АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ

ДАЛЬНОСТИ DERBY (ИЗРАИЛЬ)

AIRCRAFT MEDIUM-RANGE MISSILE DERBY (ISRAEL)

30.05.2019

Через два года истребители Су-30МКИ ВВС Индии получат на вооружение ракеты воздушного боля Derby-I ER увеличенной дальности, сообщает Indian Aerospace Defence News – IADN 28 мая.
ВВС Индии убедились в неэффективности российских ракет Р-77 во время кратковременного вооруженного конфликта с ВВС Пакистана в небе Кашмира 27 февраля. Пакистанские ВВС подняли большую группу истребителей F-16 в количестве 24 единиц, оснащенных ракетами AIM-120 AMRAAM, и произвели пуски по индийским самолетам. Истребители Су-30МКИ находились в воздухе и были вынуждены «сбежать», так как Р-77 не может стрелять на заявленные россиянами дальности (т.е. не могут уничтожать цели на дальности более 80 км, как AMRAAM).
На этом фоне ВВС Индии остановили свой взгляд на израильской ракете «Дерби» в варианте с увеличенной дальностью. Интеграция этой ракеты в истребитель российского типа был «вызовом», но эта задача успешно решена. Истребитель «общается» с ракетой через линию связи.
Израильская ракета более легкая и компактная, дальность стрельбы увеличена до более 100 км, что значительно больше дальности вариантов этой УР малой и средней дальности. В 2014 гоуд для оснащения истребителей-бомбардировщиков Jaguar были приобретены ракеты ближнего боя типа ASRAAM.
На вопрос, почему ВВС закупают ракеты «Дерби» с увеличенной до более 100 км дальностью, чиновники ответили, что создание продвинутого варианта Astra Mk2 с подобной дальностью потребует лет 10, поэтому израильская ракета будет промежуточным звеном в программе повышения боеспособности истребителей ВВС Индии.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ

ДАЛЬНОСТИ DERBY

Израильская ракета класса «воздух-воздух» Rafael Derby разработана и производится фирмой Rafael. Представляет собой ракету типа «запусти и забудь». Может поражать самолёты противника днём и ночью, в любую погоду. Может наводиться на цель как до запуска, так и после него.
Министерство обороны Израиля сообщило 3 мая 2001 года о выходе на мировой рынок с новыми ракетами класса «воздух-воздух». Тогда компания «Рафаэль» впервые опубликовала факт разработки УР «воздух-воздух» средней дальности «Дерби» (Derby, известна также как Alto).
Новые ракеты, получившие название «Дерби», могут запускаться с небольших истребителей, например, с американских F-16.
В 1964 году на вооружение поступила первая ракета ближней дальности с инфракрасной головкой самонаведения «Шафрир-1», базирующаяся на американской УР «Сайдвиндер». Затем появился ее усовершенствованный вариант «Шафрир-2». Дальнейшее развитие привело к появлению в начале 1980-х годов УР «Питон-3», а десятилетие спустя — еще более совершенной ракеты «Питон-4». Накопленный опыт позволил конструкторам поставить перед собой более амбиционную задачу — разработать всеракурсную ракету средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, не уступающую американской УР AIM-120.
Создание ракеты, получившей название «Альто», а затем — экспортное наименование «Дерби», началось корпорацией «Рафаэль» в начале 1980-х годов прошлого века. Несколько лет спустя к разработке подключилась южноафриканская компания «Кентрон», впоследствии создавшая собственную УР аналогичного назначения «Д-Дартер» (D-Darter).

Ракета «Дерби» по многим узлам унифицирована с УР «Питон-4». От нее она унаследовала аэродинамическую схему «утка», осколочно-фугасную боевую часть и неконтактный лазерный взрыватель. Двухрежимный твердотопливный двигатель «Дерби» представляет собой усовершенствованный вариант двигателя ND-10, применяемого в ракете «Питон-4», отличаясь от него увеличенной тягой и уменьшенными габаритами. Модернизированный двигатель и развитые аэродинамические рули с мощными приводами обеспечивают «Дерби» высокую скорость и маневренность. Ракета может разгоняться до 4М и атаковать цели с любого ракурса и на значительных дальностях с собственными перегрузками до 50g. При ведении ближнего маневренного воздушного боя характеристики УР «Дерби» не уступают параметрам ракеты «Питон-3» и превосходят американскую УР малой дальности «Сайдвиндер».
Система наведения УР «Дерби» — комбинированная. Она включает командно-инерациальную систему и активную радиолокационную головку самонаведения (разработки концерна IMI).
Головка самонаведения выполнена на современной элементной базе и допускает перепрограммирование под требования заказчика.
Возможности ракеты:
• высокая степень устойчивости к помехам систем РЭБ (ECCM – Electronic counter-countermeasure);
• возможность захвата цели до пуска (LOBL – lock-on before launch) или после пуска (LOAL – lock-on after launch);
• возможность поражения цели под любым углом, при любых погодных условиях, на фоне земли;
• относительно малый вес (например AMRAAM весит 152 кг, Р-77 – 175 кг, впрочем они имеют и большую дальность).
В июне 2001 года ракета «Дерби» была впервые показана публике на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, а в следующем году ее приняли на вооружение ВВС Израиля.
В Израиле носителями «Дерби» являются наиболее массовые истребители F-16C/D, а также тяжелые истребители F-15I. Ракеты «Дерби» практически не состоят на вооружении ВВС Израиля несмотря на появляющиеся на время от времени сообщения на эту тему, но достаточно широко поставляются на экспорт. ВВС Израиля предпочитают покупать в счёт американской военной помощи AMRAAM («Ашуах»): AIM-120B (с 1998 г.) и AIM-120C (примерно с 2003 г.). Дальность стрельбы AMRAAM (версии, имеющиеся у Израиля): 75 км для AIM-120B, 105 км для AIM-120C-5 и 120 км для AIM-120C-7.

В 2003 году начались поставки «Дерби» на экспорт. Первыми их покупателями стали ВВС Чили (60 ракет для модернизированных истребителей F-5E «Тайгер» III) и Эквадор (60 ракет для истребителей «Кфир» СЕ). В 2010 году 40 ракет «Дерби» купила Колумбия для модернизированных истребителей «Кфир» С.10, а в 2011 -м 200 УР приобрела Бразилия (для модернизированных самолетов F-5EM). Кроме того, такие ракеты приняты на вооружение в Индии: ими были вооружены модернизированные палубные истребители «Си Харриер», планируется включение «Дерби» в состав арсенала нового индийского истребителя «Теджас».
Помимо авиационного базирования ракета «Дерби» (вместе с УР «Питон-5», снабженной инфракрасной ГСН) применяется в наземном мобильном ЗРК «Спайдер». Такие комплексы поставляют в Грузию, Азербайджан, Индию, Сингапур, Вьетнам. Перу.
В 2015 г. на выставке Aero India 2015 (Бангалор, Индия) была продемонстрирована модернизированная версия I-Derby (Improved Derby), и в том же году на авиасалоне в Ле-Бурже была представлена I-Derby ER (Extended Range).
В середине 2015 года появились сообщения о создании УР «И-Дерби ЭР» (I-Derby ER) с дальностью стрельбы, увеличенной до 100 км — вдвое по сравнению с базовой моделью.
Версия I-Derby имеет программно-определяемую ГСН, что позволяет легко модернизировать её программное обеспечение, без необходимости замены каких-либо физических элементов ракеты. На I-Derby ER использован новый твердотопливный двигатель с 2 импульсами работы (dual-pulse solid rocket motor). Первое включение двигателя разгоняет ракету при запуске, второе происходит вблизи цели. Кроме того, у этого варианта взрыватель встроен в систему наведения, что позволило сократить размеры блока электроники и увеличить длину двигателя без изменения габаритов ракеты и без роста веса (или даже при некотором снижении веса).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: УР «воздух — воздух» средней дальности с активной РЛ ГСН
Максимальная дальность пуска, км: 50 (до 60, 100 для I-Derby ER)
Скорость полета ракеты: 4 М
Самолёты – носители F-16C/D, F-5, Mirage, JAS-39 Gripen, возможно МиГ-21
Масса боевой части, кг: 23
Взрыватель: неконтактный, лазерный
Наведение: командно-инерциальное на среднем участке траектории, активное радиолокационное на конечном
Тип ГСН: АРЛС
Длина, мм: 3620
Диаметр корпуса, мм: 160
Размах крыла, мм: 640
Масса ракеты, кг: 118 (для I-Derby ER называют 115 кг)
Стоимость единицы 300 тысяч

Источники: РБК, yandex.ru/turbo, grimnir74.livejournal.com, cyclowiki.org и др.

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС SPYDER (ИЗРАИЛЬ)
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ PYTHON-4 (ИЗРАИЛЬ)
АРМИЯ ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ