САМОЛЁТ УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ BOEING E-8 JSTARS (США)
AIRCRAFT CONTROL AND TARGETING BOEING E-8 JSTARS (USA)

29.05.2016

Несмотря на опасения по бюджетным ограничениям все четыре комитета по оборонным делам Конгресса США призывают ВВС США ускорить усилия по обновлению парка самолетов по разведке наземных целей, сообщает «Военный Паритет».
Продолжается задержка по замене устаревающих самолетов E-8 JSTARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System), созданных на платформе авиалайнера Boeing 707-300. Первоначально планировалось, что процесс замены начнется с 2022 года, теперь наиболее оптимистичным является 2024 год.
ВВС проводят исследования по облику перспективного самолета этого класса, которые будут завершены в марте 2017 года. Законодатели обеспокоены тем, что длительный процесс по принятию решения может привести к значительному разрыву в функциональных возможностях ВС США, то есть может возникнуть большая пауза, в течение которого строевые командиры останутся без должного уровня ситуационной осведомленности в управлении боевыми действиями. Дефицит самолетов этого класса к 2025 году может составить 16 единиц.
В настоящее время три группы конкурсантов ведут борьбу по новой программе JSTARS. Компания Northrop Grumman создает самолет на базе бизнес-джета Gulfstream G550, Lockheed Martin кооперируется с канадской компанией Bombardier с использованием платформы бизнес-джета Global 6000, компания Boeing предлагает модернизированный JSTARS на базе коммерческого авиалайнера 737-700. ВВС также подписали контракты с компаниями Northrop и Raytheon по разработке радиолокационного оборудования для перспективного самолета.
Военный Паритет

22.05.2018

Самолеты боевого управления и целеуказания с радарной системой JSTARS даже в самой новой модификации окажутся бесполезными в случае конфликта с Россией или Китаем, заявила министр ВВС США Хизер Уилсон. Ее слова приводит портал Air Force Times.
«Российские и китайские ракеты класса «земля — воздух» имеют большую дальность, и самолет будет сбит в первый же день конфликта», — отметила чиновник во время выступления в сенате.
Сенаторы вместе с военными обсуждают, стоит ли искать замену программе JSTARS. Одна из альтернатив — разработка новой интегрированной системы боевого управления и целеполагания, в которую будут собираться данные как с пилотируемых, так и с беспилотных самолетов, а также со спутников.
По словам Уилсон, на разработки новой платформы придется дополнительно потратить семь миллиардов долларов. Не исключено, что финансирование будет выделено на обе программы.
РИА Новости


САМОЛЁТ УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ BOEING E-8 JSTARS

Northrop Grumman/Boeing E-8 Joint STARS — боевой самолёт управления и целеуказания, создан на базе пассажирского лайнера Boeing 707-300.
Е-8, разработанный основным подрядчиком «Grumman» (ныне «Northrop Grumman), был очень удачно опробован в 1991 году в операции «Буря в пустыне». Авиационный комплекс представляет собой большой шаг вперед по отслеживанию и управлению боевыми действиями наземных войск с такими же возможностями, какие Е-3 дает для воздушного боя. Основой комплекса Е-8 является планер Boeing Model 707-300. Два прототипа E-8A были оборудованы многорежимной РЛС бокового обзора APY-3.
Антенна РЛС размещена в длинном подфюзеляжном обтекателе типа «каноэ». В кабине оборудовали рабочие места операторов. Линии передачи данных обеспечивают поступление информации для наземных войск почти в режиме реального времени. РЛС распознает и отслеживает положение и перемещение всех наземных средств, а также выполняет другие функции. Она распознает и классифицирует колесные и гусеничные средства передвижения при любых погодных условиях.
Первые два E-8A с объединенной радиолокационной системой обзора, управления и целеуказания J-STARS впервые взлетели 22 декабря 1988 года, а в январе 1991 года оба переведены в Эр-Рияд в Саудовской Аравии для участия в боевых операциях.
Вначале планировалось, что комплекс E-8B будет оснащаться турбовентиляторными двигателями F108, но затем приняли решение создавать комплекс E-8C на основе корпуса модифицированного Model 707 с силовой установкой из 4 ТРД Pratt & Whitney JT3D-3B тягой по 80,05 кН. Первый из требовавшихся 19 E-8C (позднее количество снизили до 13) был поставлен в июне 1996 года, а последний (в конечном итоге поставлено 17 самолетов) – 25 марта 2005 года.
Весной 2008 года «Northrop Grumman» начала замену двигателей на более эффективные турбовентиляторные Pratt & Whitney JT8D-219, одновременно в ВВС США обдумывают, как лучше решать проблему старения парка самолетов на базе планера Model 707.

По информации на 2014 год ВВС США намерены перенести воздушную командную информационно-разведывательную систему JSTARS с самолетов Boeing 707 на новые. Сообщается, что эти четырехдвигательные самолеты, созданные в 1960-х годах, морально и физически устарели. В качестве новых носителей рассматриваются самолеты начиная от бизнес-класса до Boeing 737-300. Использование больших самолетов класса Boeing 767 исключается.
В 2015 году ВВС выделили 70 млн долл для этой программы, к 2022 году должны проявиться новые самолеты системы JSTARS.
В настоящее время самолеты оснащены радаром с синтезированной апертурой длиной 24 фута (7,3 м), способного обнаруживать движущиеся объекты. Считается, что это единственный в ВВС США самолет, который может одновременно выполнять функции командного пункта, контроля, управления, наблюдения и разведки.
ВВС США имеют 16 самолетов JSTARS, из которых 11 находятся в летном состоянии. Экипаж самолета может доходить до 21 человека и больше, включая специалистов навигации и боевых систем, офицеров-разведчиков, техников и пилотов. В свое время эти самолеты были приняты на вооружение для наблюдения за советскими танковыми армадами в Европе, но оказались очень полезными для полетов вдоль Северной Кореи, использовались в Ираке и Афганистане.
В качестве наиболее подходящих платформ рассматриваются двухдвигательные бизнес-джеты Gulfstream G650, Bombardier Global 6000 и пассажирский Boeing 737-300. Считается, что из этих самолетов наибольший внутренний объем для размещения оборудования и персонала предоставит «Боинг-737».
5 марта 2015 года ВВС США сделали заявление, что намерены заменить парк самолетов разведки и управления Northrop Grumman E-8C JSTARS платформами на базе самолетов меньшего размера, желательно бизнес-джетов, для удешевления эксплуатации. Также есть требования, что самолеты должны быть оборудованы бортовыми разведывательно-управляющими системами с высоким уровнем технологий и открытой архитектурой. В конкурсе могут участвовать иностранные производители, такие как Airbus, Dassault и Bombardier, чьи самолеты Global 6000 и Global 7000 вполне могут ответить всем предъявляемым требованиям в качестве платформы.
Предыдущая попытка заменить Е-8С самолетами на основе огромных Boeing 767-400ER был отклонен «из-за чрезмерных затрат». В настоящее время свои предложения представили Boeing с самолетом серии 737, Gulfstream – G650 и Northrop Grumman – Gulfstream G550. Компания Lockheed Martin объединилась с Raytheon и L-3 Communications, но еще не выбрала самолет. Группа ждет объяснений от ВВС, какой же размер платформы они предпочитают.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 77 564 кг
Максимальная взлётная масса: 152 407 кг
Масса топлива во внутренних баках: 70 307 кг
Длина: 46,61 м
Размах крыла: 44,42 м
Высота: 12,95 м
Силовая установка: 4 × ТРДД Pratt & Whitney TF33-P-102C
Тяга: 4 × 80,1 кН
Максимальная скорость: 0,84М
Практический потолок: 12 800 м
Продолжительность патрулирования: 11 ч.
Экипаж: от 21 человека при стандартном вылете (2 пилота, бортинженер, штурман и 17 операторов JSTARS) до 34 человек при более продолжительных вылетах

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

РЛС: AN/APY-3 с синтезированной апертурой
• Длина волны: 3-3,75 см (x-band)
• Зона обзора: 120°
• Зона захвата: ~50 000 км² в мин.
• Дальность обнаружения: от 50 до 250 км (при патрулировании на высоте от 9150 м до 12200 м)

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005, Военный Паритет, flightglobal.com и др.