БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 «РОСТОК» (ГАЗ-5923)
THE BTR-90 ROSTOK (GAS-5923)

02.10.2014
Сухопутные войска пока не планируют закупать бронетранспортеры БТР-90.
Отвечая на вопрос, планируется ли возобновить поставки в войска бронетранспортеров БТР-90, Главнокомандующий Сухопутными войсками Олег Салюков сказал: «В данный момент мы закупаем БТР-82А, в котором максимально учтены наработки по комплексу вооружения, системе управления огнем, защищенности, подвижности и командной управляемости».
Первоначально планировалось, что серийной производство БТР-90 для российской армии начнется в 2011 году. Однако позже Минобороны отказалось от закупок этого бронетранспортера, а также от его поставок на экспорт. ТАСС

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА РОССИИ

03.06.2016

Боевая колесная машина с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе БТР-90 уже полностью готова к поставкам в войска. Об этом ТАСС сообщил генеральный директор ООО «Военно-промышленная компания» Александр Красовицкий.
«Тема полностью нами отработана, в ближайшее время мы подписываем последний акт с Минобороны. Я считаю, что в условиях нынешних боевых действий необходима бесшумная боевая машина, она будет востребована. Мы сегодня очень плотно работаем с нашими заказчиками в лице Минобороны и других силовых ведомств. Это уникальный образец, который уже стоит в Нижнем Новгороде и ждет своего часа», – сказал Красовицкий на выставке вооружений KADEX-2016 в Казахстане.
ТАСС

KADEX 2016 – 4-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА


БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 «РОСТОК»

Бронетранспортер нового поколения. Разработчик — ОАО «Горьковский автомобильный завод», производителем заявлен ОАО «Арзамасский машиностроительный завод. Главный конструктор А.Масягин.. Создан на базе бронетранспортера семейства БТР-80 и превосходит БТР-80А по всем параметрам. Имеет усиленный бронекорпус новой конструкции.
Впервые БТР-90 был представлен публике в 1994 году. Испытания бронетранспортёра были завершены в 2004 году
БТР-90 показан на Третьей Международной выставке наземной и воздушной техники, вооружения сухопутных войск и конверсионной продукции «ВТТВ-Омск-99″, где он стал главной неожиданностью. В 1999 году бронетранспортер проходил Государственные испытания. БТР-90 является новой разработкой конструкторов предприятий, входящих в ВПК, и открывает линейку нового поколения российских колесных бронемашин. Эта машина значительно превосходит по всем основным показателям боевой эффективности своих предшественников – бронетранспортеры семейства БТР-80, а также многие зарубежные аналоги. БТР-90 является принципиально новой машиной этого класса, а не усовершенствованной конструкцией БТР-80. На бронетранспортере установлены новые конструкции ходовой части, бронекорпуса, силовой установки и силовой передачи. Высокую огневую мощь боевой машины обеспечивает установка современного комплекса вооружения с различными вариантами оружия и системы управления огнем.
БТР-90 имеет высочайшие показатели по проходимости (полноприводность, независимая подвеска, плав, низкое удельное давление на грунт), мобильности (высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград сходу), маневренности (малый радиус поворота и возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью), живучести (возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины).
При проектировании БТР-90 была заложена возможность разворота 22- тонной бронемашины на месте. Это происходит за счет вращения колес разных бортов в противоположные стороны. Иностранные потенциальные покупатели машины во время публичных демонстраций были просто шокированы наличием такой возможности у «Ростка». В этом наш «бронник» разительно отличался не только от старых советских машин, но и от большинства западных.
БТР-90 оснащён автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колёс с полным приводом. Броня, по сравнению с БТР-80, была существенно усилена. Значительно улучшена противоминная защита, в частности, днище машины имеет V-образную форму — более стойкую к воздействию ударной волны, чем традиционная плоская.
Увеличенный ход подвески значительно повысил плавность хода. БТР-90 – первый среди российских колесных бронетранспортеров, на котором применена двухместная башенная установка со стабилизированным вооружением в составе 30-миллиметровой автоматической пушки, спаренного пулемета ПКТ, гранатомета и комплексом противотанковых управляемых ракет.
Боевое отделение стабилизировано в двух плоскостях. Это позволяет вести огонь в движении по пересечённой местности. Несмотря на то, что БТР-90 тяжелее и больше в сравнении с БТР-80, он значительно маневреннее своих предшественников. Так, машина может разворачиваться на месте — это возможно благодаря вращению колёс разных бортов в противоположные стороны (подобно танку).
Машина оборудована бортовой информационно-управляющей системой (БИУС).
Существенно возросла огневая мощь. Базовое вооружение состоит из:
Автоматической 30-мм пушки 2А42 (500 выстрелов).
Автоматического гранатомёта АГС-17 (400 выстрелов).
7,62-мм пулемёта ПКТ (2000 патронов).
ПТРК «Конкурс-М» (четыре ПТУР).

Боевой расчет бронетранспортера – 10 человек. Высокая степень защиты, пулестойкие шины сохраняют возможность движения даже при полном повреждении четырех колес.
Конструкция позволяет устанавливать более мощное оружие, в частности 100 и 125-мм орудие. На БТР установлен комбинированный дневной и ночной прицел БПКЗ-42 и дневной прицел 1П-13. Машина имеет систему защиты от поражающих факторов оружия массового поражения.
Распоряжением правительства РФ от 6 мая 2008 года принято предложение Минобороны РФ, согласованное с военно-промышленной комиссией при федеральном правительстве и Минпромэнерго о принятии на вооружение бронетранспортера БТР-90.
Как ожидалось, в 2008 году ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» должен был приступить к серийному выпуску бронетранспортера БТР-90. В июне 2008 года на заводе уже велась подготовка к серийному производству.
Бронетранспортер БТР-90 получил качественно новую противоминную защиту по сравнению с БТР-80, сообщил главный конструктор Арзамасского машиностроительного завода Александр Масягин. «Если днищевая защита БТР-80 рассчитывалась на защиту от противопехотных мин, то у БТР-90 – от противотанковых мин. По нашим оценкам, стойкость противоминной защиты БТР-90 по сравнению с БТР-80 увеличена не меньше, чем в три раза», – сказал А.Масягин в сентябре 2008 г. Он отметил, что при подрыве на мине БТР-90 имеет гораздо больше шансов сохранить подвижность и продолжить выполнение задачи. «По защищенности БТР-90 очень значительно превосходит БТР-80, но необходимо иметь в виду, что БТР-90 имеет массу 22 тонны, а БТР-80А – 14,5 тонн», – сказал А.Масягин.

Главный специалист Военно-промышленной компании по научно-техническому развитию Александр Сирык отметил, что, несмотря на внешнее сходство БТР-90 с бронетранспортерами БТР-80 и БТР-80А, «девяностый» является абсолютно новой машиной, а не модернизацией «восьмидесятки».
«Лобовая броня нового БТР-90 способна противостоять действию бронебойных снарядов малокалиберных автоматических пушек калибром до 30 мм включительно. Бортовые и кормовая проекции корпуса машины защищают экипаж, системы, узлы и агрегаты от огня из стрелкового оружия калибром до 12,7 мм включительно», – сказал А.Сирык.
При необходимости, по его словам, может быть установлено дополнительное модульное бронирование. Внутри обитаемые отделения машины покрыты специальным противоосколочным материалом. БТР-90 оборудован автоматическими системами пожаротушения, системой коллективной защиты от оружия массового уничтожения, бортовой информационно-управляющей системой шасси и системой топографического ориентирования «Трона-1″.
В феврале 2009 г. при посещении завода главком Сухопутных войск генерал армии Владимир Болдырев сказал, что армия очень заинтересована иметь БТР-90, поставки которого в войска планируется начать в 2011 г.

По БТР-90 большая работа была проделана в марте 2009 года в целях его активного продвижением на внешний рынок. Как результат, эта машина стала участником большого тендера, объявленного одной из зарубежных стран на поставку колесной бронетехники. В этом тендере также участвуют известные мировые производителями бронетехники из США, Великобритании и других стран.
Министерство обороны России отказалось от покупки бронетранспортеров БТР-90, поскольку пересмотрело способы ведения вооруженной борьбы. Об этом в конце декабря 2011 года заявил генеральный директор «Военно-промышленной компании» Дмитрий Галкин. При этом разработка БТР-90 все равно пошла на пользу, поскольку был получен ценный опыт создания колесных боевых машин нового уровня, который может быть использован при разработке новой техники.
«Основной причиной отказа закупок нашим Министерством обороны БТР-90 стали изменившиеся взгляды на способы ведения вооруженной борьбы, в том числе и задачи, которые стали возлагаться на такие боевые машины, как БТР. Изменились задачи, изменились и требования к машинам. Это вполне логично», – заявил Галкин, отметив, что «БТР-90 значительно поднял планку требований, предъявляемых сейчас к колесным бронемашинам». В настоящее время «ВПК» занимается созданием новой колесной бронированной машины по техзаданию Минобороны
Российский БТР-90 «Росток» хотя и был принят на вооружение, но в серию не пошел. Вместо него стали проектировать среднюю унифицированную колесную платформу «Бумеранг».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, кг 20920
Колесная формула 8х8
Клиренс, мм 510
Двигатель многотопливный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 510 (368)
Максимальная скорость, км/ч 100
Скорость на плаву, км/ч 9
Запас хода по шоссе, км 800
Экипаж и десант, чел 10

ВООРУЖЕНИЕ

Пушка (боезапас) 30-мм пушка 2А42 (500)
Спаренный пулемет (боезапас) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000)
Гранатомет (боезапас) АГ-17 (400)
Управляемое вооружение (боезапас) ПТРК «Конкурс-М» (4)

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 13.06.2014

НИОКР «КРЫМСК»

«Военно-промышленная компания» в рамках выполнения НИР, шифр «Крымск» разработала и испытала боевую колесную машину с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе БТР-90 «Росток». Работа проводилась в интересах Министерства обороны.
Результаты исследовательских испытаний впечатляют специалистов. При мощности двигателя почти в 1,5 раза меньшей, чем у прототипа (БТР-90) экспериментальный образец гибридного бронетранспортера показал значительно лучшие результаты.
На взлетной полосе Кубинского аэродрома, 22 тонный макетный образец разогнался до скорости 80 км час за 33 секунды. Максимальная скорость, составила 97 км час!
Далее, экспериментальный образец согласно требованиям технического задания преодолел ров шириной 2 метра, 50 сантиметровую вертикальную стенку и подъем с уклоном 30 градусов.
Экспериментальный образец «Крымск» с прицепленным на буксире БТР-80 преодолел подъём с уклоном 15 градусов, а затем буксировал его со скоростью 48 км час по грунтовой дороге.
И это еще не все. Запас хода по топливу при движении со скоростью 40 км/час (скорость движения смешанных колонн) составил 940 км, что почти в полтора больше, чем у прототипа при равном объеме топливных баков.
При проведении исследовательских испытаний «Крымск» разворачивался на сухом бетоне, вокруг своей оси! Радиус разворота восьмиметрового бронетранспортера составил 3,8 метра. Такой маневр не может повторить ни одна колесная бронемашина в мире.
Экспериментальный образец выполнен по схеме «последовательный гибрид». Электротрансмиссия построена по схеме «мотор-полуось».
К основным составным частям макетного образца относятся:
1. Корпус и ходовая часть.
В качестве прототипа был определен бронетранспортер БТР-90, поэтому для создания экспериментального образца Заказчиком было передано шасси опытного образца БТР-90 (корпус, ходовая часть).
2. Система управления (БИУС движения) – аппаратно программное средство, предназначенное для:
– управления движением образца;
– технического диагностирования электронных и электрических систем;
– защиты электрооборудования.
3. Гибридная энергоустановка, включающая в себя: двигатель внутреннего сгорания – дизель ЯМЗ-650.10 производства ОАО «ЯМЗ» с мощностью ограниченной до 360 л.с.; генератор вентильный индукторный тяговый и блок накопителей энергии.
Генератор вентильный индукторный тяговый имеет следующие особенности. Благодаря тому, что он выполнен управляемым электромагнитным, т.е. с обмоткой возбуждения, облегчается согласование с ДВС, что позволяет выбирать оптимальный режим работы ДВС. Это в свою очередь значительно повышает ресурс работы двигателя внутреннего сгорания.
Кроме того генератор имеет встроенный датчик положения ротора, т. е. это обратимая электрическая машина, позволяющая реализовать функции пуска ДВС в качестве стартерного электродвигателя, и как следствие, режимы «старт – стоп» и «моторный тормоз».
Блок накопителей энергии состоит из модулей электрохимических конденсаторов производства ОАО «Элтон».
4. Электротрансмиссия состоит из: распределенной микропроцессорной системы управления, разработки и производства ООО НПФ «Вектор»; силовых преобразователей электрической энергии, разработки и производства ООО НПП «Цикл+»; восьми тяговых электродвигателей.
Распределенная микропроцессорная система управления реализует законы управления тяговыми электродвигателями – в данном случае векторное (прямое управление моментом) и позволяет программно реализовать все системы активной безопасности – АБС, ПБС, курсовой устойчивости (перераспределение момента по отдельным колесам в зависимости от условий движения), «круиз-контроль» (важен при движении в колоннах) и т.п.;

Источники: ВТС «Бастион», bastion-karpenko.narod.ru, «Военно-промышленная компания», www.zavodkorpusov.ru, Вестник Мордовии, «ИФ-Регион», Федеральное агентство по промышленности, «Интерфакс-АВН», Arms-expo, РИА Новости, Lenta.ru и др.

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 НА МВСВ-2008
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 НА МВСВ-2006
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ» («ВПК»)
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР
АРЗАМАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЗАВОД КОРПУСОВ