ПЛАВАЮЩИЙ ГУСЕНИЧНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-50П (БТР-50ПК)
FLOATING TRACKED ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-50P (BTR-50PK)

БТР-50П стал первым гусеничным бронетранспортером, принятым на вооружение Советской армией. Машина под кодовым названием «Объект 750» была разработана в 1952 г. (КБ Ж. Я. Котина, ведущий конструктор Н. Ф. Шамшурин) на базе легкого танка ПТ-76.
Тактико-техническим заданием, разработанным ГБТУ, предусматривалось создание двух боевых машин — плавающего легкого танка и бронетранспортера на его базе с максимально возможной степенью унификации. Проектирование бронетранспортера «объект 750» велось ВНИИ-100 в Ленинграде параллельно с танком ПТ-76 (объект 740), но с небольшим отставанием. Это было связано с тем, что многие конструктивные решения, например водометные движители, должны были пройти проверку на ПТ-76. Успешные испытания танка вселили в конструкторов уверенность, что бронетранспортер получится не менее удачным.
Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, а в июле состоялись его заводские испытания, в том числе и пробегом на 1500 км.
К августу 1952 года были изготовлены еще три машины для проведения войсковых испытаний, которые состоялись в сентябре — октябре 1952 года. Во время них по инициативе КБ, вне программных требований, были проведены стрельбы на суше и на плаву из 57-мм пушки ЗИС-2 и даже из 85-мм Д-44 (по ТТЗ предусматривалась только их перевозка). Стрельбы прошли успешно, поломок в ходовой части не произошло. Запаса плавучести хватило для ведения огня без опрокидывания или затопления, что лишний раз подтвердило исключительные амфибийные качества машины. Вместе с тем программных испытаний не выдержала штатная установка пулемета ДШК. При условии устранения всех недостатков государственная комиссия рекомендовала бронетранспортер к принятию на вооружение Советской Армии. Постановлением Совета Министров CCСP № 175- 89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер— объект 750 был принят на вооружение под обозначением БТР-50П.
Изготовителем новой машины был определен Сталинградский тракторный завод, что было вполне логично. Согласно распоряжению Совмина СТЗ был обязан в 1954 году изготовить первую партию из 10БТР. В 1955 году начался массовый выпуск БТР-50П.
Штатного вооружения машина не имела, однако в 1954 г. ограниченной серией была выпущена версия БТР-50ПА, вооруженная 14,5-мм пулеметом КПВТ с углом наведения по углу места от -3 до +85 градусов и боекомплектом в 500 выстрелов. Оружие устанавливалось на турели над рубкой командира и предназначалось для уничтожения наземных и воздушных целей.
В 1955 г. на базе БТР-50П было выпущено несколько опытных ЗСУ, вооруженных спаренной (ЗТПУ-2) и счетверенной (ЗТПУ-4) 14,5-мм зенитной пулеметной установкой. Дальнейшего развития эта разработка не получила.

С 1958 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК (объект 750ПК). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии стала крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта. Установка бронированных крыш была осуществлена на всех плавающих и неплавающих колесных и гусеничных бронетранспортерах по опыту событий в Венгрии в 1956 году. Отсутствие крыш на отечественных бронетранспортерах привело к ощутимым потерям в личном составе.
Бронетранспортер БТР-50ПК предназначен для транспортировки по суше и на плаву личного состава (десанта) мотострелковых подразделений или различных военных грузов в условиях возможного огневого воздействия противника. БТР-50ПК – боевая бронированная гусеничная машина легкого типа. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5×1,4×1,3 м. Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика-водителя.
Бронетранспортер БТР-50ПК отличается от плавающего танка ПТ-76Б (ПТ-76) отсутствием башни с пушечным вооружением, конструкцией надводной части корпуса и оборудованием обитаемых отделений.
Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи. На бронетранспортере имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное. В связи с этим корпус танка ПТ-76Б, на базе которого выпускается бронетранспортер, конструктивно изменен.
Лобовая часть корпуса отличается наличием верхнего лобового листа, в который слева вварено основание люка командира бронетранспортера с крышкой и тремя шахтами – в них размещены призменные приборы наблюдения ТНП-Б. Крышка люка снабжена стопором, фиксирующим ее в вертикальном положении. Для облегчения ее открывания и предупреждения травм при закрывании на крышке установлен торсион. В закрытом положении крышка люка изнутри запирается замком.
В средней части верхнего лобового листа расположен люк механика-водителя с крышкой, в которой находится призменный прибор наблюдения ТНП-Б, используемый при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом. С целью защиты экипажа от свинцовых брызг, отлетающих от пуль, люк имеет ограждение, приваренное снаружи по его периметру. Внутри, вдоль нижнего края люка, прикреплена легкосъемная предохранительная подушка для предупреждения травмирования лица механика-водителя при вождении по-походному с открытым люком.
Ниже люка механика-водителя размещены три прибора наблюдения ТНП-Б. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2Б ставится на место ТНП-Б в крышке люка или на место центрального – в лобовом листе.
Справа от люка механика-водителя в верхнем лобовом листе сделан вырез, куда устанавливается прибор наблюдения МК-4 командира десанта. В ночное время он заменяется на монокулярный прибор ночного видения ТКН-1Б или ТКН-1БС. ИК-осветитель ОУ-3 крепится при этом на его броневом ограждении.
По сравнению с танком у бронетранспортера увеличена высота верхних бортовых листов, образующих боковые стенки десантного отделения. На левом верхнем бортовом листе смонтирован поворотный броневой стакан антенного ввода. В правый верхний бортовой лист вварен кожух приточного вентилятора. В обоих этих листах имеются по два обзорных лючка, которые могут использоваться для стрельбы из личного оружия.
БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но доставлять на себе технику и тяжелое вооружение он уже был не в состоянии. В отличие от БТР-50П эта машина не имеет лебедки и не может перевозить артсистемы и автомобили.
В процессе серийного производства в конструкцию бронетранспортера вносились те же изменения, что и в базовый танк ПТ-76. Так, в конце 1950-х годов на БТР-50ПК начали устанавливать ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, радиостанцию Р-113, автоматическую углекислотную противопожарную установку и ТДА. С 1962 года бронетранпортеры БТР-50ПК стали выпускаться на базе танка ПТ-76Б и оснащались системой ПАЗ и УА ППО. Установка третьего топливного бака емкостью 140 л позволила повысить запас хода бронетранспортера на 150 км по сравнению с БТР-50П и БТР-50ПК ранних выпусков. С 1968 года пулемет СГМБ стал заменяться на ПКБ, а радиостанции Р-113 — на Р-123.
На базе шасси БТР-50ПК были созданы и приняты на вооружение машина управления БТР-50ПУ и командно-штабная машина БТР-50ПУМ, а также самоходная установка разминирования УР-67. Кроме того, на базе шасси БТР-50П были изготовлены антарктический вездеход «Пингвин», опытная боевая машина пехоты «Объект 914″, зенитные самоходные установки ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4.
В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина БТР-50ПУ (объект 750К), предназначавшаяся для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях.

Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций. БТР поставлялся на экспорт в страны – участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Афганистан, Вьетнам,, Гвинею, Египет, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Йемен, Конго, Кипр, КНДР, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу , Сирию, Сомали, Судан, Финляндию, Югославию и в некоторые другие, причем во многих из них машина остается на вооружении национальных армий до сих пор. Некоторое количество трофейных БТР-50ПК и БТР-50ПУМ состояли на вооружении армии обороны Израиля. БТР выпускался по лицензии в Чехословакии (ОТ-62, TOPAS). В Китае на основе БТР-50 был создан и серийно выпускался БТР «тип-60″.
В настоящее время БТР-50 находится на вооружении многих стран мира: России, Хорватии, Финляндии, Сомали, Словении, Сирии, Ливии, Кубы, Ирана, КНДР, Египта, Индонезии, Алжира, Конго и некоторых других.

МОДИФИКАЦИИ
• БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный БТР
• БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2
• БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом
• БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина
• БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г. – командно штабная машина
• БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина
• БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1)обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина.
• Объект 750 вып.1952 г. – опытный БТР, прототип
• БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке
• БТР-50П4 вып.1955 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4
• Вариант модернизации БТР-50 (ОТ-62 «Topaz») заводом им. Малышева в 2010 году. Схема модернизации этих машин предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17. Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.
• TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша)
• БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия)
• БТР-50ПУМ 1988 г. – командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия)
• БТР-50 – модернизированный, оснащённый комплексом вооружения М-90, аналогичным БМП М-89 (Сербия)
• Вариант модернизации БТР-50 ОАО «Муромтепловоз». Схема модернизации предусматривает установку боевого модуля МБ2-03, с 30-мм автоматической пушкой 2А72, 7,62-мм пулемётом ПКТМ и автоматическим гранатомётом АГ-17. Устанавливается новый 4-тактный дизель ЯМЗ-7601 с турбонаддувом мощностью 300 л.с., с механической трансмиссией с гидрообъёмным механизмом управления поворотом. В результате скорость по шоссе увеличилась до 63,1 км/ч. Масса возросла до 15 670 кг.
• БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации, бронетранспортёров семейства БТР-50 (БТР-50П, БТР-50ПУ, БТР-50ПК, ПТ-76, ПТ-76Б) и машин, имеющих однотипное шасси (ОТ-62 «Топаз»). Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км. Также улучшены эргономические характеристики.
• БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК, предназначена только на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами.
• БТР-50ПМ — индонезийская модернизация. На машине установлен новый двигатель мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.
• PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

МАШИНЫ НА БАЗЕ
• БТР-50ПУ — командно-штабная машина;
• Пингвин (объект 209) — антарктический вездеход;
• объект 210 — вездеход на базе БТР-50П для личного состава Северного флота (1958);
• объект 211 — опытный, с ГТД-350 мощностью 350 л.с. (1963—1964);
• УР-67 — самоходная установка разминирования, обр.1969 г. – дивизионная система дистанционного разминирования
• МТП-1 — машина технической помощи, МТПобр.1971 г. – машина технической помощи подразделениям оснащённым гусеничной техникой.
• МТП-50М — белорусская машина технической помощи, производства «Минотор-сервис»;
• МТП-300Т — белорусская машина технической помощи, производства «Минотор-сервис».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 14,2
Габаритные размеры, мм
длина 7070
ширина 3140
высота 2030
клиренс 370
Удельное давление, кг/см2 0,5
Двигатель дизельный, шестицилиндровый В-6
Мощность двигателя, л.с. 240 при 1800 об/мин
Удельная мощность, л.с/т 16,7
Макс. скорость движения, км/ч
по шоссе 44,6
на плаву 10,2
Запас хода, км
по шоссе 360
на плаву 70
Преодолеваемые препятствия
• угол подъема, град. 38
• высота стенки, м 1,1
• ширина рва, м 2,8
• угол входа с берега в воду, град. 30
• угол выхода из воды на берег, град. 25
Толщина брони, мм
• лоб 10
• 6орт 8-10
• корма 6
Грузоподъемность (на суше и на воде), т 2
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 20

ВООРУЖЕНИЕ

7,62-мм пулемет СГМБ (ПКБ)
Боекомплект, патрон. 1250
Средства постановки дымзавес ..ТДА
Прибор наблюдения ТНП-Б
Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2Б
Прибор наблюдения командира десанта МК-4
Прибор ночного видения ТКН-1Б или ТКН-1БС
ИК-осветитель ОУ-3
Радиостанция Р-113 (10-РЕ-26Э)

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., army.lv, ru.wikipedia.org, Журнал «Мир оружия» №2 2004г., «Бронеколлекция» спецвыпуск Плавающий танк ПТ-76 2004г., www.oruzie.su и др.

ПЛАВАЮЩИЙ ГУСЕНИЧНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-50ПКМ

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru