САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ E-3A SENTRY (США)
AIRCRAFT SURVEILLANCE AND CONTROL E-3A SENTRY (USA)

18.02.2014

Компании «Боинг» и Air France Industries KLM Engineering & Maintenance (AFI KLM E&M) успешно завершили модернизацию на среднем цикле эксплуатации (Mid-Life Upgrade) первого из четырех самолетов радиолокационного обнаружения и управления E-3F ВВС Франции, говорится в пресс-релизе «Боинга» от 17 февраля.
Модернизация проводится в рамках программы «Иностранные военные продажи» (FMS) по контракту, заключенному в 2010 году между Генеральным директоратом по вооружениям Минобороны Франции (DGA) и правительством США.

11.03.2014
НАТО направит в Польшу и Румынию разведывательные самолеты. Это необходимо для наблюдения за ситуацией на Украине, считают представители Североатлантического блока. Эти самолеты, оснащенные специальным авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS), будут патрулировать воздушное пространство Польши и Румынии, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на британскую телерадиовещательная корпорацию BBC. Такая мера «повысит степень информированности Альянса о ситуации на Украине», считают в НАТО. Отдельно подчеркивается, что «все полеты разведывательных самолетов будут осуществляться исключительно над территорией стран НАТО».

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

11.07.2014

Самолет ДРЛО E-3 Sentry королевских ВВС Саудовской Аравии покинул объект 76-й эскадрильи технического обслуживания в Тинкере (США), где он пробыл примерно год, и взял курс на родину, сообщает asdnews.com 9 июля.
На борту самолета выведены слова God Bless You («Бог благословит вас» – прим. «ВП»). Эта машина является одним из пяти однотипных самолетов в составе ВВС, в течение трех лет самолет не эксплуатировался из-за перегрева аппаратуры, вследствие чего был нанесен большой ущерб антенне РЛС, расположенной внутри внешнего обтекателя.
В мае прошлого года самолет прибыл на объект, техники удалили и установили новую антенну гораздо быстрее, чем ожидалось, затем были отремонтированы другое радиооборудование, система «свой-чужой» и гидравлика.
На испытаниях самолета приняли участие более 40 человек. Отмечается, что эта работа еще раз подтвердила эффективность сотрудничества между ВВС США и Саудовской Аравии. Военный Паритет

23.07.2014

После завершения успешных летных испытаний ВВС Франции получили первый модернизированный самолет ДРЛО Boeing E-3F, сообщает flightglobal.com 22 июля. Сообщается, что модернизированный самолет обладает лучшей ситуационной осведомленностью и большим объемом полезной информации для контроля за пространством. Обновление машины производилось на объекте в аэропорту Ле Бурже (Париж) силами компании «Боинг» и субподрядчика Air France Industries KLM Engineering & Maintenance. Остальные три Е-3F будут модернизированы к третьему кварталу 2016 года, сообщает «Боинг». Все АВАКСЫ были получены Францией в 1990-91 годах.
Военный Паритет

07.08.2014
Американский авиастроительный концерн Boeing получил контракт на модернизацию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A Sentry, находящихся в распоряжении НАТО. Как сообщает Defense News, сумма сделки составила 250 миллионов долларов. Через программу модернизации пройдут 13 из 17 самолетов Североатлантического альянса. Работы будут осуществляться с 2016-го по 2018 год.
Известно только, что на E-3A будет заменена часть бортового радиоэлектронного оборудования, благодаря чему можно будет сократить численность экипажей самолетов с четырех до трех человек. Благодаря уменьшению экипажей НАТО сможет сократить операционные расходы на выполнение полетов Sentry.
Новый контракт стал продолжением соглашения, заключенного с Boeing в мае 2012 года.
Лента.ру

14.03.2015
Компания Boeing подняла в воздух первый модернизированный самолет ДРЛОиУ Е-3 AWACS c современной авионикой кабины, сообщает asdnews.com 12 марта.
Пять многофункциональных полноцветных дисплеев заменили аналоговые приборы, что позволяет уменьшить количество членов экипажа. Поставка первого самолета единой системе ДРЛО НАТО в Европе после обширной программы испытаний запланирована на январь 2016 года, завершение работ намечено на 2018 год. Также сообщается, что модернизация снизит эксплуатационные расходы. Всего планируется усовершенствовать 14 самолетов, построенных на основе самолета Boeing 707.
Контракт на сумму 394 млн долл США был подписан в 2012 году, полет первого модернизированного самолета для системы ДРЛО США намечен на 2016 год.
«Программа AWACS имеет большое значение для укрепления трансатлантического оборонного сотрудничества. «Боинг» считает за честь усилить этот критический потенциал для Альянса в тесном сотрудничестве с отраслевыми партнерами из Европы и США», говорится в пресс-релизе компании. Военный Паритет

19.11.2015

Первый модернизированный самолет радиолокационного дозора E-3G Sentry block 40/45, ранее переданный в эксплуатацию ВВС США, направлен на выполнение боевых задач в Юго-Западной Азии (зоне ответственности Центрального командования США). Об этом пишет Air Force Magazine.
«Эта версия представляет собой самое существенное усовершенствование в 35-летней истории E-3. Она значительно повысит наши возможности в обеспечении связи и управления, а также создаст серьезный задел для будущих модернизаций», — заявил полковник Дэвид Гэдек, командующий 552-м авиакрылом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (штаб на авиабазе Тинкер в Оклахоме), получившим самолет.
Эта машина была передана 552-му авиакрылу в июне 2015 года, получила статус «первоначальной боевой готовности» в июле и только сейчас отправлена на первое боевое задание. На данный момент уже девять машин E-3 из 27 имеющихся в распоряжении авиакрыла прошли модернизацию по этой схеме, их осваивают экипажи.
Лента.ру

21.11.2015
18 ноября ВВС США впервые направили на боевое патрулирование в Юго-Западную Азию модернизированный самолет ДРЛО E-3G Sentry, сообщает flightglobal.com 19 ноября.
Предполагается, что самолет будет наблюдать за «суматошной» воздушной кампанией в Ираке и Сирии с помощью новейшего бортового оборудования Boeing Block 40/45, разработка которого велась более 12 лет. Модернизации подлежат девять из 24 самолетов этого типа, таким образом, будут заменены технологии 1970-х годов вместе с оборудованием Block 30/35 начала 2000-х годов (базовый E-3 Sentry поступил на вооружение ВВС США в 1977 году — прим. Военный Паритет).
Стоимость модернизационных работ 2,7 млрд долл США, контракт был подписан в 2003 году, пять первых обновленных самолетов достигли статуса начальной боевой готовности в июле этого года. Сообщается, что специальной задачей самолета, направленного на Ближний Восток, станет отслеживание действий российской военной авиации, которая в одностороннем порядке (unilaterally) ведет боевые действия в поддержку войск Асада.
Военный Паритет

ВОЙНА В СИРИИ

28.12.2015

НАТО в рамках усиления турецкой противовоздушной обороны на фоне ситуации в Сирии намерена разместить в Турции самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry, сообщает издание Bild am Sonntag.
Размещение самолетов будут осуществлять Вооруженные силы ФРГ (бундесвер). По информации издания, МИД и Минобороны Германии незадолго до католического Рождества в письме оповестили бундестаг о предстоящей операции.
«Запланировано временное перемещение самолетов Boeing E-3 Sentry с базы в Гайленкирхен на аэродром Конья в Турции», — приводит издание выдержки из письма.
По данным правительства ФРГ, для этой операции не требуется мандат бундестага. В письме также отмечается, что применение оружия в данный момент не предполагается.
Пресс-секретарь Минобороны ФРГ подтвердил агентству DPA информацию издания. По его словам, операция коснется и солдат бундесвера.
«Это, конечно, коснется и военнослужащих бундесвера, поскольку мы предоставляем 30% экипажа», — сказал он агентству.
РИА Новости

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
ВОЙНА В СИРИИ

14.10.2016

На базу военно-воздушных сил Литвы в Шяуляй в четверг, как ожидается, прибудет самолет НАТО с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS).
Как заявляют в Минобороны Литвы, это будет символичное посещение республики самолетом подразделения E-3A НАТО, знаменующее уже более чем 1 тыс. операционных полетов этого борта, выполненных для обеспечения безопасности восточных границ НАТО с начала событий на Украине.
В подразделение E-3A НАТО входят 16 самолетов с системой AWACS, дислоцированных в Германии.
НАТО прибегло к усиленной охране восточных границ после вхождения Крыма в состав России, а этим летом альянс решил в каждой из стран Балтии и в Польше дислоцировать по международному батальону и увеличить свои мощности в Болгарии и Румынии.
Агентство BNS отмечает, что на минувшей неделе РФ также дислоцировала в Калининградской области ракеты «Искандер», которые могут нести ядерный заряд. Тем временем, страны Балтийского региона раскритиковали действия Москвы.
ИНТЕРФАКС/BNS

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

27.10.2016

НАТО с 20 октября начала патрулирование самолетов радиолокационного дозора в Турции. Об этом в среду, 26 октября, сообщил информированный источник «Ленты.ру», близкий к командным структурам Альянса.
«Самолеты E-3 AWACS ВВС НАТО с 20 октября патрулируют в воздушном пространстве Турции, не заходя в Ирак и Сирию. Цель операции — обеспечение безопасности самолетов коалиции», — рассказал собеседник редакции.
Он отметил, что продолжительность дежурства для каждой отдельной машины должна составлять пять часов, при этом ежемесячно будет совершаться 70 вылетов с авиабазы Конья в центральной части Турции.
Международная коалиция из 65 стран во главе с США с августа 2014 года противостоит террористам группировки «Исламское государство» (ИГ; запрещена в России), которые захватили часть территории Сирии и Ирака и провозгласили там халифат. С 30 сентября 2015 года Россия по запросу президента Сирии Башара Асада наносит точечные авиаудары по боевикам на территории Арабской Республики.
В настоящее время объединенные ВВС НАТО располагают двумя эскадрильями самолетов E-3A, базирующимися на немецком аэродроме Гейленкирхен. Формально все самолеты этого типа, используемые объединенными ВВС НАТО, приписаны к военно-воздушным силам герцогства Люксембург.
Лента.ру

ВОЙНА В СИРИИ

14.12.2016

Компания Boeing поставила НАТО первый из 14 подлежащих модернизации авионики самолетов ДРЛО E-3A Airborne Warning and Control System (AWACS).
В кабине самолета расположены пять полноцветных дисплеев, которые значительно повышают уровень ситуационной осведомленности экипажа.
13 остальных самолетов будут модернизированы на сумму 257 млн долл США, завершение работ в 2018 году. Модернизирован один из самолетов, принадлежащих ВВС США, его поставка после завершения испытаний намечена на 2017 год.
Военный паритет

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

14.01.2017

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и авиационного наведения НАТО Е-3А «АВАКС» в четверг осуществил разведывательный полет у российских рубежей на юге Балтики, свидетельствуют данные западных сайтов, отслеживающих передвижения военной авиации.
Согласно их информации, «АВАКС» с бортовым номером LX-N90447 и позывным NATO06, вылетевший с натовской базы Гайленкирхен в Германии, совершил подлет к Калининградской области с юга. Он длительное время вел активную разведку российской территории, находясь в воздушном пространстве Польши на высоте около 9,5 тыс. метров.
Ранее в четверг у российских рубежей на Балтике оперативное задание также выполнял стратегический разведывательный самолет ВВС США RC-135W. Разведчик с бортовым номером 62-4138 и позывным FILE29, вылетевший с авиабазы «Милденхолл» в Великобритании, проводил радиотехническую разведку у морских границ Калининградской области, находясь на высоте около 9 тыс. метров.
В последние месяцы военные самолеты США, других стран НАТО и Швеции стали регулярно осуществлять разведывательные полеты вблизи западных рубежей России и над районами передвижения российских боевых кораблей в акватории Балтийского моря.
Наблюдатели отмечают, в частности, что разведывательные полеты участились возле Калининградской области после размещения там новейших российских систем ПРО С-400, оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал», а также перевода на Балтику из состава Черноморского флота двух ракетных корветов «Зеленый дол» и «Серпухов», оснащенных крылатыми ракетами «Калибр-НК».
INTERFAX.RU

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

21.01.2017

ВВС США получили первый самолет ДРЛО E-3 Sentry со «стеклянной кабиной» типа DRAGON (Diminishing Manufacturing Sources Replacement of Avionics for Global Operations and Navigation). 9 января самолет прибыл на базу Тинкер.
Новая авионика позволит безопасно выполнять полеты как в национальном, так и иностранном воздушном пространстве. Цифровые технологии заменили аналоговые, которые стояли на самолетах этого типа с 1970-х годов. В составе новой системы есть современный датчик опознавания «свой-чужой» Mode-5, навигационная система со станцией GPS и погодный радар снабжают экипаж информацией о неблагоприятных внешних условиях полета.
Отмечается, что система «Дракон», разработанная для противодействия вызовам завтрашнего дня (tomorrow’s challenges) позволит держать самолеты Е-3 современными и за пределами 2025 года. В течение восьми лет ВВС США получат 24 модернизированных самолета ДРЛО.
Военный паритет


САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ E-3A SENTRY

Компания «Боинг» 23 июля 1970 г. выиграла контракт на создание двух опытных самолетов под обозначением EC-137D. В качестве носителя был использован планер самолета Боинг 707-320: его оснастили комплексом, в состав которого вошли импульсно-доплеровская РЛС Вестингаус AN/APY-1, высокопроизводительная ЭВМ обработки данных IBM 4 Pi СС-1, система индивидуального радиолокационного опознавания, аппаратура радиосвязи и передачи данных.
Boeing E-3 сочетает планер авиалайнера Boeing 707-320 с мощной РЛС и другими радиоэлектронными системами. Самолет предназначен для решения задач СТ – управления, связи и радиотехнической разведки (от command, control, communications, intelligence) в заданном районе и способен отслеживать самолеты и ракеты противника, а также осуществлять наведение своей авиации. С момента принятия на вооружение Е-3 в полной мере продемонстрировал свои возможности, став важнейшим компонентом ПВО США и НАТО.
Самолет ДРЛО Boeing E-3 Sentry предназначен для обеспечения ПВО континентальной части США и авиабаз на заморских территориях, а также выполнения задач непосредственного наведения истребителей.
Были построены два прототипа, обозначенные ЕС-137D, – первый из них поднялся в воздух 9 февраля 1972 года. Использовавшийся для испытания новой РЛС и совместимости вращающегося обтекателя антенны с планером, самолет затем последовательно модернизировали. Модернизированный вариант обозначили E-3А. Еще два E-3А были заказаны по программе FSD.
Основу комплекса АВАКС составляет мощная РЛС кругового обзора, антенна которой расположена в обтекателе, в верхней части фюзеляжа. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Обтекатель наклонен вниз на 6 градусов для улучшения обтекаемости, и помимо своей основной функции также служит для отвода избыточного тепла от аппаратуры самолёта, наклон антенны от горизонта компенсируется электронным способом. Сама антенна имеет гидравлический привод. Подсистема обработки данных с БЦВМ 4PiCC-1 (разработки IBM) обеспечивает устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей. Самолёты типа бомбардировщик обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над горизонтом — до 650 км от самолёта.
Самолёты модификации E-3B имеют усовершенствованную РЛС AN/APY-2 с БЦВМ 4PiCC-2, новые системы кодовой цифровой связи. Самолёт может работать по надводным и малоподвижным воздушным целям. Про программе модернизации RSIP предусматривалась доработка РЛС с целью эффективного обнаружения маловысотных крылатых ракет. Заявлено, что после модернизации приёмной части локатора последний сможет обнаруживать объекты с ЭПР (эффективной площадью рассеивания сигнала) 1 кв.м на дальности до 425 км.
На самолёте установлено 4 турбовентиляторных двигателя TF33-P-100/100A. Двигатели имеют по 2 электрогенератора каждый, с суммарной мощностью около 1000 кВт для питания бортовой аппаратуры. Экспортные модификации самолётов оснащались двигателями CFM56-2.
В 1975-1983 годах построены в общей сложности 30 самолетов E-3А. Первый полет Е-3 со штатным комплектом БРЭО состоялся 25 мая 1976 года, а ВВС США первую машину получили 23 марта 1977 года. Состояния первоначальной оперативной готовности E-3А достигли в апреле 1978 года, а в системе ПВО континентальной части США самолеты стали использоваться с января 1979 года. С тех пор Е-3 принимали участие во всех масштабных военных операциях США, включая Гренаду (1983 год), Ливан (1983 год), Панаму (1989 год), Ирак (с 1991 года) и Афганистан (с 2001 года).
Модернизация проводится в рамках программы «Иностранные военные продажи» (FMS) по контракту, заключенному в 2010 году между Генеральным директоратом по вооружениям Минобороны Франции (DGA) и правительством США.
В июне 2013 года «Боинг» и субподрядчик AFI KLM E & M начали модернизацию электрических, механических и структурных систем и бортового радиоэлектронного оборудования на этом самолете. Эта программа обновления MLU – крупнейшая для французских АВАКС – обеспечит парку самолетов надежной картиной поля боя и более полезной информацией при одновременном снижении нагрузок на летный экипаж.
Самолет пройдет наземные и летные испытания на авиабазе Аворд перед доставкой ВВС в конце этого года, как только будет квалифицирован DGA.
Программа обновления MLU является на сегодняшний день наиболее важной для французских ВВС и проводится аналогично контракту Block 40/45 для самолетов АВАКС ВВС США.
Первый самолет прошел обновление на объекте AFI KLM E & M в аэропорту Ле Бурже под Парижем, три других самолета будут модернизированы на новом объекте AFI KLM E & M в Шарль-де-Голле в Париже. Специально сформированная группа «Боинга» будет продолжать на месте работы по руководству, проектированию, поддержку в обеспечении качества, аппаратному и программному обеспечению, работая вместе с командой Air France Industries.

Первый модернизированный самолет радиолокационного дозора E-3G Sentry block 40/45, ранее переданный в эксплуатацию ВВС США, в ноябре 2015 года направлен на выполнение боевых задач в Юго-Западной Азии (зоне ответственности Центрального командования США). Эта машина была передана 552-му авиакрылу в июне 2015 года, получила статус «первоначальной боевой готовности» в июле и только сейчас отправлена на первое боевое задание
Программа модернизации E-3G block 40/45 объемом 2,7 миллиарда долларов представляет собой коренное усовершенствование самолетов этого семейства, связанное с заменой оборудования, разработанного в 1970-х годах. Она включает установку современных систем связи, обновление вычислительных комплексов и улучшение возможностей по обнаружению и сопровождению воздушных целей. Самолет получил дополнительные возможности, связанные с внедрением принципов открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования и включением его в сетецентрические системы.

МОДИФИКАЦИИ :
• E-3A первая серийная модификация с РЛС APY-1 на базе Boeing 707-300B.
• E-3B модификация 1984 года с новым электронным оборудованием.
• E-3С модификация Е-3В с РЛС APY-2. На этой модификации возможна подвеска УР «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, в целях самообороны.
• E-3D модификация для ВВС Великобритании с ТРДД CFM56-2A-2.
• Sentry AEW.Mk.I обозначение E-3D Sentry c 1990 года.
• E-3F вариант E-3D Sentry для ВВС Франции.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг:
• максимальная взлетная 147420
• нормальная взлетная 97206
• пустого самолета 77238
Габариты самолета, м:
• размах крыла 44.42
• длина 46,61
• высота 12,
Двигатель: ТРДД Pratt & Whitney TF33-PW-100А, кгс 4 по 9525
Скорость, км/ч:
• максимальная на высоте около 10 км 853
• крейсерская 605-780
Дальность, км:
• перегоночная 8100
• действия 500-1850
Практический потолок, м 8840
Продолжительность полета, ч 11
Экипаж, чел. 17-20

Источники: boeing.mediaroom.com, www.militaryparitet.com, www.airwar.ru, www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org, Лента.ру и др.

КОМПАНИЯ BOEING (США)