КОНТЕЙНЕРНЫЙ КЛАБ-К: НОВЫЕ ИЛИ СТАРЫЕ ИДЕИ
CONTAINER CLUB-K: NEW OR OLD IDEAS

КОНТЕЙНЕРНЫЙ КЛАБ-К: НОВЫЕ ИЛИ СТАРЫЕ ИДЕИ

Сегодня много обсуждается в прессе, и не только, ракетный комплекс «Клаб-К» в контейнерном исполнении. Многие страны запада, и в особенности США, не в серьез обеспокоились русской новинкой. Можно сказать, что это «чудо оружие», способное превратить слабого противника в мощную оборонную систему. Разработчики говорят, что это оружие сдерживания, его наличие сдерживает потенциальную военную угрозу вероятного противника. Оружие в контейнере это новое боевое средство или хорошо забытое вооружение?

Но рассмотрим все по-порядку. Прежде всего, решим вопрос: новые идеи используются в комплексе «Клаб-К», или их конструкторы использовали ранее? В оборонной отрасли постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия, при тех же или лучших боевых характеристиках. Давай те вспомним отечественные корабельные крылатые ракеты, первые ракеты КСС, КСЩ и П-15 этого класса размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Но прошло немного времени, и им на смену пришли контейнеры, что позволило значительно уменьшить габаритные размеры пусковых систем и самих ракет, последние стали оснащаться складными крыльями. Это все в результате позволило увеличить боезапас ракет на кораблях.

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, создания новых малогабаритных двигателей, произошел определенный прогресс по ракетному топливу, взрывчатым веществам и др. Все это сделало крылатую морскую ракету малогабаритной, в США появились противокорабельные ракета «Гарпун», стратегические крылатые ракета «Томагавк», во Франции – «Экзосет», а СССР Х-35, «Клаб» и другие.
В дальнейшем контейнеры стали многоракетными, в них размещалось от 2-х до 4-х ракет. Фактически это уже были ракетные модули, затем появились подпалубные сотовые пусковые установки. В том числе и корабельный вариант ракетного комплекса «Клаб» обладает такими возможностями.
Но все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к контейнерам РК «Клаб-К». В данном случае речь идет о размещении оружия в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру на судах, по железной дороге, на автомобилях и воздушных судах. Здесь появляется термин «скрытность» и «маскировка». Те найти в огромном объеме перевозимых грузов контейнер с оружием практически не возможно, зато удобно установить в прицеп большегрузного автомобиля, поставить на палубу контейнеровоза или оставить на терминале хранения контейнеров в порту. Иди ищи его…

Подобна ситуация в свое время сложилась с нашими боевыми железнодорожными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперемент, суть которого заключалась в следующем: на крупном железнодорожном узле ставится состав с БЖРК, затем производится фотографирование из космоса этого объекта и специалисты должны индифицировать где находится ракетный комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. По этому американцы всячески ограничивали БЖРК в движении, запрещав их передвижение в мирное время вне баз постоянной дислокации. Так это БЖРК, здесь длина ракеты 23 метра и все больше ста тонн, другое дело малогабаритные ракеты системы «Клаб» длиной всего 6 – 8 метров и весом чуть более двух тонн.
Известно, что в конце 1970-х – начале 1980-х годов в Советском Союзе проводились работы по контейнерному базированию палубной авиации отечественного ВМФ. Предполагалось за счет такого размещения авиационных систем на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев и вертолетоносцев, как это было сделано в годы Второй Мировой войны, но тогда еще до контейнеров дело не дошло.

Возможность эксплуатации вертолетов Ка-252 (после принятие на вооружение Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов – контейнеровозов и сухогрузов открывала заманчивые перспективы. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов Як-38 на гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку 14 сентября 1983 г. старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».
Идеи – идеями, а практика говорит о другом. Когда стали считать сколько контейнеров нужно переоборудовать, особенно где их хранить в мирное время и кто за них будет отвечать, то подумав от этой идеи отказались.

Подобные работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки нарастить военно-морскую составляющую, особенно авиационную. Ведь вдали от родных берегов без авиационной поддержки трудно обойтись. Тогда, в 1982-м году англичане разместили в таких же контейнерах комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров» (включая установки ПВО), погрузили эти контейнеры на «Атлантик Конвейор» и послали на Фолкленды.

В настоящее время модули в контейнерах – ключевые элементы программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на «Sea Fighter» должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug-and-play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug-and-fight («включай и сражайся»). Но сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, однако, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания Блом+Фосс (Blohm+Voss) с 1970-х годов разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия, с тех пор более, чем 1500 модулей MEKO для различных систием были произведены и установлены примерно на 60 кораблей. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Тип 1Ц (Type 1C). Таким образом, была обеспечена уверенная простая транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю.
Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей в типоразмерах 20-ти футовых контейнеров. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции или варианты другого назначения.

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 1980-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной твердотопливной ракеты. В 1976 г. конструкторскому бюро «Арсенал» им. М.В.Фрунзе была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976г. № 57 и от 26 мая 1977г. № 123 в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны (ЦНИИМаш и 4 НИИ МО).

Основное назначение комплекса – участие в нанесении отвеного удара после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого, важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, т.е. сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования.

В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса за счет: скрытности от технических средств разведки вероятного противника путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов, и придания контейнерным агрегатам высокой подвижности при их транспортировке в процессе боевого дежурства на штатных автопоездах – контейнеровозах (тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389) с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30; снижения вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении путем рассредоточения МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования и др.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты, но работы в Советском Союзе по малогабаритным МБР не были прерваны. по постановлению от 21 июля 1983 г №696-213 МИТ поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) “Курьер”, проводившаяся, ставила своей задачей повышение выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. МБР “Курьер” была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете “Миджетмен”.

Эскизный проект комплекса «Курьер» закончен в 1984 году. Для ракеты прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении, но по традиции для МИТа, основным был автомобильный вариант на легком колесном шасси. Работы по теме “Курьер” завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении разработки этой ракеты и ее американского аналога – ракеты “Миджетмен”. М.С.Горбачев объявил США, что СССР прекращает испытания малогабаритных МБР.
Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет, их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор СНВ, в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. А контейнеры с МБР будут представлять угрозу доверия между партнерами по СНВ, это может нарушить стабильность в стратегической области.
Другое дело, тактическое, оперативно-тактическое оружие. Пока их такой контроль не касается, тем более, если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает и под запрет распространения ракетных технологий. По этому пути и построении комплекс «Клаб-К».

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. И уже британская The Daily Telegraph бьет тревогу: российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет. А информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец».
«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.
Получается, что идеи по размещению оружия в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые, весь мир в той или иной форме движется в этом направлении, но здесь они применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб» (который пользуется стабильным спросом у наших зарубежных партнеров), все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.
Хочется отметить, что в 2012 году уже проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ракетой Х-35УЭ, сообщил источник в концерне «Моринформсистема-Агат», проводившем испытания. В ближайшее время пройдут аналогичные испытания комплекса «Клаб-К» с ракетами 3М-54Э и 3М-14Э. Комплекс стал универсальным по целям, он может поражать корабли, и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине расположения войск.

Совсем недавно Россия показала на военно-морском салоне Euronaval-2014 макет строящегося в Зеленодольске нового модульного патрульного корабля проекта 22160. Этот корабль оснащен ракетным вооружением модульного типа. Как отмечается, по желанию заказчика можно установить ракетный комплекс ПВО, контейнеры с ракетами Club-N или Uran-Е. И как видно на фотографии, в корме установлены те самые контейнеры комплекса Club-K. Разработчик проекта корабля Северное проектно-конструкторское бюро.
Можно сказать, что идеи конструкторов начали воплощаться в металле. Так как известно, что 26 февраля 2014 г. на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка головного патрульного корабля проекта 22160, получившего имя «Василий Быков».
А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 15.11.2014

Источники: Александр Карпенко ВПК № 38 (455) за 26 сентября 2012 и др.

КОНТЕЙНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ «CLUB-K»
КОНТЕЙНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ «CLUB-K» НА МВМС-2013
КОНТЕЙНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ «CLUB-K» НА МВМС-2011
КОНТЕЙНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ «CLUB-K» С РАКЕТОЙ Х-35УЭ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)
КОНЦЕРН «МОРИНФОРМСИСТЕМА-АГАТ»