ГИДРОАВИАСАЛОН 2014: БЕСПИЛОТНЫЕ АППАРАТЫ
GIDROAVIASALON 2014: UNMANNED VEHICLES

ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» продолжает публикацию серии репортажей с «Гидроавиасалона 2014″, предлагаем вашему вниманию очередной материал о беспилотных летательных аппаратах на этой международной выставке.

Образцы беспилотных летательных аппаратов и комплексов управления были развернуты на демонстрационной площадке салона и на стендах, в аэропорту,
ОАО «Горизонт» (г. Ростов-на-Дону) представило комплекс с БЛА вертолетного типа S-100.
Camcopter S-100 — многоцелевой беспилотный вертолёт, разработан и создан австрийской фирмой Schiebel. Разработка БЛА, выполнявшаяся в 2003-2005 гг., позволила создать самый распространенный на сегодняшний день БЛА вертолетного типа, использующийся на судах и кораблях.

ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с Schiebel наладили производство беспилотных вертолетов в России, где комплекс получил название БАК «Горизонт Эйр S-100» (G-Air S-100). В 2011 году комплекс прошел в России испытания на корабле, в условиях горной местности.
Фюзеляж БЛА собран из композитных материалов. Навигация осуществляется с помощью системы GPS, ГЛОНАСС.
БЛА S-100 с диаметром несущего винта 3400 мм имеет взлетную массу до 200 кг; максимальна масса полезной нагрузки – 50 кг.
Диапазон рабочих высот: статический потолок – до 3500 м; динамический потолок – до 4500 м. Диапазон скоростей – до 200 км/ч. Максимальная дальность полета обеспечивается при скорости полета 120 км/ч. Продолжительность полёта – не менее 6 часов со скоростью полета при патрулировании 102 км/ч. Дальность возвращаемого полёта – не менее 250 км.

Взлет и посадка БЛА на неподготовленную площадку возможны в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме. Управление может осуществляться на расстоянии до 50, 90 и 200 километров от базы в зоне прямой радиовидимости (зависит от выбранной антенны главного канала связи).

Еще до открытия выставки было анонсировано, что на «Гидроавиасалоне-2014» «Объединенная приборостроительная корпорация» Госкорпорации Ростех впервые в России проведет совместные полеты беспилотников и пилотируемого самолетов.
Московский научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ, входит в ОПК) подготовил уникальную программу совместные полеты пилотируемого самолета Як-52 и двух дистанционно пилотируемых самолетов «Шмель», которая должна продемонстрировать возможность и безопасность совместного пилотирования разноскоростных летательных аппаратов с разными принципами управления.
«Уникальность такого демонстрационного полета заключается в объединении в одной группе самолета Як-52, управляемого пилотом, и дистанционно пилотируемых аппаратов «Шмель», созданных на основе планера пилотируемого спортивного самолета NG-4 и управляемых с наземного командного пункта. Подобный групповой полет показан впервые в России» заявил генеральный директор ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация» Александр Якунин.

Управление полетом «Шмелей» (бортовые номера RA-0067A; RA-1086G) выполнялось с земли, а координация действий всей группы выполнялась пилотом Як-52 (бортовой номер RF-00299).
Демонстационные полеты выполняла пилотажная группа МНИРТИ во главе с генеральным директором предприятия Юрием Невзоровым.
Беспилотный летательный аппарат «Шмель», созданный на базе самолета NG-4UL, с максимальной взлетной массой 550 кг летно-испытательная станция для проведения летных и летно-конструкторских испытаний перспективных комплексов с БЛА; отработки радиоэлектронных элементов и конструкций БЛА различных типов; повышения достоверности полунатурного моделирования радиоэлектронных систем и комплексов; совершенствования технологии разработки и производства элементов дл комплексов с БЛА.
На БЛА реализованы возможность централизованного управления и управления полетом по каналам спутниковой связи; организация информационного взаимодействия с системами связи.
Удаленное пилотирование производится с возможностью программирования полета; а программируемый полет с возможностью коррекции оператором. Диапазон скоростей полета 85-250 км/ч. Для взлета-посадки БЛА требуется площадка размерами 20 х 150 м.
На Гидроавиасалоне было представлено три аппарата типа «Шмель»: два (RA-0067A; RA-1086G) базировались на аэродроме Геленджика и использовались в летной программе, один – демонстрировался на площадке в гидробазе.
Аппараты базируются в аэроклубе Кубинка («Чайка Джонатан Ливингстон»; Московская область, Рузский район, дер. Ватулино).
Авиаклуб располагает новейшим парком авиатехники, основу которого составляют самолеты NG-4UL, разработанные и построенные фирмой ROKO AERO a.s. (Uhersky Brod, Чешская республика).

Несколько образцов беспилотных летательных аппаратов было представлено и на стендах в павильонах.
Кафедра «Летательные аппараты» института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета представила многоцелевой беспилотный авиационный комплекс «Рассвет».
Комплексом решаются задачи:
 патрулирование границы полей;
 аэрофотосъемка и аэрография (учет природных и почвенных условий, а так же степени эродированности земель, рельефа и формы склонов);
 картографирование;
 контроль общего состояния сельскохозяйственных земель;
 анализ состояния растительного покрова на землях сельскохозяйственного назначения;
 контроль всхожести посевов; раннее прогнозирование урожайности озимых культур; наблюдение за состоянием основных сельскохозяйственных культур;
 обнаружение очагов наличия биологических объектов (вредителей сельскохозяйственных культур, насекомых, грызунов);
 мониторинг массовых мероприятий и дорожного трафика.

На стенде Ростовской области ЮФУ представил еще один беспилотный аппарат. На этом же стенде было представлено несколько беспилотных управляемых экспериментальных летательных аппаратов, созданных юными конструкторами.

ОАО «НПП «Радар ММС» продемонстрировало БЛА вертолетного типа «Бриз» и самолетного типа «Авис».

Авиамодельное студенческое конструкторское бюро Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П.Королева демонстрировало одну их своих разработок в области БЛА.

ОАО «Уральский завод гражданской авиации» анонсировал планы создания летно-испытательного исследовательского центра для беспилотной авиации на базе аэродрома Салка (Нижний Тагил). В качестве ближайшей перспективы представлен опционально-пилотируемый самолет DA-42B (разработка базового самолета выполнена австрийской фирмой Diamond Aircraft Industries) с полезной нагрузкой до 600 кг, разрабатываемый на базе пилотируемого самолета, а также создание на базе ОАО «УЗГА» высокотехнологичного производства комплексов с БЛА различных типов: «Форпост», «Орион», «Альтаир».

С.М.Ганин, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 29.09.2014

БЕСПИЛОТНЫЕ АППАРАТЫ НА «ГИДРОАВИАСАЛОНЕ 2014″
РЕПОРТАЖ С «ГИДРОАВИАСАЛОНА 2014″
X МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА И НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГИДРОАВИАЦИИ ГИДРОАВИАСАЛОН-2014

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020




Рейтинг@Mail.ru



Check PR Icon