ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК FMA IA 58 PUCARA (АРГЕНТИНА)

LIGHT ATTACK AIRCRAFT FMA IA 58 PUCARA (ARGENTINA)

26.11.2015

24 ноября 2015 года на аэродроме военного авиационного училища ВВС Аргентины в Кордобе состоялся первый полет опытного образца ремоторизованного аргентинского легкого штурмовика Pucara, получившего в модернизированном варианте обозначение IA-58H. Ремоторизованный опытный образец, переделанный из серийного самолета IA-58A с бортовым номером А-561 (новый номер АХ-561), получил два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT-6A-62 взлетной мощностью около 1000 л.с. с четырехлопастными воздушными винтами вместо штатных французских турбовинтовых двигателей Turbomeca Astazou XVIG с трехлопастными винтами. Выпуск двигателей серии Astazou был прекращен Turbomeca еще в 1984 году, и сервисная поддержка этих моторов также к настоящему времени уже ине осуществляется, что и стало главной причиной ремоторизаци. Также самолет получил новое крыло с «обнуленным» летным ресурсом.
Разработка модернизации IA-58H с ремоторизацией была осуществлена бывшим разработчиком и серийным производителем cамолетов Pucara аргентинским государственным предприятием Fabrica Argentina de Aviones «Brigadier San Martín» S.A. (FAdeA, бывшая Fábrica Militar de Aviones, FMA) в Кордобе совместно с израильской корпорацией Israel Aerospace Industries (IAI).
http://bmpd.livejournal.com

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО САМОЛЕТА PUCARA

25.08.2016

Военно-воздушные силы Уругвая приняли решение 17 марта 2017 года, в день празднования очередной годовщины ВВС страны, снять с вооружения легкие штурмовики IA-58 «Пукара».
Как сообщает «Инфодифенса», данное решение ставит под вопрос дальнейшее существование одной из двух боевых эскадрилий уругвайских ВВС (№1), поскольку перспектива замены самолетов достаточно призрачна в связи с отсутствием финансирования.
Решение вывести самолеты из эксплуатации связано с большими проблемами в их обслуживании и поддержании в оперативной готовности в течение нескольких последних лет. В частности, это касается обслуживания двигателей «Турбомека», для ремонта которых не хватает запасных частей.
На текущий момент в боевом составе уругвайских ВВС имеются только штурмовики A-37B «Дрэгофлай» и IA-58 «Пукара», не обладающие возможностями по перехвату самолетов противника.
В числе основных рассматриваемых вариантов их замены с 2011 года называлась покупка российских Як-130 или китайских L-15, однако решение до сих пор не принято.
Также проводились переговоры со Швейцарией относительно приобретения 10 отремонтированных истребителей F-5E/F «Тайгер-2», которые также ни к чему не привели.
ЦАМТО

09.01.2017

15 декабря аргентинская государственная компания Fábrica Argentina de Aviones SA (FAdeA) поставила ВВС Аргентины первый модернизированный штурмовик IA-58 Pucara.
Двухместный двухмоторный самолет, получивший обозначение IA-58H, стал первым из 20 запланированных к модернизации штурмовиков этого типа. После обновления срок службы «Пукары» будет продлен еще на 25 лет. Самолеты получат новые турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PT-6A мощностью по 950 л.с., новую авионику и систему связи, кислородную систему. Для сохранения потенциала короткого взлета и посадки самолет получил винт с контролем шага.
Первый тестовый самолет, модернизированный израильской компанией Israel Aerospace Industries, поднялся в воздух в ноябре 2015 года.
Военный паритет


ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК FMA IA 58 PUCARA

Разработан по заказу ВВС Аргентины инженерами кордовского Института аэротехники во главе авиаконструктором Эктором Руисом. Предназначен для использования в контрпартизанской войне.
Разработка самолёта началась в 1966 году, когда Аргентине потребовался лёгкий разведывательный, ударный и противопартизанский самолёт.
В сентябре 1968 года началась постройка опытной машины АХ-02 с новой силовой установкой. Самолет получил «ВВСовское» обозначение IA-58 и «имя собственное» «Дельфин», в дальнейшем замененное на «Пукара» (каменные укрепления на вершинах господствующих над местностью гор, возводившиеся в средние века индейцами-инками).
Создателями самолета рассматривалось несколько вариантов силовых установок с ТВД мощностью в пределах 800-1200 л. с. Летом 1968 года фирма остановила выбор на двигателе Гаррет TPE331-U-303 (904 л. е.), под который в августе 1968 года и началась постройка первой опытной машины, АХ-01. Однако этот двигатель не полностью удовлетворял разработчиков и начались переговоры с фирмой «Пратт-Уитни» (Канада) о закупке ТВД РТ6А. Но вскоре «переговорный процесс» был нарушен энергичным вмешательством французской фирмы «Турбоме- ка», предложившей свой двигатель «AcTa3y»XVIG (978 л. е.), специально доработанный под аргентинские требования. В относительно короткий срок (11 месяцев) фирма «FMA» откорректировала проект самолета под ТВД «Астази».
Первый полет опытного АХ-01 (с ТВД TPE331-U-303), пилотируемого шеф-пилотом фирмы М. Старком, состоялся 20 августа 1969 года, а 6 сентября в воздух поднялся АХ-02 с двигателями «Астазу». Весной 1973 года к испытаниям подключился и третий опытный АХ-03.
На последующих самолётах устанавливались французские двигатели Turboméca Aztazou XVIG.

Первый серийный штурмовик IA-58A «Пукара», собранный в Кордове, совершил первый полет 8 ноября 1974 года. ВВС Аргентины закупили 108 самолетов IА-58А «Пукара». В 1986 году последний серийный штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха и передали ВВС Аргентины в 1988 году.
Серийно производится с 1974 года. Состоит на вооружении ВВС Аргентины и других стран мира.
Представляет собой двухмоторный низкоплан цельнометаллической конструкции, выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Хвостовое оперение Т-образное, убираемое шасси — трёхопорное, с длинными стойками, что позволяет подвеску многочисленного вооружения. Оно обеспечивает возможность эксплуатации «Пукары» с грунтовых аэродромов. Фонарь кабины и пол бронировались. В кабине устанавливались британские катапультируемые кресла Martin-Baker Mk 6.
Самолет оснащен двумя ТВД Turbomeca XV1G (2 х 978 л. с.) с трехлопастными металлическими винтами изменяемого шага Ратьер-Форест 23LF-379. Для увеличения тяги на взлетном режиме имеется система впрыска воды. На воздухозаборниках установлена электрическая противообледенительная система.
Топливо размещается в двух фюзеляжных топливных баках фирмы АМС (772 л) и двух крыльевых баках АМС (508 л). Заправка всех баков осуществляется через горловину, расположенную за кабиной. Имеется два расходных бака, обеспечивающих полет в течение 30 мин. Возможна подвеска трех ПТБ (два под крылом и один под фюзеляжем) емкостью по 318 или 1100 л.
Стандартное оборудование IA-58A Pucara включает приемники ближней радионавигации VOR/LOC/ILS фирмы «Дельта», гирокомпас фирмы «Сперри», магнитный компас фирмы «Смитс». В передней кабине размещен коллиматорный прицел SFOM Туре 83A3.

На двух подкрыльевых узлах внешней подвески на пилонах Ал- кан 105Е, рассчитанных на нагрузку 500 кг, а также на подфюзеляжном узле (Алкан 115Е, 1000 кг) возможно размещение контейнеров с пушками калибром 30 или 20 мм, пулеметами (12,7 или 7,62 мм), а также разведывательным фотооборудованием или средствами РЭБ. Типовое бомбовое вооружение включает 12 свободнопадающих бомб калибром 110 или 125 кг, баков с напалмом или контейнеров с 40 74-мм гранатами или минами. Самолет может брать на борт до семи блоков, каждый из которых вмещает 19 НАР LAU калибром 70 мм. Масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески 1500 кг.
15 мая 1979 года совершил первый полет опытный самолет IA-58B (АХ-05) с усовершенствованным БРЭО и новым вооружением (две 30-миллиметровые пушки DEFA, установленные в носовой части фюзеляжа). В1980 году в воздух поднялся штурмовик IA-66 (АХ-06), в целом подобный самолету IА-58С, но оснащенный более мощными двигателями Гаррет ТРЕ331-11-601W (2 х 1000 л. с.) с трехлопастными винтами фирмы «Даути Ротол», в дальнейшем замененными на четырехлопастные винты Маккаули.
Штурмовик использовался в боевых действиях в ходе операции «Независимость» и англо-аргентинской войне. На Фолклендах в 1982 году аргентинцы применяли с «Пукар» напалм против британскихсил. 28 мая «Пукара», пилотируемая аргентинцем Мигелем Хименесом, сбила вражеский вертолёт Westland Scout. Из 24-х использовавшихся в конфликте самолётов 23 были потеряны, в результатедействий британских коммандос, авиации, один был захвачен англичанами и использовался Королевскими ВВС.

ВАРИАНТЫ:
• AX-2 Delfín — прототип.
• IA 58A — первая и основная серийная модификация.
• IA 58B (Bravo) — IA 58A с двумя 30-мм пушками DEFA 553.
• IA 58C (Charlie) — вариант истребителя-бомбардировщика с одной 30-мм пушкой DEFA 554, модернизированным электронным оборудованием, 2 УР «воздух-воздух» Matra R550 Magic или УР «воздух-земля» Martin Pescador.
• IA-58D (Delta)
• IA-58E (Echo)
• IA-66 — вариант с ТВД Garrett TPE331-11-601W. Изготовлен 1 прототип.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная, кг 6800
Пустого самолета, кг 4020
Топлива во внутренних баках, л 1000
В подвесных баках, л 1360
Размах крыла, м 14,50
Длина самолета, м 14,25
Высота самолета, м 5,36
Площадь крыла, м2 30,30
Тип двигателя – 2 ТВД Turbomeca Aztazou XVIG
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 480
Скорость сваливания, км/ч 143
Практический потолок, м 10 000
Практический потолок с одним работающим двигателем, м 6000
Боевой радиус действия с полной боевой нагрузкой:
• по маловысотному профилю, км 225
• по профилю «большая-малая-большая высота», км 350
Боевой радиус по профилю «большая-малая-большая высота»
• с боевой нагрузкой 800 кг, км 975
• перегоночная дальность, км 3710
Экипаж, чел. 2

ВООРУЖЕНИЕ

Максимальная нагрузка на узлах внешней подвески 1500
две 20-мм пушки Hispano-Suiza DCA-804 c 270 патронами на пушку и четыре 7.62-мм пулемета FN M2-30 c 900 патронами на пулемет
Боевая нагрузка – 1620 кг на 3 узлах подвески
2 УР воздух-земля Martin Pescador, или
4х 400-кг или 500-кг бомб, или 8х 250-кг бомб, или 12х 120-кг бомб, или 6 гранатометов Alkan 530, или 3 напалмовых бака, или 3 ПУ LAU 19×68-мм или Matra F1 36х68-мм НУР или 6 ПУ19х70-мм НУР.

Источники: ru.wikipedia.org, www.redov.ru, www.dogswar.ru, www.airwar.ru и др.