РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П875М “ДЕСНА-Н” (“РОМАШКА”)

С МБР Р-9А

MISSILE COMPLEX 8P875М “DESNA-N” (“ROMASHKA”) ICBM R-9A

21.02.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-9А в настоящее время находится около входа в Центральный музей Вооружённых Сил РФ в Москве.
Работы по комплексу с МБР Р-9 была заданы ОКБ-1 С. П. Королёва Постановлением СМ СССР от 13 мая 1959 года. Для ракеты Р-9А разрабатывались три варианта размещения: шахтный комплекс “Десна”; траншейный комплекс со стационарной наземной ПУ “Ромашка” (комплекс “Десна-Н”); полуавтоматизированный комплекс со стационарной наземной ПУ “Долина”.
Летно-конструкторские испытания ракет Р-9 и Р-9А проводились с апреля 1961 года по февраль 1964 года.
Развертывание комплекса началось в 1963 году и к 1964 году было развернуто 23-28 пусковых установок ракет Р-9А.
После завершения летно-конструкторских испытаний ракета Р-9А с шахтным (»Десна-В») и наземным (»Долина») стартовыми комплексами была принята на вооружение 21 июля 1965 года.
Боевые ракетные комплексы с ракетой Р-9А находились на боевом дежурстве более 15 лет и получили высокую оценку в войсках.
ВТС «БАСТИОН», 21.02.2017

МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 24.04.2012
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 13.03.2012
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 05.12.2011
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 2005 Г.
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 2000 Г.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П875М “ДЕСНА-Н” (“РОМАШКА”)

С МБР Р-9А

Предложения по созданию новой МБР в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С.П.Королева в 1962-1964 года по созданию новой МБР Р-9 на кислородно-керосиновом топливе стартовой массой в 100 т были подготовлены и переданы в Правительство в апреле 1958 года. Ракеты Р-9 должны были прийти на смену МБР Р-7 и Р-7А.
Первоначально МБР создавалась в двух вариантах: Р-9А (8К75) на керосине и кислороде и Р-9В (8К76) на керосине и азотной кислоте. Для Р-9В в ОКБ-2 (главного конструктора А.М.Исаева) создавалась связка из четырех двигателей с тягой по 40 тс.
По настоянию ОКБ-1 и главного конструктора С.П.Королева дальнейшие работы были продолжены по ракете Р-9А. Официально работы по комплексу с МБР Р-9 была заданы Постановлением СМ СССР от 13 мая 1959 года.
Разработка ракеты Р-9 начата 13 мая 1959 года. Ракета Р-9А разработана на базе ракеты Р-9 и является более совершенным ее вариантом. Для ракеты Р-9А разрабатывались три варианта размещения: шахтный комплекс “Десна”; траншейный комплекс со стационарной наземной ПУ “Ромашка” (комплекс “Десна-Н”); полуавтоматизированный комплекс со стационарной наземной ПУ “Долина”.

При эскизном проектировании были рассмотрены пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции.
Это было достигнуто принятием целого ряда конструктивно-компоновочных решений, например, применением открытых ферменных отсеков для сочленения ступеней ракеты, сбрасываемого хвостового отсека II ступени, использование паров наддува бака горючего II ступени для отделения ГЧ и т.д.
Габариты ракеты выбирались из возможности транспортировки ее в собранном виде в одном железнодорожном вагоне и использования сварочно-штамповочного оборудования ракеты Р-7 для производства блоков ракеты Р-9.
Проектирование и разработка системы управления ракеты Р-9 проводилась под руководством главного конструктора Н.А. Пилюгина.
Для управления межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) следующих поколений типа Р-9 коллектив НИИ-885 создал фазовые системы радиоуправления с одним наземным командно-измерительным пунктом, размещенным вблизи старта. Эти системы работали в сантиметровом диапазоне радиоволн, обладали улучшенными характеристиками по помехозащищенности, точности, боеготовности, компактности, эксплуатационной пригодности, не накладывали никаких ограничений на направление стрельбы и обеспечивали возможность проведения залпового пуска ракет из позиционного района расположения стартовых позиций.
Наземные средства фазовой системы управления были разработаны как для открытого, так и защищенного вариантов исполнения.
Траекторные измерения в фазовой системе — координаты и скоростные составляющие траектории движения ракеты — производились по несущей частоте излучаемого сигнала, который использовался и для передачи команд управления на борт ракеты, и для приема информации об их исполнении.
Фазовые системы радиоуправления обеспечивали также выдачу оперативного прогноза отклонений точки падения головной части от цели по измерениям траекторных характеристик начала пассивного участка полета.
Создание радиотехнических систем управления МБР явилось важным стимулом для развития в стране вычислительной, полупроводниковой техники, микроэлектроники и самой радиотехники в области освоения новых диапазонов радиоволн. Были исследованы и решены проблемы, связанные с построением высокостабильных генераторов, созданием высокочастотных усилителей большой мощности, построением фазоизмерительных систем высокой точности, изучены вопросы влияния струи ракетного двигателя, создания наземных и бортовых антенн различного класса.
Топливные баки ракеты изготовлены из алюминиево-магниевого сплава. Наддув баков горючего обеспечивался турбогазом, а баков окислителя кислородом. Применение кислородных двигателей требовало из-за испарения жидкого кислорода постоянной подпитки после прекращения заправки до самого старта. В стартовых комплексах МБР Р-9А впервые была отработана система, обеспечивающая хранение охлажденного жидкого кислорода с меньшими потерями в емкостях на стартовой позиции за счет использования специальных холодильно-рефрижераторных установок и эффективной теплоизоляции (порошково-вакуумной и экранно – вакуумной), а также заправку ракет этим компонентом топлива. Решение этой задачи выполнялась большой кооперацией предприятий-исполнителей, головной было ОКБ-1, в работе принимали участие: КБОМ, ленинградский завод “Арсенал”, Уралвагонзавод и ВНИИкриогенмаш.

Для ракеты проектировались специальные двигатели и хранилища с системами возмещения потерь на испарение. Заправка ракеты кислородом предусматривалась непосредственно перед стартом.
Двигательная установка разрабатывалась с учетом проведения скоростной заправки баков ракеты топливом (кислород – керосин), пребывания ракеты в заправленном состоянии в течение 24 ч, дистанционного управления операциями на старте, максимальной автоматизации подготовки к старту, запуска двигателя I ступени как автоматически, по сигналу окончания заправки баков компонентами, так и вручную, в нужное время без вскрытия люков и без доступа обслуживающего персонала к агрегатам и приборам ракеты.


Четырехкамерный ЖРД РД-111 (8Д716) первой ступени ракеты Р-9А

Качание камер двигателя I ступени осуществлялось впервые разработанным центральным гидравлическим приводом, использующим в качестве рабочей жидкости керосин, отводимый после турбонасосного агрегата основного двигателя. На II ступени управление ракетой осуществлялось поворотными соплами с использованием отработанного турбинного газа.
В первых проектных проработках для первой ступени ракеты предполагалось применить кислородно-керосиновые двигатели НК-9, разработанные в ОКБ-276 (главного конструктора Н.Д.Кузнецова), и для второй ступени связку из четырех двигателей, созданных в ОКБ-1 для блока “Л” ракеты-носителя «Молния». При этом дальность стрельбы могла увеличиться на 2700 км; ракета получила индекс Р-9М. Макет ракеты создан в 1960 году.
В дальнейших разработках и при выпуске на ракете применялись двигатели разработки ОКБ-456 (главный конструктор В.П.Глушко) и двигатели разработки ОКБ-154 (главный конструктор С.А.Косберга).


Четырехкамерный ЖРД 8Д715 второй ступени ракеты Р-9А

На первой ступени МБР Р-9 (Р-9А) был установлен ЖРД РД-111 конструкции ОКБ-456. Он разработан в 1959-1965 годах и имеет четыре камеры сгорания, турбонасосный агрегат (ТНА), газогенератор, агрегаты автоматики, раму и др. элементы. Камера двигателя со связанными оболочками, с регенеративным и завесным от форсуночной головки охлажденным горючим. Камеры установлены на двигательной раме в подшипниках, оси которых расположены горизонтально, в плоскостях курса и тангажа ракеты. Управление полетом МБР осуществляется путем поворота камер. Над камерами горизонтально расположен ТНА, связанный с ними сильфонными металлическим шлангами. В ТНА есть центробежные одноступенчатые насосы окислителя и горючего со шнеками на входе и двухступенчатую осевую активную турбину мощностью 8460 кВт. Насосы и турбины расположены соосно и вращаются с частотой 142 оборота в секунду. Газ для привода ТНА вырабатывается в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива с избытком горючего. Отработанный газ выбрасывается через патрубок с расширяющимся соплом. На двигателе применено пиротехническое зажигание топлива, запуск ТНА производится пороховым стартером.

При стендовых испытаниях двигателей РД-111 появлялась «высокая частота», после чего они разрушались. Это явление появилось в мощных кислородных двигателях при повышении их удельных характеристик. Это было одной из причин, которые сорвали сроки постановки
Р-9 на испытания и боевое дежурство.

Главным конструктором по наземному комплексу был назначен В.П. Бармин (ГСКБ «Спецмаш»). Принципиальной особенностью ракеты было включение в ее состав переходной рамы пускового стола. Благодаря этому резко уменьшился объем работ на старте, т.к. стыковка всех связей «Земля-борт» теперь производилась на технической позиции, после пристыковки к ракете переходной рамы, а на старте оставалось пристыковать существенно меньшее количество коммуникаций «Земля-переходная рама».

Другой особенностью комплекса ракеты Р-9 явилось системное решение проблем, связанных с длительным хранением жидкого кислорода. Была создана система переохлаждения, длительного хранения и скоростной заправки ракеты переохлажденным жидким кислородом и решена проблема его длительного хранения без потерь.
В ГСКБ «Спецмаш» разработали систему скоростной заправки ракеты горючим – керосином Т-1.
В ЦКБ транспортного машиностроения было создано эффективное устройство, управляемое одним оператором, способное установить ракету на пусковой стол за 30 сек.
Впервые в ОКБ-1 была создана и изготовлена на заводе «Красная Заря» автоматизированная система подготовки ракеты к старту, причем принятые в ней классические решения использовались в дальнейшем для ряда новых ракет-носителей.

Летно-конструкторские испытания ракет Р-9 и Р-9А проводились с апреля 1961 года по февраль 1964 года.
Летные испытания ракеты Р-9 начались 9 апреля 1961 года. Первый успешный пуск состоялся 21 апреля 1961 года. Вначале было много аварийных пусков (из первых 32 пусков – 15 аварийных). При этом выявились недостатки компоновки и конструкции отдельных узлов пускового стола и переходной рамы. Переходная рама оказалась очень громоздкой и тяжелой, ее масса достигала 4,5 т и составляла 50% массы сухой ракеты. Весь технологический цикл подготовки пуска составлял почти два часа. Все это привело к тому, что стартовый комплекс «Десна-Н» был признан не соответствующим тактико-техническим требованиям и не рекомендован для принятия на вооружение. Необходимо отметить, что комплекс «Десна-Н» был отвергнут не из-за грубых конструктивных просчетов. Высокие боевые и эксплутационные характеристики ракеты Р-9А, подтвержденные ЛКИ, требовали создания совершенного стартового комплекса с высокой боевой готовностью. Требовалось подходить к ракете и стартовому комплексу как к единому целому.
22 февраля 1963 года был успешно проведен первый пуск ракеты с нового стартового комплекса «Долина». на НИИП-5 Поражало то, что автоматизация обеспечивала почти полное отсутствие боевого расчета. Самоходная тележка с ракетой, выйдя из монтажно-испытательного корпуса и достигнув упоров на пусковом устройстве, соединялась с подъемно-установочным устройством, которое поднимало ее в вертикальное положение, автоматически стыковало все коммуникации и закрепляло ракету на пусковом столе.

Затем следовала скоростная заправка компонентами ракетных топлив, подготовка системы управления и прицеливание. На все уходило 20 минут вместо 2 часов на комплексе «Десна-Н». Затем для ракеты Р-9А был создан шахтный вариант стартового комплекса, получивший название «Десна-В». Его головным разработчиком стало ГСКБ «Спецмаш» (главный конструктор В.П. Бармин). 27 сентября 1963 года был проведен первый пуск ракеты из шахты. Он прошел успешно.
В 1962 году была испытана фазовая система радиоуправления, созданная в НИИ-885 для ракет Р-9, Р-36 и УР-100.
Прорабатывался вариант ракеты Р-9 (8К77) с экранно-вакуумной теплоизоляцией на кислородных баках.
В процессе подготовки ракеты Р-9 к летным испытаниям была проведена замена головной части на более тяжелую БЧ, разрабатываемую для варианта ракеты 8К77, после чего ракета вновь получила обозначение Р-9А (8К75).
Испытания ракеты Р-9 на полигоне Тюра-Там (НИИП-5), начальник полигона А.Г.Захаров (А.И.Курушин), с 51 площадки начались 9 апреля 1961 года. Преседателем государственной комиссии по ЛКИ был назначен начальник ГУРВО генерал-лейтенант А.И.Семенов. С апреля 1961 года по июнь 1962 года ракета Р-9 испытывалась с одним блоком разработки КБ-11, с июля 1962 года по январь 1964 года с другим более мощным, созданным в том же КБ-11.
28 октября 1962 года проводилась операция К-4, в ходе которой в космосе на высоте 150 км произведен подрыв ядерного заряда, выведенного ракетой Р-12, а две опытные ракеты Р-9 должны были пролететь максимально близко к точке взрыва через секунду после подрыва. По стечению ряда обстоятельств обе ракеты не смогли оторваться от пусковых столов и взорвались на стартовой позиции.
Первые испытательные пуски ракет Р-9 были неудачными – происходили взрывы первой ступени вследствие высокочастотных колебаний в ЖРД. ЛКИ завершились в феврале 1964 года после 29 пусков, 15 из которых были успешными.
В процессе испытаний ракета была усовершенствована и получила индекс Р-9А. После проведения удовлетворительных ЛКИ ракета была принята на вооружение и передана в серийное производство в 1963 году на завод №1 “Прогресс”. В 1964-1966 годах произведено 13 пусков серийных ракет Р-9А, из которых 9 прошло успешно.

Первоначально серийное производство ракет Р-9 предполагалось развернуть на заводе №1001 (в настоящее время – Красноярский машиностроительный завод). Для сопровождения серийного производства ракет на 2-ой площадке завода в Красноярске-26 по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР весной 1959 года был создан филиал №2 ОКБ-1. Но из-за отказа руководства государства от планов развертывания ракет Р-9 в значительном количестве новому КБ и заводу было поручено заниматься изготовлением ракеты Р-14 (8К65), созданной в ОКБ-586.
При первых пусках ракет типа Р-9 время подготовки на технической позиции составляло 16 часов, на стартовой позиции – до 21 мин. При принятии на вооружение время подготовки ракеты к пуску составило около 5 минут (ракета находилась с заправленными баками горючего).
В начале 1962 года на площадках Малое Усово и Большое Усово объекта «Ангара» началось строительство сооружений нового комплекса с четырьмя площадками. Развертывание комплекса началось в 1963 году и к 1964 году было развернуто 23-28 пусковых установок ракет Р-9А.
Разрабатывался вариант ракеты
Р-9 с двигателями, работающими на топливе ТМ-185 и окислителе АК-27И.
В 1964 году Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №808-333 задавалась экспериментальная отработка системы астрокоррекции для морских МБР Р-29 комплекса Д-9 с пуском пяти доработанных ракет Р-9А (8К75).
Вторая ступень ракеты Р-9А после доработки используется в качестве третей ступени (блок И) ракеты-носителя “Союз”, на ней применили усовершенствованные двигатели РД-0107 и РД-0108.
После завершения летно-конструкторских испытаний ракета Р-9А с шахтным (»Десна-В») и наземным (»Долина») стартовыми комплексами была принята на вооружение 21 июля 1965 года.
Первые два ракетных полка с МБР Р-9А с наземным стартом заступили на боевое дежурство 14 декабря 1964 года (г.Козельск, командиры Д.В.Богатырев и Г.В.Макарьевский), а 15 декабря заступили еще два полка (г.Плесецк, командиры П.Д.Гальцов и П.И.Скрябин).
Боевые ракетные комплексы с ракетой Р-9А находились на боевом дежурстве более 15 лет и получили высокую оценку в войсках.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-1
Главный конструктор С.П.Королев
Зам. гл. конструктора Б.Е.Черток
Ведущий конструктор М.С.Хомяков
Изготовитель ракет з-ды №88 и №1 (“Прогресс”), предполагалось производство на заводах №№24, 1001 и 154
Код НАТО SS-8 Sasin
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с МБР с наземной стартовой установкой, первого поколения
Состояние летные испытания проводились с 1961 года. На вооружение с 21 июля 1965 года принят вариант ракеты Р-9А. Снят с боевого дежурства в 1978 году
Ракета Р-9А (8К75)
с двумя типами ГЧ
Дальность стрельбы, км:
- наибольшая с легкой ГЧ 12500-13000
- наибольшая с тяжелой ГЧ 10300
- наименьшая 3000-3500
Точность стрельбы (предельное отклонение), км:
- при радиокоррекции 8-12
- при автономной СУ 10-20
Головная часть (Вариант 1):
- тип легкая моноблочная
- форма коническая
- разработчик КБ-11
- мощность заряда, Мт 1,65
- вес, кг 1700
Головная часть (Вариант 2):
- тип тяжелая моноблочная
- разработчик КБ-11
- мощность заряда, Мт 2,5
- вес, кг 2200
Система управления инерциальная с радиокоррекцией дальности
- разработчик НИИ-885
- главный конструктор Н.А.Пилюгин, М.И.Рязанский
Гироблоки 8А2113, 8А211М
- разработчик НИИ-944
- гл. конструктор В.И.Кузнецов
Органы управления поворотные с помощью центрального гидравлического привода (рабочее тело – керосин, отводимый после ТНА основного двигателя) камеры двигателя I ступени, поворотные
сопла, работающие на отработанном турбогазе, на II ступени
Стабилизаторы аэродинамические плоскости на I ступени и аэродинамические щитки
на II ступени
Разделение ступеней горячее, за счет включения двигателя II ступени
Отделение ГЧ пневмотолкателем
Система прицеливания:
- разработчик КБ-7 ЦКБ-784
- гл. конструктор С.П.Парняков
- тип визуальная оптико-механическая 8Ш22
Тип старта с наземной пусковой установки за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
- полная с легкой ГЧ 26,5
- полная с тяжелой ГЧ 24,19-24,227
Макс. диаметр корпуса, м 2,68
Стартовый вес, т 80,0 -81,0
Вес пустой ракеты, т 9,0
Горючее керосин Т-1
Окислитель жидкий кислород
Вес топлива, т 71,1
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ (БЛОК А):
Размеры, м:
- длина 14,79
- диаметр 2,68
Двигатель 4-камерн. ЖРД РД-111 (8Д716) с ТНА без дожигания
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.П.Глушко
- установка на двигательной раме в подшипниках, оси которых расположены горизонтально в плоскости курса и тангажа МБР
- тяга двигателей на земле, тс 141,24-143,51
- тяга двигателей в пустоте, тс 163-166
- удельный импульс у земли, с 270-275
- удельный импульс в пустоте, с 311-317
- давление в камере сгорания, кгс/см2 80
- давление на срезе сопла, кгс/см2 0,6
- время работы, сек 105-110
- высота, м 2,095-2,34
- диаметр, м 2,742-2,76
- геометрическая степень расширения сопла 18
- давление на срезе сопла, кгс/см2 0,6
- вес, кг:
конструкции 1480
заправленного 1650
камеры 136
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (БЛОК Б):
Размеры, м:
- длина с ГЧ 9,40
- диаметр 2,68
Двигатель 4-камерн. ЖРД РД-0106 (8Д715) с одним ТНА без дожигания
- разработчик ОКБ-154 (г.Воронеж)
- главный конструктор С.А.Косберг
- вед. конструктор Я.И.Гершкович
- изготовление з-д №154
- тяга двигателя в пустоте, тс 30,5-31,5
- время работы, сек 165

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Разработчик ГСКБ “Спецмаш”
Главный конструктор В.П.Бармин
Тип стационарный наземный
Тип ПУ наземный стартовый стол
Время подготовки к старту, ч 2
Число ракет на ПУ 1
Число ПУ в комплексе 2

ХРАНИЛИЩЕ КИСЛОРОДА:
Тип открытое 8Г717
Разработчик КБ “Криогенмаш”
Резервуар хранения вертикальные цистерны
Объем, м3 60
Материал цистерны алюминевый сплав
Тип изоляции экранно-вакуумная
Система термостарирования с помощью холодильно-газовых машин 15Г12
Производительность холодильных машин, ккал/ч 600

Грунтовые тележки 8Т150, 8Т156, 8Т156Э, 8Т191

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 19.02.2017

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Волков Е.Б., Филимонов А.А., Бобырев В.Н., Кобяков В.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. – М.: РВСН, 1996.
Первов М. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. М: 1998
Полигон особой важности. – М: ”Согласие”, 1997
Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. ЦИПК, 1996
Стратегическое ядерное вооружение России. Под ред. П.Л.Подвига. М: ИздАТ, 1998
Хроника основных событий истории Ракетных войск стратегического назначения / Под ред. И.Д.Сергеева – М.: РВСН, 1992.
Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
Ракетный щит отечества. М: ЦИПК РВСН, 1999
http://www.energia.ru
Бондаренко А. Непростая судьба невезучей «девятки» Авиация и космонавтика. — 1999. — № 1
Воскресенский С. «Запоздалая «девятка» «Крылья Родины» 2002 №6
и др.

МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 24.04.2012
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 13.03.2012
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 05.12.2011
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 2005 Г.
МБР Р-9А У ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В МОСКВЕ. 2000 Г.
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П775 “ДЕСНА-В” С МБР Р-9А
ПОЛУАВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П875 “ДОЛИНА” С МБР Р-9А
МБР Р-9А (ПЛАНШЕТ)
ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС»
ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО