ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК F-117 NIGHTHAWK (США)
FIGHTER-BOMBER F-117 NIGHTHAWK (USA)

24.09.2014
23 сентября 2014 г. веб-сайт boldmethod.com опубликовал 11 малоизвестных (с точки зрения ресурса) фактов о первом американском боевом стелс-самолете F-117 Nighthawk разработки и производства компании Lockheed Martin.
1. Идея создания стелс-самолета принадлежит советскому математику (П.Я. Уфмицев, род. 1931 г.), который в 1960-х годах обнаружил, что радиолокационная эффективная площадь рассеяния (ЭПР) зависит не от размеров объекта, а от характеристик конфигурации объекта.
2.Разработка проекта самолета началась в 1975 году, первые два прототипа с кодовым названием Have Blue были построены с использованием силовой установки учебно-тренировочного самолета Т-38, электродистанционной системы управления истребителя F-16, шасси штурмовика А-10 и системы жизнеобеспечения транспортного самолета С-130.
3. Планер F-117 был полностью выполнен из плоских поверхностей, поскольку мощность компьютеров в 1970-х годах была недостаточна для расчета ЭПР поперечного сечения криволинейных поверхностей.
4. Первый полет F-117 состоялся в 1981 году — в год первого орбитального полета МТКК Space Shuttle
5. Наземные и летные испытания F-117 первоначально проводились на объекте в Тонопа, где облетывались полученные разными путями военные самолеты советского производства.
6. F-117 был оснащен четырехканальной цифровой электродистанционной системой управления полетом с избыточной надежностью.
7. Поскольку F-117 был секретным проектом, летчики-испытатели должны были говорить, что они испытывают авионику и вооружение палубного штурмовика A-7 Corsair II .
8. ВМС оценивали возможность создания палубного варианта F-117 под названием Seahawk, но решили, что самолет не подходит для базирования на авианосцах.
9. F-117 принадлежит мировой рекорд дальности полета для одноместных истребителей (маршрут база ВВС Холломан, Нью-Мексико — Кувейт) с несколькими дозаправками в воздухе.
10. Один F-117 был потерян от вражеского огня. Это случилось в 1999 году в Югославии, пилот катапультировался и через несколько часов был спасен.
11. 64 самолета F-117, которые эксплуатировались в течение 27 лет, были выведены из состава ВВС в 2008 году. Самолет удерживает лавры первого серийного боевого стелс-самолета в мире.
Военный Паритет

05.10.2014

30 сентября в 11 ч утра после шести лет вывода из состава ВВС США с авиабазы Тонопа (шт. Невада) совершил полет тактический стелс-самолет F-117 Nighthawk (на фото), сообщает The Aviаtionist 3 октября. Сообщается, что самолет вылетал и 29 сентября.
Изображения имеют невысокое качество из-за высокой температуры наружного воздуха и влажности, а также большого расстояния объекта фотографирования.
Самолеты этого типа были выведены из состава ВВС в 2008 году. Интересно, что в полете от 29 сентября самолет имел позывной «Рыцарь 12». Почему некоторые из этих машин (или одна машина) возобновили полеты, неизвестно.
Существуют мнения, что самолет используется для испытаний новых видов технологий, включая новые РЛС или ИК-станции, систем противодействия зенитным ракетам в рамках программы создания истребителей шестого поколения, самолетов РЭБ или перспективных БЛА. Также самолет может испытываться в беспилотном режиме для создания новых боевых ударных БЛА.
Военный Паритет

26.09.2016

Споттер Sammamishman снял специально для ресурса Д.Ценциотти в июле этого года полеты над испытательным центром в Тонопе (да да, там где «Зона 51″) пары F-117. Теоретически эти самолеты были сняты с вооружения и отправлены на хранение еще в 2008 году, однако их несколько раз замечали в полете в районе своей родной базы.
Трудно сказать, идет ли речь о испытаниях какого то рода или просто осуществляются дежурные облеты самолетов сданных на хранение по статусу подразумевающее возможность восстановления.
http://sandrermakoff.livejournal.com

07.01.2017

Как сообщает французский ресурс «opex360.com» в статье «Quand Washington proposait à Londres des avions furtifs F-117 Nighthawk», в конце ноября 1988 года США официально признали существование ранее абсолютно неизвестного самолета – малозаметного тактического ударного самолета F-117A Nighthawk, разработанного компанией Lockheed и к тому моменту уже несколько лет находившегося на вооружении ВВС США. Но как оказалось, не только американские военные были посвящены в этот секрет. Об этом говорят рассекреченные британские архивы.
Так, в 1986 году в письме на имя Маргарет Тетчер, возглавлявшую британское правительство, президент США Рональд Рейган предложил Великобритании воспользоваться технологиями F-117.
Априори Маргарет Тетчер должны была обсудить этот проект под наименованием «Moonflower» с тогдашним министром обороны США Каспаром Уайнбергером (Caspar Weinberger). Предложение Вашингтона сильно вдохновило «железную леди». «Дорогой Рон. Я нахожусь под большим впечатлением от вашей великолепной разработки: троекратное ура США», – написала она президенту Рейгану перед тем как сообщить, что «очень тронута щедростью» этого американского предложения.
Однако переговоры не зашли очень далеко, министерство обороны Великобритании прохладно отнеслось к идее приобретения F-117. Почему? «Г-н Вайнбергер нам дал шанс приобрести имеющийся американский самолет, но мы ответили, что мы не хотим его покупать по причине сохраняющегося высокого уровня секретности программы», отмечалось в письме на имя советника Тетчер по международным делам Чарльза Пауэлла (Charles Powell).
«[Джордж] Юнгер [министр обороны Великобритании] очень кратко обсудил этот вопрос с Уайнбергером… только чтобы понять, не будет ли он разочарован нашей реакцией. Он безусловно не показался таковым», делается заключение в этом письме.
С учетом того, что F-117 был ударным самолетом, можно предположить, что он мог заменить истребители-бомбардировщики Tornado ВВС Великобритании. По крайней мере, частично. В конечном счете, выбор Лондона оказался правильным – «черный» самолет Lockheed был выведен из эксплуатации в 2008 году, при том, что Tornado еще продолжают летать. И это без учета больших расходов на эксплуатацию этого американского самолета.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК F-117 NIGHTHAWK

Масштабные исследования технологий, позволяющих самолетам быть невидивыми для радаров начались в США в конце 1970-хх годов. Более пятнадцати лет все военные программы, связанные с технологией Стелс были крайне засекречены.
ВВС США и управление перспективных исследований DARPA министерства обороны США приступили к секретным углубленным проектным исследованиям реактивного малозаметного самолета. Ведущим самолетостроительным фирмам было направлено ТЗ, на который ответили Боинг, Грумман, LTV, Макдоннелл-Дуглас и Нортроп. Локхид, не попавшая в число фирм, получивших ТЗ, тем не менее представила инициативное предложение, которое наряду с проектом фирмы Нортроп было выбрано в ноябре 1975 г. для дальнейших работ по самолету XST (experimental Stealth Technology – экспериментальная техника малой заметности).
Ограниченные возможности математического моделирования ЭПР в 1970-х годах не позволяли решить подобную задачу. Было легче определить зависимость ЭПР от ракурса для плоских поверхностей, чем для поверхностей сложной кривизны. В результате фирмы Локхид и Нортроп в своих проектах самолета XST решили применить схему, близкую к «бесхвостке» с так называемой фасеточной (многогранной) формой корпуса. Такая конфигурация не избавляет от блестящих точек, но при определенной ориентации плоских поверхностей и кромок позволяет уменьшить число максимумов ЭПР и вывести их из сектора наиболее вероятного облучения.
Проекты XST обеих фирм близки. Оба самолета имеют крыло большой стреловидности по передней кромке, корпус фасеточной формы и двухкилевое оперение с наклоненными внутрь килями (для экранирования выходных сопел двигателей). Основное отличие заключается в расположении воздухозаборников: Нортроп предложила один надфюзеляжный воздухозаборник, размещенный сразу за кабиной летчика, Локхид – два боковых воздухозаборника.
На первом этапе конкурсной программы самолета XST были созданы натурные модели для оценки их ЭПР. Испытания моделей начались в апреле 1976 г., а в середине 1976 г. Локхид вышла победителем из состязания, получив контракт стоимостью 30 млн.долл. на постройку двух экспериментальных самолетов по программе «Хэв Блю» (Have Blue).
Первый экспериментальный XST поднялся впервые в воздух в декабре 1977г. (летчик-испытатель У.Парк, William C.Park). Это был небольшой одноместный дозвуковой самолет с двумя ТРД Дженерал Электрик CJ610 тягой по 11,1…12,5 кН (1135…1270 кгс). Взлетная масса составляла 5440 кг, размах крыла 6,86 м, стреловидность крыла 72,5° по передней кромке, длина самолета 11,58 м, высота 2,29 м. Несмотря на то, что оба самолета XST были потеряны в летных происшествиях (первый 4 мая 1978 г., второй в 1980 г.), они продемонстрировали возможность существенного снижения вероятности радиолокационного обнаружения самолетов, показали, что техника снижения заметности может быть положена в основу принципиально нового поколения военных ЛА различного назначения.
Первым крупным проектом, который санкционировал секретный «Экспериментальный комитет» (Х-Сот), стала разработка на основе XST серийного самолета F-117 по секретной программе «Сеньор Тренд» (Senior Trend). Второй проект предусматривал создание (также фирмой Локхид) малозаметной крылатой ракеты по программе «Сеньор Пром» (Senior Prom). Работы по КР были прекращены в конце 1981 г. (так как она не вмещалась в отсеки вооружения бомбардировщика В-1В), а затем вновь возобновлены и привели к разработке ракеты ACM (Advanced Cruise Missile) фирмы Дженерал. Дайнэмикс. Третьим проектом стала программа стратегического бомбардировщика Нортроп В-2.

Контракт на разработку F-117 МО США заключило с «Локхид» 16 ноября 1978 г. В число гарантированных фирмой характеристик были включены: дальность полета, точность бомбометания и величина ЭПР. Несколько странная для боевого самолета ВВС США индексация «невидимки» – F-117 была обусловлена все той же секретностью работ.
Первый из пяти предсерийных F-117A поднялся впервые в воздух 18 июня 1981 г., первая серийная машина – 15 января 1982 г., поставки ВВС США начались в августе 1982 г., оперативная готовность первого подразделения самолетов F-117 была достигнута 26 октября 1983 г., последний серийный самолет был поставлен 12 июля 1990 г. Всего ВВС США получили 59 серийных машин. Все серийные самолёты F-117 были выпущены в модификации F-117A. Предлагавшиеся фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.
Самолет F-117А был объявлен действующим в 1983 году, но для соблюдения секретности программы самолет взлетал только ночью с секретной базы в Тонопа. Только в конце 1989 года, когда программу, наконец, окончательно рассекретили, самолет начал свои полеты в дневное время. F-117А, красноречиво прозванные «Воблин Гоблин» (»Wobblin Goblin»), больше соответствовали прозвищу своих пилотов «Блэк Джет» (»Black Jet»), а официально назывались Найт Хоук (Night Hawk). Первая из этих машин была использована в декабре 1989 года в одной из фаз операции «Джаст Коз», проводимой США по перевозке панамского генерала Мануэля Норьеги. Следующей акцией было участие в конфликте в Персидском заливе, когда один из этих самолетов нанес первый бомбовый удар в операции «Буря в пустыне» 17 января 1991 года.

Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы (авиабаза Тонопа, Невада). В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла. В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло. Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).
Самолет F-117A отличается угловатой многогранной конструкцией, спроектированной для отражения и иногда поглощения энергии радара. Крыло большой стреловидности (67°) демонстрирует высокие аэродинамические показатели.
Фюзеляж – полумонококовой конструкции, состоит из трех секций: носовой, центральной и хвостовой. Носовая содержит передний и закабинный отсеки оборудования, кабину и нишу передней опоры шасси. В переднем отсеке установлена электронная аппаратура электродистанционной системы управления полетом и оптико-электронные станции прицельно-навигационного комплекса IRADS. Впереди носовой секции расположены четыре штанги приемников воздушного давления.
В районе передней опоры шасси имеется ниша, где размещается турель с датчиком ИК-станции переднего обзора нижней полусферы (работающей в инфракрасном диапазоне) и лазерным дальномером-целеуказателем. Ниша закрыта сетчатым прозрачным электропроводящим экраном, не пропускающим РЛ-излучение, но свободно пропускающим излучение в ИК-диапазоне.
На остекление фонаря кабины пилота нанесено электропроводящее покрытие, предназначенное для предотвращения облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика – микрофона, шлема, очков ночного видения. Например, отражение от шлема пилота может быть намного больше, чем от всего самолета.
Воздухозаборники F-117 прикрыты специальными решетками с размерами ячеек, близкими к половине длины волны радаров, работающих в сантиметровом диапазоне. Удельное электрическое сопротивление решеток оптимизировано для поглощения радиоволн, причем оно увеличивается по глубине решетки, чтобы предотвратить скачок сопротивления (который увеличивает отражение) на границе с воздухом.
Все внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует F-117 в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла. В итоге ЭПР «стелса» при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м2, что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета аналогичных размеров.
Силовая установка состоит из двух бесфорсажных двухконтурных турбореактивных двигателей F404-GE-F1D2 фирмы «Дженерал Электрик» с тягой по 4890 кг.
Запас топлива (более 7000 л) находится в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках. При длительных полетах может использоваться дополнительный топливный бак, размещаемый в отсеке вооружения. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Убирающийся топливоприемник поворотного типа находится в верхней части фюзеляжа, за кабиной.
На F-117 не установлена РЛС. Для навигации первоначально использовалась ИНС Ханиуэлл AN/ASN-131 SPN-GEANS (примененная ранее в составе комплекса OAS на бомбардировщике В-52) с программированием до 12 поворотных пунктов маршрута. Несмотря на большое (43 мин) время наземной подготовки системы к работе и ее выставки, навигационная ошибка составляет лишь 0,22 км/ч. В августе 1991 г. началась программа модернизации навигационного оборудования. Вначале вместо системы AN/ASN-131, не выпускающейся более серийно, предполагалась установка только новой ИНС Н-423/Е с кольцевыми лазерными гироскопами (навигационная ошибка 0,41 км/ч), однако по результатам войны 1991 г. в зоне Персидского залива было решено установить дополнительно аппаратуру спутниковой навигационной системы (одна из проблем состоит в разработке малозаметной антенны для спутниковой системы) и усовершенствованную вычислительную систему.
На самолете F-117A имеется отсек вооружения, где могут быть подвешены боеприпасы общей массой до 2270 кг. Длина отсека составляет 4,7 м, ширина – 1,75 м. Применялись управляемые (корректируемые) авиабомбы (УАБ) типа GBU-10, GBU-12 и GBU-27 с лазерными системами наведения.
Самолет F-117A может нести также управляемые ракеты (УР) AIM-9 «Сайдуиндер» класса «воздух – воздух», AGM-65 «Мэйврик» общего назначения для атаки наземных целей, противорадиоло-кационные ракеты AGM-88 HARM, противокорабельные ракеты AGM-84 «Гарпун», а также небольшое семейство оружия, обладающего повышенной точностью и некоторыми характеристиками малой заметности. Хотя указанный перечень выглядит довольно убедительным для самолета такого назначения, как F-117А, реальные подтверждения его в настоящее время отсутствуют.
В случае необходимости самолет F-117А может быть доработан под стандартные тактические авиационные ядерные бомбы В61 или В83.

Полночь с 16 на 17 января 1991 г. стала звёздным часом F-117A, когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. В 3.00 по местному времени «невидимки», не обнаруженные системой ПВО, атаковали два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства и 112-метровую Багдадскую радиовышку.
F-117А всегда работали автономно, без привлечения самолетов РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще операции «стелсов» планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 100 миль.
В ходе ударной операции по наземным целям на территории Ирака (командные пункты, ЗРК), состоявшейся 13 января 1993 г., самолеты F-117 оказались малоэффективными: шесть F-117A, принимавших участие в операции (в составе ударной воздушной группы из 38 самолетов), смогли поразить лишь две цели из шести назначенных.
По неподтвержденным американской стороной данным, один F-117A был сбит 20 января 1991 г. иракским ЗРК «Оса». После войны значительная часть самолетов F-117 осталась в зоне Персидского залива (в январе 1993 г. 20 машин дислоцировались в западной части Саудовской Аравии).
Серьезную угрозу для «стелсов» представляли зенитная артиллерия и ЗРК малой дальности с оптическими системами обнаружения и прицеливания, коих у Ирака было не мало (ПЗРК Стрела-2 (SA-7 Grail), «Стрела-3» (SA-14 Gremlin), «Игла-1» (SA-16 Gimlet), а также зенитных орудий (ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка», С-60, ЗСУ-57-2). Летчикам запрещалось снижаться ниже 6300 м, чтобы избежать входа в зоны поражения этих средств.
В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т. Малозаметные ударные самолеты поразили 40% приоритетных наземных целей, при этом , по версии Пентагона, ни один из 42 «стелсов» не был потерян. Это особенно странно, учитывая, что мы имеем дело с дозвуковой маломаневренной машиной без какой-либо конструктивной защиты.
К 1994 г. в летных происшествиях потеряны один предсерийный (20 апреля 1982 г.) и четыре серийных самолета (21 июня 1982 г., 11 июля 1986 г., 14 октября 1987 г. и август 1992 г.).
Югославская ПВО совершила невозможное – в районе деревни Будановцы (пригород Белграда) был сбит «стелс». Самолет-невидимка был уничтожен ЗРК С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО, которой командовал венгр Золтан Дани. Также существует версия, что F-117A был сбит из пушки истребителем МиГ-29, установившим с ним прямой визуальный контакт. По американской версии, «сто семнадцатый» изменил режим полета, в этот момент перед решетками воздухозаборников образовался скачок давления, демаскировавший самолет. Неуязвимый самолет был сбит на глазах у всего мира.
22 апреля 2008 года на авиастроительном заводе компании Lockheed Martin в городе Палмдейл, штат Калифония, состоялась заключительная церемония, посвященная снятию с вооружения ВВС США последних четырех истребителей-бомбардировщиков F-117 Nighthawk.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого самолета 13380
- нормальная взлетная: 21150 кг
- максимальная взлетная: 23815 – 23625 кг
- топлива 5500 – 8255
Длина самолета: 20,08 – 20,3 м
Высота самолета: 3,78 м
Размах крыла: 13,2 – 13,3 м
Площадь крыла: 73 м²
Угол стреловидности, град 67,30
Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 327 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 290 кг/м²
Фронтальная ЭПР: 0,1 — 0,01
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс
Тяговооруженность:
- при нормальной взлетной массе: 0,46
- при максимальной взлетной массе: 0,41
Максимальная скорость, км/ч 970 – 993 (0,91 М)
Крейсерская скорость, км/ч 905 (0,83 М)
Посадочная скорость 227
Перегоночная дальность, км 2012
Боевая дальность действия, км 860 – 917
Практический потолок, м 13700 – 13716
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:

боевая нагрузка – 2268 – 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива)
УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM.
2х 907кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или или BLU-109 c лазерным
или ядерные бомбы B-61(100/500 килотонн) или
2 бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM
2 боеприпаса WCMD

Источники: topwar.ru, www.airwar.ru, skyships.ru, www.razlib.ru, www.snariad.ru, aircraft.at.ua и др.