УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ HJT-36 SITARA (ИНДИЯ)
TRAINING AIRCRAFT HJT-36 SITARA (INDIA)

20.03.2014

НПО «Сатурн» выполнило требования индийского заказчика по ресурсу воздушно-реактивного двигателя АЛ-55 для однодвигательного учебного самолета HJT-36, сообщил управляющий директор объединения Илья Федоров.
«Двигатель создан, у него есть 300 часов, они подтверждены в испытаниях. Мы прекрасно понимаем, как сделать 600 часов и 1200 часов. Там есть запас до 6400 часов по холодной части и 4000 – по горячей части. Это то, что просит индийская сторона», – сказал И.Федоров журналистам на международном технологическом форуме «Инновации. Технологии. Производство», открывшемся в Рыбинске во вторник.
По его словам, выполнен контракт на опытно-конструкторскую работу, в рамках которой предполагалось увеличение ресурса двигателя до 300 часов и поставка определенного количества изделий. «Сегодня двигатель для индийской стороны есть, мы готовы сотрудничать, будет проведен ряд переговоров с индийскими заказчиками, которые наметят дальнейшие пути развития этого двигателя. Они хотят этот двигатель и после переговоров станет ясно, что делать дальше», – сказал И.Федоров. Об этом сообщает информационное агентство «Интерфакс-АВН»

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

20.02.2015
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) обеспечит организацию в Индии лицензионного производства двигателей для первого местного учебно-тренировочного самолета HJT-36, сообщил корреспонденту ТАСС гендиректор ОДК Владислав Масалов на выставке «Аэро Индия-2015″.
«Организация лицензионного производства будет проводиться аналогично программе АЛ-31ФП (производятся для выпускаемых по лицензии истребителей Су-30МКИ – прим. ТАСС). Сначала сборка будет вестись из мотокомплектов, поставляемых из России. Затем производство будет постепенно локализовано здесь, в Индии», – рассказал Масалов.
Представители пресс-службы ОДК рассказали, что контракты с корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) предполагают проведение опытно- конструкторских работ и поставку двигателей АЛ-55И, изготовленных в России, а также последующую организацию лицензионного производства в Индии. Соглашение предусматривает, что ресурс двигателя достигнет 1,2 тысяч часов. «Работы по установлению двигателям АЛ-55И для самолета HJT-36 начального ресурса 300 часов завершены в декабре 2013 года», – добавили в пресс-службе корпорации.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
AERO INDIA 2015 10-Я АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

24.03.2016
Компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) разработала «промежуточный» учебно-тренировочный самолет IJT Sitara (Intermediate Jet Trainer) для замены Kiran MK-II, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на idrw.org (24 марта, скрин видео – Военный Паритет).
Завершен начальный этап испытаний, который оценивается удовлетворительно. Отмечается, что во время испытаний на штопор самолет вышел из него, сделав всего один оборот. Источники сообщают, что перед проведением такого рода испытаний была проведена большая подготовительная работа, и был применен очень «осторожный подход».
Самолет уже завершил испытания на малых и больших высотах, тесты оружия и сброс подвесных баков, каждый прототип налетал более 1000 часов.
Военный Паритет

20.04.2019

Индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited возобновила летные испытания реактивного УТС HJT-36 (IJT) в Бангалоре, сообщает flightglobal.com 18 апреля. «Полет был безупречным, и его успех является важным шагом на пути к программе IJT”, говорится в заявлении компании.
Летные испытания IJT (HJT-36), спроектированного и разработанного HAL для II этапа подготовки пилотов ВВС, были приостановлены после того, как самолет столкнулся с проблемой в испытательных полетах на штопор в 2016 году.
HAL сообщила, что были проведены комплексные исследования модели в аэродинамической трубе, были внесены модификации в конструкцию самолета.
IJT имеет длинную и «тревожную» историю начиная с 1999 года. В 2014 году HAL попросила о внешней помощи для снижения веса самолета.
Министерство обороны Индии открыто критикует эту программу. В феврале 2014 года был выдан запрос на получение информации о новом реактивном учебном самолете промежуточного этапа подготовки военных летчиков. Военные также выразили обеспокоенность по поводу надежности двигателя АЛ-55И производства российской компании НПО «Сатурн».
Кроме того, прототипы пострадали от аварий в 2007 и 2008 годах, одна из которых произошла в 2007 году на выставке Aero India в Бангалоре.
Военный паритет

14.07.2021
РОСТЕХ ПОСТАВИЛ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ИНДИЙСКОГО САМОЛЕТА

Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха поставила индийской корпорации HAL два двигателя АЛ-55И с увеличенным ресурсом. Они будут использоваться для завершающей стадии сертификационных испытаний индийского самолета HJT-36.
ОДК завершила работы по увеличению ресурсных показателей двух поставленных двигателей до 300 часов. В ходе работы над проектом ресурс конструкции двигателя АЛ-55И поэтапно наращивался. Двигатели наработали на стендах более 5000 часов, а также прошли более 4500 циклов эквивалентно-циклических испытаний. Установленный ресурс гарантирует надежную работу двигателя во время эксплуатации.
«После успешных приемо-сдаточных испытаний на испытательном стенде в присутствии представителя заказчика двигатели отгружены корпорации HAL. Создание учебно-тренировочного самолета HJT-36 находится на завершающей стадии летных сертификационных испытаний, которые должны подтвердить соответствие самолета HJT-36 требованиям индийских военно-воздушных сил. Силовые установки с повышенным ресурсом будут использоваться для завершения данного этапа. В планах также работы по увеличению ресурсных показателей для 16 двигателей АЛ-55И, уже поставленных корпорации HAL ранее. Кроме того, уже проведена значительная работа по организации лицензионного производства двигателей АЛ-55И на предприятиях корпорации HAL», – сказал заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.
АЛ-55И – двухконтурный турбореактивный двигатель. Разработан по заказу индийской корпорации HAL для учебно-тренировочных самолетов HJT-36.
Силовая установка обладает рядом преимуществ, в частности его модульная конструкция обеспечивает высокую технологичность и низкую стоимость эксплуатации, а современная цифровая система управления – безопасность пилотирования и удобство техобслуживания. Двигатель имеет показатель тяги на максимальном режиме в 1760 кгс. На сегодняшний день ресурс конструкции двигателя АЛ-55И составляет 1200 часов.
В феврале этого года в рамках международной авиационно-космической выставки Aero India двигатель успешно поднял в воздух индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36 в ходе показательных полетов.
Двигатель АЛ-55И будет представлен на стенде Объединенной двигателестроительной корпорации на выставке МАКС-2021, которая пройдет с 20 по 25 июля в подмосковном Жуковском.
Ростех

РОСТЕХ ПОСТАВИЛ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ИНДИЙСКОГО САМОЛЕТА
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-55/И
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ HJT-36 SITARA

Самолет HJT-36 Sitara создан в рамках программы Intermediate Jet Trainer (IJT) для замены устаревших тренировочных самолетов Kiran ВВС Индии. Разработка началась в 1997 году. Впервые проект был представлен в феврале 1998 года на авиашоу в Сингапуре. А полномасштабная модель – на Aero India в декабре следующего года. Индийское правительство выделило 42 миллионов долларов на разработку в июле 1999 года. Разработка была полностью компьютеризованна и использовались 140 мощных компьютеров.
Основной фокус работ инженеры фирмы HAL (Hindustan Aeronautics Ltd, Bangalore) сосредоточили на варианте одномоторного HJT-36, разработанного прежде всего для подготовки летчиков.
Разработка проекта началась в июле 1999 года на базе двигателя Snecma Larzac 04-30, французско-британской авионики и катапультного кресла «Звезда» K36CT. Сборка самолета и интеграция авиационных систем была закончена за 20 месяцев. Первый полет самолет совершил 7 марта 2003 года. Второй прототип был собран через полгода и взлетел в августе этого же года. Он стал основной для серийных машин в 2004 – 05 гг. По планам должно быть построено 225 самолетов HJT-36.
Причем в процессе индусы отказались от французского двигателя в пользу российской разработки АЛ-55И, который разрабатывается НПО «Сатурн». Причем кроме производства 200 двигателей есть договоренность и создание лицензионного производства двигателя в Индии.
Согласно условиям контракта, подписанного в 2005 году, стоимость разработки АЛ-55И составляет $300 млн. Рассматривается вопрос по установке двигателя АЛ-55И на HJT-39 – еще один новый двухдвигательный самолет (учебно-боевая версия) индийских ВВС.
В ВВС Индии самолет класса HJT занимает место между УТС базовой подготовки и УТС углубленной подготовки. На текущий момент ВВС уже получили 26 новых УТС базовой подготовки PC-7 Mk.2 компании «Пилатус» из 75 заказанных. Роль реактивного УТС усовершенствованной подготовки возложена на «Хоук» Mk.132 компании «БАе системз», которые ХАЛ производит по лицензии в Бангалоре.
По сообщениям индийских СМИ на базе HJT-36 возможно создание следующих модификаций:
• Тренировочный самолет для базовой подготовки.
• Тренировочный самолет для отработки боевого применения неуправляемого оружия и УР.
• Штурмовик с узлами подвески управляемых ракет.
• Одноместный тактический истребитель с всепогодной РЛС с возможность применения управляемого. оружия.
• Патрульный самолет с радаром, смонтированным в носу
• Реактивный самолет для гражданских летчиков.
Первые три двигателя АЛ-55И, полностью прошедшие весь цикл испытаний на стенде филиала НПО «Сатурн» Лыткаринского машиностроительного завода были отправлены в Индию для установки на перспективные индийские учебно-тренировочные самолеты HJT-36 в конце декабря 2008 г.
9 мая 2009 года в г. Бангалор (Республика Индия) корпорация HAL выполнила первый полет учебно-тренировочного самолета HJT-36 с двигателем АЛ-55И. Продолжительность полета составила около 40 минут, достигнута высота полета 3000 м, скорость полета – 300 км/ч. В полете замечаний к работе силовой установки не было. По мнению индийского летчика-испытателя Балдев Сингха (Baldev Singh), «силовая установка показала себя с лучшей стороны».
Этот полет стал началом выполнения этапа летных сертификационных испытаний УТС HJT-36 с двигателем АЛ-55И, который является завершающим техническим этапом, после которого, в соответствии с условиями контракта, за российской стороной остается обязательство по передаче индийской стороне конструкторской документации.
ВВС Индии уже заказали установочную партию самолетов HJT-36 в количестве 12 машин. Очевидно, что их постройка сможет завершиться только после поставки из России соответствующей партии двигателей АЛ-55И.
Предполагается закупка от 200 до 250 HJT-36 для замены индийских УТС HJT-16 Kiran в ВВС и ВМС Индии. Темп их производства на предприятиях HAL может составить до 20 машин в год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Нормальная взлетная масса: 4250 кг
Максимальная взлетная масса: 5400 кг
Длина: 10,91 м
Размах крыла: 9,8 м
Высота: 4,13 м
Объём топливных баков: 1150 л
Двигатель: 1 × ТРДД «Сатурн» АЛ-55И
Тяга максимальная: 1 × 1760 кгс
Максимальная скорость: 750 км/ч
Практическая дальность:
Продолжительность полёта: 3,0 ч
Практический потолок: 9000 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,0/-2,5 g
Экипаж: 2 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Точки подвески: 5 (по 2 под каждой консолью и 1 центральнофюзеляжный)
Боевая нагрузка: 1000 кг различного вооружения

Источники: www.airwar.ru, vpk.name, ru.wikipedia.org и др.

РОСТЕХ ПОСТАВИЛ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ИНДИЙСКОГО САМОЛЕТА
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-55/И
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНДИИ
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ АЗИИ И АМЕРИКИ
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ