МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-5 FREEDOM FIGHTER/TIGER II (США)
MULTIPURPOSE FIGHTER F-5 FREEDOM FIGHTER/TIGER II (USA)

11.02.2014
Министерство обороны Швейцарии заявило, что производитель истребителей Gripen шведская компания Saab не должна вмешиваться в кампанию по проведению референдума, где будет решаться вопрос приобретения боевых самолетов этого типа, сообщает aereo.jor.br 10 февраля. Если на референдуме, запланированного на 18 мая, население Швейцарии одобрит приобретение «Грипенов», министерство обороны продаст первую партию устаревших истребителей F-5 из 18 машин уже в этом году. Есть первый заинтересованный покупатель — ВМС США. Оставшиеся будут проданы к середине 2016 года.
Интерес к закупке F-5 выказывают также частные компании. Цена одного самолета может составить полмиллиона швейцарских франков. Если не удастся их продать иностранным покупателям, самолеты будут утилизированы в Швейцарии.
Военный Паритет

ИСТРЕБИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ JAS 39 GRIPEN Е (ШВЕЦИЯ)

23.10.2014
Неназванная азиатская страна заключила контракт с израильской компанией Elbit Systems на модернизацию истребителей Northrop F-5 на сумму около 85 млн долл США, сообщает сегодня Flightglobal.
Компания должна установить на самолеты новое оборудование связи и оптико-электронные датчики, контракт рассчитан на три года. Сообщается, что истребители этого типа состоят на вооружении ВВС шести азиатских стран – Индонезии, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Таиланда (в общей сложности 333 машины).
Военный Паритет

15.01.2015

ВВС Швейцарии 13 января приостановили полеты всех 30 истребителей F-5E Tiger II после того, как на фюзеляже одного из самолетов были обнаружены трещины. Как сообщает Jane’s, двухместной версии истребителя — F-5F — запрет на полеты не коснулся.
Согласно заявлению швейцарских властей, на которое ссылается Jane’s, специалисты признали обнаруженные трещины опасными для полетов. Как отмечается, на обследование каждого самолета отводится две недели. Таким образом, завершить проверку F-5E швейцарцы планируют к началу второго квартала 2015 года.
Запрет на полеты F-5E приведет к тому, пишет издание, что на время проведения экономического форума в Давосе с 21 по 24 января противовоздушную безопасность будут обеспечивать только истребители F/A-18 Hornet.
Лента.ру

09.03.2016

ВВС Бразилии получат два модернизированных истребителя F-5 Tiger II в ноябре 2016 года, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на Forecast International (7 марта).
В 2007 году Бразилия приобрела 11 истребителей этого типа в Иордании для дополнения своего авиапарка. По оценкам, ВВС Бразилии в общей сложности насчитывают 57 легких боевых самолетов F-5.
Модернизированные самолеты F-5EM и F-5FM оснащаются бортовым радаром Grifo F-BR, тремя многофункциональными дисплеями, системой предупреждения об угрозе и оборудованием электронного подавления, новыми типами оружия.
В связи с экономическими трудностями и ограниченностью госбюджета модернизация самолетов будет проведена в гораздо более скромных масштабах, чем планировалось. Ранее сообщалось, что будут модернизированы все 11 «иорданских» самолетов, однако, как сообщают некоторые источники, Бразилия ограничится только тремя (первый был поставлен в октябре 2014 года – прим. Военный Паритет).
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

25.10.2016

Истребители F-5E/F состоят на вооружении ВВС Тайваня (Китайская Республика) более 40 лет, сообщает «Военный Паритет». Самолеты последней партии имеют возраст более 30 лет.
В настоящее время самолеты этого типа используются как учебные для подготовки пилотов истребителей, затем летчики пересаживаются в кабины более современных боевых самолетов «Цзинго», F-16, Mirage-2000 и других. Парк F-5 порядком устарел, поэтому министерство обороны страны ищет возможности их замены.
Парламент страны счел возможным изыскать некоторую сумму для сохранения самолетов в строю, эксплуатация продлится еще на пять лет, сообщают тайваньские источники.
Военный паритет

11.08.2017

Истребитель F-5N Tiger II ВМС США, купленный у ВВС Швейцарии, упал в Атлантическом океане. Пилот катапультировался. Инцидент произошел 9 августа в 20 морских милях в юго-востоку от военно-морской станции Ки-Уэст. Пилот был быстро найден и доставлен в безопасное место вертолетом береговой охраны. Расследование инцидента продолжается.
Военный паритет

30.08.2017

Израильская компания Elbit Systems Ltd. объявила о получении контракта на сумму около 93 млн долл сША на модернизацию истребителей F-5 неназванной страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Контракт будет выполнен в течение трех лет.
Сообщается, что эти самолеты будут оснащены современными системами, включая новым ИЛС, усовершенствованной кабиной, радаром, навигационной системой, а также нашлемной системой целеуказания DASH IV. Генеральный менеджер Elbit Systems Aerospace Division Йорам Шмуэли заявил, что компания имеет большой опыт модернизации истребителей этого типа и видит растущий спрос на эти услуги, клиенты получают большую выгоду, модернизируя этот зрелый боевой самолет.
Несколько азиатских стран, такие как Тайвань, Таиланд, Сингапур и Южная Корея, по-прежнему имеют на вооружении истребители F-5 Tiger, Малайзия – RF-5A. В мае 2017 года сообщалось, что Вьетнам планирует модернизировать часть своего парка F-5.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

02.09.2017

ВВС Бразилии (FAB) планируют получить последние два модернизированных истребителя Northrop F-5FM Tiger II в период с октября по ноябрь этого года, тем самым будет завершена программа модернизации F-5M.
Контракт был подписан в апреле 2011 года на сумму 87 млн долл США. Компания Embraer получила заказ на модернизацию восьми одноместных F-5E и трех двухместных F-5F, приобретенных в Иордании в 2007 году. Первым и пока единственным обновленным является F-5FM, который был передан ВВС в октябре 2014 года.
Решение о сокращении программы модернизации до трех самолетов вместо 11 вызвано ограниченными «операционными, бюджетными и жизненными циклами», заявил официальный представитель ВВС.
Военный паритет

16.09.2017
Военно-воздушные силы Бразилии в октябре-ноябре 2017 года планируют принять последние два истребителя F-5FM «Тайгер-2″, прошедших модернизацию на предприятии компании Embraer Defense and Security.
Как отмечает Jane’s Defence Weekly, данная поставка завершит программу модернизации самолетов F-5M ВВС Бразилии.
Как ранее сообщал ЦАМТО, в течение 2005-2012 гг. к версии F-5EM/FM компанией Embraer были модернизированы 46 истребителей F-5E/F ВВС Бразилии (43 F-5E и три F-5F). Они вошли в состав 2-го, 3-го, 8-го и 12-го авиакрыльев, размещенных в Аннаполисе, Каноас, Манаусе и Санта-Круз, соответственно.
Модернизация включала установку модернизированной РЛС Grifo-F Х-диапазона компании Selex ES (за счет одной из двух пушек), топливозаправочной штанги, интегрированной GPS/инерциальной навигационной системы разработки Honeywell, системы радиоэлектронной борьбы компании Elbit Systems, средств связи Rohde & Schwartz, нашлемной системы целеуказания, бортовой системы генерации кислорода, «стеклянной» кабины пилотов AEL Sistemas, оборудованной тремя цветными многофункциональными дисплеями (MFD), коллиматорным индикатором, системой видеорегистрации, бортовой ЭВМ и др.
В апреле 2011 года ВВС Бразилии заключили с компанией Embraer контракт на модернизацию второй партии из 11 истребителей F-5 «Тайгер-2″, которые были приобретены из состава ВВС Иордании в 2007 году. В рамках соглашения стоимостью 276 млн. реалов (107,5 млн. долл.) предполагалось модернизировать восемь одноместных F-5E и три двухместных F-5F. Первый «иорданский» модернизированный F-5FM был передан ВВС Бразилии в октябре 2014 года. В начале 2017 года стало известно о сокращении программы модернизации самолетов до трех единиц. Причинами отказа от усовершенствования оставшихся истребителей являются сокращение оборонных расходов и технические проблемы.
ЦАМТО

15.03.2019

В бюджетном запросе министерства обороны США на 2020 год имеется статья о закупке 22 истребителей F-5E/F Tiger II, сообщает fighterjetsworld.com 14 марта.
Эти самолеты должны поступить из наличия ВВС Швейцарии для имитации истребителей противника в целях тактической подготовки пилотов военной авиации США. Истребители будут переданы в состав ВМС. В настоящее время авиация ВМС и КМП США уже оперируют 44 однотипными самолетами. «Новые» самолеты заменят часть устаревших, спрос на F-5 не снижается.
Эти самолеты признаны как «невероятно экономичное и проверенное решение» для отображения угроз, их замена на новый тип самолета повлечет за собой значительное увеличение затрат, не только с точки зрения стоимости приобретения, но и по эксплуатации и расходов на содержание.
Поэтому неудивительно, что Пентагон берет еще 22 «Тайгера». Это очень маневренный, надежный сверхзвуковой истребитель, сочетающий в себе современный дизайн, эффективные двигатели и низкие эксплуатационные расходы, отмечает источник.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-5 FREEDOM FIGHTER/TIGER II

Легкий, простой и дешевый истребитель F-5 явно выделяется среди своих собратьев, состоявших на вооружении ВВС США. Со времен Второй мировой войны американские «файтеры» отличались большой массой, сложностью конструкции и, как следствие, дороговизной. Особняком стояли палубные самолеты.
Вот и проектирование будущего F-5 конструкторы фирмы «Нортроп» начали в надежде «посадить» его на палубы эскортных авианосцев, имеющих небольшие размеры. Однако эти корабли частично пустили на слом, частично переквалифицировали в противолодочные, и палубный истребитель стал ненужным. В то же время работой инженеров «Нортропа» заинтересовалось министерство обороны США. Союзникам США по военным блокам требовался истребитель для замены устаревших «Тандерджетов» и «Сейбров».
Работы над проектом самолёта с фирменным обозначением N-156 были начаты в 1955 г. Однако в результате объявленного ВВС США конкурса на создание сверхзвукового учебно-тренировочного самолёта, победителем которого стала фирма «Northrop», приоритет был отдан тренировочной модификации Т-38. Лишь в 1958 г. Министерство обороны США поручило фирме вновь заняться самолётом.
Опытный образец истребителя с обозначением N-156F был облетан 30 июля 1959 г., а к августу 1960 г. была завершена программа приемо-сдаточных испытаний. В 1960-1961 гг. была осуществлена обширная программа эксплуатационных испытаний самолёта в различных географических и погодных условиях дня и ночи.
Истребитель F-5A «Freedom Fighter» представляет собой низкоплан с прямым трапециевидным крылом, имеющим удлинение 3,75, относительную толщину профиля 4,8% и угол стреловидности (по линии фокусов) 24°. В околофюзеляжных частях крыла стреловидность скачкообразно возрастает до 32°55′ вследствие использования малоразмерного наплыва.
Первые самолёты оснащались двумя турбореактивными двигателями J85-GE-13 фирмы «General Electric» тягой 12,10 кН (1234 кГ) без форсирования и 18,14 кН (1850 кГ) с форсированием. Позже стали применять усовершенствованные двигатели J85-GE-15 тягой 13,03-19,12 кН (1327-1950 кГ). На самолетах F-5E устанавливались двигатели J85-GE-21 тягой 14,32 кН (1460 кГ) и 22,23 кН (2267 кГ) каждый соответственно без форсирования и с форсированием.
В состав бортового оборудования входят РЛС AN/APQ-159, инерциальная навигационная система LN-33, приемник радионавигационной системы TACAN, система предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-46, радиостанция AN/ARC-34.
В серийное производство он поступил в 1963 г. и выпускается до настоящего времени.
В феврале 1964-го фирма получила первый экспортный заказ – 64 машины для Норвегии. Заказчик потребовал доработать исходный вариант F-5A, дабы обеспечить нормальную эксплуатацию в условиях Арктики. На норвежских F-5A(G) монтировались устройство обогрева лобового стекла кабины, тормозной гак для посадки на короткие ВПП горных аэродромов. Затем последовали предложения от Ирана, Греции, Южной Кореи и к концу 1965-го портфель заказов фирмы составлял около 1000 истребителей. F-5A действительно становился «международным» истребителем.
В феврале 1964-го совершил первый полет двухместный истребитель F-5B. В отличие от УТС Т-38, воздухозаборники F-5B были большего сечения, имелись подкрыльевые пилоны. Носовая часть фюзеляжа F-5B определенным образом спрофилирована с целью создания подъемной силы, поскольку размещение второго члена экипажа привело к смещению вперед центра тяжести самолета и возникновению в полете дополнительного момента на пикирование. Дополнительная подъемная сила в какой-то мере компенсировала пикирующий момент.
Одновременно с разворачиванием серийного производства F-5A/B, началось проектирование специализированной разведывательной модификации RF-5A. Новый самолет получил специально спроектированную продолговатую носовую часть с тремя, а позже четырьмя 70-мм камерами KS-92. Конструкция отсека позволяла производить замену пленок АФА в течение 5 минут. При этом, штатное пушечное вооружение самолета было сохранено. Поставки серийных RF-5A начались в 1965 г. а всего их было выпушено 89 штук.
Во время работ над опытным образцом N-156F фирма дала самолёту название «Freedom Fighter». В 60-х годах это название было предано забвению. В 1972 г. модификации F-5E было присвоено название «Tiger II». Первые экспортные поставки самолёта (в Иран) начались 1.02.1965 г.
Разработаны такие модификации самолёта:
– истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик F-5A (облет первого серийного самолёта состоялся 19.05.1964 г., выпущен 621 самолёт), F-5C (май 1965 г., первоначальное обозначение F-5A – 15), CF-5A (89 самолётов для Канады), NF-5A (75 самолётов для Голландии), SF-5A (35 самолётов для Испании, где им было присвоено военное обозначение С-9), F-5G (78 самолётов для Норвегии) и F-5E (11.08.1972 г.; в 1978 г. имелись заказы на изготовление 1021 самолёта для 16 государств);
– двухместный учебно-боевой самолёт F-5B (24.02.1964 г., 134 самолёта), CF-5D (26 самолётов), NF-5B (30 самолётов), SF-5B (34 самолёта) и F-5F (двухместная модификация F-5E с удлиненным фюзеляжем, облет 25.09.1974 г.; заказано свыше 100 самолётов);
– разведывательный самолёт RF-5A (89 самолётов) и RF-5G (16 для Норвегии);
– опытный YF-5B-21 (28.03.1969 г., прототип для F-5E).
– истребитель F-5G «Тайгершарк».
Первые случаи боевого применения F-5 произошли во время войны во Вьетнаме. 23 октября 1965 года подразделение, вооружённое ими, перелетело через Тихий океан, с двумя дозаправками в полёте от топливозаправщика КС-135 на базу Bicn Ноа в Южном Вьетнаме. Через пять часов после прибытия эскадрильи был совершен её первый боевой вылет. F-5C интенсивно использовались для сопровождения штурмовиков, разведывательных полётов, ударных операций над Вьетнамом в течение четырёх месяцев. Потери составил один F-5, сбитый в декабре из стрелкового оружия. Ещё два «тигра» получили попадания ПЗРК «Стрела» в двигатели, но смогли вернуться на базу.
Южный Вьетнам для борьбы с Вьет Конгом получил 120 F-5A/B и RF-5A и не менее 118 F-5Е.
В разное время состоял на вооружении многих стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, став одним из наиболее распространённых боевых самолётов в мире.
Модифицированная версия самолёта производилась по лицензии канадской компанией «Canadair» под обозначением «CF-116».

МОДИФИКАЦИИ
• F-5A исходный одноместный истребитель-бомбардировщик. Построено 799 самолетов (1963-1972 гг), в том числе по лицензии 164 самолета фирмой Канаде в вариантах CF-5A для ВВС Канады и NF-5A для ВВС Голландии и 36 самолетов фирмой CASA в варианте SF-5A для ВВС Испании.
• F-5B двухместный учебно-тренировочный вариант F-5A. Построено 293 самолета.
• F-5С вариант F-5A с бронезащитой массой 90 кг, со сбрасываемыми подкрыльевыми пилонами для вооружения, с системой дозаправки в воздухе и прицелами с вычислителями.
• RF-5A разведывательный вариант самолета F-5A. Построено 107 самолетов.
• NF-5A — одноместный истребитель-бомбардировщик для Нидерландов.
• F-5E «Тайгер» II — второе поколение F-5. Продавался в 19 стран. 120 самолётов строились на Тайване по лицензии.
• F-5F — двухместная версия F-5. Производился на Тайване и в Канаде по лицензии.
• F-5G — третье поколение самолёта для экспорта с совершенно новой силовой установкой и несколько изменённой геометрией крыла. По существу, совершенно новый самолёт. Получил обозначение F-20 «Тайгершарк» (Tigershark). Первый полёт прототипа состоялся в 1982 году. Серийно не выпускался.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого 3667
- нормальная взлетная 6080
- максимальная взлетная 9379
Размах крыла, м 7,70
с баками на концах крыльев 7,87
Длина, м 14,38
Высота, м 4,06
Площадь крыла, м2 15,79
Топливо, л
- во внутренних баках 2207
- дополнительные баки 387,5
- ПТБ 3х 567.8
Тип двигателя 2 х ТРД Дженерал Электрик J85-GE-13
Тяга, кН 2 х 12.10
Максимальная скорость, км/ч 1487
Крейсерская скорость, км/ч 1030
Практическая дальность с ПТБ, км 2594
Радиус действия, км
- максимальный 898
- с максимальной боевой нагрузкой 314
Максимальная скороподъемность, м/мин 8748
Практический потолок, м 15390
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ

две 20-мм пушки Ford M39E с 280 патронами на пушку.
1996 кг боевой нагрузки на 7 пилонах подвески
4 УР класса воздух-воздух AIM-9 Сайдуиндер или 2 УР воздух-земля AGM-12 Bullpup.
или 1x 907 кг бомба и 2 УР AIM-9 Сайдуиндер
или 2x 454 кг бомбы и 2x 227 кг бомбы,
или 4 ПУ НУР 19x 70-мм

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru и др.