МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ F-310 FRIDTJOF NANSEN (НОРВЕГИЯ)

MULTI FRIGATE F310 FRIDTJOF NANSEN (NORWAY)

10.11.2018

Боевой корабль Королевских ВМС Helge Ingstad получил очень серьёзные повреждения, набрал массу воды и в итоге лёг на бок, частично затонув на мелководье. Как хорошо видно на фотографиях, его правый борт украшает огромная пробоина, чтобы спастись от полного затопления, команда «Хельге Инстада» приняла решение посадить его на мель у берега Норвегии.
Приблизительно в 4 утра четверга по местному времени возвращавшийся с русофобских учений НАТО Trident Juncture 2018 («Единый Трезубец») фрегат норвежских ВМС потерял управление и оказался на пути у огромного танкера Sola TS, который протаранил его в бок.
По официальным данным, в результате столкновения пострадали 7 военных моряков из команды фрегата. Затем почти все 137 членов экипажа были экстренно эвакуированы, аварийные буксиры помогли наполняющемуся водой кораблю доползти до берега.
Теперь ракетный фрегат, участвовавший в подготовке отражения агрессии России, лежит на правом боку, вокруг кормы расползлось нефтяное пятно.
Helge Ingstad F313, названный в честь знаменитого норвежского путешественника, археолога и писателя Маркуса Хельге Ингстада — 4-й фрегат класса Fridtjof Nansen, введён в строй флота 29 сентября 2009 года. Этот боевой корабль, предназначенный для борьбы с вражескими подлодками и надводными кораблями, он оснащён системой ПРО Aegis, на борту имеются 4 торпедных аппарата и 8 противокорабельных крылатых ракет.
Водоизмещение «Хельге Инстада» составляет 5290 тонн, длина 132 метра.
Протаранивший его супертанкер Sola TS ходит под панамским флагом и имеет габариты авианосца — его длина равна 280 метрам. Команда танкера состоит из 23 человек, никто из них не пострадал. Танкер задержан до конца расследования, нефтяной терминал, из которого он вышел, также прекратил свою работу.
rusvesna.su

01.03.2019

В четверг 7 февраля начало подъёма отменили в очередной 39-й раз, причём на этот раз гарантированно. Ожидалось такое ухудшение погоды, что плавкраны Gulliver (грузоподъемностью 4000 тонн) и Rambiz (3700 тонн) решили отправить в Hanøytangen, чтобы экипажи могли отдохнуть после многодневного ожидания. Ненастье затянулось, но через две недели метеорологи начали туманно намекать, дескать, пора. 24 февраля плавкраны вернулись на место крушения и начали заводить на стрелы всю запланированную паутину такелажа. 26 февраля в 06:20 по местному времени (08:20 мск) «Хельге Ингстад» приподняли над дном при помощи протянутых под килем цепных строп, затем произвели обрезку страховочных концов. По состоянию на 06:00 мск 27 февраля корабль привели на ровный киль, закрепили стропы на стрелах кранов и начали слив воды из корпуса.
Но тут в дело снова вмешались метеорологи со своими прогнозами, не исключая в следующие трое суток очередное ухудшение по району работ. Чтобы читатели просто понимали, что такое «плохая» погода: 6 февраля скорость ветра превышает 1 м/с, высота волн более 0,5 метра – поднимать нельзя!!!
Поэтому приняли решение дальнейшие работы прекратить и фрегат прямо на весу в подъемных системах плавкранов отбуксировать вглубь залива Йельте-фьорд до порта Hanøytangen в 30 км юго-восточнее места гибели.
Операция медленной и печальной буксировки займет около суток, но потом окружающие береговые возвышенности должны уменьшить воздействие ветра и волн. На новом месте операцию планируют продолжить с места ее прерывания: фрегат будут постепенно поднимать до уровня конструктивной ватерлинии (ориентировочно 1-2 марта), затем под него на глубине восемь метров подведут погружную баржу Boabarge 33 и начнут процесс ее всплытия, аналогично стандартной процедуре в плавдоке. Если все пройдёт нормально, в течение следующих суток баржу с фрегатом отбуксируют в Хоконсверн. Операция должна завершиться 5 марта.
https://bmpd.livejournal.com

21.01.2021

11 января норвежское Агентство оборонных закупок Forsvarsmateriell (FMA) подписало контракт с компанией Norscrap West на утилизацию фрегата Helge Ingstad типа Fridtjof Nansen.
К концу года компания на своем заводе в Ханейтангене сдаст фрегат в утиль, сообщается на сайте FMA. Агентство оценило контракт примерно в 60 миллионов норвежских крон (почти 7 миллионов долларов США), а продажи восстановленного металла, как ожидается, могут принести несколько миллионов крон.
FMA заявила, что корабль будет сдан на слом в Норвегии национальной компанией для защиты технических секретов, а эксперты агентства будут контролировать работу в соответствии с норвежским законом «О безопасности».
«Хельге Ингстад» был серьезно поврежден 8 ноября 2018 года после столкновения с танкером Sola TS в водах недалеко от нефтяного терминала Оготнес в Хьельтефьордене, сел на мель и позже затонул на мелководье, после чего ракеты и торпеды фрегата были демонтированы.
В соответствии с выводами проекта доклада Норвежского совета по расследованию аварий (AIBN), представленного 14 декабря 2020 года, боеготовность оставшихся фрегатов снижена. Министерство заявило, что в январе три фрегата не выйдут в море. В этом месяце два фрегата KNM Roald Amundsen и KNM Thor Heyerdahl проходят плановое плановое техническое обслуживание, третий KNM Otto Sverdrup позже может провести плановые учения с королевским флотом Великобритании.
Военный паритет


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ F-310 FRIDTJOF NANSEN

Проект разработан испанской судостроительной компанией Izar совместно с американской компанией Lockheed Martin Government Systems. За основу был взят проект испанского фрегата типа F100 Alvaro de Bazan. Контракт на постройку пяти фрегатов подписан в 2000 году.
Корпус и надстройки корабля стальные, собраны из 24 модулей. Сборка модулей осуществляется на норвежской верфи компании Mjellem & Karlsen в Бергене. Затем готовые секции доставляются в Испанию на верфь Ferrol для окончательной сборки. Предполагается что два последних корабля серии будут полностью собираться на норвежских верфях.
Фрегат F-310 Fridtjof Nansen, введенный в строй в 2006 году, представляет собой головной корабль проекта F-85, разработанного для ВМС Норвегии на основе испанского проекта F-100. Стандартное водоизмещение фрегата составляет 3700 тонн, полное – 5200. Длина корабля равна 132 метрам, мощность главной энергетической установки – 52000 лошадиных сил. Скорость полного хода – 27 узлов. Экипаж корабля состоит из 126 человек.
Корпус корабля разделен на 13 водонепроницаемых отсеков, непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых отсеков.
Энергетическая установка рассчитана на работу в автоматическом режиме и не требует наличия обслуживающего персонала в машинном отделении. Управление осуществляется с мостика или с центрального поста управления энергетической установкой.
Фрегат, оснащенный боевой информационно-управляющей системой Aegis SPY-1F, успешно обнаружил цель, взял ее на сопровождение и уничтожил с помощью усовершенствованной зенитной ракеты Sea Sparrow (ESSM – Evolved Sea Sparrow Missile).
“Успешные испытания системы Aegis APY-1F произвели большое впечатление на норвежский флот”, – сказал Орландо Карвалью, вице-президент компании Lockheed Martin. “С постройкой “Фритьофа Нансена” и остальных четырех фрегатов этого проекта, ВМС Норвегии получат мощную и современную систему вооружения”.
На фрегате установлена система боевого управления Aegis, специально адаптированная компанией Lockheed Martin. В частности поставлена уменьшенная версия фазированной РЛС SPY-1D SPY-1F. Для вывода информации и управления вместо терминалов UYQ-70, установленных на кораблях ВМФ США, используются операторские консоли Kongsberg SC 3100 и SC 3200. Приняты меры для интеграции система управления противолодочным оружием Kongsberg-Thales MSI-2005F ASW в систему обмена данными базового модуля системы Aegis.
На фрегате зарезервировано место для установки второго модуля вертикальной пусковой установки Mk 41 из 8 ячеек ( с размещением 32 ЗУР Standard SM-2), но в настоящее время командование ВМФ Норвегии не планирует закупок. По видимому это обьясняется чрезвычайно высокой стоимостью всей программы ( 2 миллиарда долларов США), которая является самым дорогостоящим военным проектом Норвегии за всю историю. По этим же причинам не рассматривалось и предложение проектировщиков о замене 76-мм артустановки на 127-мм артустановку OTO-Melara.
Ракетное вооружение корабля состоит из восьми противокорабельных ракет NCM и 32 зенитных ракет ESSM. Кроме того фрегат располагает 76-мм артустановкой, шестью противолодочными торпедными аппаратами и вертолетом SH-60B.
В настоящее время для кораблей также не закуплены системы постановки помех и малокалиберные артустановки. Предполагается, что это оборудование будет снято с фрегатов типа «Осло», которые планируется вывести из состава флота по мере поступления новых фрегатов, и поставлено на фрегаты типа «Фритьоф Нансен».

СЕРИЯ:
• F310 Fridtjof Nansen (заложен 9 апреля 2004 года)
• F311 Roald Amundsen (заложен 3 июня 2004 года)
• F312 Otto Sverdrup (заложен 25 мая 2005 года)
• F313 Helge Ingstad (закладка в 2006 году)
• F314 Thor Heyerdahl (закладка в 2007 году)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• стандартное 4681 т,
• полное 5121 т
Длина:
• максимальная 132 м,
• по ватерлинии 120,39 м
Ширина: 16,8 м
Осадка: 4,9 м
• Энергетическая установка: двухвальная, дизель-газотурбинная типа CODAG, два дизеля Izar Bravo – 12000 л.с., две газовые турбины G.E. LM-2500 – 57000 л.с., масимальная мощность на валах 40800 л.с., выдвижное подруливающее устройство мощностью 1340 л.с.
Скорость: 27 узлов, крейсерская 18 узлов
Дальность плавания: 4500 миль на скорости 15 узлов
Экипаж: 120 человек

ВООРУЖЕНИЕ:

8 ПКР NSM, вертикальная ПУ Mk 41 – 8 ячеек, боекомплект 32 ЗУР RIM-162B ESSM Sea Sparrow ,
76,2-мм артустановка OTO Melara SuperRapid,
4 х 12,7-мм пулемета,
2×2 324-мм ТА для противолодочных торпед Stingray
Авиационное вооружение: вертолет NH-90
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
3 навигационных РЛС Decca BridgeMaster,
РЛС обнаружения целей, управления оружием и целеуказания SPY-1F 3-D,
2 х РЛС подсветки целей Raytheon SPG-62
ГАС: подкильная ГАС Thales TSM 2633, активно-пассивная буксируемая ГАС Thales CAPTAS Mk 2(V)1
Комплекс РЭБ Condor CS-3701,
Система предупреждения о лазерном облучении EADS COLDS,
2 ПУ пассивных помех, торпедная ловушка


Источники: www.navantia.es, www.warships.ru, The Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World 2005-2006, Janes Fighting Ships 2005, military-informant.com и др.

ФРЕГАТЫ ЕВРОПЫ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ