МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3 (ЯПОНИЯ)
MULTIROLE FIGHTER 5-TH GENERATION F-3 (JAPAN)

31.03.2012
28 марта японская компания Mitsubishi Heavy Industries начала сборку прототипа технологического демонстратора ATD-X (Advanced Technology Demonstrator-X) в рамках создания перспективного боевого самолета, который придет на смену истребителям F-2 ВВС сил самообороны. «Цель программы заключается в том, чтобы создать истребитель полностью национальной разработки», заявил генеральный директор компании Такаши Кобаяси (Takashi Kobayashi) на церемонии начала сборки прототипа на заводе в Тобишиме (префектура Аити).
«Сегодня мы делаем первый шаг в решении этой сложной задачи», сказал Кобаяси. Прототип известен также как «Шиншин» («Сердце Бога»), на его разработку министерство обороны выделило 39,2 млрд иен (480 млн долл США). Самолет должен подняться в воздух в 2014 году.
Демонстратор ATD-X был разработан для создания стелс-истребителя с повышенной маневренностью. На прототипе будут апробированы передовые технологии и системная интеграция, после чего компания приступит к разработке истребителя шестого поколения, на котором будут реализованы 13 новейших систем в области информационного и разведывательного оборудования, а также контр-стелс-возможности (способность вести борьбу с малозаметными самолетами противника).
Компании Fuji Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries и Mitsubishi Heavy Industries займутся производством фюзеляжа, крыльев и кабины, Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI) разработает силовую установку прототипа из двух ТРДДФ XF5-1. Для уменьшения веса пустого самолета на нем широко будет применяться композитный материал, армированный углеродным волокном (carbon fibre-reinforced plastic – CFRP). На его долю приходится около 30% массы всей конструкции демонстратора.
Военный Паритет

15.04.2014
Министерство обороны Японии примет решение о судьбе истребителя F-3 собственной разработки к 2018 финансовому году (начнется 1 апреля 2018 года). Об этом, как сообщает Jane’s, заявил министр обороны Японии Ицунори Онодера. По его словам, военные рассматривают два варианта: создать новый боевой самолет самостоятельно или пригласить к участию в проекте иностранные компании.
По оценке японского правительства, разработка собственного истребителя, по своим характеристикам соответствующего боевым самолетам пятого поколения, является крайне важной для национальной безопасности. Такая оценка была дана в связи с планами Китая и России принять на вооружение перспективные истребители J-20 и Т-50 (ПАК ФА). В перспективе новые истребители F-3 должны будут заменить в составе Воздушных сил самообороны Японии устаревшие Mitsubishi F-2.

21.04.2014

Как сообщали СМИ в апреле, в этом году Япония поднимет в воздух технологический демонстратор истребителя пятого поколения ATD-X (Advanced Technology Demonstrator-X). На вооружение самолет может быть принят под индексом F-3. На форуме портала china-defense.com опубликована фотография находящегося в строительстве прототипа самолета.

13.07.2014

12 июля 2014 года Технический исследовательский и проектный институт (Technical Research & Development Institute -TRDI) министерства обороны Японии распространил первые официальные фотографии первого опытного образца японского демонстратора перспективного истребителя пятого поколения ATD-X (Advanced Technology Demonstrator – X). Самолет, разработанный при головной роли TRDI и корпорации Mitsubishi Heavy Industries, был построен и выкачен на предприятии последней в Тобисима (префектура Аити). Cнимки выкатки датированы 8 мая 2014 года. Начало летных испытаний первого образца (японский военный номер 51-0001) предварительно намечено на конец 2014 года. bmpd.livejournal.com

14.08.2014
Японская корпорация «Mitsubishi Heavy Industries, MHI» («Мицубиши хеви индастриз»), занимающаяся созданием новейшего истребителя с применением технологии радиолокационной малозаметности, планирует провести первые испытания прототипа уже в начале будущего года. Об этом сообщает агентство Оружие России со ссылкой на газету «Майнити».
Газета пишет, что в случае успешного завершения проекта, «эта боевая машина станет первым малозаметным истребителем с технологией «стелс», созданным японской национальной компанией».
Минобороны Японии в настоящее время согласовывает окончательную стоимость истребителя и другие детали контракта. Своё решение по использованию машины, военные рассчитывают принять к 2018 г. в зависимости от результатов испытаний.

17.08.2014
Пока неясно, когда совершит первый полет прототип японского стелс-истребителя ATD-X, сообщает defensenews.com 16 августа. 12 августа компания Мitsubishi Heavy Industries объявила, что первый полет состоится предположительно в январе будущего года, но уже через день пресс-секретарь министерства обороны Японии сообщил IHS Janes, что это еще неясно. Сообщалось, что со времени первого полета летные испытания будут продолжаться два года. На разработку демонстратора потрачено 39,2 млрд иен (384 млн долл США).
«То, что сейчас мы видим, это всего лишь демонстратор технологий. Далеко неясно, будет ли Япония вкладывать десятки миллиардов долларов для создания высокотехнологичного боевого самолета. У них есть технологии, или они могут просто купить. Это просто вопрос, куда они направят свои ресурсы», говорит аналитик Teal Group Ричард Абулафиа (Richard Aboulafia). Военный Паритет

22.11.2014

По всей видимости, Япония планирует создать тяжелый истребитель нового поколения класса F-22 Raptor, сообщает aviationweek.com 21 ноября.
Японцы пришли к выводу, что большая дальность полета и боевая нагрузка являются более важными параметрами будущего самолета, чем скорость и маневренность. Япония держит дверь открытой для международного сотрудничества по данной программе (за это ратует министерство финансов для уменьшения финансовых трат), но министерство обороны опасается, что страна будет иметь меньше возможностей для контроля программы, в которой участвуют иностранные компании.
Инженеры Технического института исследований и разработок (Technical Research & Development Institute – TRDI) и корпорации IHI Corp. видят создание тяжелого двухдвигательного истребителя F-3 в районе около 2030 года. В программе также участвуют крупнейший оборонный подрядчик Mitsubishi Heavy Industries (производство планера) и Mitsubishi Electric (ведущий в стране поставщик военного электронного оборудования). С 2010 года на программу потрачено 120 млрд иен (1 млрд долл США), в 2015 году запрошено 41,2 млрд иен. Создан технологический демонстратор ATD-X, который должен полететь в этом финансовом году.
В 2012 году было объявлено, что самолет должен иметь два двигателя с тягой по 33000 фунтов. Полный прототип двигателя будет продемонстрирован в 2018 году. Основными требованиями к ТРДДФ являются высокая рабочая температура газов перед турбиной (1800 градусов по Цельсию) и уменьшенный мидель двигателя для достижения сверхзвуковой крейсерской скорости полета. Создание самолета класса F-22 будет стоить десятки миллиардов долларов, и, возможно, требования к двигателю по тяге могут быть уменьшены.
В 2011, 2012 и 2013 годах были выпущены концепции соответственно 23DMU, 24DMU и 25DMU. Ожидается разработка концепции 26DMU, впрочем, она вряд ли будет отличаться от 25DMU (шесть ракет воздушного боя во внутреннем отсеке, возможна установка дополнительных ракет на внешних пилонах для борьбы с «многочисленным противником»). Размах крыла 25DMU увеличился почти на 20%. Очевидно, что цель данного новшества заключается в увеличении дальности полета и размещении большего количества внутреннего топлива, а также повышении подъемной силы планера.
Военный Паритет

08.01.2015

Компания Mitsubishi Heavy Industries Ltd. вряд ли сможет уложиться в срок, намеченный на март, поставки министерству обороны первого летного прототипа стелс-истребителя, сообщают официальные источники во вторник. Об этом пишет The Japan Times 7 января.
Задержка вызвана с необходимостью проверки системы перезапуска двигателей, если они будут остановлены во время полета, сообщили источники. Из-за этого, добавили они, дата первого полета будет перенесена и, вероятно, увеличится стоимость разработки, которая в настоящее время составляет 39 млрд иен.
Министерство обороны и Mitsubishi Heavy в ближайшем будущем проведут переговоры об установлении нового срока поставки летного прототипа, сообщили источники.
Военный Паритет

09.04.2015

Япония планирует выполнить первый полет демонстрационного прототипа стелс-истребителя F-3 собственной разработки этим летом, сообщает defenseworld.net 8 апреля со ссылкой на сообщение ежедневной китайской армейской газеты газеты PLA Daily.
F-3 станет японским прорывом в военном авиастроении, который будет сочетать в себе четыре качества – малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманевренность и интегрированная система авионики. К полету готовится облегченный прототип самолета, который оснащен двумя маломощными ТРДД XF-5-1. В дальнейшем, с учетом накопленного опыта, компания IHI Corporation планирует разработать мощный двигатель в классе тяги 15 т. Истребитель должен иметь высокопроизводительный радар с активной ФАР и самое современное радиоэлектронное оборудование.
Сообщается, что при разработке двигателя японские инженеры сталкиваются с рядом технических проблем, в частности, в создании компрессора и лопаток турбины, которые должны выдерживать высокие температуры, также наблюдается вильная вибрация. Эксперты полагают, что Япония еще не достигла уровня ведущих авиационных держав в этой области, пишет PLA Daily.
Военный Паритет

02.09.2015
Японский истребитель пятого поколения с технологией «стелс» ATD-X «Синсин», разрабатываемый в Техническом проектно-конструкторском институте (TRDI) японского министерства обороны, готов совершить свой первый полет.
Отмечается, что перспективный японский стелс истребитель ATD-X Shinshin в ближайшее время уже может совершить свой первый полет, отмечает military-informant.com. Ранее сообщалось, что первый полет нового японского истребителя будет перенесен на конец 2015 года в связи с неполадками в работе программного обеспечения, отвечающего за автоматический перезапуск двигателей в полете.
По размеру ATD-X близок к Saab Gripen, а по форме — к американскому истребителю пятого поколения F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения и форма наплыва и воздухозаборников идентичны используемым на американском истребителе пятого поколения.
Новый истребитель ATD-X должен стать бюджетной версией перспективного многоцелевого боевого самолета пятого поколения, способного противостоять современным китайским и российским истребителям.
До конца 2018 года правительство Японии должно принять решение о том, будут ли использованы технологии ATD-X в проекте перспективного истребителя F-3, который должен будет заменить устаревающие Mitsubishi F-2. Согласно предварительным планам опытно-конструкторские работы по созданию F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.
Военный информатор

08.12.2015
Япония намерена в течение первого квартала 2016 года приступить к летным испытаниям демонстратора технологий малозаметного истребителя нового поколения ATD-X (Advanced Technology Demonstrator-X).
Данную информацию подтвердил «Джапан таймс» руководитель программы в Министерстве обороны Хирофуми Дои (Hirofumi Doi). Затем самолет ATD-X будет передан Силам самообороны Японии, которые продолжат его испытания.
ATD-X будет использоваться для демонстрации и проверки в ходе летных испытаний передовых технологий, включая малозаметность, высокую маневренность, расширенную ситуативную осведомленность, которые предполагается применить при создании перспективных японских истребителей. ATD-X также позволит ПВО страны отработать методы противодействия малозаметным истребителям, которые могут быть развернуты в регионе.
После оценки результатов испытаний к концу марта 2019 года предполагается принять решение о реализации программы самостоятельного производства перспективного малозаметного истребителя или осуществления проекта в рамках международного сотрудничества. Новый самолет предназначен для замены состоящих на вооружении истребителей F-2 национального производства.
ЦАМТО

16.12.2015
Технический проектно-конструкторский институт министерства обороны Японии подготовил первый опытный образец перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin («Душа») к первому полету. Как сообщает Defense Aerospace, первый полет самолета запланирован на начало 2016 года, после чего ATD-X передадут Воздушным силам самообороны Японии для расширенных испытаний.
Согласно предварительным планам опытно-конструкторские работы по созданию F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.
N+1

28.12.2015
Как ожидается, первый полет истребителя- невидимки производства японской корпорации Mitsubishi Heavy Industries, состоится в феврале 2016 года, сообщает в воскресенье агентство Киодо со ссылкой на источник в Министерстве обороны Японии.
Источник отметил, что Mitsubishi Heavy Industries и другие разработчики не смогли предоставить Минобороны готовый к испытаниям образец к предыдущему сроку — в марте 2015 года.
Срок подготовки самолета-невидимки, получившего название Advanced Technology Demonstrator X, был продлен до конца марта 2016 года из-за необходимости дальнейшей проверки работы двигателя.
До первого полета истребитель пройдет наземные тесты на заводе Mitsubishi Heavy Industries, расположенном в префектуре Аити в центральной части Японии, сказал источник.
РБК

05.01.2016

Прототип японского истребителя пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin выполнит первый полет в феврале, сообщает sputniknews.com 4 января со ссылкой на японский журнал The Diplomat.
Самолет разработан Техническим институтом министерства обороны Японии и проходит наземные испытания на объекте компании Mitsubishi Heavy Industries в префектуре Айти. Сообщается, что главной целью программы ATD-X является проработка «демонстрационного блока передовых технологий» и «проверка способности оборонной промышленности Японии создать мощный стелс-истребитель, двигатель и другие критические технологии» (управление вектором тяги двигателя на прототипе создано по технологиям американского экспериментального самолета Rockwell X-31 – прим. Военный Паритет).
Серийное производство истребителя F-3, созданного с учетом испытаний ATD-X Shinshin, начнется в 2027 году. Разработка японского боевого самолета нового поколения началась в 2007 году после отказа США продать истребители F-22 Raptor. В 2011 году было принято решение закупить 42 американских истребителя F-35, но японское правительство заявило, что их покупка является «временным решением» до создания и производства собственного истребителя F-3.
Военный Паритет

29.01.2016

Компания Mitsubishi продемонстрировала первый летный прототип японского истребителя ATD-X Shinshin, разработанного специалистами фирмы и научно-исследовательского технического института Минобороны Японии. Самолет, построенный с использованием технологий понижения заметности, должен подняться в воздух в феврале 2016 года. На видео продемонстрирована выкатка первого летного экземпляра нового самолета из цеха авиазавода, гонка двигателей и работа управляющих поверхностей машины.

10.02.2016

Японская компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI) заявила о некоторых этапах программы создания прототипа Х-2 истребителя нового поколения, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на IHS Jane’s Defence Industry (9 февраля).
Х-2, который также известен как Advanced Technology Demonstrator – Experimental (ATD-X), был представлен общественности в конце января. Ранее планировалось, что самолет поднимется в воздух в январе 2015 года, но этот полет был отложен из-за проблем с программным обеспечением, которое должно автоматически перезапускать заглохший в полете двигатель.
Компания сообщила, что этап доводки самолета потребует два-три года, прежде чем будет принято решение создать самолет серийного образца. Вероятно, производство самолетов с новым обозначением начнется в середине 2020-х годов.
Если производственная программа будет утверждена, министерство обороны Японии может заказать примерно 100 истребителей нового поколения. Эксперты отмечают, что существует также и возможность экспорта самолетов после снятия в апреле 2014 года запрета на поставки японского оружия иностранным государствам.
Выпуск истребителей F-2 (создан на базе американского F-16 – прим. Военный Паритет) завершился в 2011 году, ВВС Японии получили более 90 машин. Производство самолетов нового поколения также задействует широкий спектр авиационно-космической промышленности Страны восходящего солнца. «Мицубиси» сообщила, что в программе Х-2 участвуют около 200 компаний, доля японских узлов и компонентов составляет около 90%.
Военный Паритет

22.04.2016

Японская корпорация Mitsubishi начала испытания первого истребителя пятого поколения собственной разработки. Самолет X-2 Shinshin впервые поднялся в воздух 22 апреля 2016 года со взлетно-посадочной полосы аэродрома в префектуре Нагоя. Решение о дальнейшей разработке проекта должно быть принято до 2018 года.
Лента.ру

29.04.2016

Первый полет японского истребителя — демонстратора технологий Mitsubishi X-2 продолжался 25 минут. Об этом, как сообщает Flightglobal, заявил руководитель программы «истребителя будущего» в управлении закупок, технологий и логистики министерства обороны Японии Хирофуми Дои. По его словам, за это время самолет поднялся на высоту 3,7 тысячи метров и набрал скорость в 200 узлов (около 370 километров в час). «Это был самый обычный первый полет», — отметил Дои.
Как ожидается, второй полет опытного самолета состоится в течение ближайшей недели. В ходе второго полета самолет проверят на уборку и выпуск шасси, а также разгон до скоростей, превышающих 200 узлов. В общей сложности разработчики в течение года намерены провести 50 испытательных полетов X-2. Затем проект будет закрыт, а самолет переведут на резервное хранение. Все данные полученные во время испытаний будут переданы правительству Японии.
Первый полет опытного самолета X-2, ранее известного как ATD-X Shinshin («Душа»), состоялся 22 апреля 2016 года. Истребитель совершил перелет с аэродрома в Нагое на авиабазу в Гифу. Демонстратор X-2 во время первого полета выполнил базовые проверки на управляемость, набор высоты и снижение. По словам летчика-испытателя, управлявшего самолетом, в воздухе истребитель показал себя «крайне устойчивым», а его управляемость была практически полностью идентична тренажеру.
N+1

20.10.2016

Компания Lockheed Martin объединила усилия с японской корпорацией Mitsubishi Heavy Industries (MHI) для участия в программе разработки японского истребителя нового поколения.
Обе компании предложат «наилучший ответ» на запрос для получения информации от правительства Японии. «Мицубиси» не стала комментировать информацию от своего американского партнера. А почему? Что в этом этакого?
Однако и представитель «Локхид» не стал распространяться о подробностях своего видения на эту программу, конечной целью которой является замена истребителя F-2, которого эти компании и создавали в свое время. Как говорится, все возвращается на круги своя, но уже на более высоком уровне.
http://www.janes.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

03.04.2017

Как сообщает журнал «Jane’s Defence Weekly» в статье Jon Grevatt «Japan and UK collaborate on future fighter aircraft» cо ссылкой на сообщение министерства обороны Японии, в середине марта 2017 года Япония и Великобритания подписали соглашение о проведении совместного исследования относительно возможности совместного создания этими странами перспективного истребителя.
Ранее министерство обороны Японии сообщало, что планирует в 2018 финансовом году принять решение относительно целесообразности и планов создания перспективного истребителя – самостоятельно либо в сотрудничестве с другими странами.
Напомним, что с апреля 2016 года ведутся летные испытания опытного образца японского демонстратора перспективного истребителя пятого поколения Х-2 (ранее обозначался как ATD-X – Advanced Technology Demonstrator – X), разработанного Техническим исследовательским и проектным институтом (Technical Research & Development Institute -TRDI) министерства обороны Японии и корпорацией Mitsubishi Heavy Industries.
Япония и Великобритания с 2014 года уже ведут одну совместную оборонную ОКР – программу создания перспективной авиационной ракеты класса «воздух-воздух» средней и большой дальности Joint New Air-to-Air Missile (JNAAM). Эта ракета конструктивно должна основываться на ракете MBDA Meteor, но использовать новую высокотехнологичную головку самонаведения, создаваемую японской Mitsubishi Electric. Ракета JNAAM предназначена для оснащения закупаемых Великобританией и Японией американских истребителей пятого поколения семейства Lockheed Martin F-35.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3

Японское правительство решило уменьшить зависимость от США в области военной авиации. В настоящее время практически все боевые самолеты Японии американского производства или собраны в Японии с небольшими японскими дополнениями.
Токио не смог уговорить Вашингтон продать ему истребитель 5-го поколения F-22, а F-35 ещё не готов, к тому же его характеристики сомнительны, постоянный рост его стоимости также не добавляет ему популярности.
Экспериментальный японский истребитель с технологией «стелс» разрабатывается в Техническом проектно-конструкторском институте (TRDI) японского министерства обороны. Основным контрактором по работе над самолетом является компания Mitsubishi Heavy Industries. Аббревиатура ATD-X означает Advanced Technology Demonstrator X («Демонстратор передовой технологии X»).
В 2004 году Токио принял решение построить свой истребитель 5-го поколения ATD-X Shinshin, построенного с применением технологии стелс. Проект получил статус демонстратора технологий, и изначально готовый самолет принимать на вооружение не планировалось. Просто таким способом Япония хотела доказать свою способность производить высотехнологичную военную технику. Но после провала переговоров о покупке американских «Хищников» Токио задумался о постройке полноценного истребителя, который можно принять на вооружение.
Разработкой самолета занимается компания Mitsubishi. В апреле 2010 года правительство объявило тендер на поставку реактивных двигателей для ATD-X.
Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги.
Японские конструкторы хотят внедрить технологию оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолетом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления.
Планируется поставить многорежимный радар с активной фазированной антенной решеткой широкого спектра, системы радиоэлектронного противодействия, аппаратуру радиоэлектронной борьбы, а также единую систему обмена информацией.
Первое испытание японского истребителя будет в 2014 году. Если японцы успеют к этому сроку создать прототип, то принятие на вооружение следует ожидать не ранее 2018-2020 гг.
Япония перенесла первый полет своего новейшего самолета пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin на конец 2015 года.
Первоначально полет первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin был назначен на 2014 год, но в связи с возникшими трудностями был отменен. Проект затормаживается из-за трудностей с двигателем Ishikawajima XF5-1. Поставкой двух турбореактивных двухконтурных двигателей XF5-1 с тягой в 15 тысяч килограммов-силы каждый, занимается компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries. IHI Corporation.

Источники: topwar.ru, maxpark.com, Военный Паритет и др.