ЦКБ «ЛАЗУРИТ»
CKB LAZURIT

ОАО «ЦКБ «Лазурит» почти шестьдесят лет проектирует различные подводные суда, а также ведет разработку глубоководной спасательной техники по заказам отечественного ВМФ и является единственным в России проектным бюро, которое имеет необходимый опыт разработки такой техники. Организация и становление творческого коллектива ЦКБ «Лазурит» пришлись на середину 20-го столетия – золотого века боевых подводных лодок, в совершенствование которых немалый вклад внесли нижегородские конструкторы-подводники, создав ряд оригинальных и уникальных кораблей.
История предприятия берет своё начало в 1953 году, когда на базе СКБ завода «Красное Сормово» было организовано СКБ 112 (в будущем – ЦКБ «Лазурит»), перед которым был поставлен ряд задач – проектирование подводных лодок среднего водоизмещения, модернизация и переоборудование подводных лодок пр.613, а также техническое обслуживание всех заводов, ведущих их строительство.
Основной конструкторский коллектив СКБ-112 сформировали из конструкторов ЦКБ завода «Красное Сормово», которые в предвоенные и военные годы обслуживали строительство подводных лодок, обеспечивали проектирование транспортных доков, а также участвовали в ремонте подводных лодок на сдаточных и флотских базах. Привлекли и тех конструкторов, которые принимали участие в «отехнолаживании» чертежей ПЛ XV серии, в обслуживании строительства ПЛ пр.613, а в годы войны участвовали в строительстве танков «Т-34» на заводе.
Большую роль в создании коллектива и воспитании кадров ЦКБ сыграло то, что в годы войны несколько конструкторов ЦКБ 18 («Рубин») из Ленинграда были эвакуированы в Горький, где они вместе с конструкторами завода «Красное Сормово» обеспечивали строительство ПЛ серии «С» и передавали свой специфический «подводный» опыт горьковчанам.
В 1954 г. начальником СКБ-112 был назначен В.П.Воробьев – 41-летний инженер-кораблестроитель, выпускник Горьковского индустриального института, в прошлом главный инженер СКБ-112, а ранее – заместитель главного инженера завода «Красное Сормово».
С самых первых дней создания предприятия значительнейший объем разработок был посвящен проектированию боевых подводных лодок. Вновь созданному бюро кроме разработки чертежно-конструкторской документации поручались многочисленные модернизации ПЛ пр.613 (почти по 400-м направлениям), планировались и проектные работы, в частности разработки предэскизного проекта средней подводной лодки 633, эскизных проектов средней подводной лодки со специальным вооружением пр. 655, большой транспортной подводной лодки пр.648, подводной водолазной базы пр.657.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
• СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ «БЕСТЕР»
Спасательный подводный аппарат «Бестер» (проект 18270) предназначен для спасения экипажей затонувших подводных лодок и аварийных обитаемых подводных сооружений.
Кроме того, он может выполнять различные подводно-технические работы: от поиска и обследования подводных объектов до обеспечения их подъема и выполнения работ с помощью манипуляторов.
Аппарат используется с надводного или подводного носителей.

• ПОГРУЖАЮЩЕЕСЯ СУДНО ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
Погружающееся спасательное судно (ПСС) предназначено для спасения экипажей затонувших подводных лодок с помощью автономных спасательных подводных аппаратов (СПА), а также для выполнения различных подводно-технических работ с помощью СПА, необитаемых телеуправляемых аппаратов (ROV), водолазов и грузоподъемного оборудования.
ПСС может нести два СПА общей массой до 110 т и за счет своей способности погружаться, обеспечивает их спуск и подъем на борт даже при значительном волнении моря. Судно может быть поставлено в различных модификациях (для дальней или для ближней операционной зоны) с учетом особенностей использования.

603003 г.Нижний Новгород, ул. Свободы, 57.
тел: (831) 273-19-76
факс: (831) 273-65-11
www.cdb-lazurit.ru

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 945
30 ЛЕТ АПЛ С ТИТАНОВЫМ КОРПУСОМ (АПЛ ПРОЕКТА 945 «БАРРАКУДА»)
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 945 (ЛУЧШАЯ СУБМАРИНА МИРА – «БАРРАКУДА»)
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ (СГА) ПРОЕКТА 18271 «БЕСТЕР-1″
ПОГРУЖАЕМЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21310 «ТРИТОН-НН»