РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ЧИРОК»
RECONNAISSANCE STRIKE UNMANNED AERIAL VEHICLE «CHIROK»

07.08.2015

Объединенная приборостроительная корпорация (входит в «Ростех») представит на авиасалоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском новейший беспилотник «Чирок», сообщил в четверг заместитель гендиректора «Ростеха» Дмитрий Шугаев.
«ОПК представит летательный аппарат с шасси на воздушной подушке под названием «Чирок». Это (шасси) дает возможность использовать этот беспилотник на любом грунте, а самое главное — использование во взлетной подушке абсолютно новых материалов, которые точно можно назвать «супер ноу-хау» нашей промышленности», — сказал Шугаев.

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

17.08.2015
«ОПК» ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАЛА БЕСПИЛОТНИК НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ «ЧИРОК»

«Объединенная приборостроительная корпорация» в преддверии международного авиасалона МАКС-2015 впервые показала фотографии российского разведывательно-ударного беспилотника на воздушной подушке «Чирок».
«Чирок» разработан Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом. По расчетам конструкторов, требуемая длина взлетно-посадочных дистанций не превысит 100 метров на территориях с мягкими вязкими грунтами, где допускаются неровности и наличие заболоченной (водной) местности. Беспилотник предназначен для мониторинга земной или водной поверхности, а также перевозки различной целевой нагрузки. Как ожидается, военные смогут применять беспилотник для разведки и в качестве ударного аппарата.
«Чирок» способен подниматься на высоту в 6 тыс. метров, дальность его полета достигает 2,5 тыс. км. Новый аппарат можно будет использовать не только в беспилотном, но и в пилотируемом режиме. В частности, он сможет перевозить людей в труднодоступные районы.
Объединенная приборостроительная корпорация

12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

27.08.2015

Летные испытания разведывательно-ударного беспилотника на воздушной подушке «Чирок» завершатся летом 2016 года, сообщил РИА Новости во вторник гендиректор компании-разработчика БПЛА (Объединенная приборостроительная корпорация) Александр Якунин.
«Мы приступили к летным испытаниям, в рамках программы этих испытаний сейчас ведется поэтапная проверка всех систем БПЛА. Мы планируем завершить их лету 2016 года», — сказал он.
Собеседник агентства также сообщил, что впервые летные возможности «Чирка» продемонстрируют в ходе гидроавиасалона в Геленджике летом следующего года.

23.08.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ЧИРОК» НА МАКС-2015

Входящая в Ростех «Объединенная приборостроительная корпорация» представила на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2015» полноразмерный прототип летательного аппарата (ЛА) «Чирок», который в перспективе будет существовать в двух видах: пилотируемом и беспилотном с шасси на воздушной подушке.
Воздушная подушка позволяет ЛА садиться и взлетать с любой грунтовой или водной площадки, даже с болота. Максимальная взлетная масса аппарата 750 килограммов, предельный вес полезной нагрузки – до 300 килограммов. Летательный аппарат способен подняться на высоту до 6 тысяч метров, дальность полета составляет 2,5 тысячи километров.
Особенность беспилотника «Чирка» в военном исполнении – его вооружение спрятано внутри корпуса, а не крепится на внешних подвесках. Это значительно уменьшает заметность беспилотника и улучшает его аэродинамические свойства.
Разработку ЛА «Чирок» в составе «Объединенной приборостроительной корпорации» ведет Московский научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ).
ВТС «БАСТИОН»

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ЧИРОК» НА МАКС-2015. ФОТОРЕПОРТАЖ
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015


РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ЧИРОК»


В ходе Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2013» Московский научно-исследовательский институт (МНИРТИ) осенью 2013 впервые продемонстрировал модель легкого многоцелевого самолета-лаборатории «Чирок». Затем модель аппарата «Чирок» была представлена «Объединенной приборостроительной корпорацией» на международной выставке технологий «Иннопром», которая проходила в начале июля 2014 года в Екатеринбурге. Модель «Чирка», представленная на выставках, была сделана специально для теста в аэродинамической трубе в масштабе 1 к 5. На базе наработок по теме «Чирок» МНИРТИ планирует создать беспилотный летательный аппарат оригинальной конструкции.
Многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Чирок» создается МНИТРИ в инициативном порядке, он полностью разработан специалистами «Объединенной приборостроительной корпорации» госкорпорации «Ростех». Аппарат двойного назначения, предназначен для мониторинга земной (водной) поверхности и может решать эти задачи в автоматическом режиме.
БЛА «Чирок» предназначен для разведки и использования в качестве ударного беспилотника, способного транспортировать бомбы, ракеты, высокоточные снаряды
В гражданском направлении БЛА «Чирок» может применяться для наблюдения и оценки различных ситуаций: мониторинга пожарной ситуации в лесах, районах стихийных бедствий, обстановки на дорогах, патрулирования территорий.
Размах крыла у БЛА «Чирок» составляет 10 метров, максимальная взлетная масса — до 700 килограммов, а предельный вес полезной нагрузки — 300 килограммов.
На борт БЛА может брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также осуществлять транспортировку высокоточного оружия. Аппарат способен подняться на высоту до 6 тысяч метров, а дальность его полета составляет до 2500 километров.
Разведывательно-ударный беспилотный аппарат «Чирок» на воздушной подушке может взлетать с любой поверхности и транспортировать бомбы, ракеты и высокоточные снаряды, другую полезную нагрузку.
Конструкция аппарата позволяет прятать вооружение внутрь корпуса, в отличие предыдущих моделей, в которых вооружение крепилось на подвес. Подобное инновационное решение уменьшает заметность БЛА, улучшает его аэродинамические свойства.

Уникальность беспилотника состоит в конструкции шасси на воздушной подушке, которое позволяет аппарату отрываться от земли при отсутствии взлетной полосы или любой удобной для данных целей площадки. Благодаря уникальному шасси на воздушной подушке длина разбега «Чирка» не превышает 100 м, а полная взлетная дистанция до высоты 15 м – 200 м.
«Чирок» способен передвигаться по поверхностям, имеющим значительные неровности, например, кочки высотой до 20 сантиметров и ямы шириной до метра.
Внутри аппарата установлен центробежный вентилятор, который имеет временную механическую связь с двигателем. Перед взлетом через муфту сцепления вентилятор начинает вращаться и нагнетать воздух через отверстия (8 мм) между замкнутой кольцевой мембраной и днищем аппарата. В результате мембрана раздувается и приобретает форму «тора-бублика» с давлением внутри него порядка 100 кг на квадратный метр.
Выходящий из мембраны воздух поднимает аппарат на высоту до 20 мм и полностью исключает трение между днищем БЛА и поверхностью. После отрыва и набора высоты 15 м вентилятор выключается, и двигатель полностью используется для вращения тянущих винтов. После прекращения подачи воздуха мембрана за счет собственного натяжения и под давлением набегающего потока воздуха «прилипает» к днищу самолета.

В настоящее время определенный интерес к аппарату «Чирок»уже проявили МЧС, Минобороны и другие силовые структуры.
Модель БЛА «Чирок» была представлена на международной выставке Гидроавиасалона-2014.
Всего будет создано три летных экземпляра. Первый полет БЛА «Чирок» запланирован на 2015 год. На МАКС-2015 предполагается продемонстрировать образец БЛА «Чирок» в натуральную величину.
Рассматривается вариант создания на базе «Чирка» пилотируемого аппарата на 12 человек со взлетным весом более 2 т. Предполагаем, что этот аппарат сможет стать родоначальником целой серии изделий.
Аппарат предполагается продвигать как на гражданском, так и на военном рынках. По мнению разработчиков, данный тип аппарата предназначен для эксплуатации в тяжелых условиях: в регионах, где отсутствуют взлетно-посадочные полосы, машина позволит решать эту задачу в широком пространстве нашей большой страны.
Первый полноразмерный образец разведывательно-ударного беспилотника на воздушной подушке «Чирок» создан в России. Сейчас он готовится к испытательным полетам, сообщил 23 января 2015 года источник в Объединенной приборостроительной корпорации (входит в «Ростех»). «В прошлом году был представлен макет «Чирка» масштаба 1:5, теперь же готова полноразмерная модель, размах крыльев которой составляет 10 м. Сейчас «Чирок» доводится до ума и готовится к летным испытаниям», – сказал собеседник агентства. Как ожидается, военные смогут применять беспилотник для разведки и в качестве ударного аппарата. После доработок он сможет подниматься на высоту 6 тыс. м и перевозить бомбы, ракеты и высокоточные снаряды.
Беспилотный летательный аппарат на воздушной подушке 2016 году выйдет в серийное производство.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлетный вес, кг до 700
Вес полезной нагрузки, кг 275 – 300
Размах крыла, м около 10
Высота полета, м до 6000
Скорость полета, км/ч:
- максимальная 350
- крейсерская 250
Дальность полета, км до 2500
Длина разбега, м 100
Взлет и посадка по самолетному на воздушной подушке
Аэродинамическое качество, ед. 17

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 10.07.2014

Источники: rostec.ru , www.rosinform.ru, РИА Новости, ИТАР-ТАСС, ТАСС и др.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ЧИРОК» НА МАКС-2015. ФОТОРЕПОРТАЖ
МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МНИРТИ)
ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ