ГИПЕРЗВУКОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ X-60A (США)
HYPERSONIC RESEARCH UNIT X-60A (USA)

09.03.2019

Завершен критический обзор конструкции гиперзвукового исследовательского аппарата X-60A ВВС США, сообщает flightglobal.com 7 марта.
Программа в настоящее время переходит в фазу производства с первым полетом, который должен состояться примерно через год на космодроме Сесил в Джексонвилле, штат Флорида. Аппарат с жидкостным ракетным двигателем предназначен для запуска с C-20A, военной версии бизнес-джета Gulfstream III, который находится в распоряжении NASA.
Аппарат разрабатывается Исследовательской лабораторией ВВС США (ARFL) на базе ВВС Уайт-Паттерсон в штате Огайо в партнерстве со службами запуска Generation Orbit.
AFRL разрабатывает X-60A для увеличения частоты летных испытаний на гиперзвуковых скоростях, что, как предполагается, снизит стоимость созревания гиперзвуковых технологий. ВВС будут продолжать использовать наземные испытательные объекты для изучения гиперзвуковой технологии, но этот вариант также будет тестироваться в условиях гиперзвукового полета.
Двигательная установка X-60A представляет собой жидкостный ракетный двигатель Hadley производства Ursa Major Technologies, в котором используется жидкий кислород и керосин. Система предназначена для полетов на скорости выше 5 Махов.
Военный паритет


ГИПЕРЗВУКОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ X-60A


Аппарат разрабатывается Исследовательской лабораторией ВВС США (ARFL) на базе ВВС Уайт-Паттерсон в штате Огайо в партнерстве со службами запуска Generation Orbit.
AFRL разрабатывает X-60A для увеличения частоты летных испытаний на гиперзвуковых скоростях, что, как предполагается, снизит стоимость созревания гиперзвуковых технологий. ВВС будут продолжать использовать наземные испытательные объекты для изучения гиперзвуковой технологии, но этот вариант также будет тестироваться в условиях гиперзвукового полета.

Двигательная установка X-60A представляет собой жидкостный ракетный двигатель Hadley производства Ursa Major Technologies, в котором используется жидкий кислород и керосин. Система предназначена для полетов на скорости выше 5 Махов.
ВВС США в середине 2018 года присвоили официальное обозначение новому гиперзвуковому исследовательскому летательному аппарату (ГИЛА), известному ранее как GOLauncher1 (GO1), теперь он называется X-60A.
X-60A будет использоваться для суборбитальных исследований. Это первая в истории стартап-разработка, получившая официальный индекс экспериментальной программы X. Обозначение было присвоено ракете-носителю в соответствии с традицией, начавшейся в 1947 году при испытании ракетоплана X-1.

X-60A представляет собой ГИЛА воздушного старта с жидкостным двигателем, предназначенный для выполнения гиперзвуковых исследовательских полетов с целью доводки до технологически зрелого состояния ключевых технологий, включая прямоточный двигатель, высокотемпературные материалы и автономную систему управления.
Исследовательская лаборатория ВВС США обосновала потребность программы X-60A, как необходимость увеличения количества реальных летных экспериментов при использовании экономичного прототипа, позволяющего его испытывать в различных условиях внешней обстановки для доводки ключевых технологий гиперзвука. Несмотря на то, что потребность в гиперзвуковых наземных аэродинамических трубах продолжает оставаться актуальной, реальные летные эксперименты на гиперзвуковых скоростях значительно увеличат скорость создания новых гиперзвуковых образцов вооружения.

На прототипе GOLauncher 1, установлены жидкостный ракетный двигатель Hadley, работающий на керосине и использующий в качестве окислителя жидкий кислород. Эта силовая установка способна развивать тягу чуть больше 22 килоньютонов (на уровне моря) и обеспечивать разгон носителя до скоростей, в 5-8 раз превышающих скорость звука.
GOLauncher1, разрабатываемый стартапом Generation Orbit Launch Services в интересах ВВС США, станет носителем для различного измерительного оборудования, которое позволит проводить исследования в области микрогравитации, астрофизики, а также физики новых материалов. Кроме того, ракету можно будет использовать и для вывода в космос наноспутников. Масса нового носителя составляет 1,1 тонны. X-60A сможет нести различное оборудование или наноспутники общей массой от 136 до 454 килограммов.

Ракету можно будет использовать для исследовательских запусков по суборбитальным траекториям высотой от 15,2 до 36,6 тысяч метров со скоростями полета от четырех до восьми чисел Маха (от 4,9 до 9,9 тысячи километров в час). После начала серийного производства X-60A американская компания намерена наладить выпуск более тяжелых ее производных — GOLauncher 2 и GOLauncher 3. Эти ракеты смогут нести бо́льшие по объему и массе грузы, выполнять полеты по траекториям с бо́льшим диапазоном высот на более высоких скоростях. Носителем ракет семейства GOLauncher станет широкофюзеляжный самолет DC-10.

Огневые испытания двигателя в составе ракеты начались в июле 2018 года. Как ожидается, первые летные испытания GOLauncher1 будут проведены в конце 2019 года.
К марту 2019 года завершен критический обзор конструкции гиперзвукового исследовательского аппарата X-60A ВВС США. К этому времени программа перешла в фазу производства с первым полетом, который должен состояться примерно через год на космодроме Сесил в Джексонвилле, штат Флорида. Аппарат с жидкостным ракетным двигателем предназначен для запуска с C-20A, военной версии бизнес-джета Gulfstream III, который находится в распоряжении NASA.

Источники: Defense Aerospace, nplus1.ru, Военный паритет, flightglobal.com, www.af.mil, www.milconskam.com и др.