ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ОКЕАН»
HYDROACOUSTIC COMPLEX “OCEAN”

Для высокоскоростной ПЛ проекта 705 был создан автоматизированный многофункциональный ГАК «Океан», в котором особый акцент делался на комплексную миниатюризацию и унификацию аппаратуры
Важным стимулом развития отечественной гидроакустики оказалось создание высокоскоростной ПЛ проекта 705 — истребителя подводных лодок. Перед НИИ-3 было поставлено несколько сложных задач. Наиболее существенными из них являлись обнаружение малошумных ПЛ, автоматизация, комплексная миниатюризация и унификация аппаратуры, расширение перечня задач, которые должны были решаться меньшим числом операторов. Это было реализовано в новом ГАК «Океан» (главный конструктор Н.А.Князев).
ГАК «Океан» состоял из восьми ГАС, объединённых в единую систему (основным элементом являлась ГАС «Енисей»). В состав ГАК входила комплексная ГАС «Енисей» (главный конструктор Н.А.Князев, затем Л.М.Миримов), ГАС миноискания «Луч» (главный конструктор Э.Э.Беркуль), доплеровский гидроакустический лаг «Мечта» (главный конструктор Б.И.Трущелев) и еще несколько станций. Многие новаторские идеи, реализованные в этом комплексе, легли в основу последующих ГАК.
Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения.
Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

C 15 ноября 1966 года по 19 марта 1969 года на судоремонтном заводе «Дальзаводе» в гор. Владивостоке прошла ремонт и модернизацию по проекту АВ611е в ходе которых демонтировано ракетное вооружение и установлен опытный образец ГАК «Енисей», временно подчинена 4-й БРСТРПЛ КТОФ.

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду. В конце он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.
Серийные корабли, последовавшие за лодкой К-64, отличались от нее длиной корпуса. При доработке, проведенной в начале семидесятых, реакторный отсек подлодок проекта 705 стал немного длиннее. Из-за этого общая длина подлодок выросла до 81,4 м. По проекту 705 было построено лишь четыре субмарины, после чего новые корабли строились в соответствии с обновленным проектом 705К.
Первые же выходы в море показали, что корабль обладает прекрасными маневренными качествами, но не оправдывает надежд в части качества ГАК и РТВ в целом. Заложенный конструкторами мощный энергетический потенциал ГАК «Енисей» не был реализован из-за сравнительно высокого уровня собственных помех работе гидроакустических средств. По этой причине дальности обнаружения в режиме «одновременный круговой обзор тракта шумопеленгования» оказались не выше, чем у находившихся тогда на вооружении ГАК «Рубин» и «Керчь». Что же касается самого современного «Ската», то ему «Енисей» уступал значительно по практически всем параметрам.
Испытания в Белом море не позволяли полностью определить возможности ГАК ввиду недостаточных глубин, особенностей дня и гидрологии, ограниченности акватории. Поэтому первые выходы в Баренцево море и в Северо-восточную Атлантику в первую очередь использовались для объективной оценки возможностей гидроакустического вооружения.
Экипажи «привозили» первые контакты с иностранными ПЛ, однако их непредвзятый анализ наводил на мысль о том, что противник, интенсивно интересуясь ТТЭ новых АПЛ, специально сближается с ними на дистанции «укола шпагой» для снятия гидроакустических портретов наших кораблей.
Становилось ясно, что данные испытаний на Белом море, в основном, вполне соответствовали истинному положению вещей: дальности обнаружения подводных и надводных целей в режиме шумопеленгования (ОКО-1, ОКО-2) были, в лучшем случае, не хуже, чем у «Рубина» и «Керчи», но комплекс «Енисей» не имел рекордерного блока фиксации целей, что снижало его возможности. Разветвленный активный тракт ГАК «Енисей», имевший режимы ИД (измерение дистанции), УП (уточнения пеленга), ДП (дальний поиск), СП (средний поиск) и БП (ближний поиск) не мог компенсировать недостатки режима ШП.

Недостаточные возможности ГАК, определяющиеся в основном высоким уровнем собственных помех, не позволили добится решительного отрыва от АПЛ в решение противолодочных задач.
Нельзя не рассказать и о попытках повышения поисковых возможностей ПЛ. Так, на АПЛ К-373 было выполнено обрезинивание внешней стороны носовой переборки I отсека и части гидроакустической выгородки. В результате удалось снизить уровень собственных помех ГАК и повысить дальность обнаружения целей в режиме ШП.

Источники:
Ю.Корякин, С.Смирнов «Российская гидроакустическая техника ЦНИИ «Морфизприбор»». ВоенныЙ ПараД май – июнь 2003
Г.Д.Баранов «Воспоминания командира К-432 пр.705К». «Тайфун», 2002
http://www.submarines.narod.ru
https://www.korabel.ru
https://army-news.ru
https://super-arsenal.ru

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 705 (705К)
ЦНИИ «МОРФИЗПРИБОР»
ОКЕАНПРИБОР КОНЦЕРН