ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ГРАНИТ»
ANTI-SHIP MISSILE COMPLEX «GRANITE»

02.06.2016

Ведущий разработчик высокоточных ракетных комплексов — «Корпорация тактическое ракетное вооружение» — разработал концепцию тематической экспозиции военно-патриотического парка культуры и отдыха вооруженных сил «Патриот» в подмосковной Кубинке. Как выяснили «Известия», впервые в рамках постоянно действующей выставки будет рассекречена и показана самая мощная сверхзвуковая противокорабельная ракета российского флота «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck — «Кораблекрушение»). За скорость, непредсказуемость и мощь ее называют «убийцей авианосцев». Ракета стоит на вооружении атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» и ударных подводных лодок проекта 949 «Антей».
— «Гранит» — уникальная машина, — рассказал газете Владимир Поляченко, сотрудник музея ОАО «ВПК «НПО машиностроения», где создавался комплекс. — Это первая ракета, наделенная системой искусственного интеллекта, позволяющего реализовать принцип «выстрелил-забыл», когда достаточно всего лишь обнаружить цель и сделать залп. Дальше ракеты сами «решат», какая из целей в ордере кораблей представляет наибольшую «ценность», распределят между собой «роли» — кто атакует, а кто «прикрывает» атаку, — и нанесут удар. Обнаружить и перехватить «Гранит» средствами противовоздушной обороны корабля невозможно.
http://izvestia.ru

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ»

26.09.2016

На завершающем этапе планового учения разнородных сил Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» провели учебно-боевые стрельбы крылатыми ракетами морского базирования.
Данный эпизод учения предусматривал нанесение ракетного удара разнородной группой ракетных кораблей по корабельной группировке условного противника. Стрельба выполнялась крылатыми ракетами «Гранит» по сложной мишенной позиции, расположенной вблизи береговой черты архипелага островов Новая Земля. Атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» выполнял стрельбу из подводного положения.
По предварительным итогам, ракетная стрельба надводного и подводного крейсеров выполнена успешно. Поражение мишенной позиции подтверждено данными объективного контроля.
Выполнение учебно-боевых упражнений экипажами кораблей Северного флота проводилось при тщательном контроле соблюдения необходимых мер безопасности. Район проведения ракетных стрельб в Баренцевом море был заранее закрыт для гражданского судоходства. Для обеспечения безопасности мореплавания более 10 кораблей и судов обеспечения Северного флота находились на линиях подвижного дозора на границе района проведения ракетных стрельб.
Учение разнородных сил Северного флота по плану летнего периода обучения началось во вторник, 20 сентября. На различных этапах учения задействованы 12 боевых кораблей, подводные лодки, около 10 судов обеспечения, авиация армии ВВС и ПВО Северного флота. В ходе учения разнородными силами Северного флота были выполнены ракетные, зенитные и артиллерийские стрельбы.
Пресс-служба Северного флота

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

18.10.2016

В рамках итоговых мероприятий боевой подготовки за 2016 учебный год атомный подводный крейсер Северного флота «Смоленск» проекта 949А «Антей» успешно поразил крылатой ракетой сложную береговую мишень.
Стрельба была выполнена накануне, 16 октября, крылатой ракетой «Гранит» из подводного положения в высокоширотных районах акватории Баренцева моря. Впервые подводникам необходимо было уничтожить объект условного противника, расположенный в глубине побережья острова Северный архипелага островов Новая Земля.
В ходе выполнения плановых учебных задач экипаж атомного подводного ракетного крейсера под командованием капитана 1 ранга Анатолия Паликова проявил высокую профессиональную выучку.
Пресс-служба Северного флота

МОДЕРНИЗАЦИЯ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949А «АНТЕЙ»

05.07.2017

Атомный подводный ракетный крейсер Северного флота «Смоленск» в среду уничтожил крылатой ракетой морскую мишень в акватории Баренцева моря. Об этом сообщили в пресс-службе флота.
О боевых кораблях и подлодках оперативно-стратегического объединения ВМФ в арктической зоне
«Стрельба была выполнена из подводного положения крылатой ракетой «Гранит» по сложной морской мишенной позиции, находящейся на удалении порядка 400 километров. По данным объективного контроля, цель поражена успешно», – сказали в пресс-службе.
Пуск проводился в рамках плановых мероприятий боевой подготовки, уточнили на флоте.
Как отметил командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов, «при подготовке и проведении стрельбы экипаж проявил высокий профессионализм и морскую выучку».

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ» И 949А «АНТЕЙ»

12.07.2017

Экипаж атомного подводного крейсера «Томск» Тихоокеанского флота (ТОФ) во время выполнения плановых задач в море успешно произвел пуск крылатой ракеты по береговой цели.
Стрельба сверхзвуковой крылатой ракетой «Гранит» выполнялась из подводного положения по наземной мишенной позиции, находящейся на полигоне Кура в Камчатском крае. Пуск производился из акватории Охотского моря.
В ходе выполнения задач в море подводники выполнили более десятка различных боевых упражнений, в том числе скрытное перемещение под водой на позицию пуска и уход от огневого поражения условного противника после стрельбы.
Атомный подводный крейсер Тихоокеанского флота «Томск» в 2016 году по результатам состязаний на первенство Военно-Морского Флота России между многоцелевыми подводными лодками по уничтожению «условных» кораблей противника с выполнением стрельбы крылатыми ракетами по морским целям занял первое место.
Кроме того, по итогам прошлого года экипаж АПЛ «Томск» награжден переходящим кубком командующего ТОФ за победу в состязании на первенство флота по тактической подготовке и переходящим кубком «Союза моряков-подводников ТОФ» за высокую профессиональную подготовку и боевую выучку.
Пресс-служба Восточного военного округа

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ» И 949А «АНТЕЙ»


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ГРАНИТ»

Разработка универсального ракетного комплекса «Гранит» для подводных лодок и надводных кораблей началась в 1969 г.
Появление в советском ВМФ кораблей с ракетным комплексом «Гранит» было вызвано необходимостью противостоять американским авианосным соединениям и другим ударным корабельным группам. Интенсивное наращивание в 1960-х годах авианосных ударных групп (АУГ) в ВМС США и стран НАТО, основой которой были ударные авианосцы типа «Форрестол», «Энтерпрайс», «Америка» и находящийся в проектировании атомный авианосец типа «Нимитц», фактически послужило разработки концепции уникального ракетного оружия со сложной системой управления и подводным стартом.
К тому времени имеющиеся в советском ВМФ ПЛАРК проекта 675 имели весьма ограниченные «противоавианосные» возможности. Требовалось создание нового, значительно более мощного и «дальнобойного» ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей главной цели.
Научно-исследовательские работы по обоснованию ракетного комплекса «Гранит» выполнялось НИИ ВМФ с участием ЦКБМ, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и ЦНИИ Машиностроения. Разработка сложной системы управления ракетным комплексом была поручена ЦНИИ «Гранит» (главный конструктор системы управления в целом – Н.М.Мозжухин, первый заместитель – В.Б.Голованов).
Решением ВПК от 8 апреля 1966 г. ОКБ-52 предлагалось в I кв. следующего года представить аванпроект противокорабельной крылатой ракеты «Гранит» с дальностью полета 700-800 км при скорости полета 3500-4000 км/ч на высоте 20-24 км. При пуске по маловысотной траектории допускалось снижение максимальной дальности до 200 км. Как уже упоминалось, ракета должна была размещаться в пусковых контейнерах комплекса «Малахит». Работы по новой теме в реутовской организации возглавил В.И. Патрушев, затем – В.А. Вишняков.
При выполнении аванпроекта выявилась несовместимость заданных летно-технических характеристик с установленными габаритными ограничениями. Проведенные проектные проработки показали, что длина ракеты составит 13 м, что в 1,8 раз превышало соответствующий показатель «Малахита». Кроме того, обеспечение заданных скоростных и высотных характеристик требовало реализации ряда принципиально новых технических решений. В частности, достижение заданных высоких летно-технических характеристик исключало использование твердотопливного двигателя в качестве маршевого.
В целом, для создания ракеты «Гранит» с заданными летно-техническими характеристиками потребовалось бы проведение многочисленных НИР и ОКР, что удлинило бы продолжительность разработки до 8-10 лет. Поэтому после представления и рассмотрения аванпроекта решением ВПК от 21 октября 1968 г. было предложено дальнейшие работы вести исходя из более скромных требований по дальности (до 500 км) и скорости полета (2500-3000 км/ч) применительно к ракете, вписывающейся в контейнер «Малахита».
К тому времени, в 1968 году уже был заложен первый американский атомный ударный авианосец нового поколения CVN 68 «Нимиц» – родоначальник большой серии кораблей этого класса. По сравнению со своими предшественниками «Нимиц» имел более высокую живучесть и повышенную ударную мощь. Новые перехватчики взаимодействовали с палубными самолетами ДРЛО, которые обладали способностью одновременно сопровождать несколько десятков самолетов и крылатых ракет, летящих на различных высотах (в том числе и предельно малых), на дальности до 300 км и наводить на них истребители-перехватчики. Рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосного соединения ВМС США значительно расширился, достигнув 450-500км. Программа строительства новой серии атомных ударных авианосцев требовала от советского военного руководства ускорения работ по новому ракетному комплексу.
Разработка универсального ракетного комплекса для подводных лодок и надводных кораблей с подводным стартом задана ЦКБМ (Генеральный конструктор комплекса и ракеты В.Н.Челомей) Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года , задавшего опытно-конструкторскую работу по созданию комплекса «Гранит» со сроком начала совместных летных испытаний во II кв. 1973 г.
При разработке «Гранита» предстояло решить две основные задачи – обеспечение для ракеты подводного старта дальности около 500 км (вчетверо большей, чем было достигнуто в «Малахите») при скорости, более чем вдвое превышающей звуковую, и достижение высокой вероятности правильного выбора главной цели в ордере без информационного взаимодействия стреляющего корабля с ракетой после ее старта.
Уникальные сверхзвуковые противокорабельные ракеты большой дальности «Гранит» так же создавались в ЦКБМ, в дальнейшем – НПО Машиностроения. В комплексе «Гранит» используются универсальные крылатые ракеты 3М45 (в прессе используются так же названия «П-50″ и «П-700″). По замыслу конструкторского коллектива ракета может применяться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок.


Комплекс «Гранит» предназначен для поражения надводных кораблей противника в условиях мощного радиоэлектронного и огневого противодействия.
Не только высокие летные характеристики и защищенная от радиоэлектронного противодействия головка самонаведения позволяют ракете «Гранит» устойчиво сохранять свои уникальные боевые возможности. Главное достоинство ракеты – реализация оригинальных способов наведения на цель. В ней воплотился богатый опыт НПО машиностроения по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля одной ракетой или залпом против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все непревзойденные тактические возможности российского оружия.
Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней – конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.

Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
Корабельная система управления обеспечивала подготовку и производства старта от 1 до 24 ракет в залпе с высоким темпом. Главное достоинство «Гранита» – оригинальный способ наведения на цель. В ракете полностью реализовался опыт разработчиков по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющего действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета – один корабль» или «стаей» против нескольких кораблей.
В комплексе «Гранит» были организованы полет всех ракет залпа, допоиск ордера и накрытие его включенным радиолокационным визиром при обеспечении полета на маршевом участке в режиме радиомолчании. Сложная система управления обрабатывает информацию и оптимально распределяет главные цели ордера.

В системе управления был реализован ряд новых технических решений, в том числе централизованное целераспределение в залпе ракет. В ЦНИИ «Гранит» для ракеты «Гранит» была создана полуаналитическая инерциальная система с интегральной коррекцией. Для преодоления системы ПВО противника ракета «Гранит» имеет сложную траекторию полета, высокую помехозащищенность радиоэлектронных средств и специальную систему отвода зенитных и авиационных ракет. Ракета сама классифицирует по важности цели, определяет, кто перед ней – конвой или десантная группа, и атакует главную цель. После чего оставшиеся ракеты атакуют другие корабли, что исключает возможность поражения двумя ракетами одной цели.
Для повышения эффективности использования ракет «Гранит», их защиты от средств ПВО противника, была разработана система радиотехнической защиты (РТЗ). Ранее подобные средства использовались в ракетных комплексах типа П-500 «Базальт». На ракете П-500 впервые в отечественной практике была размещена система РТЗ, обеспечивающая отвод зенитных ракет от своих крылатых ракет.
В 1982 году на ставропольском радиозаводе «Сигнал» был развернут выпуск изделия 3Б-47 «Кварц», средства радиотехнической защиты крылатой противокорабельной ракеты комплекса «Гранит», за освоение данного изделия группа работников завода награждена государственными наградами.

Ракета «Гранит» оснащена мощной боевой частью, способной успешно преодолевать конструктивную защиту современных американских авианосцев. Для подрыва боевого оснащения ракеты в НИИ «Поиск» создано предохранительно-детонирующее устройство 3В45.01-1.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 (главный конструктор М.М.Бондарюк) разрабатывался проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР «Гранит», рассчитанной на скорость полета М>4,0. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный ТРД КР-93 на М-2,2, созданный в КБ Уфимского моторостроительного объединения.
Ракета оснащена кольцевым твердотопливным ускорителем, созданным в Пермском КБМ. Стартовый двигатель осуществлял ракете подводный ход и выход из воды. После выхода ракеты из воды запускался маршевый ТРД ракеты.

В КБСМ (главный конструктор А.Ф.Уткин) для ракетного комплекса «Гранит» были созданы пусковые установки СМ-225, которые размещались на ПЛАРК проекта 949. Эти установки стали дальнейшим развитием пусковых установок СМ-97, СМ-97А и СМ-156, созданных ранее в КБСМ для крылатых ракет «Аметист» и П-120 с подводным стартом, размещаемые на ПЛ проекта 670 и 670М. ПУ подводных лодок были контейнерного типа, размещались вне прочного корпуса лодки, представляли собой металлическую конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой.
В дальнейшем на базе ПЛАКР проекта 949 был разработан в ЛПМБМ «Рубин» разработан модернизированный проект 949А «Антей». Подводные ракетные крейсеры проекта 949А являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся КРК «Гранит» оперативного назначения. Количество пусковых установок (ПУ) СМ-225А (с ПКР 3М-45) – двадцать четыре на каждой АПЛ. ПУ обеспечивают возможность старта ракет одиночно и залпом. ПУ СМ-225А была разработана в 1984–1986 гг. в конструкторском комплексе №2 КБСМ под руководством главного конструктора В.Ф.Потапова, а в 1989 г. принята на вооружение.
На АПЛ проекта 949 и 949А пусковые установки расположены двумя рядами по бортам внепрочного корпуса на протяжении средних отсеков и занимают примерно половину длины подводной лодки. Спаренные наклонные контейнеры закрываются двенадцатью крышками-обтекателями. Внутри контейнера на устройстве продольного удержания установлен стакан с направляющими, раскреплённый через поперечные амортизаторы на стенки контейнера.
Пуск ракеты из ПУ САМ-225 и СМ-225А возможен при надводном и подводном положении АПЛ. Подводный старт ракеты осуществляется после заполнения контейнера забортной водой.

Испытания ракеты были начаты в сентябре 1976 года с притапливаемого стенда, построенного на Черноморском судостроительном заводе, в районе мыса Фиолент, произведено 4 пуска. С ноября 1976 года по сентябрь 1979 года на ГЦМП (п. Ненокса) проведены ЛКИ ракетного комплекса «Гранит», произведено 11 пусков. Государственные испытания комплекса закончены в августе 1982 года, выполнено 17 пусков с берегового стенда на ГЦМП п. Ненокса), 20 пусков ракеты «Гранит» с подводной лодки и 8 пусков с надводного корабля. После успешного завершения испытаний ракетный комплекс «Гранит» принят на вооружение подводных лодок и надводных кораблей ВМФ в июле 1983 года.

После длительных и всесторонних испытаний, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19.07.1983 года комплекс «Гранит» был принят на вооружение атомных подводных лодок нового поколения пр.949, 949А, тяжелых атомных ракетных крейсеров пр.1144,1144.2 и тяжелых авианесущих крейсеров пр.1143.5.

Основным носителем крылатых противокорабельных ракет «Гранит» стали атомные ракетные подводные лодки проекта 949 и 949А (разработчик ЦКБМТ «Рубин», главные конструкторы П.П.Пустынцев и И.Л.Баранов) с 24 пусковыми установками на каждой, расположенных побортно по 12 от прочного корпуса лодки.

ПЛ проекта 949 строились на СМП и находятся на вооружении ВМФ с 1983 года. Головной корабль К-148 серии АПЛ проекта 949А был заложен в июле 1982 г. Одиннадцать кораблей этой серии вступили в строй в 1986–1996 гг.
АПЛ проекта 949 (949А) принадлежат к III поколению АПЛ. В них сочетается мощное ракетное противокорабельное вооружение (24 ракеты «Гранит») и высокая скорость хода. Их высокая эффективность обуславливается также подводным стартом и большой дальностью ракет, имеющих систему преодоления противоракетной обороны и способность избирательного поражения целей. Бортовое расположение ракетных контейнеров под углом 40 градусов к основной плоскости обусловили развитое междубортное пространство и большую ширину корпуса АПЛ.

Ракетным комплексом «Гранит» оснащались так же ракетные крейсера проекта 1144 и 11442 (проектант СПКБ, гл. конструктор Б.И.Купенский), под палубой корабля было размещено 20 пусковых установок. 12 пусковых установок было размещено на авианесущем крейсере проекта 11435 (проектант НПКБ) в качестве дополнительного вооружения к имеющейся палубной авиации. Для загрузки (выгрузки) ракет «Гранит» в ПУ СМ-233 было разработано комплексом 2 КБСМ, изготовлено и испытано ЛМЗ палубное загрузочное устройство (ПЗУ) СМ-234.
ПЗУ является принадлежностью базы и устанавливается на корабль только на время загрузки (выгрузки) ракет. ПЗУ представляет собой агрегат, состоящий из двух раздельных устройств: установщика и стрелы.
Краном с использованием специальной траверсы установщик перегружается с причала на корабль. После перегрузки установщик прикрепляют к палубе талрепами.

Перед погрузкой стрелы на установщик на стрелу загружают ракету, стрелу с ракетой краном устанавливают на люльку установщика и закрепляют ее в люльке устройствами заштыривания.
Перегрузки, возникающие в случае удара стрелы о люльку при ее установке, снижает амортизация. Способ безударной погрузки ракеты на корабль защищен авторским свидетельством.
Для загрузки ракеты в ПУ люльку со стрелой приводом подъема поднимают на угол загрузки.
После подъема стрелы на угол загрузки штырями механизмов стыковки направляющие стрелы состыковывают с направляющими установки и приводом загрузки загружают ракету в ПУ.
Управление электроприводами при подъеме (опускании) стрелы и загрузке (выгрузке) ракеты производится с переносного пульта.
Для предотвращения падения каретки с ракетой при обрыве каната предусмотрены ловители.
Для отработки конструкции ловителей был разработан специальный натурный стенд 90-74Сп.
Учебные пуски ракет никогда не превышали одновременного запуска четырех ракет – чтобы иностранные корабли наблюдений не могли снять технические параметры и тактику проведения пуска.

В августе 2000 года одна из подводных лодок проекта 949А – «Курск» с боекомплектом ракет «Гранит» затонула в Баренцевом море. «Есть основания полагать,- говорит Ефремов, – что флот США не упустит возможности получить подробную информацию о ракете, в том числе для создания системы защиты от нее».
О свойстве ПУ СМ-225А противостоять внешним воздействиям при хранении ракет позволяют судить результаты обследования поднятой со дна Баренцева моря АПЛ проекта 949А К-141 «Курск»
после катастрофы, случившейся 12 августа 2000 г. в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке подводной лодки. При взрыве, мощность которого превысила допустимое расчётное значение, с направляющих пусковых установок была сорвана часть ракет, но они не получили значительных повреждений.

Разнородные силы Северного флота 13 сентября 2014 года произвели пять пусков крылатыми ракетами морского и наземного базирования по мишенным позициям в центральной части Баренцева моря. Цели, расположенные на удалении от 60 до 400 километров были успешно поражены. Как отметил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв, подводя предварительные итоги учения, «ракетные пуски еще раз подтвердили готовность корабельных и береговых ракетных комплексов разных типов поражать надводные морские цели, находящиеся на различном удалении». В ходе учения одиночную стрельбу крылатой ракетой «Гранит» из подводного положения по надводной морской мели выполнил экипаж атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Воронеж». В рамках учения также были выполнены две совместные стрельбы по единой системе мишенных позиций. Из подводного положения двумя крылатыми ракетами «Гранит» стрельбу выполнила группировка атомных подводных лодок – АПРК «Воронеж» и АПРК «Смоленск».
Реализованные в конструкции ракеты «Гранит» технические решения легли в основу концепции создания нового типа противокорабельных ракет.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ (НПО «Машиностроения»)
Изготовитель оренбургское ПО «Стрела»
Тип ракеты противокорабельная ракета оперативно-тактического назначения с подводным стартом
Состояние на вооружении с 19 июля 1983 года (на вооружении с 1982 года)
Код НАТО SS-N-19 Shlpwreck
Корабль-носитель ПЛ пр.949, 949А, НК пр.1144, 11442, 11435
Тип боевой части фугасно-проникающая, специальная
Фугасно-проникающая боевая часть:
- разработчик НПО «Алтай» (г.Бийск)
Специальная боевая часть:
- разработчик боеприпаса ВНИИА
- гл. конструктор А.А.Бриш
Мощность заряда, кт 350-500
Вес боевой части, кг 750(1000)
Взрывательные устройства:
- тип 3В45
- разработчик НИИ «Поиск»
- гл. конструктор В.С.Волков
Система управления инерциальная с радиолокационным визиром
- разработчик ЦНИИ «Гранит»
- гл. конструктор Л.М.Камаевский
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта:
- для подводных лодок из пускового контейнера заполненного водой из подводного и надводного положения за счет стартового ускорителя;
- для надводных кораблей из пускового контейнера заполненного водой за счет стартового ускорителя (мокрый старт)
Дальность стрельбы, км 450-500 (550-600)
Высота полета, м 10-20170
Скорость полета, М 1,6-2,5
Число ступеней 2
Длина ракеты, м 10,0-10,5(11,0)
Макс. диаметр корпуса, м 1,1-1,14
Размах крыльев, м 2,5-2,6
Диаметр описанной окружности, м 1,3
Стартовый вес, кг 7360
Маршевый двигатель:
- тип ТРД КР-93
- разработчик КБ Уфимского моторостроительного объединения
- гл. конструктор С.А.Гаврилов
Стартово-разгонная ступень:
- тип кольцевой
- тип двигателя РДТТ тороидальной формы
- разработчик Пермское КБМ (НПО «Искра»)
- гл. конструктор Л.Н.Лавров
Пусковая установка:
Тип
- контейнерная вне прочного корпуса СМ-225 для АПЛ пр. 949 и 949А
- контейнерная подпалубная СМ-233 для РКР пр. 1144 (11442) и ТАКР пр. 11435
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Корабельная система управления:
Тип для подводных лодок
Разработчик ЦНИИ «Гранит»
Гл. конструкор Б.Н.Степанов
Корабельная система управления:
Тип для надводных кораблей
Разработчик ЦНИИ «Гранит»
Гл. конструкор Б.П.Михеев
Контрольно-проверочная аппаратура:
Разработчик ЦНИИ «Гранит»
Гл. конструкор Б.М.Гольдин

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 14.09.2014 + доп.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
«Центральный научно-исследовательский институт «Гранит» в событиях и датах за 75 лет», СПб: ЦНИИ «Гранит», 1996
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
«Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство» под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«КБ специального машиностроения: От артиллерийских систем до стартовых комплексов» (под редакцией Ушакова В.С.) .СПб, 2004
Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» – «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
А.Б.Широкорад «Советские подводные лодки послевоенной постройки», М: Арсенал-Пресс, 1997
Сергей Кудрявцев «Конструктор пусковых установок морских ракетных комплексов В.Ф. Потапов», «За инженерные кадры», № 3 (22594) апрель 2015 г
НИИ «Поиск». Страницы истории (1930-2000 гг.), СПб: «Формика», 2000 г.
«Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования», СПб: Галерея Принт, 1999
А.Г.Абакумов «Штрихи истории ракетного оружия», М: ВА РНСН им. Петра Первого, 1998
«Рожденный в краю корабельном», Киев: Компьютерные системы, 1997
Д.Сафонов «Золото «Курска» – «Известия» от 30 декабря 2000
Г.Коржавин, Ю.Подоплекин «ЦНИИ «Гранит» для флота России» – «Военный Парад» №1-2006
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
rbase.new-factoria.ru
«Морской сборник» №9-1997
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 – Naval Institute
Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
Техника и вооружение №6 2009
ИТАР-ТАСС

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ» И 949А «АНТЕЙ»
АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 11442 «ОРЛАН»
ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1144 «ОРЛАН»
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»