборудованы три ранее изготовленных самолета Е-4А.
С августа 1994 г. на E-4B возложена дополнительная задача оказания помощи Федеральному агенству по чрезвычайному управлению (Federal Emergency Management Agency’s – FEMA) в координации борьбы со стихийными бедствиями типа урагана, тайфуна или землетрясения.
На вооружении состоят 4 машины, созданные в 1973-1978 гг. на базе самолетов Боинг 747. Три самолета E-4A оснащены командным оборудованием и системами управления более раннего поколения, снятыми с самолетов EC-135, а один самолет E-4B имеет большую численность пункта управления боевыми операциями, защиту от теплового воздействия при ядерном взрыве, меньший уровень шума в кабинах, улучшенное управление с оборудованием, новую систему спутниковой СВЧ-связи и сдвоенную систему связи на низкой и сверхнизкой частотах. Впоследствии самолеты E-4A были модернизированы до стандарта E-4B.
В январе 2006г. Дональд Рамсфилд объявил что весь флот E-4B будет постепенно выведен из эксплуатации. Они могут быть заменены на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.

МОДИФИКАЦИИ
• E-4A первая серийная модель (3 самолета).
• E-4B модификация Е-4А, с новой системой спутниковой связи и системой коммуникации Collins LF/VLF.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация E-4A
Масса, кг
- пустого снаряженного самолета 148069
- максимальная взлетная 364552
Внутренние топливо, кг 150395
Размах крыла, м 59,64
Длина самолета, м 70,51
Высота самолета, м 19,33
Площадь крыла, м2 510,95
Тип двигателя 4 ТРДД General Electric F103-GE-102 (CF6-80C2B1)
Тяга, кгс 4 х 252.44
Максимальная скорость, км/ч 969
Крейсерская скорость, км/ч 933
Практическая дальность, км 12601
Продолжительность полета, ч.мин
- без дозаправки 12,0
- с дозаправкой 72,0
Практический потолок, м 13715
Экипаж, чел 2-4

Полезная нагрузка:

90 пассажиров или 66088 кг полезной нагрузки

Источники: rufor.org, topwar.ru, www.airwar.ru, www.dogswar.ru, www.testpilot.ru и др.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА США НА БАЗЕ BOEING 747
ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ BOEING-747 (США)
ВОЗДУШНЫЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ