155-ММ БУКСИРУЕМАЯ ГАУБИЦА FH77 (ШВЕЦИЯ)

155 MM TOWED HOWITZER FH77 (SWEDEN)

27.07.2016

Фабрика артиллерийских орудий (GCF) в Джабалпуре официально передала командованию СВ Индии первые три 155-мм буксируемые гаубицы с длиной ствола 45 калибров FH-77B «Дхануш» (также носит обозначение Desi Bofors).
Как сообщает «Пресс траст оф Индиа», поставка первой партии гаубиц была выполнена после успешного завершения приемочных испытаний. Предприятие уже изготовило следующие три орудия, поставка которых состоится в ближайшее время.
Как сообщал ЦАМТО, Управление оружейных заводов (Ordnance Factory Board – OFB) получило технологии производства орудий в рамках подписанного с компанией «Бофорс» в 1987 году контракта на закупку 410 ед.
Стоимость размещенного в 2012 году заказа на 144 орудия оценивается в 12,6 млрд. рупий. Их производство будет выполнено в 2016-2017 гг. Контракт содержит опцион на поставку СВ до 414 орудий.
В рамках мелкосерийного производства СВ Индии разместили начальный заказ на поставку шести гаубиц после успешного завершения проведенных в 2014-2015 гг. летних и зимних испытаний, в ходе которых в различных метеоусловиях в пустыне и высокогорье были отстреляны более 2 тыс. боеприпасов.
ЦАМТО

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНДИИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


155-ММ БУКСИРУЕМАЯ ГАУБИЦА FH77


Самоходная 155-мм гаубица FH-77 разработана в Швеции.
В 1960-х годах Швеция начала искать замену для стоящих у неё на вооружении французских «гаубиц F». В качестве варианта такой замены была предложена и проходила испытания американская САУM109. Однако, несмотря на предложенную низкую стоимость закупки M109, администрация Вооружённых сил Швеции сочла этот вариант слишком затратным в эксплуатации, имеющим недостаточную скорострельность и мобильность и предпочла сосредоточить усилия на разработке собственного орудия.
Основными требованиями к новой гаубице стали:
• Высокая мобильность,
• Высокий темп стрельбы.
Результатом стал компромисс между более дорогой самоходной гаубицей и менее мобильным буксируемым орудием.
FH77 (Fälthaubits 77) стала первой гаубицей оснащённой собственной ВСУ для реализации возможности самостоятельного передвижения в тактических пределах.
Компания «Бофорс» получила контракт на создание нового несамоходного орудия, впоследствии названного FH-77A, а в 1975 г. шведская армия заказала первую партию.
FH-77A имеет ствол длиной 5,89 м с перфорированным дульным тормозом и механизмом запирания типа «вертикальный клин». В передней части лафета с раздвижными станинами установлен вспомогательный двигатель, позволяющий орудию самостоятельно передвигаться по дорогам и пересеченной местности. Орудие обычно буксируется грузовиком «SAAB-Сканиа» SBAT 111S (6×6), который также перевозит боеприпасы в укладках и расчет из 6 человек, состоящий из командира, наводчика, двух подносчиков выстрелов, заряжающего и оператора крана. Если грузовик с орудием на буксире окажется на труднопроходимом участке, из кабины грузовика можно включить привод на главные колеса гаубицы и создать таким образом комбинацию 8×8 с максимальной скоростью 8 км/ч. Когда это значение скорости превышается, колеса гаубицы автоматически отсоединяются от привода. Механизмы наводки орудия имеют гидравлический привод, есть аварийный ручной привод. С правой стороны орудия установлен зарядный лоток, на который могут укладываться звенья по 3 снаряда. Типовой процесс стрельбы: на зарядный лоток укладывается зарядная гильза, за ней следует снаряд, поступающий с зарядного стола. Когда снаряд проскользнет в горловину зарядной гильзы, снаряд вместе с зарядом досылаются в казенник, затвор закрывается и орудие готово к выстрелу.
Скорострельность FH77, для своего времени, была исключительно высокой для 155-мм гаубицы. Эта гаубица способна делать 3 выстрела за 8 секунд, или 6 выстрелов за 25 секунд. В непрерывном режиме огня, FH77 выдерживает 6 выстрелов каждую вторую минуту в течение 20 минут.
Для FH77 используют 155-мм осколочно-фугасный снаряд m/77 (42 кг) с пластиковой гильзой, содержащей 6 пучков заряда. Также, FH77 может использовать боеприпасы с донным газогенератором разработанные для FH77B.
В качестве силовой установки (ВСУ) на FH77 используется бензиновый двигатель Volvo B20 (Volvo B18 engine) соединённый с тремя гидравлическими насосами. Два насоса используются для привода колёс и один для вертикального, горизонтального наведения, досылки снаряда и зарядного крана.
Шведская фирма «Бофорс» для снижения нагрузки на членов расчета 155-мм БГ FH-77B со стволом длиной 39 клб разработала кран для подъема боеприпасов. Он устанавливается справа от казенной части орудия . Кроме того, гаубица отличается тем, что стрельба из нее ведется без подъема колес. Как и у гаубицы КН179, при стрельбе не используются активно-реактивные снаряды.
Снаряды с донным газогенератором обеспечивают большую на 25 – 30 проц. дальность стрельбы по сравнению с ОФС, поэтому чем больше максимальная дальность стрельбы последними, тем больше она увеличивается у первых. В связи с этим с целью увеличения дальности полета снарядов были созданы стволы длиной 45 и 52 клб.
Самоходная 155-мм гаубица FH-77B разработана в Швеции. Она оснащена двигателем мощностью 59 кВт (80 л. е.), который приводит в действие колеса (скорость 8 км/ч), а также гидравлические приводы механизмов автоматического заряжания, наведения, подъемного крана. Перевод орудия из походного положения в боевое и из боевого в походное автоматизирован.
Индия приобрела 410 пушек FH-77B 155-мм/39 кал в 1986 году вместе с документацией и технологией для их производства, но так и не дошла до этого этапа в связи с тем, что приобретение гаубиц завязло годом позже в коррупционных скандалах, связанных с премьер-министром Радживом Ганди, его партией и представителями минобороны. Следствие по этому делу было закрыто в марте 2011 года после 21 года безрезультатного расследования, стоившего федеральному правительству 2,5 миллиарда рупий, и обвинение по нему никому не было предъявлено.
В соответствии с утвержденным планом модернизации полевой артиллерии, индийская армия планирует к 2015-2020 гг. импортировать и собрать на предприятиях в Индии около 3600 гаубиц, большинство из которых составят 155-мм буксируемые, колесные и гусеничные орудия с длиной ствола 52 калибра. Кроме того, планируется иметь на вооружении около 400 FH-77B с длиной ствола 45 калибров и 180 российских 130-мм полевых орудий М-46, недавно модернизированных израильской компанией «Солтам» к стандарту 155-мм и длиной ствола 39 калибров. Общая стоимость проекта закупки артиллерийских систем, предназначенных для перевооружения до 220 артиллерийских полков, может составить около 7 млрд дол.
В 2009 году затянувшаяся программа модернизации состоящих на вооружении Сухопутных сил Индии 390 155-мм гаубиц FH-77B с длиной ствола 39 клбр., поставленных компанией «Бофорс», к стандарту 45 калибра находилась под угрозой из-за высоких требований, предъявляемых к программе усовершенствования Управлением артиллерии СВ Индии. Программа усовершенствования включает замену ствола, затвора, укрепление ходовой части и оснащение гаубиц современной системой прицеливания.
Техническое задание, подготовленное Министерством обороны, в 2006 году осталось нереализованным. В начале текущего года МО опубликовало измененное техническое задание, однако компания «БАе системз», которая является производителем FH-77B, отказались отвечать на него по причине невозможности выполнения предъявляемых требований.
В 2011 году Министерство обороны Индии было намерено возобновить проект лицензионного производства шведских буксируемых гаубиц Bofors FH-77B калибра 155 миллиметров.
Министерство обороны Индии объявило о намерении возобновить производство FH-77B, поскольку вооруженные силы страны в настоящее время испытывают серьезный дефицит гаубиц. На протяжении последних 25 лет страна проводила несколько тендеров на поставку новых гаубиц калибра 155 миллиметров, однако все они были закрыты так и не успев завершиться. Последний тендер был объявлен в конце января 2011 года, однако министерство обороны прекратило его проведение после того, как в конкурсе остался только один участник – остальные отозвали заявки.
Индийское военное ведомство заключило с OFB контракт на сборку шести прототипов FH-77B до конца 2013 года.
Шесть прототипов пушек Bofors FH-77B 155-мм/39 кал и 155-мм/45 кал, изготовленных заводом OFB в Джабалпуре, прошли испытания у заказчика в пустыне Раджастан летом 2013 года, за которыми последовали еще одни испытания в горах в конце этого же года.
Эти испытания прошли после успешных заводских стрельбовых испытаний, проведенных компанией OFB, после того как в октябре 2012 года министерство обороны под давлением армии одобрило закупку 114 буксируемых гаубиц FH-77B 155-мм/45 кал местного производства. Высокие армейские чины заметили по этому поводу, что ожидали увеличения количества новых гаубиц до 200 штук.
Платформы, проходящие испытания в армии, включают две стандартные FH-77B 155-мм/39 калибра пушки, две аналогичные модели с бортовыми компьютерами и две гаубицы 155-мм/45 калибра. Офицеры, участвующие в проекте FH-77B, сообщили, что сталь для орудийных стволов поставляется госкомпанией Mishra Dhatu Nigam, а обрабатываются они на заводе компании OFB в Канпуре.
Завод OFB в Джабалпуре, изготавливавший IFG и LFG и модернизировавший пушки M46 комплектами от Soltam еще в начале 2000-х, в конечном счете, наладит серийное производство 114 гаубиц FH-77B.
Источники в армии сообщили, что компания BAE Systems (купившая AB Bofors в 2005 году) выразила желание сотрудничать с OFB в ее проекте по FH-77, но доля ее участия как поставщика комплектующих остается пока неопределенной.
В соответствии с запланированным графиком поставок FH-77 компания OFB по специальному заказу минобороны первоначально поставит шесть пушек в течение восьми месяцев.
В результате последовательных сокращений шведских вооруженных сил в последние два десятилетия, к настоящему времени в составе шведской армии осталась только одна артиллерийская часть – дислоцированный в Бодене на севере Швеции 9-й артиллерийский полк (Artilleriregementet A 9) в составе двух артиллерийских дивизионов – 91-го и 92-го. Однако в настоящее время полк не имеет артиллерийской материальной части, поскольку последние состоявшие на его вооружении 155-мм/39 буксируемые гаубицы Bofors FH77B были сняты с вооружения в конце 2011 года, и последние две гаубицы были изъяты из полка в декабре 2012 года.
Взамен для вооружения обеих дивизионов 9-го полка по контракту от августа 2009 года были заказаны 24 новые 155-мм/52 самоходные гаубицы BAE Systems Bofors Archer (FH77BW L52, шведское военное обозначение Artillerisystem 08). САУ Archer должны были поступить в 9-й полк по условиям контракта в 2011-2012 годах. Однако из-за затягивания отработки и устранения дефектов системы и трудностей с производством у ряда субподрядчиков BAE Systems Bofors, поставки САУ Archer сильно отстают от графика. Сейчас предполагается, что первая батарея из четырех предсерийных артсистем будет передана шведской армиии только в сентябре 2013 года, а поставки 20 серийных орудий будут начаты только с осени 2014 года. Дополнительным фактором «временного лага» является то, что для удешевления производства САУ Archer в их качающихся частях будут использованы отдельные элементы снятых с вооружения гаубиц FH77B.
Гаубица FH 77B05 L52 (ствол 52 калибра стандарта НАТО) создана BAE Systems и является дальнейшим развитием успешной модели FH 77B02 L39. Ствол большей длины и камора большего объема приводит к повышению дальнобойности более 40 км. В гаубице используются модульные и картузные заряды, из нее можно стрелять интеллектуальными боеприпасами нового поколения.
Бортовой баллистический компьютер позволяет вычислять данные стрельбы, выполнять автоматическое наведение и управление огнем, автоматический ввод данных о боеприпасе и метеоданные. FH 77BO5 L52 имеет собственную систему наземной навигации, исключая необходимость в наблюдении и визировании что уменьшает эксплуатационные расходы.
FH 77B05 L52 в настоящее время не стоит на вооружении и не заказана ни одной страной, но она является одним из двух претендентов на большой индийский заказ на покупку 400 штук и дальнейшем местном производстве еще 1180 систем. FH 77B05 L52 предлагается для Индии новой компанией Defence Land Systems India, совместное предприятие BAE Systems и Mahindra & Mahindra.

МОДИФИКАЦИИ:
• FH77A – Базовый вариант с клиновым затвором,
• FH77 B – Экспортный вариант оснащённый поршневым затвором с секционной нарезкой.
• FH 77B05 L52 – является дальнейшим развитием успешной модели FH 77B02 L39. Ствол большей длины и камора большего объема приводит к повышению дальнобойности более 40 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр, мм: 155;
Масса, т: походная 11,5;
Размеры, м:
- длина (в походной конфигурации) 11,60;
- ширина (в походной конфигурации) 2,64;
- высота (в походной конфигурации) 2,75;
Угол возвышения, град.: +50/+3;
Углы горизонтальной наводки, град.: общий 50;
Максимальная дальность стрельбы, км: 20.

Источники: ru.wikipedia.org, topwar.ru, «Зарубежное военное обозрение» №8 2002 г., voenteh.com, www.dogswar.ru, army-news.ru, bmpd.livejournal.com, Лента.ру, www.militaryparitet.com и др.

155-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА FH77BW L52 ARCHER (ШВЕЦИЯ)