УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ IA-63 PAMPA (АРГЕНТИНА)
TRAINING-FIGHTING PLANE IA-63 PAMPA (ARGENTINA)

07.07.2019

После долгих лет упадка, авиационная промышленность Аргентины достигла редкого, хотя и небольшого успеха – 3 июля 2019 года на арегинской авиабазе Эль-Паломар в Буэнос-Айресе в присутствии президентов Аргентины Маурисио Макри и Гватемалы Джимми Моралеса был подписан контракт на поставку ВВС Гватемалы двух учебно-боевых самолетов IA-63 Pampa III производства аргентинского государственного авиастроительного предприятия Fábrica Argentina de Aviones “Brigadier San Martín” (FAdeA). Оба самолета сейчас находятся на FAdeA в Кордобе в стадии достройки и должны быть переданы Гватемале в конце 2019 года. Это первый контракт на продажу самолетов Pampa на экспорт.
Контракт стоимостью 28 млн дорлл включает также обучение и техническую поддержку.
https://bmpd.livejournal.com

ГВАТЕМАЛА ПРИОБРЕЛА ДВА АРГЕНТИНСКИХ УЧЕБНО-БОЕВЫХ САМОЛЕТА PAMPA III
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ IA-63 PAMPA

Аргентинский лёгкий реактивный учебно-боевой самолёт и штурмовик IA 63 «Пампа» проектировался для замены устаревшего четырёхместного лёгкого вооружённого учебного самолёта FMA/Morane-Saulnier MS.760 Paris II, строившегося по лицензии и состоявшего к тому времени на вооружении ВВС Аргентины. Разработка самолёта началась в 1979 году. К участию в работе над проектом, получившим название Pampa, была привлечена германская фирма Dornier (техническая помощь, участие в сборке, маркетинговые исследования). Самолёт был спроектирован на базе «Альфа Джет». К началу 1980 года было разработано семь альтернативных вариантов новой машины.
Реактивный учебно-боевой самолет IА-63 Pampa является одной из долгостройных программ авиационной промышленности Аргентины, и начал создаваться еще в конце 1970-х годов при участии германской компании Dornier Flugzeugwerke.
В 1981 году началась постройка трех опытных самолётов, а также двух планёров для проведения статических испытаний («Дорнье» изготавливала для прототипов крыло и хвостовое оперение).

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом. Корпус изготовлен из алюминиевых сплавов. Самолёт оснащался турбореактивным двигателем GarrettTFE-731-2-2N, расположенным в хвостовой части фюзеляжа. В герметичной кабине установливалось 2 катапультируемых кресла.
Силовая установка. Один ТРДД AS TFE731-2-2N (1 х 1600 кгс) установлен в хвостовой части фюзеляжа. Топливная система включает крыльевой интегральный бак емкостью 968 л и мягкий фюзеляжный бак на 418 л, обеспечивающий возможность работы двигателя при отрицательной перегрузке в течение 10 секунд. На внешних подкрыльевых узлах подвески могут размещаться подвесные топливные баки емкостью по 415 л. Система заправки – централизованная, под давлением. Кроме того, на крыле имеются две горловины, обеспечивающие заправку самотеком.

Оборудование. Имеются две автономные гидравлические системы с рабочим давлением 207 атмосфер, питающиеся от гидронасоса, приводимого от двигателя (в каждую систему включен гидроаккумулятор). Первая система (мощность 16 л/мин.) обеспечивает работу поверхностей управления, воздушных тормозов, выпуск шасси и торможение колес. Вторая система (8 л/мин.) дублирует работу поверхностей управления, а также приводит в действие закрылки, стояночные тормоза и систему поворота носового колеса. Самолет оснащен основным электрогенератором Лир Сиглер 400 мощностью 11,5 кВ, выполняющим, также, функцию стартера. Система кондиционирования воздуха фирмы «Эр Рисерч» питается от второго контура двигателя и обеспечивает давление, соответствующее высоте 1980-м на высоте 5730 м. Емкость кислородной системы – 10 л.
Самолет оснащен двумя катапультными креслами UPS S-III-S3IA63, обеспечивающими возможность покидания самолета при нулевой скорости и высоте.
Имеются приемники радионавигационных систем VOR/ILS и TACAN, магнитный компас и гировертикаль.
В ходе доработки самолеты оснащаются навигационно-прицельной системой израильского производства Элбит WDNS. Первые шесть серийных самолетов оборудованы индикаторами на лобовом стекле аргентинского производства (в дальнейшем предполагается дооснащёние ИЛС всех машин). В передней кабине остальных самолетов размещен обычный гироскопический оптический прицел (возможна установка аналогичного прицела и в задней кабине).
Вооружение предполагалось разместить на семи точках внешней подвески (на центральном узле — до 450 кг, а на подкрыльевых —
по 300 и по 170 кг). В состав вооружения, кроме неуправляемых средств поражения, должны были входить управляемая ракета класса «воздух-поверхность» и противокорабельные ракеты Martín Pescador (до двух единиц).
Велись проектные работы и над палубным вариантом самолета Pampa, предназначенным для подготовки летчиков ВМС Аргентины. Однако высокая стоимость создания новой модификации привела к прекращению работ. В 1997 г. было анонсировано начало программы создания усовершенствованного варианта самолета ≈ Pampa NG (New-Generation), предназначенного как для ВВС, так и для флота.
Первый полет первого (из четырех) прототипа ЕХ-01 состоялся в 1984 году, и в 1988-1999 годах были построены 16 серийных самолетов Pampa (серийные номера Е-801 – Е-816). В 2007-2009 годах были построены шесть новых самолетов переработанной модификации АТ-63 Pampa II (серийные номера Е-817 – Е-822), разработанной при участии американской корпорации Lockheed Martin (владевшей в тот период времени нынешним предприятием FAdeA), и еще 12 самолетов были переоборудованы в данную модификацию из машин Pampa первого выпуска.

10 октября 2013 года в аргентинском городе Кордова прошли мероприятия, посвященные годовщине основания авиастроительной компании Fábrica Argentina de Aviones (FAdeA). В рамках празднований представители компании и официального Буэнос-Айреса сделали несколько важных заявлений. Кроме того, 10 октября компания FAdeA представила свою новую разработку – учебно-тренировочный самолет Pampa III. Новый проект продолжает линейку аргентинских самолетов семейства IA-63, предназначенных для подготовки пилотов военно-воздушных сил.
В настоящее время FAdeA осуществляется развитие обновленной версии самолета, именумой IA-63 Pampa III. Самолет IА-63 Pampa III отличается от своих предыдущих вариантов наличием более мощного двигателя Honeywell TFE731-40-2N тягой до 1900 кг (проходил испытания с 2010 года на самолете ЕХ-03), «стеклянной кабиной» разработки израильской компании Elbit Systems, нашлемной системой индикации Elbit Systems Targo и использованием систем производства компаний Israel Aerospace Industries, Elta Systems, Rockwell Collins, Liebherr и Sagem. С целью полного исключения из конструкции по очевидным политическим мотивам комплектующих британского производства, катапультные кресла Martin-Baker Mk 10 заменены катапультными креслами К-36ЛТ производства российского ОАО «НПП «Звезда».

Первый построенный опытный образец самолета Pampa III (ЕХ-05, серийный номер Е-823, заводской номер AV-1028, бортовой номер А-702) был выкачен и презентован на FAdeA 10 октября 2013 года, и совершил первый полет в Кордобе 18 августа 2015 года. Кроме того, в испытаниях по программе задействованы третий и четвертый прототипы IA-63 (EX-03 и EX-04).
Министерство обороны Аргентины еще в 2010 году заказало FAdeA поставку 18 серийных самолетов IА-63 Pampa III, однако твердый контракт до настоящего времени был заключен только на три самолета, включая прототип. Первоначально поставка первых трех самолетов ВВС Аргентины была запланирована на 2014 год, затем перенесена на 2017 года. Прототип ЕХ-05 был передан ВВС Аргентины в конце декабря 2017 года, Фактически второй образец (и первый серийный) Pampa III (серийный номер Е-824, заводской номер AV-1029, бортовой номер А-700) совершил первый полет 29 июня 2018 года, а третий (серийный номер Е-825, заводской номер AV-1030, бортовой номер А-701) – в начале 2019 года. Оба этих самолета были переданы аргентинским ВВС 15 февраля 2019 года.
В феврале 2018 года Министерство обороны Аргентины выдало контракт на три следующих самолета Pampa III. Еще два самолета Pampa III будут теперь построены для ВВС Гватемалы.
Сейчас ВВС Гватемалы не имеют в боевом составе ни одного боевого или учебно-боевого самолета. Номинально в составе ВВС числятся шесть реактивных легких штурмовиков Cessna A-37B и два турбовинтовых учебно-боевых самолета Pilatus PC-7, но ни один из них не находится в летном состоянии.

После долгих лет упадка, авиационная промышленность Аргентины достигла редкого, хотя и небольшого успеха – 3 июля 2019 года на арегинской авиабазе Эль-Паломар в Буэнос-Айресе в присутствии президентов Аргентины Маурисио Макри и Гватемалы Джимми Моралеса был подписан контракт на поставку ВВС Гватемалы двух учебно-боевых самолетов IA-63 Pampa III производства аргентинского государственного авиастроительного предприятия Fábrica Argentina de Aviones “Brigadier San Martín” (FAdeA). Оба самолета сейчас находятся на FAdeA в Кордобе в стадии достройки и должны быть переданы Гватемале в конце 2019 года. Это первый контракт на продажу самолетов Pampa на экспорт.
Контракт стоимостью 28 млн дорлл включает также обучение и техническую поддержку.

МОДИФИКАЦИИ :
• IA-63А Pampa первый серийный вариант штурмовика.
• IA-63В Pampa модификация 1990 года с ТРД Garrett TFE-731-5 (19.13 кН) и электронным оборудованием фирмы Elbit.
• AT-63 Pampa вариант легкого штурмовика созданного совместно с корпорацией Lockheed Martin
• IА-63 Pampa III – отличается от своих предыдущих вариантов наличием более мощного двигателя Honeywell TFE731-40-2N тягой до 1900 кг (проходит испытания с 2010 года на самолете ЕХ-03), «стеклянной кабиной» разработки Elbit Systems и использованием систем производства компаний Israel Aerospace Industries, Elta Systems, Rockwell Collins, Liebherr и Sagem.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 2821 кг
Нормальная взлётная масса: 3800 кг
Максимальная взлётная масса: 5000 кг
Длина: 10,93 м
Размах крыла: 9,686 м
Высота: 4,29 м
Площадь крыла: 15,633 м²
Силовая установка: 1 × ГТД Garrett TFE-731-2-2N
Тяга: 1 × 15,57 kH
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 645 км/ч
Боевой радиус: 360-1100 км
Практическая дальность: 1500 км
Практический потолок: 12 900 м
Скороподъёмность: 1560 м/мин
Экипаж: 2

ВООРУЖЕНИЕ

Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм DEFA
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка: 1160 кг
Управляемые ракеты: 2 × Martín Pescador
Неуправляемые ракеты: 70-мм
Бомбы: 400 кг или 250 кг

Источники: bmpd.livejournal.com, ru.wikipedia.org, topwar.ru, www.airwar.ru и др.

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ И ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК ALPHA JET (ГЕРМАНИЯ)
ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК FMA IA 58 PUCARA (АРГЕНТИНА)