МНОГОЦЕЛЕВОЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ MKS 180 (ГЕРМАНИЯ)
MULTI-PURPOSE COMBAT SHIP MKS 180 (GERMANY)

09.08.2018

Немецкая военная судостроительная компания German Naval Yards Kiel (GNYK) подписала соглашение с Тhyssenkrupp Marine Systems о разработке и строительству многоцелевых боевых кораблей MKS 180, сообщает www.navyrecognition.com 8 августа.
GNYK является единственным немецким главным подрядчиком по этой программе, которая имела статус всеевропейского конкурса для ВМС Германии. Включение компании Тhyssenkrupp Marine Systems еще больше увеличит немецкую долю в этой программе.
Ранее GNYK подписала контракт с американской компанией Alion в области передовых инженерных технологий MKS 180. Американцы помогут своим непревзойденным опытом и рекомендациями, которых они накопили, работая по программам ВМС США. Весь объем разработки и проектирования корабля будет выполняться в Германии, здесь же останутся права интеллектуальной собственности и ноу-хау. Пока идут НИОКР, полномасштабное финансирование строительства головного корабля начнется не ранее 2019 года.
Военный паритет

15.01.2020

13 января 2020 г. министерство обороны Германии сообщило бундестагу о выборе победителя конкурса на строительство четырех многоцелевых фрегатов нового поколения MKS180. Им стал голландско-немецкий консорциум в составе Damen Schelde Naval Shipbuilding B. V. и Blohm & Voss. Строительство будет проводиться на верфи Blohm & Voss в Гамбурге. Фрегат MKS180 будет иметь следующее вооружение – универсальную пушку калибра 127 мм, вертикальные пусковые установки ракет и две палубные ЗРК RAM Block 2, вертолет массой до 15 тонн. Победа голландско-немецкого консорциума, если она превратится в контракт, будет представлять собой еще один элемент укрепления сотрудничества ВПК обеих стран, что может дать преимущество немцам в голландском конкурсе на новые подлодки.
Военный паритет

31.01.2020

Немецкая Naval Yards решила подать в суд на правительство за его решение присудить контракт на фрегаты стоимостью $ 6,7 (€6 млрд) компании Damen, сообщает сайт www.defenseworld.net.
Naval Yards объединились с ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) для участия в тендере на контракт, который включает строительство четырех многоцелевых боевых кораблей MKS 180. Также соперничали за сделку Damen, который объединился с Lürssen Group или Blohm+Voss и Thales.
«Германские Naval Yards представила соответствующие документы в Министерство обороны, чтобы остановить заключение контракта с Damen», – цитирует немецкую газету Handelsblatt в понедельник.
14 января Damen объявил, что правительство Германии выбрало эту фирму в качестве основного подрядчика по поставке кораблей для ВМС Германии, добавив, что окончательное решение все еще «ждет одобрения парламента.»
После этого немецкая компания Naval Yards, как сообщается, обвинила правительство в выборе Damen, заявив, что €5,3 млрд из контрактной суммы поступят в голландскую компанию, на которую приходится почти 88% от сделки с 6-миллиардным фрегатом. Кроме того, компания также обвинила правительство в том, что оно не предоставило никакой компенсации за двузначную сумму в миллион долларов, потраченную на подготовительные работы по подготовке проекта на тендер.
Опровергая утверждения Naval Yards, Damen заявил в своем предыдущем заявлении, что он планирует «потратить около 80% от общего объема чистых инвестиций в качестве добавленной стоимости в промышленность Германии.»
«Корабли будут строиться на верфи Blohm + Voss в Гамбурге и на других верфях северогерманской группы Lürssen. Damen намерен строить корабли по такой схеме, чтобы около 80% от общего работ будет выполнена немецкими компаниями. То же самое относится и к радиоэлектронному вооружению, поставляемому компанией Thales Nederland. Около 70% работ будет выполнено немецкой дочерней компанией Thales и другими немецкими субподрядчиками», – сказал Damen.
ВТС «Бастион»

22.05.2020

Минобороны Германии объявило, что решение о предоставлении заказа на поставку многоцелевых боевых кораблей MKS-180 компании Damen Schelde Naval Shipbuilding B.V. вступило в законную силу.
Компания официально объявлена победителем тендера на строительство кораблей MKS-180.
Как сообщается, министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр направит запрос на финансирование программы в парламент до летних каникул. Глава военного ведомства рассчитывает, что контракт может быть заключен до конца года.
Присуждение контракта Damen Schelde Naval Shipbuilding B.V. стало возможным после того, как 14 мая 2020 года немецкая компания German Naval Yards Kiel GmbH (GNYK) отозвала поданный в Федеральную палату по государственным закупкам в Бонне протест на решение о выборе голландской компании победителем конкурса на поставку кораблей для ВМС Германии. В результате суд официально прекратил процедуру рассмотрения дела.
На следующем этапе программы Бундестаг рассмотрит запрос Министерства обороны и проголосует за утверждение необходимого бюджета. Разрешение парламента требуется в Германии для всех проектов оборонных закупок стоимостью свыше 25 млн. евро.
Как сообщал ЦАМТО, 14 января 2020 года Министерство обороны Германии объявило, что по результатам оценки предложений, полученных в рамках тендера на поставку многоцелевых боевых кораблей MKS-180 для ВМС Германии, Федеральное ведомство по вооружению, информационным технологиям и техническому обслуживанию (BAAINBw) Германии назвало победителем конкурса компанию Damen Schelde Naval Shipbuilding B.V.
По имеющейся информации, партнером Damen в Германии выступит судостроительное предприятие Blohm und Voss, принадлежащие компании Lurssen. На предприятии в северной Германии планируется выполнить до 70% работ по контракту. В проекте также примет участие компания Thales Nederland.
До вступления результатов тендера в законную силу German Naval Yards Kiel, которая являлась единственным немецким претендентом на получение заказа, оспорила принятое решение. В январе 2020 года компания направила протест на принятое решение в адрес BAAINBw, а в марте – в Федеральную палату по государственным закупкам в Бонне.
ВМС Германии намерены принять на вооружение четыре корабля класса MKS-180, общая стоимость которых оценивается в 4,5 млрд. евро (5,01 млрд. долл.). Соглашение может включать опцион на поставку еще двух кораблей. Командование ВМС рассчитывает, что новые корабли начнут поступать на вооружение в 2023 году.
ЦАМТО


МНОГОЦЕЛЕВОЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ MKS 180

В рамках программы развития ВМС Германии «Военно-морские силы – 2030 плюс» с 2023 года предполагается начать ввод в боевой состав перспективных многоцелевых кораблей проекта MKS180, которые заменят устаревшие фрегаты (ФР) типа «Бранденбург».
Эти корабли должны отвечать ряду обязательных требований:
• оснащаться сменными модулями различного функционального предназначения;
• оборудоваться главной энергетической установкой с увеличенным эксплуатационным ресурсом;
• иметь минимальную радиолокационную заметность, тепловое и гидроакустическое поле;
• возможность максимально длительное время пребывать в районе проведения операции.
Задачи по дальнейшему обновлению корабельного состава ВМС Германии были определены еще в начале 2009 года, когда разрабатывались первые общие требования к боевым кораблям нового поколения. Предполагалась замена состоящих на вооружении с 1980-х годов восьми ракетных катеров проекта 143А (»Гепард») перспективными корветами К131.
Однако опыт применения надводных кораблей в миротворческих операциях ООН в Ливане, операциях по борьбе с пиратством, гуманитарных операциях в Ливии и Тунисе показал, что корабли нового поколения должны проектироваться с учетом их адаптации под решение новых задач, ранее им не свойственных.
В этой связи стало очевидно, что от первоначальных планов относительно корветов К131 следовало отказаться и вместо этого требовалось разработать концепцию многоцелевого боевого корабля (MRCS -MultiRole Combat Ship).
Наработки по корветам К131 легли в основу нового многоцелевого корабля, разрабатываемого совместно с Нидерландами и получившего рабочее название MKS 180 (MehrzweckKampfSchiff 180). Командование «Дойче Марине» выдало судостроительным фирмам заказ на проектирование нового боевого корабля – многофункционального типа MKS-180, который также именуют фрегатом типа 126 (тип Saxony). Его водоизмещение первоначально предполагалось порядка 5000-5500 т, то есть заметно меньше, чем у фрегатов типа Baden-Wurttemberg. Однако позже речь шла о 7000-8000 т.
Такими кораблями предполагалось заменить не только фрегаты типа «Бремен» и ракетные катера, но и выработавшие ресурс противоминные корабли. Благодаря универсальности корпуса и сменным модулям полезной нагрузки данный корабль полным водоизмещением до 5000 т должен был решать широкий круг задач в ближней и дальней морских зонах.
В апреле 2015 года голландская сторона приостановила участие в данном проекте из-за его удорожания и значительного увеличения водоизмещения MKS 180. Однако уже в июне тот же проект продолжила Германия. В результате полное водоизмещение корабля увеличилось до 8000 т и изменилась номенклатура запланированного к установке на борту ракетного и артиллерийского вооружения.
В тендере Военно-морских сил Германии на строительство кораблей по проекту Mehrzweckkampfschiff – MKS-180 (Многоцелевой боевой корабль 180) в 2015 году определились три претендента.
1. Naval Yards Kiel (Германия) / BAE Systems (Англия).
2. ThyssenKrupp Marine Systems / Lurssen (Германия).
3. Blohm + Voss (Германия) / Damen (Нидерланды).
Целью следующего этапа программы являлась разработка нескольких альтернативных проектов согласно предъявленным требованиям. В июне 2015 года был выбран окончательный вариант, полностью отвечающий предъявляемым требованиям, и одобрена программа приобретения четырех многоцелевых боевых кораблей MKS 180 стоимостью 4 млрд евро. При этом решение о возможной закупке еще двух кораблей в серии должны были принять в 2030 году.
В начале февраля 2017 года министерство обороны Германии приняло решение по увеличению количества закупаемых кораблей с четырех до шести единиц, что не повлияло на планы относительно возможной закупки двух дополнительных кораблей в 2030-м.
В настоящее время на строительство MKS 180 претендуют три группы компаний: «Люрссен» и «Тиссен-Крупп марин системз», «Блом унд Фосс» и голландская «Дамен шипьярд», а также германские военно-морские верфи вместе с «БАэ системз». Контракт на строительство с одной из них намечалось заключить в 2017 году. Первый корабль в соответствии с планами военного ведомства ФРГ должен быть принят в состав ВМС в 2023 году.
Корабль MKS180 предназначен для действий и в дальних морях, и в европейских водах. Корабль должен совмещать боевые возможности фрегатов типа 124 и типа 125, то есть иметь развитое ударное, оборонительное и противолодочное вооружение, в том числе гидроакустическую станцию и ГАС миноискания. В то же время на нем предполагаются иметь помещения общей площадью 375 м2 для сменной нагрузки (это могут быть быстроходные катера, в том числе и безэкипажные, необитаемые подводные аппараты и т.д.) общей массой 80 т, то есть корабль готов будет выполнять и экспедиционные миссии. Всего немецкий флот рассчитывает получить 6-8 многофункциональных MKS-180, стоимостью около 400 млн. евро за единицу. Но это при водоизмещении 5000-5500 т, а при водоизмещении 7000-8000 т цена, которую придется за них заплатить, существенно вырастет.
Бюджетный комитет Бундестага ФРГ на своем заседании 10 ноября 2016 года утвердил постройку для ВМС Германии пяти дополнительных корветов типа Braunschweig (проекта К130), в дополнение к пяти уже имеющимся, на что должно быть выделено около 1,5 млрд евро, которые будут внесены в оборонный бюджет на 2017 год. Данное одобрение позволяет германскому министерству обороны произвести прямую закупку корветов проекта К130 у тех же фирм-строителей (консорциума Fr. Lürssen Werft и ThyssenKrupp Marine Systems), которые построили первую серию этих кораблей (введенных в строй в 2008-2013 годах), вместо проведения нового формального тендера, и без серьезных изменений в конструкции кораблей. Сообщается, что заказ второй серии корветов проекта К130 не отменяет планов постройки кораблей проекта MKS180, однако приведет переносу сроков тендера по выбору компаний-строителей кораблей проекта MKS180 минимум на шесть месяцев – до конца 2017 года.
В феврале 2017 года министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен озвучила окончательное решение о закупке многоцелевых боевых кораблей типа Mehrzweckkampfschiff 180 (MKS 180). Предполагается проведение нового тендера на закупку еще шести кораблей MKS 180. При определении победителя ключевое значение будет иметь стоимость программы и сроки выполнения заказа.
Первоначальные требования к будущим шести многоцелевых фрегатам немецкого флота предполагают водоизмещение до 5800 тонн, скорость – до 26 узлов, автономность – 21 день, экипаж – 180 человек. Корабли должны вооружить системой ПРО, комплексами противокорабельных ракет, а также оборудовать системами для разведки надводной и подводной обстановки.
Сферу применения будущих кораблей хотят расширить за счет обустройства на борту больничных палат (для проведений спасательных операций) и камер задержания (для антипиратских миссий).
Стоимость одного корабля составит около 500 млн евро.
Постройка новых фрегатов для ВМС Германии является одним из крупнейших проектов Минобороны страны за последние десятилетия. Военное ведомство планирует оснастить флот новейшими многоцелевыми фрегатами, предназначенными для уничтожения надводных и подводных целей, включая обеспечение противовоздушного прикрытия других кораблей.
GNYK подписала контракт с американской компанией Alion в области передовых инженерных технологий MKS 180. Американцы помогут своим опытом и рекомендациями, которых они накопили, работая по программам ВМС США.
Летом 2018 года немецкая военная судостроительная компания German Naval Yards Kiel (GNYK) подписала соглашение с Тhyssenkrupp Marine Systems о разработке и строительству многоцелевых боевых кораблей MKS 180. GNYK является единственным немецким главным подрядчиком по этой программе, которая имела статус всеевропейского конкурса для ВМС Германии. Включение компании Тhyssenkrupp Marine Systems еще больше увеличит немецкую долю в этой программе.
«Наше предложение для программы MKS180 становится еще убедительнее благодаря участию Alion и ThyssenKrupp Marine Systems, – заявил управляющий директор German Naval Yards Kiel Йорг Хервиг. – Объединив наши навыки и знания, мы можем обеспечить потребности ВМС Германии».
Весь объем разработки и проектирования корабля будет выполняться в Германии, здесь же останутся права интеллектуальной собственности и ноу-хау. В 2018 году шли НИОКР, полномасштабное финансирование строительства головного корабля предполагалось начать не ранее 2019 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Полное водоизмещение, т Около 8 000
Длина, м 140
Ширина, м
Осадка, м
Экипаж, человек 100 (плюс до 70 военнослужащих сил ССО)
Скорость полного хода, уз 26
Скорость экономического хода (под ГЭД), уз 11,5
Дальность плавания при экономической скорости хода, миль 4000
Автономность, сут 21

Источники: Зарубежное военное обозрение. – 2017.-№ 12. – С. 68-71, Военный паритет, factmil.com, forums.airbase.ru, topwar.ru, www.navyrecognition.com, flotprom.ru, www.oborona.ru, bmpd.livejournal.com и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ТИПА F125 (ГЕРМАНИЯ)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ ТИПА K130 BRAUNSCHWEIG (ГЕРМАНИЯ)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ТИПА F124 «САКСОНИЯ» (ГЕРМАНИЯ)
ФРЕГАТЫ ГЕРМАНИИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ