КОМПЛЕКС ДИСТАНЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ Т10 «ЭЛЕРОН-10»

REMOTE MONITORING COMPLEX T10 ELERON-10


11.12.2009
ЭНИКС ЗАВЕРШИЛА ИСПЫТАНИЯ СВОЕГО БЕСПИЛОТНИКА

Компания «ЭНИКС» завершила программу предварительных испытаний нового беспилотного летательного аппарата «Элерон-10″. БЛА «Элерон-10″ создается в рамках гособоронзаказа в интересах российских силовых структур. Завершившиеся предварительные испытания являются важным этапом летных испытаний беспилотного летательного аппарата.
«В настоящее время ведутся работы по созданию нескольких новых модификаций беспилотного летательного аппарата «Элерон-10″, – комментирует главный конструктор И.Юкупов в сообщении пресс-службы.
Беспилотный летательный аппарат «Элерон-10″ относится к классу малых «беспилотников». В зависимости от установленного оборудования он способен вести воздушную разведку и наблюдение, использоваться в качестве ретранслятора, средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы), решать другие задачи.

и-Маш. Машиностроительный ресурс.

19.10.2011
БПЛА «ЭЛЕРОН-10″ МОЖЕТ ПОСТУПИТЬ НА ВООРУЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЛЕДОКОЛА

Комплекс беспилотной воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) «Элерон-10″ разработки ЗАО «ЭНИКС» (Казань) возможно найдет применение на одном из российских ледоколов для изучения северных широт, сообщил «АвиаПорту» главный конструктор предприятия по направлению БПЛА Ильдар Якупов.
В последние годы на полярных станциях работает комплекс с БПЛА «Элерон-3″. Он успешно отработал на четырех полярных станциях – с СП-35 по СП-38 и сейчас работает на станции СП-39, напомнил он.
И.Якупов также отметил, что и комплекс с БПЛА «Элерон-10″ также успешно применялся в научных работах в районе Шпицбергена. Как правило, в состав комплекса входят два БПЛА «Элерон-3″ или «Элерон-10″.
БПЛА «Элерон-10″ способен нести аппаратуру телевизионного, фото или тепловизионного наблюдения. БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло» и оснащен электрическим двигателем. Старт осуществляется при помощи пневматической катапульты. БПЛА в полете обладает очень малой оптической, акустической и радиолокационной заметностью. Посадка БПЛА производится при помощи парашютной системы с высоты от 30 м на неподготовленную площадку ограниченных размеров. Режимы полета: ручной, автоматический с возможностью перехода на ручной и автономный.
АвиаПорт.ru

Комплекс дистанционного наблюдения Т10 «Элерон-10» предназначен:
– для дистанционного наблюдения с воздуха за объектами, в том числе:
• отдельные сооружения, дороги, мосты
• транспортные средства
• нефтепроводы, газопроводы, линии ЛЭП
• отдельные люди, группы людей
- для мониторинга с воздуха наземной обстановки при чрезвычайных ситуациях:
• наводнения, пожары, землетрясения;
• техногенные аварии (разливы нефтепродуктов и т.д.).

Применение комплекса осуществляется экипажем комплекса, с неподготовленных в инженерном отношении площадок в простых метеоусловиях, при скорости ветра до 10 м/с, днем, при температуре от минус 20 до плюс 40 градусов и влажности 98% при температуре плюс 25 градусов.
Принцип действия комплекса основан на выполнении беспилотным летательным аппаратом (БЛА) полета по запрограммированному маршруту. Маршрут представляет собой набор поворотных пунктов маршрута (ППМ), заданных в географических координатах.
Подготовка и старт БЛА проводится с помощью пускового устройства и портативной наземной станции управления (НСУ). Полет БЛА может проходить в автоматическом и ручном режимах. В процессе полета происходит передача с борта БЛА телевизионного изображения подстилающей поверхности, информации о координатах БЛА и другой телеметрической информации на портативную НСУ.
В составе комплекса имеется ЗИП, в который входят запасные части, инструмент, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и текущего ремонта составных частей комплекса в процессе его эксплуатации.
Обслуживание комплекса обеспечивается экипажем из двух человек: оператор управления и оператор старта. Эксплуатация комплекса не требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Все составные части комплекса могут транспортироваться в заплечных контейнерах или любым видом транспорта, включая легковые автомобили.
В состав комплекса входят:
Беспилотный летательный аппарат (БЛА) Т10Э является носителем целевой аппаратуры телевизионного, фото либо тепловизионного наблюдения и служит для ее доставки в заданный район и возвращения к месту посадки в соответствии с заданным маршрутом.
БЛА представляет собой развитие семейства Т23Э, с увеличенными габаритами, взлетным весом и весом полезной нагрузки.
БЛА выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» со складными консолями.
БЛА оснащен электрическим двигателем, расположенным в хвостовой части фюзеляжа, с толкающим винтом.
Старт БЛА осуществляется при помощи пневматической катапульты.
Благодаря особенностям конструкции, малым размерам, электрической силовой установке БЛА в полете обладает очень малой оптической, акустической и радиолокационной заметностью.
Посадка БЛА осуществляется при помощи парашютной системы с высот от 30 м на неподготовленную площадку ограниченных размеров.

ПОРТАТИВНАЯ НСУ Т23У
Портативная наземная станция управления Т23У предназначена для проведения:
• предполетной подготовки БЛА
• предстартового контроля БЛА
• подготовки программ полета
• тренировки оператора без проведения полета БЛА.
В состав портативной станции управления входят:
• аппаратура управления переносная, оснащенная управляющим компьютером, двумя цветными ЖКИ мониторами с клавиатурой управления, указательным устройством, блоком аппаратного видеокодека и аккумуляторной батареей, размещенная в специальном защитном контейнере-чемодане с поворотно-откидной консолью, при раскладывании которого создается рабочее место оператора
• приемный блок с контрольным видеомонитором
• тренога (штатив)
Телеметрический сигнал, передаваемый с летательного аппарата, принимается радиомодемом приемного блока станции управления и поступает в управляющий компьютер аппаратуры управления. На мониторе №1 аппаратуры управления отображается информация о текущем и заданном положении БЛА, а также высота, скорость, курс полета, угловое положение, напряжение бортовой аккумуляторной батареи БЛА, служебная телеметрическая информация .
С помощью компьютера станции управления возможна выдача управляющих команд вручную путем нажатия соответствующих клавиш на клавиатуре.
Видеосигнал с борта БЛА принимается приемным блоком, совмещенным с антенной и контрольным видеомонитором, и поступает в реальном масштабе времени на монитор №2 НСУ.
Видеоинформация, записывается на твердотельный диск компьютера в формате MPEG-2 и может просматриваться оператором в удобном для него темпе – прокрутка изображения на пониженной или повышенной скорости, стоп-кадры, увеличение частей кадра. Просмотр видеозаписи производится на мониторе №1 аппаратуры управления НСУ.
Портативная НСУ имеет дополнительный выход, с которого стандартный видеосигнал может подаваться на выносной монитор или любое устройство, имеющее стандартный видеовход.
Питание НСУ осуществляется от встроенной аккумуляторной батареи. Также возможно питание от внешнего источника питания.
Технические характеристики
Мобильность носимая
Радиус применения, км 10…30

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА Т27П
Представляет собой пневматическую катапульту. Для создания давления в рабочем цилиндре используется компрессор, запитываемый от бортовой сети автомобиля.
Технические характеристики
Принцип действия пневматическая
Максимально-допустимая взлетная масса БЛА, кг 4
Мобильность носимая

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Диапазон скоростей полета, км/ч 60-120
Диапазон высот полета, м До 5000
Продолжительность полета, час До 2
Режимы полета
• Ручной
• Автоматический с возможностью перехода на ручной
• Автономный
Наблюдение точки
• Проход над точкой
• Автоматический возврат
• Автоматическая посадка
Силовая установка Электродвигатель
Масса взлетная, кг 12
Размах крыла,м 2,2
Длина фюзеляжа, м 0,83
Диаметр фюзеляжа,м 0,38
Время подготовки к старту, мин. 15
Способ старта При помощи пневматической катапульты
Способ посадки На парашюте
Диапазон температур применения, град. -30…+40
Специальная нагрузка Низкоуровневая ТВ камера в двухкоординатном гиростабилизированном подвесе
Цифровая фотокамера
Тепловизор 320Х240 в двухкоординатном гиростабилизированном подвесе
Система ретрансляции и постановки помех

Источники: http://www.enics.ru

БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА «ЭЛЕРОН-10″ НА МАКС-2009. ФОТОРЕПОРТАЖ
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА «ЭЛЕРОН-10″ НА ВЫСТАВКАХ. ФОТОРЕПОРТАЖ
КОМПАНИЯ ЗАО «ЭНИКС»