БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ
ARMORED RECONNAISSANCE AND PATROL VEHICLE BRDM

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) – советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954-1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.

В 1954 году КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) приступило к разработке новой разведывательной бронемашины, взяв за основу сконструированный ранее четырехколесный бронетранспортер БТР-40. С 1958 года под маркой БРДМ машина стала поступать в войска. БРДМ является машиной высокой проходимости и маневренности. Герметичный корпус сварной из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 12 мм. Сверху на корпусе установлена сварная рубка. На первых серийных образцах рубка была открыта сверху, но впоследствии она была закрыта броневой крышей с люками. Ходовая часть состоит из основного двигателя с приводом на обе оси и четырех малых дополнительных колес. При движении по дороге эти колеса подняты, а при переходе через окопы и другие препятствия опускаются с помощью гидроприводов и приводятся во вращение роликовыми цепями. Рациональной формы полностью закрытый корпус позволял ей развивать на плаву скорость до 9 км/ч. Для движения на воде применялся реактивный водометный движитель. Машина вооружена пулеметом калибра 7,62 мм на вертлюжной установке в передней части рубки.

Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа.
На базе БРДМ созданы бронированные боевые машины управления БРДМ-У, химической разведки БРДМ-рх, противотанковых комплексов 2П27, 9П32 и др.

В 1960 г. ГБТУ поручило заводу (ЦЭЗ №1 БГТУ) и НИИБТ полигону разработать и установить на закрытых крышах БТР и БРДМ башенки с пулеметным вооружением.
Для БРДМ-1 была изготовлена небольшая башенка кругового вращения в виде усеченного конуса, размещенная на сварной закрытой рубке, где находился командир – стрелок. В башенке был установлен 7,62-мм пулемет СГМТ с приемником для рассыпающейся металлической ленты и гильз и перископический прицел. Наведение пулемета на цель осуществлялось вручную.
Для БТР-152 и БТР-40, а также БТР-60П были спроектированы башенки большего размера, так как они устанавливались непосредственно на закрытой крыше БТР и в них кроме пулемета СГМТ располагался и стрелок. Угол подъема пулемета достигал 80″, что позволяло применять его в горной местности и вести стрельбу по низколетящим воздушным целям. Наведение пулемета на цель осуществлялось вручную. По результатам испытаний в 1961 г. ГБТУ подготовило соответствующие 111 к заводам-изготовителям (ГАЗ и ЗиЛ).
Так, уже на БРДМ-2, принятой на вооружение в середине 1960-х гг., стояла аналогичная башенка с пулеметом СГМТ или ПКТ, а на бронетранспортерах БТР-70 и БТР-80 (приняты на вооружение в 1970-е гг.), пришедших на смену первому поколению, применялись увеличенные башенки со спаренной пулеметной установкой: 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
• 2П27 — боевая машина ПТРК 2К16 «Шмель»;
• 2П32 — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга»;
• 2П32М — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга-М»;
• 9П110 — боевая машина ПТРК 9К14М «Малютка-М»;
• БРДМ-РХ — машина химической разведки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принята на вооружение в 1958 г.
Разработчик КБ ГАЗ
Изготовитель ГАЗ
Производство серия 1957-66 г. г.
База БТР-40П
Колесная формула 4 х 4
Боевая масса, т 5,6
Длина, мм 5660
Ширина, мм 2170
Высота, мм 1870(2290)
Дорожный просвет, мм 315
Тип двигателя карбюраторный ГАЗ-40П
Максимальная мощность, л.с. 89-93
Удельная мощность, л.с./т 16,1
Максимальная скорость,км/ч 80-90
Скорость на плаву, км/ч 9
Запас хода, км:
- по шоссе 500
- на плаву 85
Запас топлива, л 150
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 31
- крен, град. 20-25
- ров, м 1,2
- снег, м 0,65
- брод, м плавает
Бронирование
• Тип брони стальная катаная
• Лоб корпуса 7-11 мм
• Борт корпуса 7 мм
• Корма корпуса 7 мм
• Днище 4 мм
• Крыша корпуса 5 мм
• Лоб рубки 11 мм
• Борт рубки 7 мм
• Корма рубки 7 мм
• Крыша рубки 5 мм
Экипаж(десант), чел 2(3)

ВООРУЖЕНИЕ:

- число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62 мм СГМБ(ПКТ)
(боекомплект, шт.) (1250)
Прицел М
Радиостанция Р-113

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., 117orb.at.ua, girtek.ru и др.

БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru