САМОЛЕТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ EA-6B PROWLER (США)
AIRCRAFT ELECTRONIC WARFARE EA-6B PROWLER (USA)

15.04.2016

Корпус морской пехоты США разместит на авиабазе в Турции несколько палубных самолетов EA-6B Prowler для поддержки коалиции по борьбе с боевиками террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), сообщает агентство Sputnik со ссылкой на заявление Европейского командования США.
«Prowler будут обеспечивать зонтичную защиту самолетам коалиции и сухопутным войскам в борьбе против ИГ, осуществляя радиоперехват и лишая противника возможности осуществлять связь», — говорится в заявлении.
Самолеты перебросят на базу ВВС США Инджирлик в течение сентября текущего года.
РИА Новости

ВОЙНА В СИРИИ

12.03.2019

8 марта 2019 г. на авиационной базе Черри-Пойнт состоялась церемония завершения эксплуатации самолетов прорыва ПВО EA-6B Prowler в составе последней эскадрильи VMAQ-2 (Корпус морское пехоты США), сообщает zbiam.pl 9 марта.
Мартовское событие завершает долгую и плодотворную службу самолетов, первые машины были введены в эксплуатацию в далеком 1971 году. В общей сложности на предприятиях компании Grumman было построено 170 ЕА-6, которые поступали на вооружение ВМС и КМП США.
После снятия с вооружения ВВС в 1998 году самолетов РЭБ EF-111 Raven эти самолеты были единственными машинами данного класса в американских вооруженных силах. «Проулеры» интенсивно эксплуатировались во время многочисленных вооруженных конфликтов, глобальный налет превысил 250 тыс часов. В ВМС США они были заменены на самолеты РЭБ Boeing E/A-18G Growler.
В настоящее время морская пехота США не планирует покупки новых самолетов этого класса. Наследниками EA-6B Prowler стали БЛА MQ-21 Blackjack и самолеты KC-130J спецназначения.
Военный паритет


САМОЛЕТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ EA-6B PROWLER

Палубный самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler предназначен для постановки помех радиолокационным средствам противника при прорыве ПВО группами ударных самолётов.
Первый ЕА-6А поднялся в воздух в 1963 году. Опыт эксплуатации самолетов сопровождения ЕА-6А, предназначенных для ведения радиоэлектронной борьбы, привел к разработке еще более совершенного варианта, известного как ЕА-6В Праулер. Внешне он практически не отличался от базовой модели А-6А, за исключением удлиненной на 1,37 м носовой части и характерного контейнера на вершине киля, вмещавшего пассивные детекторы.
Во второй половине 1960-х гг. фирма «Грумман» разработала и запустила в серию новую модификацию самолёта РЭП — EA-6B Prowler. Контракт на её создание она получила в 1966 г. Осенью 1966 года флот заключил с фирмой «Грумман» контракт на разработку и производство палубного самолета РЭБ нового поколения. Проект получил фирменное обозначение B-128J. На самолете предполагалось использовать новую более сложную систему РЭБ. В связи с этим потребовалось увеличить количество операторов до трех человек и переделать носовую часть фюзеляжа. На потяжелевший самолет установили новые двигатели J52-P-408 с тягой 5100 кг.
Первый полёт опытного образца состоялся в мае 1968 года. Принципиальным отличием EA-6B от EA-6A стала удлинённая на 1,02 м носовая часть фюзеляжа, где размещались четыре члена экипажа. Ещё два человека должны были управлять усовершенствованным оборудованием РЭП. Основной задачей EA-6B считалась защита надводных кораблей и самолётов постановкой помех РЛС и системам связи противника, а также защита от противокорабельных ракет.

В зависимости от обстановки EA-6B Prowler мог применяться как дистанционный передатчик радиопомех или постановщик помех при сопровождении группы самолётов.

В состав радиоэлектронного оборудования входит следующая аппаратура:
• система групповой защиты AN/ALQ-99 Tactical Jamming System (TJS), которая может работать в одном из трех режимов: автоматический (обнаружение, опознавание, выбор объектов радиоэлектронного подавления и режимов работы передатчиков помех производятся без участия оператора), полуавтоматический (цели для радиоэлектронного подавления выбирает оператор) и ручной (оператор сам оценивает радиоэлектронную обстановку и определяет режим постановки помех);
• станция AN/ALQ-92 для радиоэлектронного подавления радиосвязи противника и прежде всего для подавления радиосредств управления истребителями ПВО противника;
• станция индивидуальной защиты AN/ALQ-126, осуществляющая постановку ответно-импульсных помех и срыв автосопровождения цели РЛС управления оружием и радиоэлектронными головками самонаведения противника для защиты самого самолета ЕА-6В;
• разведывательный приемник AN/ALP-42, обеспечивающий работу двух систем постановки помех – AN/ALQ-99 и AN/ALQ-126. Полученные с помощью приемника данные о радиоэлектронной обстановке обрабатываются центральной бортовой ЭВМ, которая согласовывает работу всех устройств радиоэлектронного подавления.
Система создания тактических шумовых помех AN/ALQ-99 размещалась в пяти контейнерах: на всех четырёх пилонах под крылом и под фюзеляжем. В каждом контейнере находились два передатчика и один приёмник. Две антенны контейнера попеременно использовались для передачи и приёма сигналов. Электрическое питание обеспечивалось смонтированными в самих контейнерах источниками, работавшими от генератора с ветрянкой, размещавшейся в его носовой части. Аппаратура создавала мощность помех в 10 раз большую, чем у предшествующих систем аналогичного назначения. Контейнеры были сменные, что позволяло перекрывать различные диапазоны частот. Обеспечив необходимый набор, можно было создавать помехи любому числу источников излучения или комбинировать контейнеры с подвесными топливными баками.
Контрольные приёмники служили для управления работой системы тактических помех и системы дезориентации РЛС. Они обеспечивали реагирование системы дезориентации на сигналы станций противника, а не на сигналы собственных передатчиков помех. Приёмники с антеннами монтировались в большом обтекателе на конце крыла. На самолёте EA-6B Prowler устанавливался универсальный цифровой вычислитель, который обслуживал одновременно AN/ALQ-99 и навигационную систему Полученные от последней данные позволяли ему направлять антенны передатчиков помех на выбранный источник электромагнитного излучения.
Кроме пилота, в экипаж EA-6B Prowler входили три оператора. Старший оператор размещался на правом сиденье рядом с пилотом и обслуживал средства создания тактических помех с полосой частот, занимающей половину общего диапазона. Второй оператор находился во второй кабине справа и обслуживал остальную часть оборудования системы AN/ALQ-99. Третий оператор, сидевший за пилотом, нёс ответственность за систему AN/ALQ-92.
Система создания тактических шумовых помех AN/ALQ-99 размещалась в пяти контейнерах: на всех четырёх пилонах под крылом и под фюзеляжем. В каждом контейнере находились два передатчика и один приёмник. Две антенны контейнера попеременно использовались для передачи и приёма сигналов. Электрическое питание обеспечивалось смонтированными в самих контейнерах источниками, работавшими от генератора с ветрянкой, размещавшейся в его носовой части. Аппаратура создавала мощность помех в 10 раз большую, чем у предшествующих систем аналогичного назначения. Контейнеры были сменные, что позволяло перекрывать различные диапазоны частот. Обеспечив необходимый набор, можно было создавать помехи любому числу источников излучения или комбинировать контейнеры с подвесными топливными баками.
Контрольные приёмники служили для управления работой системы тактических помех и системы дезориентации РЛС. Они обеспечивали реагирование системы дезориентации на сигналы станций противника, а не на сигналы собственных передатчиков помех. Приёмники с антеннами монтировались в большом обтекателе на конце крыла. На самолёте EA-6B Prowler устанавливался универсальный цифровой вычислитель, который обслуживал одновременно AN/ALQ-99 и навигационную систему Полученные от последней данные позволяли ему направлять антенны передатчиков помех на выбранный источник электромагнитного излучения.
Кроме пилота, в экипаж EA-6B Prowler входили три оператора. Старший оператор размещался на правом сиденье рядом с пилотом и обслуживал средства создания тактических помех с полосой частот, занимающей половину общего диапазона. Второй оператор находился во второй кабине справа и обслуживал остальную часть оборудования системы AN/ALQ-99. Третий оператор, сидевший за пилотом, нёс ответственность за систему AN/ALQ-92.
Самолет РЭБ EA-6B Prowler авиации ВМС США 16 сентября 2011 года впервые совершил полет на биотопливе. Об этом сообщил официальный сайт Министерства обороны США. «Стремительное движение ВМС США к энергетической независимости от нефтепродуктов продолжается, – говорится в официальном сообщении МО США. – Очередным шагом к этой независимости стал первый испытательный полет самолета радиоэлектронного противодействия EA-6B Prowler на биотопливе». В баки самолета была залита смесь из традиционного реактивного топлива JP-5 и органического биотоплива на основе растения Сamelina (Рыжик полевой – травянистое растение семейства бобовых), доля которого в смеси составляла 30-40%.
15 ноября 2014 года четыре самолета РЭБ EA-6B Prowler, принадлежащих эскадрилье электронной борьбы VAQ-134 Garudas, выполнили триумфальный, но горький перелет на авиастанцию Уидби-Айленд ВМС США (к северу от Вашингтона). В последние 9,5 месяцев эскадрилья была развернута на авианосце USS George HW Bush, и ее прибытие на наземную базу ознаменовало собой конец авианосного развертывания этих самолетов.

МОДИФИКАЦИИ
• EA-6B Prowler модификация ЕА-6А с системой обнаружение и классификации РЛС ALQ-99 TJS (Tactical Jamming System).
• EA-6B Prowler EXCAP (Expanded Capability)- модификация ЕА-6В с ALQ-99А,В,С.
• EA-6B Prowler ICAP-1 (Improved Capability) – модификация с ALQ-99С(V).
• EA-6B Prowler ICAP-2 (Improved Capability) – модификация с ALQ-99D(V).
• EA-6B Prowler ADVCAP (Advanced Capability) – модификация 1989 года с ALQ-99F(V) и модернизированным компьютером AYK-14.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого самолета 14587
- нормальная взлетная 21908
- максимальная взлетная 29483
Топливо, кг
- внутренние топливо 6995
- ПТБ 4547 (5 х 1514.2)
Размах крыла, м 16,15
Длина самолета, м 18,24
Высота самолета, м 4,95
Площадь крыла,м2 49,13
Тип двигателя 2 ТРД Pratt Whitney J52-P-408
Тяга, кН 2 х 49.8
Максимальная скорость, км/ч 1060
Крейсерская скорость, км/ч 776
Перегоночная дальность, км 3252
Практическая дальность, км 2620
Максимальная скороподъемность, м/мин 2621
Практический потолок, м 12618
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

Боевая нагрузка – 6800 кг на пяти узлах подвески
Противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM

Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, rufor.org, foxtrotalpha.jalopnik.com, Военный Паритет, flot.com, avia-museum.narod.ru и др.