ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА DELHI ПРОЕКТА 15 (ИНДИЯ)

DESTROYERS OF THE TYPE DELHI PROJECT 15 (INDIA)

31.12.2013
ГП «Зоря»-«Машпроект» поставило оборудование в Индию. Отгружен комплект оборудования морского применения. Оборудование предназначено для кораблей проекта 15 (тип Delhi). Корабли данного проекта находятся на вооружении ВМФ Индии и оснащены силовыми установками производства ГП «Зоря»-«Машпроект». Оборудование поставляется в рамках программы технического обслуживания.
ГП «Зоря»-«Машпроект» также оснащало силовыми установками корабли проекта 15A (тип Kolkata). В 2013 году заключен контракт на поставку силовых газотурбинных установок для кораблей, которые будут построены на верфи в Мумбаи. Предприятие оснастит четыре корабля проекта 15В, для которых выпустит модернизированную силовую газотурбинную установку с микропроцессорной системой управления.


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА DELHI ПРОЕКТА 15

Эскадренные миноносцы типа «Дели» (проект 15) — серия из трёх эскадренных миноносцев ВМС Индии. Основной задачей эсминцев этого типа является выполнение флагманские функций в составе оперативных групп и эскорт авианосных соединений. Корабли рассчитаны на боевые действия в условиях применения оружия массового поражения.
Проект эсминца разработан индийскими специалистами при участии Северного конструкторского бюро (г. Санкт-Петербург). Он является развитием кораблей типа «Раджпут» (проект 61МЭ) с широким использованием конструктивных решений, опробованных на фрегатах типа «Годавари» и эсминцах типа «Современный».
В 1977 году Комитет по политическим вопросам Кабинета министров (англ. Cabinet Committee on Political Affairs, CCPA) утвердил постройку на верфи Mazagon Dock Limited (MDL) в Бомбее (ныне Мумбаи) трёх фрегатов проекта 15, которые должны были стать развитием фрегатов типа «Годавари». Стоимость каждого фрегата оценивалась в 1,5 млрд. рупий. В 1981 году спецификация корабля была изменена в сторону усиления средств защиты от противокорабельных ракет, стоимость фрегата увеличена до 2,37 млрд. рупий (в ценах 1980 года). Начало строительства было запланировано на 1982 год, однако уроки англо-аргентинского конфликта 1982 года заставили Штаб ВМФ пересмотреть концепцию нового корабля. В сентябре 1983 года правительство утвердило план, в котором предусматривалось привлечение иностранных специалистов для создания нового проекта. Водоизмещение фрегата было увеличено, значительно усилено вооружение. Генеральный план компоновки был утверждён в 1985 году, строительство головного корабля началось в ноябре 1987 года. Продолжительность постройки оценивалась в 5 лет с введением в строй всех трёх кораблей в период 1992–1996 годы.
В процессе строительства проект постоянно пересматривался, в результате чего ввод в строй головного корабля был отсрочен на 5 лет, а его стоимость к февралю 1989 года увеличилась до 8,87 млрд. рупий в ценах марта 1987 года. В дальнейшем к маю 1994 года проект пересматривался ещё 32 раза и несколько раз был на грани прекращения, а цена фрегата к 1995 году возросла до 21,4 млрд. рупий.
Главная энергетическая установка корабля построена по схеме CODOG и включает два агрегата M-36N. Двигатели экономического хода – два дизеля KVM-18 производства Bergen Mek. Verk/Garden Reach мощностью 4960 л.с. каждый. Полный ход обеспечивается двумя газотурбинными двигателями ДН-50 производства ПО «Заря» максимальной мощностью 27 000 л.с.
Эсминец вооружён ракетным комплексом «Уран» с 16 дозвуковыми противокорабельными ракетами 3М-24Э (Х-35). Ракеты в транспортно-пусковых контейнерах размещены в четырёх пусковых установках КТ-184, по две с каждой стороны ходового мостика. Угол наклона контейнера к горизонту — 30º.
Основным средством ПВО эсминца является зенитный ракетный комплекс «Штиль». Две однобалочных пусковых установки 3С-90 расположены в носовой части корабля перед надстройкой и в кормовой части над ангаром. Каждая пусковая установка имеет подпалубный магазин на 24 ракеты 9М38М1. Подсветку цели обеспечивают 6 РЛС МР-90 «Орех», четыре из которых расположены в носовой части (два — по обе стороны от ходового мостика, два — на фок-мачте) и два — на грот-мачте.
Сопровождение целей обеспечивается РЛС МР-775 «Фрегат-МАЭ», способной одновременно отслеживать до 12 целей на дальности до 32 км.
На корабле установлена универсальная одноствольная 100-мм артиллерийская установка АК-100 для стрельбы по воздушным, надводным и наземным целям. Темп стрельбы составляет 30–50 выстрелов в минуту, угол обстрела – 220º. Управление огнём обеспечивает СУАО «Лев» с РЛС МР-145 или МР-184 и оптическим визиром «Конденсор».
В качестве средства самообороны используются четыре 30-мм шестиствольные револьверные пушки АК-630 с темпом стрельбы 5500–6000 выстр./мин и дальностью 2,5–5 км. Управление огнём обеспечивается прибором МР-123-02.
Противолодочное вооружение включает два 12-ствольных реактивных бомбомёта РБУ-6000, установленные перед ходовым мостиком, и СУО «Пурга».
Первые два корабля серии оснащены основной ГАС BEL APSOH (Advanced Panoramic Sonar Hull) и буксируемой ГАС Garden Reach Model 15-750 (HUMVAAD). Третий корабль (INS Mumbai) оснащён основной ГАС BEL HUMSA (Hull Mounted Sonar Array) и буксируемой ГАС Thales ATAS (Advanced Towed Array Sonar).
В зависимости от выполняемой операции, на корабль могут базироваться два противолодочных вертолёта Sea King Mk.42B. Возможно также базирование вертолётов HAL Chetak или HAL Dhruv идивидуально или в сочетании Sea King Mk.42B. Корабль имеет вертолётную площадку площадью 500 м² и двойной ангар и систему принудительной посадки «Гарпун».
В Индии ведется строительство эсминцев проекта 15А, которые станут развитием ЭМ УРО «Дели» проекта 15. Головной корабль, получивший название «Кольката» (Калькутта), был спущен на воду на судоверфи «Мазагон» в г. Мумбай в марте 2006 года и в настоящее время достраивается на плаву.

СЕРИЯ
Номер Название Верфь Заложен Спущен В строю
D61 Delhi Mazagon Dock Limited 14.11.1987 01.02.1991 15.11.1997
D60 Mysore Mazagon Dock Limited 02.02.1991 04.06.1993 02.06.1999
D62 Mumbai Mazagon Dock Limited 14.12.1992 20.03.1995 22.01.2001

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное 5500
- полное 6900

Основные размерения, м:
- Длина 163,0
- Ширина 17,4 – 17,6
- Осадка 6,5 м
Главная энергетическая установка:
- тип CODOG
- тип оборудования М36N, 2 ГТУ ДН-50, 2 дизеля KVM-18
- Мощность ГЭУ 54 000 л.с.
Скорость хода, узл.:
- полного хода 28 – 32
- экономического 14–18
Дальность плавания, миль 5000 (18 уз.)
Экипаж 250 (40 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
1 х 1 100-мм артустановка АК-100
2–4 × 30-мм зенитные автоматы АК-630
Ракетное вооружение :
- комплекс «Уран-Э»
- пусковые установки 4 × 4 КТ-184 для ПКР Х-35
Средства ПВО:
- зенитный ракетный комплекс «Штиль»
- прожекторы подсветки цели 6 РЛС МР-90 «Орех»
- пусковые установки 2 × 3С-90
- боезапас ЗУР 24 ракеты 9М38М1
4 × 8 ЗРК «Барак»
Противолодочное вооружение 2 × РБУ-6000
Торпедное вооружение 1 × 5 × ТА ПТА-533
Авиационное вооружение 2 вертолета Sea King Mk.42B
РАДИЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
РЛС общего обнаружения «Фрегат-МАЭ», BEL RAWL
Навигационные РЛС 3 × MR-212/201
Гидоакустическая станция (ГАС):
- основная BEL APSOH (на ЭМ D60, D61), BEL HUMSA (НА ЭМ D62)
- буксируемая Garden Reach Model 15-750 (HUMVAAD) (на ЭМ D60, D61), Thales ATAS (НА ЭМ D62)

Источники: ru.wikipedia.org, omop.su и др.

ЭСМИНЕЦ ТИПА BANGALORE ПРОЕКТА 15B (ИНДИЯ)
ЭСМИНЕЦ ТИПА KOLKATA ПРОЕКТА 15A (ИНДИЯ)