ПАЛУБНЫЙ САМОЛЕТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ EA-18G GROWLER (США)
SHIPBORNE ELECTRONIC WARFARE AIRCRAFT EA-18G GROWLER (USA)

31.03.2015

Компания Northrop Grumman собрала и передала головному подрядчику компании Boeing первый комплект задней части планера самолета РЭБ EA-18G Growler по заказу ВВС Австралии, сообщает asdnews.com 26 марта. Австралия заказала 12 самолетов этого типа.
Комплект является 115-м по счету и первым для иностранного клиента. «Для нас большая честь отпраздновать эту веху вместе с ВМС США. Я уверен, что «Гроулер» является самым универсальным и эффективным самолетом электронного нападения в мире», говорит коммодор авиации ВВС Австралии Майкл Китчер (Michael Kitcher).
«Нортроп Грумман» произвела 100 таких комплектов для австралийских самолетов F/A-18 Hornet, включая 24 F/A-18 Super Hornet. Компания планирует производить комплекты, по меньшей мере, до августа 2017 года.
Военный Паритет

31.07.2015

В среду на объекте компании «Боинг» в Сент-Луисе проведена церемония выкатки первого самолета радиоэлектронной борьбы EA-18 Growler для ВВС Австралии, сообщает сегодня Australian Aviation.
Самолет с номером А46-301 уже совершил первый полет 13 июля, но только сейчас официально представляется представителям ВВС Австралии и ВМС США, работникам компании «Боинг» и губернатору штата Миссури Джею Никсону (Jay Nixon).
Второй «Гроулер» для ВВС Австралии также совершил свой первый полет, остальные 10 самолетов в настоящее время находятся в различных стадиях сборки на заводе компании «Боинг» в Сент-Луисе. Все 12 самолетов должны быть отправлены в Австралию в течение 2017 года. Австралийские «Гроулеры» будут нести ракеты AIM-9X Sidewinder и подвесной прицельный контейнер ATFLIR.
Первый австралийский «Гроулер» с номером А46-301 стал 100-м «Хорнетом», построенным для ВВС Австралии, которые раньше получили 75 F/A-18A/B Hornet и 24 F/A-18F Super Hornet. Он также является 116-м построенным EA-18G, общее количество изготовленных «Супер Хорнетов» и «Гроулеров» достигло почти 700 единиц.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

07.08.2015
С выкаткой первого самолета РЭБ EA-18G Growler для иностранных ВВС американский военный флот рассматривает возможность установки нового оборудования и вооружения на эти самолеты, сообщает aviationweek.com 5 июля.
Новшества должны быть введены с учетом боевого опыта, полученного в военных кампаниях в Ливии и Сирии. Самолет, построенный для ВВС Австралии (на фото – самолет совершает полет на базе Чайна-Лейк, Калифорния – прим. ВП), идентичен версии для ВМС США, но оснащен улучшенной ИК-системой обнаружения угроз типа ATFLIR (advanced targeting forward-looking infrared) и ракетами ближнего воздушного боя AIM-9X. Это оборудование и вооружение позволит австралийскому «Гроулеру» действовать самостоятельно, не полагаясь на прикрытие истребителями, и иметь мощный потенциал самообороны.
Добавление системы ATFLIR призвано оперативно обнаруживать новые угрозы, что было весьма необходимо в полетах над Ливией и Сирией. ВВС Австралии приобретают 12 самолетов EA-18G Growler в соответствии с контрактом, подписанным в июне 2014 года. Общая стоимость контракта составляет около 3,7 млрд долл США. Первый самолет должен быть передан в 2017 году.
Компания Boeing продолжает свою кампанию по сохранению производственной линии истребителей F/A-18 Super Hornet и рассчитывает на подписание контракта с Кувейтом, что продлит работу завода до 2019 года со снижением темпа выпуска самолетов от трех до двух машин в месяц.
Кроме того, «Боинг» надеется, что Дания и Нидерланды выберут «Супер Хорнет» в конкуренции с F-35 компании Lockheed Martin. Дания должна выбрать самолет до конца этого года, Нидерланды несколько позже.
Военный Паритет

04.09.2015
Американская компания Raytheon совместно с ВМС США провели испытания перспективной системы радиоэлектронной борьбы NGJ нового поколения на эффективную изотропно-излучаемую мощность, сообщает Defense Aerospace. Испытания проводились в безэховой камере на авиабазе ВВС США «Эдвардс» в Калифорнии.
Проверка прототипа системы проводилась на протяжении шести недель и была признана успешной. Технические подробности о перспективной системе пока не уточняются. Известно только, что аппаратура получит мощный излучатель и сможет формировать несколько электромагнитных лучей для «глушения» нескольких целей.
Эффективная изотропно-излучаемая мощность является произведением мощности радиочастотного сигнала, который подводится к антенне, на абсолютный коэффициент усиления антенны. В случае с системами радиоэлектронной борьбы этот показатель характеризует общую эффективность системы. Чем он выше, тем на большем расстоянии системы смогут действовать на цели противника.
NGJ разрабатывается в качестве замены существующим системам радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-99, которые используются на американских палубных самолетах EA-6B Prowler и EA-18G Growler. Мощность излучения этой системы составляет около 10,4 киловатта. Она способна автоматически перехватывать и обрабатывать радиосигналы, а также «глушить» источники излучения.
N+1

САМОЛЕТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ EA-6B PROWLER (США)

28.10.2015
Компания Boeing получила контракт на сумму 897,5 млн долл США в рамках программы производства 38 палубных самолетов РЭБ EA-18G Growler для ВМС США, сообщает defense-aerospace.com 27 октября.
Ожидается, что работы будут завершены в январе 2018 года, контрактором выступила авиастанция ВМС Патаксент-Ривер (шт. Мэриленд, первый полет прототипа состоялся 15 августа 2006 года — прим. Военный Паритет).
Военный Паритет

04.12.2015

ВМС США приняли решение модернизировать палубные самолеты РЭБ Boeing EA-18G Growler с оснащением новой линией связи и другими бортовыми системами для идентификации воздушных целей без задействования бортовой РЛС, сообщает сегодня flightglobal.com.
Компания Rockwell Collins разработала технологию сетевого тактического таргетинга TTNT (tactical targeting network technology), возможности которой были продемонстрированы в ходе эксперимента FLEX 2015. Эта система значительно повышает возможности опознавания целей, особенно в зонах с повышенной угрозой, где противник активно использует технологии ускользания от электронной идентификации.
Военный Паритет

10.12.2015

Американский авиастроительный концерн Boeing интегрировал планшет на базе операционной системы Windows в систему наведения самолета радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler. Как пишет Aviation Week, такое усовершенствование позволяет оператору бортового оборудования получать больше оперативной информации.
Возможности этой системы Boeing уже показал американским военным. В демонстрационном полете участвовали усовершенствованный Growler, самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye и несколько других EA-18G. Благодаря планшету оператор самолета радиоэлектронной борьбы получал информацию обо всех обнаруженных целях и передавал данные о выбранных бортовой системе.
Технические подробности о новой системе не уточняются. По оценке ВМС США, интеграция планшета сократит время, требуемое экипажам самолетов EA-18G на выполнение заданий. Новая система вскоре будет установлена на все Growler американских ВМС.
N+1.

19.12.2016

ВМС США временно приостановили полеты истребителей F/A-18 E/F Super Hornet и самолетов РЭБ E/A-18G Growlers после получения травмы экипажем «Гроулера» 16 декабря.
Информация о характера инцидента отсутствует, говорится лишь о «чрезвычайной ситуации на палубе». Полеты пристановлены по причине, что эти версии самолетов имеют общие бортовые системы.
Оперативная пауза позволит специалистам ВМС и компании «Боинг» выявить причины инцидента.
Военный паритет

02.03.2017

Королевские ВВС Австралии получили первый самолет РЭБ Boeing EA-18G Growler из 12 заказанных, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на upi.com (на фото- командующий ВВС Австралии, маршал авиации Лео Дэвис (Leo Davies) на церемонии).
Это событие сделало страну первым иностранным оператором «Гроулера». Самолет прилетел с авиабазы Уидби (Вашингтон, США) на авиасалон Avalon Airshow в Австралии. 28 февраля в церемонии встречи участвовала министр обороны страны Марис Пэйн (Marise Payne). «Гроулер» может нарушить работу электронных систем противника, таких как радары, и значительно улучшить ситуационную осведомленность наших военных», говорится в пресс-релизе.
Пэйн также сообщила, что Австралия будет сотрудничать с США по разработке нового типа радара и систем РЭБ для Е/А-18G. «Поскольку это быстро развивающаяся область техники и оборудования, мы в партнерстве с ВМС США будем разрабатывать помеховые системы нового поколения, которые будут гарантировать технологическое превосходство этого самолета и в будущем», сказала глава военного ведомства. После показа на авиашоу самолет перейдет в распоряжение ВВС.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ПАЛУБНЫЙ САМОЛЕТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ EA-18G GROWLER

Работы по перспективному комплексу БРЭО нового поколения для специализированного палубного самолета начались в США в конце 1993 г. и включали концептуальную проработку комплекса, разработку и испытания антенн, приемников, передатчиков, средств обработки информации, исследования электромагнитной совместимости систем, продувки в аэродинамических трубах с целью изучения влияния установки специального оборудования на летные данные самолета, отработку интерфейса «человек -машина».
Изначально ВМС США предполагали принять на вооружение новую модификацию «Проулера» – ЕА-6В ICAP-III (Improved Capabilities), главным подрядчиком являлась фирма «Нортроп Грумман». ВМС считали необходимым начать обновление парка самолетов БРЭО авианосного базирования в 2008 г. с сохранением самолетов «Проулер» на вооружении до 2015 г, а затем получить авиационный комплекс на новой платформе.
ВМС остановились на модификации в самолет РЭБ двухместного F/A-18F. Окончательный выбор в пользу EA-18G был сделан в конце 2003 г. 29 декабря ВМС заключили с фирмой «Боинг» контракт на сумму 1 млрд. долл, рассчитанный на пять лет и предусматривающий полномасштабную разработку самолета РЭБ EA-18G.
Новый самолет получил обозначение EA-18G и сохранил 99%-ую совместимость с F/A-18F Super Hornet, что позволяло очень существенно сэкономить на обучении экипажа. Обе версии были так схожи друг с другом, что G-Growler мог легко быть превращен в F-Super Hornet, в том числе включая и установку на Super Hornet пушки. Доработку из F-Super Hornet в G-Growler также можно было осуществить легко и быстро.
Основные различия между модификациями F и G следующие:
– Контейнеры ALQ-218 на законцовках крыльев для Growler были перепроектированы,
– Пушка Super Hornet’а была заменена электронной аппаратурой РЭБ LR-700,
– Антенны SATCOM сопряжены с аппаратурой постановки помех ALQ-99,
– антенны CCS и LBI
Самолет EA-18G предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника, уничтожения РЛС противорадиолокационными ракетами HARM. Бортовая аппаратура EA-18G позволяет идентифицировать и пеленговать источники электромагнитного излучения. Самолет способен действовать как автономно, так и взаимодействуя с другими ЛА в едином информационном поле и является в полной мере «сетецентрическим» самолетом.
С целью снижения времени и денежных затрат на разработку авиационного комплекса, сложность целевого оборудования в сравнении с комплексом АЕА (Advanced Electronic Attack) разрабатывавшемся для самолета ЕА-6В ICAP-III, несколько упрощена. В частности, отказались от использования цифрового приемника, понизили возможности оборудования в части подавления сетевых систем связи, отказались от использования протокола сети Интернет в системе обмена информации. Целевое оборудование самолета EA-18G выполнено на основе элементов комплекса АЕА.

На законцовках плоскостей крыла самолета EA-18G смонтированы приемные антенны комплекса РЭБ AN/ALQ-218(V2); антенны данной системы также установлены с обоих бортов в носовой части фюзеляжа, в районе отсеков двигателей и в хвостовой части фюзеляжа, обеспечивая прием электромагнитных сигналов под любым ракурсом. Вместо пушки установлен комплекс постановки помех системам радиосвязи Рэйтеон AN/ALQ-227(V)1 CCS (Communications Countermeasures Stsyem). Комплекс AN/ALQ-227(V)1 способен обнаруживать и определять параметры радиопередач, в то время как «глушение» радиосвязи выполняется широкополосным низкочастотным передатчиком AN/ALQ-99. Размещенные в контейнерах передатчики ALQ-99 разработаны для самолетов «Проулер», в них используются ламповая элементная база, а антенны снабжены механическими приводами. Решение об оснащении данными контейнерами самолетов «Гроулер» принято исключительно по соображениям экономии финансовых средств.
Важной особенностью бортового оборудования самолета EA-18G является наличие системы INCANS (INterference CANcellation System), обеспечивающей устойчивую УКВ связь экипажа «Гроулера» при включенной аппаратуре постановки помех – экипажи ЕА-6 не имели возможности поддерживать радиосвязь при работающей на излучение бортовой аппаратуре постановки помех. «Гроулер» оборудован терминалом системы спутниковой связи MATT (Multi-mission Advanced Tactical Terminfl). Самолет штат-но несет контейнеры с тактической системой постановки помех ALQ-99. Вместо торцевых крыльевых пилонов для УР AIM-9 установлены съемные контейнеры с антеннами системы AN-ALQ-218.
Состав БРЭО, за исключением специализированного, аналогичен БРЭО самолета F/A-18F блок 2, включая РЛС APG-79 с АФАР; ведется работа по разработке для данной РЛС применительно к ЕА-18G специального режима подавления ПВО. Второй комплект органов управления в задней кабине не установлен.
Первый полет прототип ЕА-1 выполнил в международном аэропорту Ламберт Сент-Луиса 15 августа 2006 г. под управлением старшего летчика-испытателя фирмы «Боинг» Риккардо Трэвина (оператор вооружения Рик Джанкин). В конце сентября 2006 г, экипаж в составе летчика лейтенанта Мэтта Дойла и оператора вооружения коммендера Джэми Ингдэла перегнал самолет из Сент-Луиса на аэродром испытательного центра ВМС Пэтаксен-Ривер. В два прототипа EA-18G доработали пару F/A-18F, получивших обозначения ЕА-1 и ЕА-2; ЕА-2 впервые в обновленном виде поднялся в воздух в ноябре 2007 г. В летных испытаниях с июля 2004 г. также принимали участие два F/A-18E и один F/A-18F.
24 сентября 2007 года ВМС США получили первый серийный самолет радиоэлектронного подавления (airborne electronic attack, AEA) EA-18G Growler.
Впервые в боевой обстановке самолеты EA-18G использовали в конце 2010 г. в Ираке. В середине ноября пять «Гроулеров» эскадрильи VAQ-132 «Scorpions» выполнили перелет из США в Ирак.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 15 011,2 кг
Нормальная взлётная масса: 21 772,4 кг
Масса топлива во внутренних баках: 6 323,1 кг
Максимальная масса топлива в ПТБ: 4 419,8 кг
Длина: 18,3 м
Размах крыла: 13,7 м
Высота: 4,9 м
Площадь крыла: 46,5 м²
Силовая установка: 2 × ТРДДФ General Electric F414-GE-400
Бесфорсажная тяга: 2 × н/д Форсажная тяга: 2 × 97.9 кН
Максимальная скорость: 2 150 км/ч
Боевой радиус: 833 км (с 3 ПТБ)
Практический потолок: 15 850 м
Экипаж: 2 (пилот и оператор)

ВООРУЖЕНИЕ

Точки подвески: 11
авиабомбы и УР «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, AGM-84 Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-88 HARM, GBU-10/-12/-16/-24, GBU-31/-32 JDAM, AGM-154 JSOW
УР «воздух-воздух» 2 x AIM-9 и 6 x AIM-120C/AIM-7, либо 8 x AIM-120C/AIM-7

РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА:
• БРЛС Raytheon AN/APG-73;
• постановки помех ALQ-99 (подвесные контейнеры);
• комплекс РЭБ ALQ-218(V)2;
• станция РЭБ (подавление РЛС) LR-700;
• прибор сигнализации об облучении РЛС противника AN/ALR-67(V)3;
• комплекс связи USQ-113 ES/EA;
• буксируемая станция помех AN/ALE-50 или AN-ALE-55 (fiber-optic);
• ИК-ловушки AN/ALE-47 или AN/ALQ-214 RF

Источники: www.airwar.ru, www.militaryparitet.com, www.airwiki.org, combatair.ru и др.

ПАЛУБНЫЙ САМОЛЕТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ EA-18G GROWLER. НОВОСТИ 2014
ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК F/A-18E/F SUPER HORNET (США)