БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)
ARMORED RECONNAISSANCE AND PATROL VEHICLE BRDM-2 (GAZ-41)

06.01.2016

3 января руководство Николаевского бронетанкового завода с помпой заявило о том, что к новогодним и рождественским праздникам предприятие дарит бойцам «АТО» 50 боевых разведывательно-дозорных машин.
Заказ украинского Минобороны был выполнен с опережением в месяц.
Техника не новая — она много лет простояла в хранилищах Минобороны, поэтому почти все механизмы вышли из строя. Сотрудники завода установили на машины новые двигатели, полностью переделали корпус, добавили кондиционеры и навигаторы.
Однако депутат Николаевского областного совета Олег Мудрак выяснил, что 35 БРДМ предназначены для продажи в ОАЭ. Об этом Мудрак написал на своей странице в Facebook.
«За 2 месяца никаких 50 БРДМ для ВСУ отремонтировано не было. Информированные люди говорили, о том, что: 1) 12 штук БРДМ-2 должны были передать ВСУ к 1 декабря, да так и не «разродились», поэтому, может быть, днями и, как обычно, с приличным отставанием и штрафными санкциями; 2) 35 штук БРДМ-2 ремонтируют для заказчика из ОАЭ — по всей видимости, посредник, который работает на неспокойных рынках ближнего Востока. Вот на эти БРДМки и ставятся навигаторы и кондиционеры, как Вы сами понимаете, наше МО такие «навороты» не заказывает. Плюс к этому резина «Мишелин», а не обычная «Россава», которая для ВСУ и устанавливается. 20 из 35 штук, назовем это так — «для арабов» — сделали, но никто и никуда их еще не отправил. Еще раз повторюсь — заказчик из ОАЭ, и вовсе не из ВСУ, которое, как мне кажется, скоро «мастерские» десятой дорогой станет обходить», — сообщает депутат Олег Мудрак.
ПолитНавигатор

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

28.10.2017

В ходе боевых действий против террористов запрещенной в России группировки ИГИЛ был потеряна одна модернизированная БРДМ-2. В Сети появилось изображение уничтоженной бронемашины.
Недавно данная техника была замечена во время переправы через Евфрат. «Вестник Мордовии» несколько раз уже рассказывал об этих бронированных разведывательных машинах. Ссылаясь на мнение экспертов, наши авторы отмечали, что выполненная в Сирии модернизация БРДМ-2, считается одной из лучших в мире. Например, специалистам, которые работали над улучшением характеристик техники, удалось создать дистанционно-управляемый с помощью видеокамер боевой модуль с двумя спаренными 23-мм пушками.
Хотя на БРДМ были приняты меры по повышению защищенности, противнику все же удалось поразить бронемашину. Пока не понятно, попали ли в нее управляемая ракета, реактивная граната или она подорвалась на мине. Однако, судя по открытым люкам, экипаж, по всей видимости, успел эвакуироваться. Данных о погибших нет.
Отметим, что в распоряжении сирийцев остаются другие усовершенствованные единицы данной техники, которые также активно применяются в боях с силами международного терроризма.
Вестник Мордовии

ВОЙНА В СИРИИ


БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)

В 1954 году коллектив конструкторов Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) приступил к разработке новой бронемашины, взяв за основу сконструированный ранее четырехколесный бронетранспортер БТР-40.
С 1958 года под маркой БРДМ машина стала поступать в войска. Ее боевая масса 5,6 т, она могла перевозить 5 человек. Рациональной формы полностью закрытый корпус позволял ей развивать на плаву с помощью водометного движителя скорость до 9 км/ч. Карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. обеспечивал скорость до 80 км/ч. Запас хода по шоссе достигал 500 км, на плаву — 85 км. Ходовая часть состоит из основного двигателя с приводом на обе оси и четырех малых дополнительных колес. При движении по дороге эти колеса подняты, а при переходе через окопы и другие препятствия опускаются с помощью гидроприводов и приводятся во вращение роликовыми цепями. БРДМ преодолевает подъемы до 31 °, рвы шириной до 1,2 м, снег глубиной до 0,65 м.
Машина вооружена пулеметом калибра 7,62 мм на вертлюжной установке в передней части рубки.

В 1962 году в войска поступила разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (ГАЗ-41). Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим развитием БРДМ-1. Она была разработана конструкторским бюро ОАО «Горьковского автомобильного завода», во главе с В.А. Дедковым (ведущий конструктор В. К. Рубцов) и серийно производилась с 1965 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом. Машина была принята на вооружение в 1966 году.
БРДМ-2 имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ-1 позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму.
Наименьший радиус поворота машины равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, – 30°, наибольший угол крене составляет 25°.
Двигатель (ГАЗ-41 мощностью 140 л. с.) и трансмиссия перенесены в корму корпуса. Увеличились скорости на суше и на плаву и запас хода (750 км по шоссе и 180 км на плаву).
Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм, что обеспечивало защиту от пуль стрелкового оружия и осколков.
В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной а также сиденья командира и механика-водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция и приборы наблюдения. Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.
Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки. В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.
В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются привод ручного пуска двигателя, двигатель, топливный бачок пускового подогревателя, генераторная установка, фильтровентеляционная установка, коробка передач, воздушные баллоны, водяные и масляные радиаторы, аккумуляторная батарея, водяные и масляные теплообменники, карданный привод водомётного движителя, компрессор, клапан откачки, пусковой подогреватель и водооткачивающий электронасос.
В качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Наведение в горизонтальной плоскости возможно в пределах 180° и осуществляется вращением башни, в вертикальной плоскости от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6? при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ – до 1500 метров.
Боекомплект БРДМ-2 состоит из 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.
Экипаж БРДМ-2 состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.
В ночное время механику-водителю устанавливается прибор ночного видения ТВНО-2Б, а командиру машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 – ночной ТКН-1С. В качестве средства связи использовалась радиостанция Р-123.

На базе БРДМ были созданы бронированная машина управления БРДМ-2У, бронированная машина радиохимической разведки БРДМ-2РХБ, боевые машины 9П122, 9П133, 9П124, 9П137 ,9П148 противотанковых комплексов «Малютка-М», «Малютка-П», «Фаланга» и «Конкурс», СПУ 9П31 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-1″.
В процессе выпуска БРДМ-2 неоднократно модернизировали, в том числе установили новую пулеметную башню с увеличенным углом наведения оружия по вертикали и более современным прицельным оборудованием, аналогичным оборудованию БТР-70 М. Новую машину, получившую обозначение БРДМ-2 Д, также оснастили дымовыми гранатометами и более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, благодаря чему ее скорость возросла до 100 км/ч.
В 1990-х годах часть БРДМ-2 в ходе капитального ремонта были модернизированы, на некоторых из них были установлены дизельные двигатели Д-245,9. Такие машины получили наименование БРДМ-2А (БРДМ-2М). БРДМ оснащен башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173. Подвеска унифицирована с БТР-80.
Всего за период производства было изготовлено около 7200 машин всех модификаций. Машина и ее модификации поставлялась на экспорт во все страны Варшавского договора и, кроме того, в Алжир, Анголу, Афганистан, Бенин, Бурунди, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, на Кубу, Конго, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголию, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Чад, Уганду и Эфиопию и Югославию.
Боевое крещение БРДМ-2 получили на Ближнем Востоке во время арабо-израильской войны в 1973 году, а затем использовались во Вьетнаме, в многочисленных военных конфликтах в Африке и в ирано-иракской войне. В частях и подразделениях ограниченного контингента советских войск в Афганистане БРДМ-2 использовались в основном для несения патрульной службы и охранения.

В честь для независимости Грузии 26 мая 2014 года в Тбилиси состоялась открытая выставка техники и вооружения грузинских вооруженных сил. В числе прочего на ней впервые была продемонстрирована модернизированная государственным научно-техническим центром (НТЦ) «Дельта» министерства обороны Грузии бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Известно, что выставленный образец модернизированной БРДМ-2 проходил испытания еще в 2013 году, однако серийность программы пока что неизвестна.
В качестве вооружения модернизированной БРДМ-2 установлен разработанный НТЦ «Дельта» дистанционно управляемый огневой модуль, применяемый также на грузинской БМП Lazika, и оснащенный 23-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. По бортам корпуса машины установлены восемь дымовых гранатометов.

Одно из предприятий украинского государственного концерна «Укроборонпром» в январе 2015 года приступило к производству новых бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2Дi «Хазар». Согласно пресс-релизу концерна, первые бронемашины украинские военные получат уже в течение ближайшего месяца. В случае, если министерство обороны или Национальная гвардия Украины выдадут контракт на масштабные поставки, «Укроборонпром» развернет серийное производство «Хазаров».
По данным концерна, новая бронемашина отличается повышенной проходимостью и большим запасом хода. БРДМ-2Дi, созданные на базе советского БРДМ-2, оснащен двигателем стандарта Евро-3. Машина построена по схеме 4×4 и оснащена дополнительным люком для высадки десанта. «Хазар» предназначен для разведки боем и огневой поддержки мотострелковых подразделений. Другие подробности о машине не уточняются.
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

МОДИФИКАЦИИ:
• БРДМ-2 – базовая модель бронированной разведывательно-дозорной машины
• БРДМ-2 Д – модернизированный вариант с башней от БТР-70, его также оснастили дымовыми гранатометами и более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, благодаря чему ее скорость возросла до 100 км/ч.
• БРДМ-2М (БРДМ-2А) – модернизированный вариант БРДМ-2.Оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, навигационной аппаратурой, приборами ночного и дневного видения, устройствами для преодоления окопов и траншей. Отличительной чертой машины является дизельный двигатель Д-245.9, мощностью 136 л.с., установленный вместо бензинового.
• ГАЗ-4905 БРДМ-2 – гражданский вариант БРДМ-2, с машины снято все вооружение
• БРДМ-2ЛД — украинская модернизация БРДМ-2, производится ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», путем установки дизельного двигателя СМД-21-08 украинского производства.
• БРДМ-2ДИ «Хазар» — украинская модернизация БРДМ-2 2005 года, производится ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» путем установки дизельного двигателя IVECO и нового комплекса вооружения.
• БРДМ-2ДП — украинская модернизация БРДМ-2. Облегченная модификация, оснащенная дизельным двигателем, производится ЧАО «Завод „Маяк»», г.Киев. Вооружение — носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ. Также машина оборудована боковой дверью для десанта, съёмными противокумулятивными сетками и устройством для преодоления траншей и окопов.
• БРДМ-2МБ1 — белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2, мощностью 155л.с., боевой модуль Адунок и системой видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.
• BRDM-2M-96i — модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены шестицилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040, новые тормоза
• BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены шестицилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500, кондиционер и решетчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.
• BRDM-2M-97 «Żbik-B» — дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена шестицилиндровым дизельным двигателемIveco Aifo 8040 SRC-21.11, новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.
• БРДМ-2Т — украинская модернизация БРДМ-2, компании «Техимпекс». Демонтированы дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2, мощностью 155л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Пулемёт КПВТ заменён на 12,7-мм НСВТ. Так же возможна установка других боевых модулей.
• Курјак — модернизированный вариант производства Сербии.
• LOT-B — чешская модернизированная версия.
• LOT-V — командирская версия LOT-B.
• БРДМ-2 «Дельта» – грузинский вариант модернизации БРДМ-2, установлен дистанционно управляемый огневой модуль, применяемый также на грузинской БМП Lazika, и оснащенный 23-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. По бортам корпуса машины установлены восемь дымовых гранатометов.
БОЕВАЯ МАШИНЫ ПЕХОТЫ LAZIKA (ГРУЗИЯ)

МАШИНЫ НА БАЗЕ БРДМ-2
• Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ
• 9П122 — боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»
• 9П124 — боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»
• 9П133 — боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»
• 9П137 — боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»
• 9П148 — боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»
• БРДМ-2РХ — машина химической разведки оснащена приборами войсковой химической и радиационной разведки
• БРДМ-2У — командно-штабная машина
• 9П31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
• ЗС-72Б — звуковещательная станция средней мощности;
• ЗС-82 — звуковещательная станция средней мощности;

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении с 1962 г.
Разработчик КБ ГАЗ
Изготовитель ГАЗ, Муромтепловоз
Производство серия 1963-89г.г.
База БРДМ
Колесная формула 8 х 8
Боевая масса, т 7,0
Длина, мм 5750
Ширина, мм 2350
Высота, мм 2310
Дорожный просвет, мм 340
Ср. уд. давл. в шинах, кг/см2 0,5-2,7
Тип двигателя карбюраторный ГАЗ-41
Максимальная мощность, л.с. 140
Удельная мощность, л.с./т 20,0
Максимальная скорость,км/ч 95
Скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода, км:
- по шоссе 750
- на плаву 180
Запас топлива, л 290
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 30
- крен, град. 20-25
- ров, м 1,22
- снег, м 0,65
- брод, м плавает
Бронирование, мм
- лоб корпуса 6-10
- лоб башни 6
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:

- число х калибр, мм и тип
орудия 14,5 мм КПВТ
(боекомплект, шт.) (500)
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62 мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (2000)
Прицел ПП-61А
Радиостанция Р-123

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., modeli-gaz.ru, www.opoccuu.com, voinanet.ucoz.ru, topwar.ru, bmpd.livejournal.com, 117orb.at.ua, Лента.ру и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ БОЕВАЯ МАШИНА БРДМ-2 (МУРОМТЕПЛОВОЗ)
ХИМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА БРДМ-2РХБ
БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ
АРЗАМАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД