ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ VULCAN (США)
HEAVY BOOSTER VULCAN (USA)

25.02.2018

Минимальная стоимость запуска ракеты Vulcan окажется на 70 процентов ниже максимальной стоимости старта носителя Delta IV Heavy, сообщил Business Insider глава американской компании ULA (United Launch Alliance) Тори Бруно.
«Vulcan начнет летать в середине 2020 года», — сказал бизнесмен. Стоимость запуска ракеты «начнется менее чем со 100 миллионов долларов», что «на 70 процентов меньше по сравнению с услугами выведения на Delta IV Heavy», добавил он.
Бруно отметил, хотя цена пуска ракет Falcon 9 и Falcon Heavy компании SpaceX в расчете на килограмм полезной нагрузки ниже, однако носитель Vulcan обладает перед ними конкурентными преимуществами.
Верхняя (вторая) ступень Vulcan работает на водороде, что позволяет топливу не замерзнуть на околоземной орбите в условиях продолжительной работы при низких температурах. При этом верхняя ступень Falcon Heavy работает на керосине, который, как отмечает Business Insider, в условиях низких температур может замерзнуть за несколько часов (при этом в ходе первого пуска верхняя Falcon Heavy успешно отработала на околоземной орбите в течение шести часов).
Кроме того, верхняя ступень Vulcan, получившая название ACES (Advanced Cryogenic Evolved Stage), способна работать на околоземной орбите в течение нескольких месяцев, что позволяет после дозаправки использовать ее в качестве буксира для межпланетного корабля.
Частично многоразовая ракета Vulcan рассчитана на выведение на низкую околоземную орбиту до 40 тонн полезной нагрузки. Носитель создается альянсом ULA, совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin, производителем носителей Atlas 5 и Delta IV Heavy, которые должны заменить к середине 2020-х.
Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan (фактически Atlas 6), в совокупности позволят развить большую тягу, чем один российский двухкамерный агрегат РД-180 первой ступени Atlas 5. В отличие от РД-180, работающего на керосине, BE-4 использует метан.
В США ULA считается главным конкурентом SpaceX. В феврале 2018-го глава SpaceX Илон Маск написал в Twitter, что «съест свою шляпу, если к 2023-му на Vulcan будет запущена какая-либо военная нагрузка».
На низкую околоземную орбиту Delta IV Heavy доставляет до 32 тонн полезной нагрузки, стоимость пуска носителя оценивается в 350 миллионов долларов. Ракета состоит полностью из американских комплектующих и до запуска Falcon Heavy считалась самым грузоподъемным из действующих носителей в мире.
Если слова Бруно верны, то стоимость выведения килограмма полезной нагрузки на Vulcan окажется ниже, чем аналогичные показатели для российских одноразовых тяжелых ракет «Протон-М» (до 23 тонн на низкую околоземную орбиту за 65 миллионов долларов) и «Ангара-А5» (до 25,8 тонны за 100 миллионов долларов).
Лента.ру

19.04.2018

Американская компания Blue Origin показала свой ракетный двигатель BE-4 на 34-м Космическом симпозиуме, проходящем 16-19 апреля 2018 года в Колорадо-Спрингс (США), сообщил в Twitter журналист SpaceNews Джефф Фауст.
Первый ВE-4 представлен в марте 2017 года. Blue Origin неоднократно тестировала данный силовой агрегат. Последнее состоялось в марте 2018 года, когда силовой агрегат в течение 114 секунд поддерживал тягу 65 процентов от номинального значения на уровне моря (2,4 тысячи килоньютонов). Массовое производство ВE-4 разворачивается в штате Алабама.
ВE-4 планируется устанавливать на ракету Vulcan, замену носителя Atlas 5, разрабатываемую ULA (United Launch Alliance), совместным предприятием Boeingи Lockheed Martin. Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень Vulcan (фактически Atlas 6), в совокупности разовьют большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas 5. В отличие от РД-180, работающего на керосине, BE-4 использует метан. Также BlueOrigin планирует устанавливать BE-4 на собственную ракету New Glenn.
Лента.ру

30.09.2018

Двигатель BE-4 компании Blue Origin миллиардера Джеффа Безоса выбран в качестве замены российских двигателей РД-180, используемых в американских ракетах Atlas V. Об этом сообщает портал Spaceflightnow со ссылкой на твит компании United Launch Alliance, частного подрядчика НАСА.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
Американский силовой агрегат работает на метане и жидком кислороде и обладает меньшей тяговооруженностью, чем керосиновый РД-180. Он будет устанавливаться на ракеты Vulcan производства ULA. Помимо этого, Blue Origin также планирует устанавливать BE-4 на собственные ракеты тяжелого класса New Glenn, которые должны появиться в середине 2020-х годов.
Лента.ру

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V (США)


ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ VULCAN

Американская ракета-носитель (РН) большой грузоподъёмности разрабатывается с 2014 года United Launch Alliance (ULA) и финансируется за счёт государственно-частного партнёрства с правительством США. ULA планирует первый запуск новой ракеты не ранее 2019 года.
Корпорация ULA (United Launch Alliance) (США), один из самых известных разработчиков и производителей космической техники в Мире, совместное предприятие «Боинг» и «Локхид Мартин», уже около 2-х лет занимается созданием системы запуска нового поколения Vulcan, которая позволит сделать вывод спутников дешевле и доступнее. Предполагается, что система Vulcan составит серьезную конкуренцию многоразовой ракете Falcon 9v1.1R (R от англ. Reusable, повторно (многократно) используемая) Элона Маска.
В результате голосования для новой ракеты United Launch Alliance было выбрано название Vulcan. Среди конкурентов были «Орёл», «Свобода», «Зевс» и GalaxyOne, всего было получено более миллиона голосов.
Как утверждает само ULA, «Вулкан» — система запуска нового поколения, которая призвана сделать вывод спутников дешевле и доступнее. Это будет достигнуто в том числе с помощью вылавливания части ракет вертолётами.

Повторное использование частей ракеты является важной составляющей «Вулкана». Не всегда самое тяжёлое в ракете является самым дорогим. В ULA считают, что повторное использование не заключается в мягкой посадке всей первой ступени. Вместо этого предлагается вернуть лишь небольшую, но дорогую часть ступени, это проще и дешевле.
Технология носит название Sensible, Modular, Autonomous Return Technology (SMART). Маршевые и рулевые двигатели будут вылавливаться в воздухе, это самая дорогая часть первой ступени. План ULA заключается в том, чтобы нижняя часть ракеты отсоединялась после завершения работы первой ступени. Затем, используя надувную теплозащиту, она входит обратно в атмосферу. Раскроются парашюты, вертолёт поймает блок с двигателями и приземлится с ним.
Для сравнения: SpaceX вынуждена оставлять в баках первой ступени Falcon 9 какую-то часть топлива, чтобы выполнять три последующих включения для гашения скорости, торможения при входе в атмосферу и мягкой посадки на платформу.

Серия РН Vulcan, создается на основе принципа модульного построения. Всего по заявлениям производителя потребителю будет доступно 12 модификаций данного изделия (с ГО диаметром 5 или 4 метров).
На первом этапе первая ступень семейства РН будет оснащена двигателем BE-4 (AR-1 компании Aerojet предусматривается в качестве запасного варианта).
На втором этапе разработки производитель намерен установить на ракету в качестве второй ступени криогенный разгонный блок. Двигательная установка на этом блоке должна будет состоять из сборки из 1-4 ракетных двигателей производства Aerojet, Blue Origin, XCOR или др. производителя. До этого момента времени в качестве второй ступени будет использоваться разгонный блок типа Centaur.
Боковые ускорители семейства ракет предполагается делать твердотопливными.
В перспективе производитель РН планирует придать ракете многоразовость путем наделения ее первой ступени отделяемым двигательным отсеком который должен будет после работы отделяться от ступени, тормозиться при помощи парашютной системы и подхватываться в воздухе при помощи вертолета. Согласно заявлению разработчика данная система позволить снизить стоимость создания первой ступени на 60-70 процентов. Экономия затрат на подготовку изделия составит до 90 процентов.
Верхняя (вторая) ступень Vulcan работает на водороде, что позволяет топливу не замерзнуть на околоземной орбите в условиях продолжительной работы при низких температурах. При этом верхняя ступень Falcon Heavy работает на керосине, который, как отмечает Business Insider, в условиях низких температур может замерзнуть за несколько часов (при этом в ходе первого пуска верхняя Falcon Heavy успешно отработала на околоземной орбите в течение шести часов).
Кроме того, верхняя ступень Vulcan, получившая название ACES (Advanced Cryogenic Evolved Stage), способна работать на околоземной орбите в течение нескольких месяцев, что позволяет после дозаправки использовать ее в качестве буксира для межпланетного корабля.
Частично многоразовая ракета Vulcan рассчитана на выведение на низкую околоземную орбиту до 40 тонн полезной нагрузки.
На сегодняшний день совет директоров ULA выполнил только краткосрочные обязательства по финансированию проекта разработки ракеты, и остаётся неясным, будет ли доступно долгосрочное частное финансирование для завершения проекта. По состоянию на март 2016 года, правительство США выделило на развитие РН Vulcan $201 млн.
ULA рассматривали концепты ракет в течение первых десяти месяцев с момента основания компании в 2006 г. Разные концепты для замены ракет на базе серий ракет Атлас и Дельта, унаследуют от компаний-предшественников финансирование, предоставленное им правительством США.
В начале 2014 года геополитические и политические факторы, связанные с международными санкциями в условиях украинского кризиса, привели к попытке ULA рассмотреть возможность замены двигателей РД-180 российского производства, используемых в ускорителе первой ступени Атлас-5. Официальный контракт на исследование был выдан ULA в июне 2014 некоторым американским производителям ракетных двигателей. ULA также столкнулись с конкуренцией со стороны SpaceX, на то время наблюдавших за влиянием ULA на основной рынок национальной безопасности США военных запусков, и в июле 2014 года с обсуждением в Конгрессе США законности запрета на использовании в будущем двигателей РД-180.
В сентябре 2014 года ULA заявили, что вступят в партнёрство с Blue Origin для разработки BE-4 — кислородно-метанового двигателя для замены РД-180 на новой первой ступени ускорителя.
Первый запуск ракеты Vulcan планируется с мыса Канаверал во Флориде либо с базы Ванденберг в Калифорнии в 2019 году. Он будет осуществлён либо с помощью двух двигателей Blue Origin BE-4 на сжиженном газу, либо с помощью пары более традиционных керосиновых Aerojet Rocketdyne AR-1. На чём летать, выберут уже в следующем году. Таким образом, будет произведён отказ от закупаемых у России РД-180. Процесс создания довольно дорогой, поэтому ракета будет разрабатываться в несколько этапов. Речь идёт о миллиардах: конкретные цифры не называются, но исторически известно, что разработка нового ракетного двигателя обходится в 1 млрд долларов, а начало работы над новой ракетой — в порядка 2 млрд. Сначала будет прорабатываться первая ступень с американским двигателем.

При 10—20 запусках в год стоимость наиболее базового варианта ракеты Vulcan будет составлять порядка 100 млн долларов (существующий Atlas 5 обходится в 164 млн). Но важно обеспечивать хотя бы 10 запусков в год, иначе стоимость возрастёт. В период между 2018 и 2022 годами ВВС и Национальное управление военно-космической разведки США будут делать вместо привычных десяти по примерно пять пусков в год. Заполнять образовавшуюся «дыру» планируется гражданскими запусками, в том числе для НАСА. В ближайшие несколько месяцев будет определено, с каких стартовых площадок будет запускаться «Вулкан»: это либо мыс Канаверал во Флориде, либо база Ванденберг в Калифорнии.
Минимальная стоимость запуска ракеты Vulcan окажется на 70 процентов ниже максимальной стоимости старта носителя Delta IV Heavy, сообщил Business Insider глава американской компании ULA (United Launch Alliance) Тори Бруно.
«Vulcan начнет летать в середине 2020 года», — сказал бизнесмен. Стоимость запуска ракеты «начнется менее чем со 100 миллионов долларов», что «на 70 процентов меньше по сравнению с услугами выведения на Delta IV Heavy», добавил он.
Бруно отметил, хотя цена пуска ракет Falcon 9 и Falcon Heavy компании SpaceX в расчете на килограмм полезной нагрузки ниже, однако носитель Vulcan обладает перед ними конкурентными преимуществами.

Источники: geektimes.ru , ru.wikipedia.org, topwar.ru, ecoruspace.me, Лента.ру и др.

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ – НОСИТЕЛИ