СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ЭПРОН» ПРОЕКТА 527М
RESCUE VESSEL «EPRON» PROJECT 527M

11.04.2016

Источники подтверждают, что российское спасательное судно «Эпрон» участвовало в обеспечении испытаний индийской ПЛАРБ INS Arihant на прошлой неделе, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на Life of Soldiers (10 апреля).
ПЛАРБ полностью разработана с помощью российских инженеров на основе более старой советской АПЛ класса Charlie с двойным корпусом для снижения шумности (пр. 670 Скат – прим. Военный Паритет). Ядерный реактор мощностью 83 МВт также был создан при технической помощи России. ЯЭУ способна работать более 10 лет без подзарядки ядерным топливом. Сама лодка способна находиться в море в автономном режиме более трех месяцев, практически «застыв» под водой в районе патрулирования.
Субмарина оснащена четырьмя шахтными ПУ, в каждой может находиться одна БР К-4 или три К-15. Длина БР должна быть меньше 12 м, чтобы поместиться по высоте.
Аварийно-спасательное судно «Эпрон» появлялось в районе испытаний в течение последних семи месяцев. Вчера ПЛАРБ успешно запустила К-4 с дальностью стрельбы 3500 км. Спасибо России за огромную помощь в создании индийской атомной подлодки, пишет издание (It’s once again Thanks to Russia for the tremendous help to build the Nuclear submarine in our Nation).
Военный Паритет

АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (ПЛАРБ) INS ARIHANT (ИНДИЯ)
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ЭПРОН» ПРОЕКТА 527М


СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ЭПРОН» ПРОЕКТА 527М

В 1953 г. ВМФ было выдано TTЗ в Западное ПКБ на разработку универсального спасательного судна пр.527. Главным конструктором был назначен Н.Г.Лощинский, главным наблюдающим от ВМФ В.М.Сухоруких.
Судно было оснащено водолазными и спасательными колоколами, рассчитанными для работы на глубинах до 200м, оборудованием для производства водолазных работ на глубинах до 60 м и другим спасательным снаряжением. Имелись стационарные и переносные средства водоотлива общей производительностью до 3600 куб. м/час, два пожарных насоса и 7 лафетных стволов, системы водяной завесы и пенотушения, буксирная лебедка с тяговым усилием 25 тс. Полное водоизмещение достигло 3 090 тонн. Скорость полного хода 18 8 узлов, а со скоростью 11 узлов дальность плавания достигала 10 500 миль, автономность 35 суток. Главная энергетическая установка дизель-электрическая в составе 4-х дизель-генераторов постоянного тока мощностью по 1 375 кВт и двух гребных электродвигателей мощностью по 2 570 кВт. Головное спасательное судно было построено в Николаеве в 1959 году.
Увеличение глубины погружения подводных лодок привело к необходимости создания модифицированного спасательного судна пр.527М, способного работать на глубинах до 500 м. Этот проект разрабатывался в том же ПКБ, но главным конструктором был М.К.Горшков, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Н.И.Головнев.
В результате модернизации были установлены ГАС для поиска подводных объектов, ГАС подводной связи и стоповая телевизионная аппаратура МТ-60. Полное водоизмещение достигло 3 330 тонн, а скорость снизилась на 1 узел.
Головной спасатель по пр.527М был построен в 1965 году. Всего было построено 9 спасателей
пр.527, 527M.
Судно СС-26 было заложено 27.11.1957 г. в Николаеве на судостроительном заводе им. 61 коммунара по пр.527 (заводской №1601). Спущено на воду 01.07.1958 г., 31.12.1959 г. под названием «СС-26″ (Спасательное Судно – 26) вошло в состав флота, подняв флаг аварийно-спасательной службы ВМФ. Впоследствии судно было модернизировано по пр.527М.
Судно входило в 158-й дивизион аварийно-спасательной службы (АСС) ЧФ.
На судне установлены две навигационные РЛС «Дон», а так же ГАС поиска подводных объектов МГА-6. Судном обеспечивается буксировка судов водоизмещением более 15 тыс. т. В его четырех соединяющихся между собой барокамерах могут одновременно проходить декомпрессию до 48 человек.
Судно принимало участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах, в которых участвовал Черноморский флот:
1972 – участие в работах по снятию военного транспорта «Иргиз» с мели у о.Мармара;
1974 – работы на месте гибели БПК «Отважный»;
2003 – обследование у Варны (Болгария) погибшей ПЛ «Щ-211″.
В 1977 году впервые в ВМФ спасательное судно «СС-26″, а не боевой корабль, было объявлено лучшим кораблем флота.
Судно находилось в зоне боевых действий в периоды:
- 01.06.1972 г. – 08.12.1972 г. (Сирия);
- 12.10.1975 г. – 20.03.1976 г. (Сирия);
- 16.10.1982 г. – 23.07.1983 г. (Египет);
- 08.10.1983 г. – 15.11.1983 г. (Египет).
В 1984-1990 гг. на судоремонтном заводе им.С.Орджоникидзе судно прошло капитальный ремонт, с прицелом на последующую продажу ВМС Индии. Однако после окончания ремонта судно осталось в ВМФ СССР.
В 1989 г. судно получило своё нынешнее название – «ЭПРОН».
В период 17.09-07.10.1993 г. судно в составе соединения осуществило поход в район грузино-абхазского конфликта.
По разделу Черноморского флота 1997 г. отошло российской стороне.
В 2005 году на судне был установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат «Тайгер».
В 2011 г. судно принимало участие в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок «Болд Монарх-2011″ (Испания).
С 01.2012 г. входит в состав 145-го отряда спасательных судов с базированием на Севастополь.
В 2013 г. судно участвовало в операции по обследованию найденной у м.Тарханкут советской подводной лодки «Щ-216.
По информации от 2 февраля 2015 года на спасательном судне Черноморского флота «ЭПРОН», которым командует капитан 3 ранга Денис Берг, завершается текущий ремонт, обусловленный серьезной модернизацией поисково-спасательного оборудования. Экипаж получил на вооружение новейший глубоководный рабочий телеуправляемый аппарат «Пантера Плюс». Аналог этого аппарата уже освоен и успешно эксплуатируется на другом спасательном судне флота — «Коммуне». Там же смонтирован и тренажер для обучения и тренировок расчетов аппарата.
Также специалисты установили на «ЭПРОНЕ» новый гидролокатор бокового обзора, который позволяет с большей точностью проводить поиск объектов на морском дне.
После завершения монтажа современного оборудования «ЭПРОН» получит полный комплекс средств поиска и спасения, в который помимо «Пантеры Плюс» входит подводный телеуправляемый аппарат «Тайгер», комплекты глубоководных нормобарических скафандров, современное водолазное снаряжение, наблюдательные камеры, водолазный колокол и барокамеры.

СЕРИЯ

Наименование Заводской Вступление в строй
МБ-26 №1601 31.12.1959
МБ-21 №1602 30.09.1960
МБ-23 №1603 29.12.1960
МБ-11 №1604 1961
СС-83 №1605 1961
СС-87 №1606 30.09.1962
СС-25 №1607 31.12.1963
Бештау №1608 27.11.1964

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- стандартное 2610 т
- полное 3034 – 3380 т.
Длина – 89,7 м,
Ширина – 14 – 14,3 м,
Осадка – 5,1 – 5,2 м.
Скорость полного хода: 17,8 узлов.
Дальность плавания: 10500 миль на 11 уз., 3500 миль на 17,8 уз.
Силовая установка: дизель-электрическая,
• 4 дизель-генератора 3Д-100М по 1375 КВт,
• 2 электромотора ПГ-215 по 2570 КВт, мощность полного хода 7000 л.с.,
• 2 вала.
Экипаж: 135 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:

зарезервированы места для установки двух спаренных 57-мм АУ ЗИФ-31Б

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:

лебедка 25 т,
грузовая стрела 12 т,
битенг – два по 200 т, мощность водоотливных средств 3600 куб.м/час,
семь стволов для пожаротушения производительностью по 220 куб.м/ч,
водолазный колокол ВК для глубин до 800 м,
водолазный колокол СК-64 для глубин до 500 м,
рабочая камера РК-680 для глубин до 450 м,
наблюдательная камера НК для глубин до 300 м,
комплекс барокамер,
комплекс нормоборических жестких скафандров «Hardsuit 1200″,
телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Тайгер».

Источники: flot.sevastopol.info, www.russian-ships.info, Пресс-служба Южного военного округа и др.

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ЭПРОН» ПРОЕКТА 527М. СЕВАСТОПОЛЬ.2014