МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3 (ЯПОНИЯ)
MULTIROLE FIGHTER 5-TH GENERATION F-3 (JAPAN)

23.04.2018

Япония может получить лучший в мире стелс-истребитель. 20 апреля 2018 г. информационное агентство REUTERS сообщило о том, что компания Lockheed Martin предложила японским ВВС гибрид истребителей F-22 и F-35.
Сегодня основу японской истребительной авиации составляют F-15J, созданные на базе Boeing F-15 Eagle и F-2, представляющие собой модификацию Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon. Кроме того, японские ВВС начали получать новейшие «стелсы» F-35 Lightning II.
В 2007 году, после того как США отказались продавать союзникам истребители Lockheed Martin F-22 Raptor, Минобороны Японии начало разработку отечественного истребителя в рамках программы ATD-X Shinshin. Новый японский самолёт должен стать основой для создания перспективного истребителя проекта F-3 — серийного боевого стелс-самолёта. Но позже военное ведомство посчитало программу слишком дорогостоящей и вновь обратилось к иностранным компаниям.
В ответ на запрос японского правительства Lockheed Martin предложил гибрид истребителей F-22 и F-35. Новый самолёт получит новейшие технологии от F-35 и возможности «воздушного превосходства» от F-22. Таким образом, ВВС Японии могут получить передовой истребитель, который по своим возможностям будет превосходить оба американских «стелса».
В военном ведомстве объясняют необходимость нового истребителя желанием иметь инструмент для противостояния новейшей российской и китайской авиации, поскольку у Японии есть территориальные споры с этими странами. Если американское правительство разрешит продажу в Японию «чувствительных военных технологий», то уже в 2030 году японские ВВС могут получить принципиально новый боевой самолёт.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

06.10.2018

Как сообщила 4 октября 2018 года японская газета «The Mainichi» , министерство обороны Японии приняло решение разработать новый истребитель для замены в Военно-воздушных Силах самообороны Японии истребителя Mitshubishi F-2, поскольку ранее выдвинутые предложения трех американских и британских компаний не соответствовали требованиям министерства и планируемым затратам.
Министерство обороны Японии планирует включить проект создания нового истребителя в следующую пятилетнюю среднесрочную программу обороны, которая должна быть принята в конце года, с прицелом на совместную программу разработки самолета с иностранными компаниями для снижения общей финансовой нагрузки. Министерство также надеется на применение на новом самолете основных компонентов японской разработки, таких как двигатель.
Некоторые руководители министерства обороны Японии предложили принять решение о начале программы разработки нового боевого самолета в конце года, отложив решение о том, должен ли он быть национальным проектом или совместным предприятием с иностранными компаниями. В соответствии с этим предложением, Япония будет продолжать развитие собственных технологических НИОКР, продолжая вести переговоры с потенциальными зарубежными партнерами.
https://bmpd.livejournal.com

30.03.2019

Япония продолжает работать над созданием отечественного стелс-истребителя пятого поколения, как это видно на кадрах, транслируемых на национальном телевидении, сообщает defence-blog.com 28 марта.
Кадры, опубликованные 26 марта, показывают, что команда Mitsubishi Electronics приступила к испытаниям бортовой РЛС с активной ФАР (AESA), которая будет тестироваться на истребителе F-2. По сообщениям нескольких СМИ, новый японский радар похож на американский AN/APG-81, который установлен на истребителе Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Также впервые были продемонстрированы видеоматериалы о прототипе ТРДДФ разработки компании IHI, в некоторых источниках называемого XF9-1, который предназначен для истребителя нового поколения F-3. Двигатель имеет длину около 4,8 метров, диаметр около 1 метра и более 15 тонн тяги с форсажем и более 11 тонн без форсажа.
Разработчики сказали, что новый истребитель в основном соответствует требованиям, а температура рабочей зоны ТРДДФ должна достигнуть 1800 градусов по Цельсию, что примерно соответствует уровню авиадвигателей четвертого поколения.
По имеющейся информации, Япония запустила программу развития отечественного стелс-истребителя в 2007 году в ответ на отказ США продать Японии самолеты Lockheed Martin F-22 Raptor. Японские СМИ также сообщили, что закупка новейшего совместного истребителя F-35 является промежуточным решением до тех пор, пока Токио не сможет разработать и произвести собственный истребитель 5-го поколения.
В прошлом месяце Министерство обороны Японии подтвердило Jane’s свои планы продолжить программу истребителя следующего поколения, который заменит Mitsubishi F-2 в 2030-х годах.
Военный паритет

31.01.2020

Министерство обороны (МО) Японии рассчитывает к концу этого года официально оформить «рамочную программу», в рамках которой оно будет сотрудничать с иностранными партнерами по данной программе разработки и производства истребителя нового поколения, сообщили в Министерстве обороны Японии, отмечает www.janes.com/
Министерство обороны также подтвердило, что программа теперь официально называется «F-X»и что оно предложило новый» концептуальный образ » нового самолета, который должен заменить истребитель Mitsubishi F-2 японских воздушных сил самообороны (JASDF) в 2030-х годах.
Изображение является первым известным официальным изображением предлагаемого японского истребителя F-X.
«Планируется, что самолеты F-2 выйдут на пенсию примерно с 2035 года, -сказал представитель Министерства обороны изданию Jane’s. «Мы разработаем истребитель F-X с целью поставки первых серийных самолетов до того, как начнется вывод из строя F-2.»
Пресс-секретарь добавил: «Мы продолжим обсуждение с потенциальными партнерами, затем хотели бы определить предварительное распределение ролей и задач в отношении партнеров по этому проекту к декабрю этого года, когда завершится подготовка проекта бюджета Кабинета министров на 2021 финансовый год.»
Представитель МО также сообщил, что финансирование программы развития F-X в 2020 финансовом году составит около 28 млрд JPY (256,5 млн долларов США).
ВТС «Бастион»

02.08.2020

Министерство обороны Японии намерено заключить контракт с японской корпорацией Mitsubishi Heavy Industries на разработку новых истребителей, которые должны прийти на смену устаревшим F-2. Об этом в субботу сообщила деловая газета Nikkei.
По ее данным, Mitsubishi Heavy Industries будет полностью ответственна за проектирование и производство истребителей. Ожидается, что корпорация также заключит соглашения с субподрядчиками среди японских и американских производителей. При этом разработка ключевых элементов истребителей, таких как двигатель и боевые системы, будет доверена компаниям Японии.
Согласно существующему проекту японских властей, размещение новых истребителей планируется осуществить к 2035 году. Ранее американская корпорация Lockheed Martin уже предлагала Японии план создания истребителя с технологией «стелс», представляющего собой гибрид двух самолетов этого класса – F-22 и F-35. Изначально предполагалось, что в разработке также примет участие Великобритания, однако впоследствии Япония отказалась от этих планов и решила максимально задействовать собственные технологии для стимуляции местных производителей.
Ранее сообщалось, что затраты на весь проект могут превысить 1,5 трлн иен ($14 млрд). После 2030 года Япония хотела бы заменить 90 самолетов F-2, поступивших на вооружение Сил самообороны в начале 2000-х годов.
ТАСС

05.11.2020

Министерство обороны Японии заключило с корпорацией Mitsubishi Heavy Industries контракт на разработку истребителя нового поколения. Как пишет Flightglobal, работы будут вестись в рамках проекта F-X. Новый боевой самолет планируется разработать полностью с нуля.
Ранее японские власти объявляли, что на разработку F-X, ранее обозначавшегося как NGF, потребуется около 15 лет — поступать в войска новые самолеты должны начать в 2030-х годах. К проекту перспективного истребителя власти предъявляют несколько требований, включая относительно небольшие расходы, получение технологий истребителей нового поколения и высокий модернизационный потенциал F-X.
В целом проект разработки истребителя оценивается в 40 миллиардов долларов. В конце 2019 года министерство обороны Японии опубликовало проектное изображение истребителя. На нем изображен самолет с отклоненными килями и отсутствующим горизонтальным хвостовым оперением.
Планер истребителя изображен сплющенным с характерными пилообразными стыками некоторых элементов. Боевой самолет планируется выполнить двухдвигательным. F-X, очевидно, получит внутренние отсеки вооружения. Самолет будет выполнен одноместным.
В марте 2020 года власти Японии решили, что перспективный истребитель, который должен заменить в войсках устаревающие Mitsubishi F-2, будет разрабатываться исключительно японскими компаниями с минимальным иностранным участием в проекте. Японское правительство отвергло проектные предложения американских компаний Lockheed Martin и Boeing и британской BAE Systems.
https://nplus1.ru

04.07.2021

Разработка двигателя для нового боевого самолета японских Сил самообороны, который заменит находящиеся на вооружении многоцелевые истребители-бомбардировщики F-2, будет проведена при участии Великобритании. Об этом сообщила в субботу газета The Asahi Shimbun.
Отмечается, что проект планируется поручить японской авиастроительной корпорации IHI и британской компании Rolls-Royce. Это, по мнению японского правительства, не только позволит снизить расходы на разработку, но также укрепит оборонное сотрудничество между Токио и Лондоном.
Обмен информацией по поводу совместной разработки двигателя для боевого самолета был проведен в июне между премьер-министром Японии Ёсхиидэ Сугой и его британским коллегой Борисом Джонсоном. После этого представитель оборонного ведомства Соединенного Королевства также посетил Японию для обсуждения деталей сотрудничества.
Устаревающие F-2 представляют собой модернизированный вариант американского истребителя-бомбардировщика F-16. Они впервые поступили в ВВС Японии в 2000 году. Всего было произведено 98 таких самолетов путем сотрудничества Mitsubishi Heavy Industries и американской Lockheed Martin.
Ведущая роль в разработке нового боевого самолета, который должен в 2030-х годах заменить F-2, также отведена Mitsubishi Heavy Industries. Техническое содействие ей будет оказывать Lockheed Martin. Производство нового самолета предполагается начать в 2031 году. Затраты на весь проект могут превысить 1,5 трлн иен ($14 млрд).
ТАСС


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3

Японский лёгкий истребитель пятого поколения с технологией «стелс» разрабатывается в Техническом проектно-конструкторском институте (TRDI) японского министерства обороны. Основным подрядчиком по работе над самолётом является компания Mitsubishi Heavy Industries.
Японское правительство решило уменьшить зависимость от США в области военной авиации. В настоящее время практически все боевые самолеты Японии американского производства или собраны в Японии с небольшими японскими дополнениями.
Токио не смог уговорить Вашингтон продать ему истребитель 5-го поколения F-22, а F-35 ещё не готов, к тому же его характеристики сомнительны, постоянный рост его стоимости также не добавляет ему популярности.
Экспериментальный японский истребитель с технологией «стелс» разрабатывается в Техническом проектно-конструкторском институте (TRDI) японского министерства обороны. Основным контрактором по работе над самолетом является компания Mitsubishi Heavy Industries. Аббревиатура ATD-X означает Advanced Technology Demonstrator X («Демонстратор передовой технологии X»).
В 2004 году Токио принял решение построить свой истребитель 5-го поколения ATD-X Shinshin, построенного с применением технологии стелс. Проект получил статус демонстратора технологий, и изначально готовый самолет принимать на вооружение не планировалось. Просто таким способом Япония хотела доказать свою способность производить высотехнологичную военную технику. Но после провала переговоров о покупке американских «Хищников» Токио задумался о постройке полноценного истребителя, который можно принять на вооружение.
Разработкой самолета занимается компания Mitsubishi.
В 2005 году планер Mitsubishi X-2 был проверен на радиолокационную заметность; в 2006 году начались испытания дистанционно управляемого уменьшенного прототипа в масштабе 1:5.
В апреле 2010 правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для проекта. По состоянию на март 2011 года данных о результатах проведения тендера нет.
Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги.
Японские конструкторы хотят внедрить технологию оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолетом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления.
Планируется поставить многорежимный радар с активной фазированной антенной решеткой широкого спектра, системы радиоэлектронного противодействия, аппаратуру радиоэлектронной борьбы, а также единую систему обмена информацией.
28 марта 2012 года на заводе Tobishima Plant компании Mitsubishi Heavy Industries началась сборка полномасштабного перспективного технологического демонстратора ATD (Advanced Technology Demonstrator) для полномасштабных структурных испытаний. Изготовление ATD производится по контракту с Минобороны Японии, по которому самолёт будет использован для проведения лётных испытаний и отработки передовых, в том числе «стелс», технологий для будущих японских истребителей.
По размеру Mitsubishi X-2 близок к Saab Gripen, а по форме — к F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения и форма наплыва и воздухозаборников идентичны используемым на американском истребителе пятого поколения.
Самолет построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы.
Истребитель будет иметь два турбореактивных двигателя и сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. На первые летные экземпляры поставят иностранные двигатели General Electric F404 (используются на F/A-18). Ожидается, что окончательная версия самолета будет использовать японские двигатели IHI XF5-1 с управляемым вектором тяги, пока что находящиеся на стадии разработки.
Mitsubishi X-2 будет использовать РЛС с АФАР, разработанную Mitsubishi Electronics. Утверждается, что эта РЛС сравнима с новейшей американской AN/APG-81 (устанавливается на F-35), может динамически переключаться между диапазонами частот C и Ku и имеет встроенные возможности радиоэлектронной борьбы.
Первоначально полёт первого лётного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin был назначен на 2014 год, но в связи с возникшими трудностями был перенесён на конец 2015 года. Если японцы успеют к этому сроку создать прототип, то принятие на вооружение следует ожидать не ранее 2018-2020 гг.
Япония перенесла первый полет своего новейшего самолета пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin на конец 2015 года.
Первоначально полет первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin был назначен на 2014 год, но в связи с возникшими трудностями был отменен. Проект затормаживается из-за трудностей с двигателем Ishikawajima XF5-1. Поставкой двух турбореактивных двухконтурных двигателей XF5-1 с тягой в 15 тысяч килограммов-силы каждый, занимается компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries. IHI Corporation.
Япония и Великобритания с 2014 года ведут совместную оборонную ОКР – программу создания перспективной авиационной ракеты класса «воздух-воздух» средней и большой дальности Joint New Air-to-Air Missile (JNAAM). Эта ракета конструктивно должна основываться на ракете MBDA Meteor, но использовать новую высокотехнологичную головку самонаведения, создаваемую японской Mitsubishi Electric. Ракета JNAAM предназначена для оснащения закупаемых Великобританией и Японией американских истребителей пятого поколения семейства Lockheed Martin F-35.

Японская корпорация Mitsubishi начала испытания первого истребителя пятого поколения собственной разработки. Самолет X-2 Shinshin впервые поднялся в воздух 22 апреля 2016 года со взлетно-посадочной полосы аэродрома в префектуре Нагоя. Первый полет японского истребителя — демонстратора технологий Mitsubishi X-2 продолжался 25 минут, заявил руководитель программы «истребителя будущего» в управлении закупок, технологий и логистики министерства обороны Японии Хирофуми Дои. По его словам, за это время самолет поднялся на высоту 3,7 тысячи метров и набрал скорость в 200 узлов (около 370 километров в час). «Это был самый обычный первый полет», — отметил Дои.

Компания Lockheed Martin осенью 2016 г. объединила усилия с японской корпорацией Mitsubishi Heavy Industries (MHI) для участия в программе разработки японского истребителя нового поколения.
В середине марта 2017 года Япония и Великобритания подписали соглашение о проведении совместного исследования относительно возможности совместного создания этими странами перспективного истребителя.
Ранее министерство обороны Японии сообщало, что планирует в 2018 финансовом году принять решение относительно целесообразности и планов создания перспективного истребителя – самостоятельно либо в сотрудничестве с другими странами.
С апреля 2016 года ведутся летные испытания опытного образца японского демонстратора перспективного истребителя пятого поколения Х-2 (ранее обозначался как ATD-X – Advanced Technology Demonstrator – X), разработанного Техническим исследовательским и проектным институтом (Technical Research & Development Institute -TRDI) министерства обороны Японии и корпорацией Mitsubishi Heavy Industries.
Японское агентство по закупкам, технологиям и логистике ATLA подтвердило, что завершает испытания демонстратора технологии малозаметного истребителя нового поколения Х-2 «Шиншин». Данные испытания проводятся в рамках более широкого проекта по оценке возможностей замены истребителей F-2 Воздушных сил самообороны Японии.
5 декабря 2017 года представитель ATLA сообщил, что тестирование X-2 планируется завершить к концу марта 2018 года. X-2 впервые поднялся в воздух в апреле 2016 года. На текущий момент выполнено 34 испытательных полета, два из которых прошли под руководством Mitsubishi Heavy Industries (MHI), а остальные – ATLA.
Все летные испытания были проведены на авиабазе «Гифу». Ожидается, что до завершения программы тестирования X-2 выполнит еще около 16 полетов.
Результаты, полученные в рамках данного проекта, будут использоваться при рассмотрении долгосрочного плана замены истребителей F-2, которые были разработаны в 1990-х гг. компаниями MHI и Lockheed Martin и производились в начале 2000-х гг.
20 апреля 2018 г. информационное агентство REUTERS сообщило о том, что компания Lockheed Martin предложила японским ВВС гибрид истребителей F-22 и F-35.
Сегодня основу японской истребительной авиации составляют F-15J, созданные на базе Boeing F-15 Eagle и F-2, представляющие собой модификацию Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon. Кроме того, японские ВВС начали получать новейшие «стелсы» F-35 Lightning II.
В 2007 году, после того как США отказались продавать союзникам истребители Lockheed Martin F-22 Raptor, Минобороны Японии начало разработку отечественного истребителя в рамках программы ATD-X Shinshin. Новый японский самолёт должен стать основой для создания перспективного истребителя проекта F-3 — серийного боевого стелс-самолёта. Но позже военное ведомство посчитало программу слишком дорогостоящей и вновь обратилось к иностранным компаниям.
В ответ на запрос японского правительства Lockheed Martin предложил гибрид истребителей F-22 и F-35. Новый самолёт получит новейшие технологии от F-35 и возможности «воздушного превосходства» от F-22. Таким образом, ВВС Японии могут получить передовой истребитель, который по своим возможностям будет превосходить оба американских «стелса».
В военном ведомстве объясняют необходимость нового истребителя желанием иметь инструмент для противостояния новейшей российской и китайской авиации, поскольку у Японии есть территориальные споры с этими странами. Если американское правительство разрешит продажу в Японию «чувствительных военных технологий», то уже в 2030 году японские ВВС могут получить принципиально новый боевой самолёт.

Источники: topwar.ru, maxpark.com, Военный Паритет, Jane’s Defence Weekly, www.janes.com, bmpd.livejournal.com, N+1, ru.wikipedia.org, fishki.net и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3. НОВОСТИ 2012 – 2017
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ АЗИИ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ