ПРОТИВОСПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «КОНТАКТ»

ANTI-SATELLITE SYSTEM «CONTACT»

ГОСДУМА ПРОСИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЗРОДИТЬ СОВЕТСКИЙ ПРОТИВОСПУТНИКОВЫЙ ПРОЕКТ

Комитет Госдумы по обороне предложит президенту и правительству восстановить проект высокоточного комплекса поражения низкоорбитальных спутников и перехвата ракет, пишут «Известия». По данным газеты, «в рекомендациях по итогам ноябрьских парламентских слушаний по воздушно-космической обороне члены профильного комитета отметили необходимость возобновления работ по наземно-воздушному комплексу «Контакт», предназначенному для поражения навигационных спутников и спутников связи».
«Правительству Российской Федерации поручить при формировании Государственной программы вооружения на 2016-2025 годы предусмотреть осуществление необходимых мер по возобновлению НИОКР по теме «Контакт», – говорится в документе.
Как пишут «Известия», «в комплекс, создававшийся в начале 1980-х годов КБ «Алмаз», входит наземная радиолокационная и оптическая система обнаружения, а также истребители МиГ-31 в специальной модификации (МиГ-31Д). Такой самолет вооружен только 10-метровой ракетой, способной уничтожить осколочной БЧ спутник на высоте от 120 км. Наземная станция располагалась на полигоне Сары-Шаган и передавала на самолет координаты спутника. Система «Контакт», по задумке разработчиков, могла бы уничтожать за 36 часов до 24 целей на орбите, однако в 1990-е гг. работы были свернуты».
Как пояснил «Известиям» зампредседателя комитета ГД по обороне Франц Клинцевич, «Контакт» будет нужен не только для атаки спутников, но и для обороны.
— Развитие высокоточного неядерного оружия может в ближайшее время свести к нулю возможности современного ядерного оружия и договоренности по стратегическому вооружению. Мы уже сегодня говорим, что создаем комплексы, которые станут перехватывать абсолютно всё, что будет лететь из космоса, — сообщил Франц Клинцевич.
По словам депутата, нельзя допустить даже малейшего отставания от современных военных тенденций.
— Мы хотим официально сказать всем, что не дадим шанса превзойти нас в технологиях, в современных военных направлениях. Это отражено в послании президента 12 декабря, и становится для нас приоритетной задачей, — заявил Клинцевич.
«Известия»

Система 30П6 – противоспутниковая система с запуском ракеты с самолета МИГ-31Д. Наземная часть этого комплекса размещалась на 74-й площадке полигона Сары-Шаган.
Испытания системы ПКО З0П6 велись с 1985 г. на основании постановления СМ СССР №182-299 от 27 ноября 1984 года на полигоне Сары-Шаган. НИОКР и работы по испытанию и развертыванию средств комплеса велись вплоть до 1995 г.
В 1987 г. ОКБ МиГ доработало пару МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д (»изделие 07″). МиГ-31Д входил в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6, головным разработчиком которого выступало ЦКБ «Алмаз» (ныне – НПО «Алмаз» им. А.А. Расплетина).Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее.
С 1985 г. по постановлению СМ СССР №182-299 от 27 ноября 1984 г. на полигоне Сары-Шаган развернуты работы по подготовке и проведению испытаний системы противокосмической обороны З0П6 (поражение низкоорбитальных ИСЗ).
В рамках создания системы распознавания космических объектов военного назначения и информационно- баллистического обеспечения действий активных средств противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО) в 1974 году была начата разработка радиооптического комплекса «Крона».
В состав комплекса вошли КВП ,радиолокатор канала «А» обнаружение и радиолокатор канала «Н» для особо точных угловых измерений . Возможности высокоточного определения координат космических объектов позволяли использовать комплекс как средство наведения ПКО.
Для отработки этих возможностей средства комплекса были развёрнуты на Балхашском полигоне на объекте 2574 38 площадки и сопрягались с ЛК 5Н76, АК 30П6, РК 58Р6, ЛОЛ 5Н26 и др. Предполагалось иметь три комплекса ПКО перекрывающих всю южную границу СССР, однако в силу технических, экономических и политических проблем система в полном объёме не была создана.
Противоспутниковые ракеты запускались с истребителя МиГ-31Д.
Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн с космической нагрузкой в виде одного или нескольких спутников на высоту полтора-два десятка километров. При этом его скорость должна превышать скорость звука в несколько раз, что обеспечит ракете начальную скорость автономного полета более 2 тыс. км/час. Для трех- или четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя это скорость соответствует скорости в конце работы ее первой ступени при старте с Земли. Что достаточно для выхода ракеты в космос.
Истребитель МиГ-31, как оказалось, очень точно вписывается в требования к подобным самолетам. Его максимальная взлетная масса – под 50 тонн, максимальная скорость, которую он развивает в зависимости от нагрузки и режима полета достигает почти 3000 км\час, статический потолок – до 20 км, а динамический еще больше. Фактически он может взлетать с аэродрома и выводить спутники на околоземную орбиту в любом уголке планеты. Это очень выгодно, как с научно-практической, так и с коммерческой точки зрения.
К началу 1990-х гг. этап летно-конструкторских испытаний был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон «Сары-Шаган» на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.
По информации зам.генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки – истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ «Вымпел», специализирующимся на создании УР класса «воздух-воздух». Первый опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000 гг. В настоящее время машины 071 и 072 находятся в Казахстане. МиГ-31 также служит носителем гиперзвуковой летающей лаборатории ВЛЛ-АС.

СОСТАВ ПРОТИВОСПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ:
- радиолокационно-оптический комплекс распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона» (место дислокации – объект 2574 полигона Сары-Шаган, разработчик – ЦКБ «Алмаз»);
- система передачи команд 46И6;
- противоспутниковый авиационный комплекс 30П6 «Контакт» в составе:
– самолет-носитель МиГ-31Д (разработчик – ОКБ МиГ);
– ракета 79М6 «Контакт» с кинетическим перехватчиком ИСЗ (разработчик – МКБ «Факел»).

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ МИГ-31Д

Взлетная масса, кг:
нормальная 41000
максимальная 44400
Размах крыла, м. 13.46
Длина самолета, м 22.69
Высота самолета, м 5.15
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-З0Ф-6
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 91.00
форсажная 2 х 152.00
Максимальная скорость, км/ч:
на высоте 17500 м 2800
на малой высоте 1500
крейсерская 860
Практический потолок, м 20600
Практическая дальность, км: 2500
Экипаж, чел 2
Вооружение: противоспутниковая ракета


Источники: talks.guns.ru/forum/205/423489.html, http://wikimapia.org/3353396/ru/Объект-2574-ПКО-системы-30П6-Контакт, militaryrussia.ru, www.airwar.ru, Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ», Взлет. Андрей Фомин, Игорь Афанасьев. «Мигом» – к звездам, Мир авиации. Александр Ларионов. Чемодан из гастронома, Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами Aerofax. Yefim Gordon. MiG-25 ‘Foxbat’, MiG-31 ‘Foxhound’ и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ