ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

COSMONAUT TRAINING CENTER YURI GAGARINA

20.08.2015

Центр подготовки космонавтов (ЦПК) впервые примет участие в Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 и представит уникальный самолет-лабораторию Ил-76 МДК, разработанный для выполнения полетов с воспроизведением режимов кратковременной невесомости и пониженной гравитации, включая лунную и марсианскую, говорится в сообщении ЦПК.
«ЦПК впервые представляет Ил-76 МДК на авиасалоне МАКС. Это уникальный шанс для посетителей и гостей выставки получить более полное представление об отдельных видах подготовки космонавтов; для нас — ещё одна возможность продемонстрировать коллегам из аэрокосмической отрасли авиапарк ЦПК, рассказать о специфике нашей работы» — сказал в этой связи начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков.
На протяжении всей работы авиасалона летчики ЦПК, обладающие уникальными навыками пилотирования Ил-76 МДК и воспроизведения невесомости во время полета, а также специалисты Центра будут подробно рассказывать об этом виде экстремальной подготовки космонавтов.
Помимо Ил-76 МДК Центр подготовки космонавтов представит макеты скафандров «Орлан-М» и «Сокол-КВ», которые используются для проведения испытаний и тренировок на борту самолета.
РИА Новости

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

22.08.2016

Как сообщают, 20 августа 2016 года на АО «Авиастар-СП» в Ульяновске был выкачен первый прошедший переоборудование и получивший соответствующую окраску самолет Ту-204-300 для входящего в систему Роскосмоса Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина» (ЦПК). Самолет (заводской номер 1450742864045, серийный номер 64045, регистрационный номер RA-64045) является одним из двух приобретенных ЦПК бывших рейсовых самолетов ликвидированной авиакомпании «Владивосток Авиа», принадлежавших лизинговой компании «Ильюшин Финанс».
ЦПК в конце 2014 года заключил контракт предположительной стоимостью 3,3 млрд рублей на приобретение и переоборудование двух из шести бывших бортов Ту-204-300 бывшей авиакомпании «Владивосток Авиа» (самолеты RA-64044 и RA-64045, постройки 2008 года), выведенных из эксплуатации в 2013 году. Главным назначением самолетов являются беспосадочные полеты из Москвы на новый космодром Восточный для доставки туда космонавтов и персонала. Переоборудование самолетов осуществляет их изготовитель «Авиастар-СП».
Первоначально по условиям контракта предполагалось осуществить передачу первого переобрудованного самолета Ту-204-300 ЦПК с поставкой на аэродром Чкаловский не позднее 30 сентября 2015 года, второго – до конца марта 2016 года. Однако эти сроки выдержаны не были, и в январе 2016 года агентство ТАСС сообщило, что исполнение контракта затягивается до осени этого года.
Переоборудование Ту-204-300 для нужд ЦПК предусматривает, что каждое воздушное судно будет иметь 52 пассажирских места, размещенных в трех салонах. В первом салоне «главного пассажира» (для космонавтов) будет размещено три одноместных поворотно-откидных кресла и трехместный диван, во втором салоне для космонавтов – пять купе с трехместными диванами, а также пять одноместных кресел вне купе, в третьем салоне – четыре двухместных блока кресел бизнес-класса и девять трехместных блоков кресел эконом-класса. Все салоны будут укомплектованы системами развлечения пассажиров. Третий салон должен иметь возможность трансформации в медицинский вариант с размещением двух медицинских модулей.
http://bmpd.livejournal.com

ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ТУ-204-300

01.04.2019

29 марта на аэродроме Чкаловский Министерства обороны России состоялась передача в эксплуатацию объединенному авиационному отряду ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» одного из двух самолетов Ту-204-300. Прибывший из Ульяновска самолет носит имя легендарного советского конструктора и ученого Сергея Королёва.
На мероприятии по передаче самолета присутствовали начальник Центра подготовки космонавтов Павел Николаевич Власов, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Константинович Крикалев и генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Иванович Рубцов.
Второй самолет Ту-204-300, передаваемый Центру от АО «Русавиаинтер» и ИФК, назван в часть первого космонавта планеты, и его перегон из Ульяновска запланирован в начале апреля. «Оба самолета идентичны по исполнению и выполнены в рамках одного техзадания», — сообщил начальник Центра Павел Власов. — Основными задачами самолетов этого класса являются перевозка космонавтов и оперативной группы Госкорпорации «Роскосмос» на космодромы, возвращение после посадки на базу, а также летные тренировки космонавтов по проведению визуально-инструментальных наблюдений«, — добавил Павел Николаевич. Начальник Центра выразил надежду, что на предполетную подготовку к летнему старту основный и дублирующий экипажи полетят на Байконур уже на принятых Ту-204-300.
Оба самолета «Юрий Гагарин» и «Сергей Королёв» выполнены в специальной компоновке, позволяющей вместить до 53 пассажиров, размещенных в трех салонах. Сергей Крикалев, комментируя характеристики салона, отметил, что самолеты оборудованы шестью специализированными купе. Это объясняется возможным увеличением количества членов экипажа на перспективном корабле. «В 2012 году, когда велась работа по определению облика этих самолетов, уже началось строительство первого стартового комплекса космодрома Восточный. В связи с этим, самолет Ту-204-300 имеет большую дальность, чтобы без посадок преодолевать расстояние до девяти тысяч километров», — сказал Сергей Константинович.
Генеральный директор ИФК Александр Рубцов отметил, что передача Центру самолетов в эксплуатацию это большая честь для компании. «В ходе строительства Ту-204-300 для ЦПК пришлось внести более двух тысяч изменений в конструкторскую документацию. Это многоцелевой самолет, обеспечивающий максимально комфортную транспортировку космонавтов», — добавил А. Рубцов. Самолеты оборудованы системой спутниковой связи, обеспечивающей во время полета телефонную связь и доступ в интернет.
Государственная корпорация «Роскосмос»

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ПОЛУЧИЛ ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ ТУ-204-300
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ТУ-204-300
ГОСКОРПОРАЦИЯ «РОСКОСМОС»

08.05.2019
АВИАПАРК ЦПК ПОПОЛНИЛСЯ ЕЩЁ ОДНИМ САМОЛЁТОМ ТУ-204-300

7 мая на аэродром Чкаловский Министерства обороны России из Ульяновска прибыл второй самолёт Ту-204-300, переданный по госконтракту компанией «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) в эксплуатацию объединённому авиационному отряду ЦПК.
На мероприятии по передаче самолёта, носящего имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина, присутствовали начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов, первый заместитель начальника ЦПК по подготовке космонавтов Юрий Маленченко, начальник авиационного управления ЦПК Валерий Кислицын и другие сотрудники Центра.
«Авиапарк ЦПК не обновлялся с 1991 года, – отметил Павел Власов. – В конце 2018 года мы получили от ФГУП «ЦЭНКИ» вертолёт Еврокоптер AS350, который в этом году уже должен быть включен в программу подготовки космонавтов. Это делается для того, чтобы космонавты были знакомы не только с управлением самолётами, но и вертикально взлетающими и садящимися аппаратами. Сформированные таким образом навыки пригодятся им для пилотирования аппаратов, которые будут опускаться на другие планеты».
А этой весной по госконтракту ЦПК получил два самолёта Ту-204-300. Причём это не просто приобретение серийных самолётов – для Центра подготовки космонавтов их специально переоборудовали. «Каждый из них рассчитан на 53 посадочных места, включая шесть купе, – пояснил Валерий Кислицын. – Кроме этого были внесены изменения в водовакуумную туалетную систему, электросистему и другие системы». Нельзя не отметить также оригинальный космический дизайн самолётов – на их крыльях и хвосте красуется кусочек стратосферы.
«При подготовке техзадания на самолёты учитывались мнения космонавтов, медицинского персонала и лётчиков, – подчеркнул Павел Власов. – Должно быть комфортно и удобно всем, особенно малоподвижным пассажирам, к которым относятся космонавты после спуска с орбиты. После длительного пребывания в невесомости им сложно переносить все этапы авиаперелёта, поэтому Ту-204-300 переоборудовали с учётом этих особенностей».
Присутствовавшие на передаче самолётов лётчики ЦПК и ИФК отметили, что «Сергей Королёв» и «Юрий Гагарин» – очень надёжные, комфортабельные самолёты. Как только лётчики ЦПК восстановят свои знания и навыки по управлению Ту-204-300, экипажи и руководство Центра смогут оценить самолёты в деле. Предположительно, летом на предстартовую подготовку на Байконур оперативная группа, основной и дублирующий экипажи полетят уже на новых самолётах.
Авиастар-СП

ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ТУ-204-300


ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

Главнокомандующим ВВС утверждается штатно-организационная структура Центра подготовки космонавтов ВВС численностью 189 человек (70 военнослужащих, 20 слушателей-космонавтов и 99 рабочих и служащих). Центр был образован в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 05.01.59 г. и № 569-264 от 22.05.59 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 478 г.Москва «О создании Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина»
В 2008 году распоряжением Правительства Российской Федерации № 1435-р от 1 октября 2008 года Центр получил новый статус – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина»). В настоящее время НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина находится в ведении Роскосмоса.

Принято решение о создании единого отряда космонавтов Роскосмоса на базе НИИ ЦПК. В соответствии с приказом руководителя Роскосмоса от 7 декабря 2010 года №197 в целях повышения эффективности отбора и подготовки космонавтов и обеспечения скоординированной государственной политики в области пилотируемых космических полетов на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина» с 1 января 2011 года создан единый отряд космонавтов Федерального космического агентства.

Основные направления деятельности ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»
организация отбора и подготовки космонавтов (астронавтов), их медицинское освидетельствование, медицинское обеспечение и реабилитация после выполнения космических полетов;
создание, размещение и модернизация наземных технических средств, применяемых для подготовки космонавтов (астронавтов);
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике пилотируемой космонавтики;
обеспечение выполнения специальной летной подготовки космонавтов с использованием авиационной техники Центра;
оказание услуг по направлениям, соответствующим профилю деятельности Центра, при реализации коммерческих проектов.

ИСТОРИЯ
ЦПК ВВС (1960 – 1965)
Развитие науки и техники в нашей стране позволило к концу 50-х годов всерьез рассмотреть вопрос о полете человека в космос. В начале 1959 года у президента Академии наук СССР М.В. Келдыша состоялось совещание, на котором вопрос о полете человека в космос обсуждался уже конкретно, вплоть до того, «кому лететь?».
В январе и мае 1959 года выпускаются Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам».
По предложению С.П. Королева: « Для такого дела лучше всего подготовлены летчики и, в первую очередь, летчики реактивной истребительной авиации. Летчик-истребитель – это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер…» выбор был сделан в пользу летчиков ВВС.
В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. Из них для первичной беседы было отобрано 347 человек. В процессе бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили стационарное обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГе) в октябре 1959 – апреле 1960 гг.. В дальнейшем из 206 летчиков, направленных в ЦВНИАГ, отказались от прохождения обследования 72 человека, отчислены по состоянию здоровья 105 человек. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами.
Для успешного решения вопроса о полете человека в космос С.П. Королев считал необходимым создание Центра для подготовки космонавтов. Вместе с Главнокомандующим ВВС Главным маршалом авиации К.А. Вершининым он ходатайствовал перед правительством о его формировании.
К концу 1959 г. принимается окончательное решение о создании в ВВС специального Центра для подготовки человека к космическому полету. 11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вершинина была организована специальная воинская часть 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. В последствии эта часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС. В штате Центра были предусмотрены: управление, отдел подготовки космонавтов, учебно-тренировочный отдел, отдел материально-технического обеспечения, взвод охраны и клуб. 24 февраля 1960 года начальником Центра подготовки космонавтов (ЦПК) был назначен полковник медицинской службы Евгений Анатольевич Карпов, видный специалист в области авиационной медицины.
В марте 1960 года в Москву на Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе прибыла первая группа кандидатов на космический полет, а в 9 часов утра 14 марта 1960 года она приступила к занятиям. Из-за отсутствия подготовленных помещений всех их временно разместили в маленьком двухэтажном домике спортивной базы ЦСКА на территории Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе (который находился рядом с Ленинградским проспектом, недалеко от Института авиационной медицины). Через некоторое время в первых числах июля 1960 года отряд переехал в Звёздный городок (тогда – Зелёный), где космонавты продолжили начатую в Москве, подготовку в специально построенном и оборудованном всем необходимым Центре подготовки космонавтов (рядом с г. Щёлково в 25 км от Москвы).
17 и 18 января 1961 года первая группа из шести космонавтов (Ю.А. Гагарин,
Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский) сдала экзамены на готовность к полету на космическом корабле «Восток».
12 апреля 1961 года в 9.07 (по московскому времени) состоялся старт первого в мире пилотируемого космического корабля, возвестившего всему миру о начале новой космической эры человечества. Пилотировал корабль «Восток-1» Гагарин Юрий Алексеевич (дублер Титов Герман Степанович). В 1961-1963 годах подготовка космонавтов и полеты осуществлялись на кораблях «Восток». Первый суточный полет Г.С. Титова был выполнен 6.08.-7.08. 1961 года. В августе 1962 года осуществили свой групповой полет космонавты А.Г. Николаев (с 11.08.-15.08. 1962 года) и П.Р. Попович (12.08-15.08. 1962 года).
Вопрос о полете женщины в космос был поднят в декабре 1961 года. В январе 1962 года из 58 женщин, изъявивших желание участвовать в космических программах, были отобраны 23 кандидата для направления на медицинскую комиссию. В результате отбора в марте 1962 года была сформирована группа женщин кандидатов в космонавты из 6 человек. В мае 1963 года их подготовка была завершена. 4 июня 1963 года Государственная комиссия определила командиров и их дублеров для полета на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6». Ими стали: В.Ф. Быковский – командир, Б.В. Волынов – дублер и В.В. Терешкова – командир и ее дублеры – И.Б. Соловьева и В.Л. Пономарева.
Полеты на кораблях «Восток» дали ответы на принципиальные вопросы – человек в космосе может жить и работать. Была подтверждена верность конструктивных и технологических решений создателей космической техники, получен первый уникальный опыт подготовки космонавтов. Вскоре начался этап подготовки и полетов на многоместных космических кораблях «Восход».
По этой программе было выполнено два полета. Первый полет на космическом корабле «Восход» осуществил экипаж в составе: командир – В.М. Комаров, бортинженер – К.П. Феоктистов и врач – Б.Б. Егоров (дублирующий экипаж – Б.В. Волынов, Г.П. Катыс, В.Г. Лазарев) с 12 октября по 13 октября 1964 года. В результате полета были открыты новые перспективы развития космонавтики.
Во время второго полета на корабле «Восход-2», пилотируемом космонавтами П.И. Беляевым и А.А. Леоновым, 18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека (А.А. Леонов) в открытое космическое пространство.
В 1962 году начался отбор новой группы кандидатов в космонавты и в 1963 году отряд пополнился второй группой кандидатов из 15 человек.

1-ый ЦПК (1965 – 1968)
7 октября 1965 года Центр подготовки космонавтов ВВС был переименован в Центр подготовки космонавтов, что придало Центру новый межведомственный статус. Расширились и возложенные на него задачи. Так, с 1966 года началась подготовка группы космонавтов по программе нового космического корабля «Союз», а в последующие годы – и орбитальных станций «Салют». Начался новый этап развития пилотируемой космонавтики.
28 ноября 1966 года начались летно-конструкторские испытания космического корабля «Союз» («Космос-133») без человека на борту, а 23-24 апреля 1967 года состоялся первый пилотируемый полет космического корабля «Союз-1». К громадному сожалению, его полет завершился трагически. Командир корабля летчик – космонавт СССР Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров погиб при возвращении на Землю.
С 1966 по 1968 гг. осуществлялась подготовка группы космонавтов для выполнения длительного космического полета (до 10 суток) на корабле типа «Восход». В эти же годы была создана группа космонавтов по программе авиационно–космической системы «Спираль». Полеты на этом корабле требовали соответствующей квалификации космонавтов в качестве летчика-испытателя. С целью приобретения такого опыта работы космонавты проходили соответствующую подготовку и выполняли испытательные полеты на самолетах на базе 8-го Государственного научно-испытательного института ВВС. В связи с принятым решением о прекращении работ по этим программам космонавты были включены в группы для подготовки к полетам по программам космических кораблей «Союз» и «Союз-ВИ», орбитальных станций «Салют» и «Алмаз».
27 марта 1968 года произошло трагическое событие. Из учебного полета на аэродром не вернулся самолет УТИ МиГ-15, бортовой номер – «18». Его пилотировал экипаж в составе летчика – космонавта СССРкосмонавта №1 Героя Советского Союза полковника Юрия Алексеевича Гагарина и полковника Владимира Сергеевича Серегина.

1-ый ЦПК имени Ю.А. Гагарина (1968 – 1969)
30 апреля 1968 года в знак высочайшего уважения и в целях увековечивания памяти космонавта №1 Центру подготовки космонавтов было присвоено имя Ю.А. Гагарина.
В 1968-1969 годах были выполнены полеты пилотируемых космических кораблей «Союз-3» (командир – Г.Т. Береговой), «Союз-4» и «Союз-5», «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». В январе 1969 года впервые в мире на орбите была создана пилотируемая космическая станция из двух состыкованных кораблей «Союз-4» (командир – В.А. Шаталов) и «Союз-5» (командир – Б.В. Волынов, бортинженер – А.С. Елисеев и космонавт-исследователь Е.В. Хрунов). После стыковки космонавты А.С. Елисеев и Е.В. Хрунов перешли через открытый космос из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».
В 1966-1971 гг., одновременно с подготовкой космонавтов и выполнением космических полетов по программе «Союз», Центр проводил большую работу по подготовке космонавтов по другим космическим программам.
В 1968-69 гг. были созданы группы космонавтов для подготовки к полетам по программам:
облет Луны и посадка на Луну (Л-1 и Л-3);
орбитальных кораблей «Союз»;
орбитальных кораблей «Союз-ВИ»;
орбитальной станции «Алмаз».
В зависимости от состояния работ по соответствующим программам и принимаемыми решениями ряд из них (Л-1, Л-3, «Союз-ВК» и др.) впоследствии был закрыт. В дальнейшем подготовка космонавтов и космические полеты выполнялись по двум основным программам «Союз» – «Салют» и «Алмаз».
За высокие достижения в деле освоения космического пространства в 1969 году Центр был награжден Орденом Ленина.
Начальниками Центра в этот период были:
полковник медицинской службы Е.А. Карпов (1960-1963 гг.),
генерал-полковник авиации дважды Герой Советского Союза М.П. Одинцов (1963 г.),
генерал-майор авиации Герой Советского Союза Н.Ф. Кузнецов (1963-1972 гг.).

1-ый НИИЦПК имени Ю.А. Гагарина (1969 – 1995)
По мере развития космических кораблей и орбитальных комплексов совершенствовалась система подготовки космонавтов, изменялся статус Центра.
В 1969 году Центру подготовки космонавтов был присвоен статус Научно-исследовательского испытательного института.
В 1970 и 1972 гг. в ходе реорганизации Центра в его состав был включен Музей космонавтики.
Реформа коснулась и отряд космонавтов. Так, если в 1974 году отряд слушателей-космонавтов был переведен в состав одного из управлений, то в 1975 году, в соответствии с руководящими указаниями, в составе основных подразделений Центра создан отряд космонавтов, в который вошли космонавты из отделов 1-го управления, а также отряд слушателей-космонавтов. На тот момент отряд космонавтов стал включать:
группы орбитальных кораблей и станций;
группу международных космических программ;
группу авиационно-космических средств;
группу слушателей-космонавтов.
В 1982 году была восстановлена должность командира отряда космонавтов, которая ранее была совмещена с должностью заместителя начальника центра по летной и космической подготовке. Тогда же в отряде космонавтов были созданы группы:
орбитальных пилотируемых комплексов общего назначения;
многоразовых космических систем общего и специального назначения;
международных космических программ;
космонавтов-исследователей;
управления деятельностью экипажей ПКА в полете.
В 1971 году была создана и выведена на орбиту космическая станция «Салют». Подготовка к выполнению полетов на этой станции была начата в 1970 году. В первую группу космонавтов вошли: В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников, А.А. Леонов, В.Н. Кубасов, П.И. Колодин, Г.Т. Добровольский,
В.Н. Волков, В.И. Пацаев, А.В. Филипченко и другие.
В период с 6.06. по 30.06 1971 года успешно выполнил полет на борту комплекса «Салют-1» – «Союз-11» экипаж в составе: Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева. При возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата экипаж трагически погиб.
С 1974 года начались полеты по программе «Алмаз» («Салют-3»). Первую экспедицию на станцию «Салют-3» выполнил экипаж в составе: командир – П.Р. Попович, бортинженер – Ю.П. Артюхин.
Первые шаги в направлении международного сотрудничества в пилотируемой космонавтике были сделаны с 15.07. по 21.07. 1975 года, когда состоялся полет по программе «ЭПАС». Была проведена стыковка советского космического корабля «Союз» (командир – А.А. Леонов, бортинженер – В.Н. Кубасов) и американского корабля «Аполлон». На орбите был образован первый космический международный комплекс.
С 1978 года Центр осуществляет активную деятельность в области пилотируемых международных программ. За это время были подготовлены и осуществлены полеты 25-и международных экипажей. Среди космонавтов, прошедших подготовку в Центре, были представители Чехословакии, Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Франции, Индии, Сирии, Афганистана, Японии, Англии, Австрии, США, Швеции, Испании. С 1974 года по 1986 год осуществлялась модернизация орбитальной станции «Салют» и космического корабля «Союз». Испытания «Союз-Т» – провели космонавты Ю.В. Малышев и В.В. Аксенов, «Союз-ТМ» – Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин. В феврале 1986 года был осуществлен вывод на орбиту орбитальной станции третьего поколения – «Мир». Наличие на станции шести стыковочных узлов, к которым могли стыковаться транспортные корабли, в том числе и многоразовый американский корабль «Спейс Шаттл», и целевые модули, позволило значительно расширить круг решаемых на ней задач и увеличить объем научно-исследовательских работ. Экипажи советских, российских и международных экспедиций выполнили значительный объем космических исследований и экспериментов в области астрофизики, медицины, дистанционного зондирования Земли, материаловедения и технологии.
Данный период характеризовался высокой научной и организационной активностью развития пилотируемой космонавтики в целом, и подготовки космонавтов в частности. Так, в 1990 году для участия в программе пилотируемых полетов представителей средств массовой информации был проведен отбор кандидатов в космонавты на конкурсной основе. В 1990-1992 гг. с группой журналистов в составе: А.В. Андрюшков, В.В. Бабердин, Ю.Ю. Крикун, П.П. Мухортов, С.О. Омельченко, В.Ю. Шаров, была проведена общекосмическая подготовка.
В это же время, наряду с решением задач по подготовке космонавтов для выполнения полетов на орбитальных пилотируемых кораблях и станциях Центр, совместно с другими министерствами и ведомствами, проводил большую работу по отбору и подготовке космонавтов для осуществления полетов на многоразовом орбитальном корабле «Буран». Во исполнение решений руководства страны по обеспечению летных испытаний «Бурана» было принято совместное решение ряда министерств о создании группы из числа летчиков-испытателей от МАП и МО СССР и проведении с ними общекосмической подготовки. В эту группу вошли летчики-испытатели МАП – И.П. Волк, А.С. Левченко, А.В. Щукин, Р.А.А. Станкявичус, О.Г. Кононенко и летчики-испытатели МО СССР
И.И. Бачурин, В.М. Чиркин, А.С. Бородай, В.Е. Мосолов, А.М. Соковых и Н.Ш. Саттаров.
С марта 1979 года по декабрь 1980 года с группой была проведена общекосмическая подготовка. С целью приобретения опыта космического полета в 1984 году И.П. Волк в составе экипажа «Союз Т-12» выполнил полет на орбитальную станцию «Салют-7». А.С. Левченко совершил полет в 1987 году на корабле «Союз ТМ-4» на орбитальную станцию «Мир».
В 1985-1987 г.г. была проведена общекосмическая подготовка еще одной группы летчиков-испытателей Летно-исследовательского института МАП и Государственного научно-испытательного института ВВС: В.М. Афанасьев, А.П. Арцебарский, Г.М. Манаков, В.В. Заболотский, У.Н. Султанов, М.О. Толбоев, С.Н. Тресвятский, Ю.П. Шеффер.
15 ноября 1988 года осуществлен первый полет орбитального корабля «Буран» в беспилотном варианте. В дальнейшем работы по ракетно-космической транспортной системе «Энергия» – «Буран» были закрыты.
В 1982 году Центр был награжден Орденом Дружбы народов.
Начальниками Центра в этот период были:
генерал-майор авиации Герой Советского Союза Н.Ф. Кузнецов (1963-1972 гг.),
генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза Г.Т. Береговой (1972-1987 гг.),
генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза В.А. Шаталов (1987-1991 гг.),
генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза П.И. Климук (1991-2003 гг.)

РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина (1995 – 2009)
С 1995 статус Центра подготовки космонавтов вновь изменился.
В целях повышения эффективности использования научно-технического потенциала Российской Федерации в области пилотируемых космических полетов и подготовки космонавтов для обеспечения выполнения Федеральной космической программы и международных обязательств России, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 478 на базе 1-го Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина
и 70-го отдельного испытательно – тренировочного авиационного полка особого назначения имени В.С.Серегина был создан Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (далее – РГНИИЦПК). Центр находился в ведении Министерства обороны Российской Федерации и Российского космического агентства. Положение о РГНИИЦПК утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 918.
В этот период РГНИИЦПК продолжал подготовку космонавтов по программе орбитального комплекса «Мир». Ежегодно в среднем проходили подготовку 12 экипажей основных экспедиций. Кроме того, совместно с НАСА (США) выполнялись космические программы «Мир-НАСА», «Мир-Шатлл». Развивалось сотрудничество с европейскими странами, космонавты которых проходили подготовку и осуществляли космические полеты на орбитальную станцию «Мир».
С 1996 года начала складываться основная кооперация стран-участников создания Международной космической станции (далее – МКС), которая вначале получила название «Альфа». В рамках этой программы РГНИИЦПК отводилась ведущая роль в подготовке международных экипажей для осуществления полетов по развертыванию и эксплуатации МКС. Первый международный экипаж по программе основной экспедиции МКС-1 в составе В. Шеппарда (США), Ю. Гидзенко и С. Крикалёва (оба из России) стартовал 31 октября 2000 г.
Одновременно в Центре модернизируется имеющаяся и создается новая тренажная база для подготовки экипажей МКС – специализированные и комплексные тренажеры, стенды, учебные классы.
Начальниками Центра в этот период были:
генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Климук П.И.
генерал-лейтенант, герой России Циблиев В.В.

ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» (2009 – н.в.)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2008 года № 1435-р в ведении Федерального космического агентства создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» и с 1 июля 2009 года ликвидирован РГНИИЦПК. Начальником Центра был назначен Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт СССР Крикалёв С.К.
В связи с решением международных партнеров об увеличении с 2009 года членов экипажа МКС с 3-х до 6-и человек существенно возрос объем работ по обеспечению и проведению подготовки российских и иностранных космонавтов (астронавтов). Во 2-й половине 2009 года в Центре проходили подготовку к выполнению космических полетов на транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз ТМА» и по программе основных экспедиций МКС 16 экипажей, в состав которых входили 17 российских космонавтов, 12 астронавтов НАСА (США), 2 астронавта Европейского космического агентства (ЕКА) и 4 астронавта ДжАКСА (Япония).
7 декабря 2010 года в целях повышения эффективности отбора и подготовки космонавтов и обеспечения скоординированной государственной политики в области пилотируемых космических полетов руководителем Роскосмоса А.Н. Перминовым был издан приказ № 197 «О создании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства». Согласно приказу, с 1 января 2011 года создан единый отряд космонавтов Роскосмоса на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина».
В соответствии с приказом Руководителя Федерального космического агентства от 7 апреля 2014 года начальником ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» назначен Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Валентинович Лончаков.

Звездный городок, Московская область, Россия, 141160
Факс: +7 (495) 526-26-12
Телефон: +7 (495) 526-34-07
http://www.gctc.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)