МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ HMMWV (США)

MULTI-PURPOSE ARMORED VEHICLE HMMWV (UNITED STATES)


МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ HMMWV

HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство») — американскийармейский вездеход, стоящий на вооружении в основном у ВС США, а также вооружённых сил и гражданских служб некоторых других стран. Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию. Имеет гражданский вариант — Hummer.
В 1978 г. военное ведомство США разработало требования к перспективному «боевому автомобилю поддержки» (Combat Support Vehicle), в соответствии с которыми опытные образцы военных багги построили фирмы «Эф-Эм-Си», «Крайслер» (Chrysler), «Теледайн» (Teledyne) и другие. Образованная в 1971 г. компания «AM Дженерал» (AM General) из Саут Бенда, не имевшая никакого опыта в этой области, приобрела у «Эф-Эм-Си» лицензию на ее последний вариант XR311 и на его базе построила зад-немоторный бронеавтомобиль ХМ966 в двух исполнениях с разным вооружением. Он оказался слишком тяжелым и плохо управляемым.
Конкурс на «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство» Пентагон объявил в 1979 году. В июле того 1979 года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah). В сентябре 1979 г. по требованиям Автобронетанкового управления сухопутных сил США (ТАСОМ) на «AM Дженерал» разработали второй прототип ХМ998, в основу которого легла конструкция машины «Крайслер EMV» со 160-сильным дизелем «Дойц» (Deutz) V8, расположенным в передней части шасси.
Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний в 22 марта 1983 года с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.
Небронированный вариант HMMWV поступил на вооружение подразделений всех видов вооруженных сил США в 1983 году. Гражданская модификация, получившая наименование «Хаммер», вышла на общедоступный рынок в 1992 году.

HMMWV заменил не только внедорожники М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объёмом 5737 см³, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 году появилась его версия с турбонаддувом.
После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное — HUMMER. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Несмотря на значительные преимущества Хамви перед джипами раннего поколения машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортера и поэтому Корпус морской пехоты США в 2007 году заявил о намерении заменить её «миноустойчивой» машиной MRAP.
Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение — M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. ХамВи серии M998 A0 (первые выпуски) имеет снаряженную массу около 5200 кг., Грузоподъемностью 2500 кг. (Общим весом 7700 кг.), И 6,2 литровый V-8 дизельный двигатель с 3х-ступенчатой автоматической коробкой передач. Сопоставим с моделью, M1097A2 котрый весит всего на 700 кг. больше, но может перевозить почти в два раза больше полезной нагрузки в 4400 кг. (Полной массой 10300 кг). Он имеет 6,5-литровый V-8 дизель с 4х–ступенчатой автоматической коробкой передач
На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л, мощностью 160 л.с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л.с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80e имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.

Как основной автомобиль мобильных сил армии, HMMWV оборудованы буксировочной и сбрасываемой с самолетов приспособлениями, и может перевозиться при помощи вертолетов. Три HMMWV может перевозиться в С-130 – транспортном самолеет «Hercules» и 15 автомобилей в C-5A Galaxy. В боевых условиях, HMMWV могут быть доставлены на низкой высоте с парашютной системой.
Разработанные в AM General колесные редукторы, удваивают крутящий момент на каждое колесо. Это также помогает достичь 40-ка см дорожного просвета, гораздо больше, чем у любого другого автомобиля в своем классе. Использование двойных А-рычагов и независимой передней и задней подвески, пружины и гидравлические амортизаторы двойного действия дает HMMWV непревзойденную мобильность. Тормозные диски установлены по бокам, практически у самих дифференциалов, оба из которых расположены вверху, между направляющими рамы, защищая их от ударов и мусора. Дифференциалы особой конструкции с самоблоками позволяют автомобилю продолжать двигаться вперед до тех пор, пока любое одно колесо имеет сцепление. Эта уникальная конфигурация компонентов наряду с военными 37 х 12,5 радиальными шинами с низким профилем устройства Runflat позволяет HMMWV пройти те места, что никакой другой внедорожник в США или иностранной военной службы не сможет. Некоторые HMMWV оснащены дополнительно центральная системой автоподкачки давления в шинах (CTIS). Это позволяет водителю регулировать давление в шинах «на ходу» для адаптации к меняющимся условиям местности для большей мобильности на бездорожье.
Модель M1113 имеет грузоподъемность 5100 кг. То есть более 2 ½ тонн, или почти M1113 собственного веса 6400 кг. M1113 имеет турбированный 6,5-литровый V-8 дизель. До-бронированный вариант M1114 производитсяна AM General с «доспехами» пакет установлен «О’гара Гесса» и «Эйзенхарта». Алюминиевый корпус уменьшает вес и обеспечивает устойчивость к коррозии. Алюминиевые панели «тела» машины, приклепаны и соединены вместе с технологически «»продвинутыми клеями для обеспечения дополнительной надежности.
В 1993 году командование сухопутных войск выдало контракт фирме «ОГара-Хесс энд Айзенхардт арморинг» на постройку М-1109 HMMWV – бронированного варианта машины, а в 1994-м – улучшенной бронированной модели М- 1114.
Хотя кабина, днище кузова, трансмиссия, раздаточная коробка и топливный бак военного варианта автомобиля имеют броневую защиту, но, как показала практика его использования в ходе вооруженных столкновений с иракскими боевиками, она не оправдала надежд Пентагона относительно защищенности находящегося в нем экипажа и десантников. Броненавтомобиль также не отвечает и ряду других требований.
Основные тактико-технические характеристики бронеавтомобиля М-1114: боевая масса 5 489 кг, масса незаправленного 4 445 кг, максимальная масса буксируемого прицепа 1 906 кг; экипаж – командир и водитель, допускается перевозка еще трех полностью экипированных военнослужащих с вооружением; длина 4,99 м, ширина 2,3 м, высота 1,9 м; высота грузовой площадки над землей 0,92 м, клиренс 0,3 м; максимальная скорость 125 км/ч, время разгона до 80 км/ч 17,8 с; запас хода по топливу 443 км; преодолеваемые препятствия: брод глубиной 0,76 м, подъем под углом 30°; двигатель V-8 дизельный, с турбо-наддувом, объемом 6,5 л и мощностью 190 л. с; коробка передач четырех- или пятиступенчатая автоматическая, раздаточная коробка двухступенчатая. Вооружение – один 12,7- или 7,62-мм пулемет либо 40-мм гранатомет, который устанавливается на вращающейся турели над кабиной. Машина авиатранспортабельна: на самолете С-130 могут перевозиться три машины, на самолете С-5А – 15, на вертолете СН-53 или СН-47 – две на внешней подвеске.

Развитием автомобилей в 1998 г. стал авиатранспортабельный вариант М1116 с поворотной башней, способный защитить экипаж от воздействия разорвавшейся под днищем противотанковой мины.
В 2005 году, AM General начал производство M1151, M1152 и M1165 вариантов. Транспортные средства производятся при высоком уровне броневой защиты, включая любые комплектации, все фрагменты защиты делаются съемными. Фактические результаты испытаний показали существенное улучшение надежности и долговечности и проверки эффективности новой системы воздушного кондиционирования, что позволяет «Warfighter» (»боевому истребителю») сосредоточиться на миссии.

В конце 2005 г. после долгой разработки началось серийное производство 4-дверной машины М1151А1 с более мощным бронированием боковин корпуса, крыши, днища и сменными бронещитами, усиленной подвеской и 190-сильным двигателем. М1151А1 является одним из последних поколений бронированной машины «Хамви».
Бронеавтомобили «Хамви» M1151, переоборудовали новыми окнами, позволяющими быстро покинуть машину в случае опасности.
Вопросом безопасности своих внедорожников американские военные озаботились уже давно, поскольку обычные бронированные окна «Хамви» не позволяли быстро покинуть автомобиль в том случае, если он перевернулся, упал в воду или загорелся, а двери оказались заблокированными. Для того чтобы покинуть салон модернизированного автомобиля, нужно будет повернуть щеколды и нажать на стекло. В среднем эта операция займет около 5 секунд. По мнению американских военных экспертов, новые окна, повышают выживаемость солдат в критических ситуациях.
Новая модель с 6,5-литровым турбо-дизельным двигателем может иметь дополнительную бронезащиту. Причем, ее элементы легко снимаются и устанавливается обратно, что позволяет быстро готовить машину к выполнению конкретных миссий в различных условиях. На предыдущей модели, M1114, также стоящей на вооружении американской армии, такая возможность не предусмотрена. И это нередко становилось препятствием при перемещении войск в горных районах, когда лишняя масса машины была помехой.

Примерная цена машины составляет 200 000$. Предшественником M1151 является M1114 машина второго поколения, которая широко используется многими странами. Используется в операции ISAF в Афганистане, а так же в Ираке. Выпущено несколько десятков тысяч таких машин. М1151 Появился на вооружение Грузинской Армии весной 2009 года. Грузинскому обществу впервые продемонстрирован на проспекте Руставели 5 сентября 2009 года.

В октябре 2012 года Министерство обороны США объявило о проекте модернизации MECV-S (Modernized Expanded Capacity Vehicle — Survivability) общей стоимостью 48 млн долларов, целью которого является дальнейшее повышение защищённости машины.

США в лице компании AM General поставят Ираку 160 бронированных внедорожников M1151A1B1 HMMWV на сумму 32,1 млн долл США, сообщается 13 марта 2015 г. Машины будут поставлены до 12 июня, контракт заключен по линии иностранных военных продаж правительства США в рамках борьбы с формированиями «Исламского государства», действующих на территории Ирака. Новые машины будут направлены для оснащения строевых частей сухопутных войск Ирака. Ранее США поставили иракской армии и боевым отрядам курдов 250 внедорожников класса MRAP, хранившихся на складах в Кувейте. В настоящее время Багдад ожидает поступления чешских БМП-1.
ВОЙНА В ИРАКЕ

25 марта 2015 года в киевский аэропорт «Борисполь» военно-транспортный самолет доставил из США первые бронированные автомобили Humvee. Президент Украины Петр Порошенко принял участие в церемонии встречи самолета. Украина получит 230 таких автомобилей. rusvesna.su
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

До настоящего времени изготовлено более 160 тыс. военных «HMMWVов», а с октября 2001 г. компания занимается также модернизацией ранее выпущенных машин. В современных военных конфликтах «хамме-ры» стали основными легкими многоцелевыми транспортными и боевыми машинами подразделений США и союзных стран.
Министерство обороны США пытается ускоренными темпами подобрать приемлемую замену бронированному автомобилю высокой проходимости HMMWV, который активно используется вооруженными силами Соединенных Штатов, в том числе в «горячих точках» – Ираке и Афганистане.

30 марта 2015 года в киевский аэропорт Борисполь американским тяжелым военно-транспортным самолетом Lockheed C-5M Super Galaxy (из состава 9-й военно-транспортной эскадрильи 436-го военно-транспортного крыла ВВС США) была доставлена вторая партия из десяти бронированных автомобилей M1114 HMMWV, переданных в порядке американской военной помощи вооруженным силам Украины. В церемонии встречи этой партии в Борисполе принимал участие посол США на Украине Джеффри Пайетт.
Передаваемые Украине бронированные автомобили, судя по снимкам, относятся к уже достаточно старой модификации М1114 c ранним вариантом комплекта дополнительного бронирования FRAG, и оснащены защищенными пулеметными установками MCTAGS.
Ожидается, что еще третья партия из десяти бронированных машин HMMWV будет доставлена из США на Украину в ближайшие дни, а остальные 200 небронированных автомобилей – в течение 40 дней.
Госдепартамент США выдал компании AM General заказ весной 2015 года на производство и поставку армии Ирака 150 автомобилей высокой проходимости HMMWV. Стоимость контракта составляет 16,5 млн долларов, сообщает сегодня Altair. Компания на своем предприятии в Индиане произведет 150 автомобилей HMMWV M1152. Транспортные средства будут переданы армии Ирака, которая в течение многих месяцев противостоит силам боевиков «Ад-Даула аль-Исламия». Производство автомобилей должно быть завершено до 30 июня 2015 года.
Поставка будет вестись в рамках правительственной программы США «Иностранные военные продажи» (FMS). Посредником выступит армия США, которая также будет отвечать за подготовку экипажей и обслуживающего персонала. Изготовитель должен предоставить заказчику пакет запасных частей и техническое обслуживание в течение срока службы автомобилей.
В марте этого года минобороны США был выдан заказ на поставку армии Ирака первого транша HMMWV. По данному контракту будут поставлены 160 автомобилей в варианте M1151A1B1 на сумму 32,1 млн долларов.
ВОЙНА В ИРАКЕ

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади в интервью иракскому телеканалу «Al Iraqiya» 31 мая 2015 года заявил, что в результате взятия силами Исламского Государства североиракского города Мосул в июне 2014 года «мы потеряли множество оружия. Мы потеряли в Мосуле в том числе 2300 Humvee». С 2004 года США передали иракской армии и полиции оценочно до 12000 автомобилей HMMWV. В декабре 2014 года было объявлено о предстоящей поставке Ираку еще 1000 бронированных автомобилей M1151A1 HMMWV. Кроме того, в феврале 2015 года 50 таких автомобилей в порядке экстренной помощи были поставлены Ираку из наличия армии США.
ВОЙНА В ИРАКЕ

Командование по заключению контрактов СВ США в июле 2015 года подписало с «AM Дженерал» (AM General) долгосрочное соглашение, включающее опционы, на поставку в рамках программы «Иностранные военные продажи» 2082 бронеавтомобилей HMMWV.
Как сообщило Министерство обороны США, бронеавтомобили предназначены для ВС Афганистана, Ирака, Кении, Ливана, Украины и Туниса.
Стоимость контракта составила 372,93 млн. долл. Он также предусматривает поставку необходимых запчастей. Работы по контракту будут выполнены на предприятии компании в Мишаваке (шт.Индиана) к 29 апреля 2016 года.

МОДИФИКАЦИИ
Первое поколение
• M-998 (1984—1993 гг.) — базовое шасси (грузовой открытый автомобиль)
• M-998 Avenger — вариант с зенитно-ракетным комплексом «Stinger», разработанный компанией «Boeing Aerospace», первые 30 были поставлены в войска в январе 1990 года, всего для армии США было заказано 1207 машин. Кроме того, проходил испытания опытный вариант M-998 Avenger, оснащенный английскими зенитными ракетами «Старстрайк» со стреловидными поражающими элементами и лазерной системой наведения на цель.
• M-996 — санитарный вариант с двухместной кабиной
• M-997 — санитарный вариант с четырёхместной кабиной
• M-966 — вариант с противотанковым комплексом TOW, бронированный
• M-1025 — вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом
• M-1026 — вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой
• M-1036 — вариант с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный, с лебёдкой
• M-1035 — санитарный вариант с четырёхдверной кабиной
• M-1037 — двухместный фургон
• M-1038 — грузовой открытый автомобиль с лебёдкой
• M-1042 — двухместный фургон с лебёдкой
• M-1043 — бронированный, с полностью закрытым четырёхместным кузовом
• M-1044 — бронированный вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой
• M-1045 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
• M-1046 — вариант с противотанковым комплексом TOW, усиленное бронирование, с лебёдкой
• M-1097 — двухместный пикап
• M-1097A1 — двухместный пикап с лебёдкой
Второе поколение
• M-1097A2 (1993—2005 гг.) — базовое шасси
• M-997A2 — санитарный вариант с двухместной кабиной
• M-1025A2 — бронированный вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом (масса 3,7 т)
• M-1043A2 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
• M-1045A2 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
• M-1035A2 — санитарный вариант с четырёхдверной кабиной
• M-1113 — вариант с двухместной кабиной. M1113 ECV используется для специальных транспортных средств и операций носителей связи жилья.
• M-1114 — усиленный бронированный вариант (масса 4,5 т) , используется для разведки, военной полиции и саперных миссий. M1114 обеспечивает защиту от воздействия стрелкового артиллерийского вооружения автоматического огня и взрывов противотанковых мин.
• M-1116 — усиленный бронированный вариант с двухместной кабиной. M1116 в ВВС США использует модифицированную версию этого автомобиля. M1116 оснащен расширенной области для перевозки грузов, бронированный корпус для башни наводчика и улучшенной системой отопления и кондиционирования воздуха. M1114 и M1116 имеютт брони на «Armor Holdings» в Фэрфилд, штат Огайо.
• M-1123
Третье поколение
M-1165 (с 2006 г.) — базовое шасси. M1165 является штабной машиной командования и контроля транспортных средств с вместимостью 4 человека.
• M-1151 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом. M1151s являются для двух человека-транспортных средств, которые могут быть использованы в качестве перемещения войск, временное убежище и т.д.
• M-1152

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колёсная формула 4 x 4
Полная масса 5,9 – 6,78 т
Грузоподъемность 1,25 – 1,996т
Длина 4,84 – 4,9 м
Ширина 2,18 – 2,3 м
Высота 1,75 – 1,88 м
Двигатель 6,5-литровый турбо-дизель Тип V8
Мощность 160 – 190 л.с.
Максимальная скорость 115 км/ч
Запас хода по шоссе 440 – 500 км
Нагрузка на ось (передняя): (2041 кг).
Нагрузка на ось (задняя): (2948 кг).
Преодолеваемые препятствия:
• Подъём 60%
• Крен 40%
• Стенка 0,32 м
• Глубина брода 0,75 м
• Ширина рва 1,5 м
Радиус разворота, м 7,62
Экипаж 1 + 3 ч

ВООРУЖЕНИЕ:

MK 19 40 гранат Machine Gun
0,50 калибра M2HB или M2HB-QCB Machine Gun
Giat 20мм пушка M621
106mm Recoiless стрелковая
Giat 30, M781 Cannon
GAU-19 0,50 кал 3-х ствольная пушка Gattling Gun
7,62-мм пулемет
5,56 мм пулемет
30mm ASP 30 Кэннон
TOW и TOW II ракетных систем ПВО
Milan противотанковых ракетных системы
Тягачи M101, M102 и M119 для гаубицы

Источники: ru.wikipedia.org, altair.com.pl, Военный Паритет, www.geo-army.ge, www.h1club.ru, ЗВО №10 2005, military-informer.narod.ru, Agence France-Presse, bmpd.livejournal.com, ЦАМТО и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ HMMWV. НОВОСТИ