ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С МБР РТ-21

PROJECT MILITARY RAILWAY MISSILE SYSTEM ICBM RT-21


Железнодорожная пусковая установка СМ-СП-25 МБР РТ-21 в походном положении (проект 1963 года)

Твердотопливная стратегическая ракета РТ-21 прорабатывалась в ОКБ-586 (КБ «Южное») с первой половины 1960-х годов применительно к нескольким вариантам базирования, как с использованием подвижных пусковых установок, так и с размещением в защищенных шахтных пусковых установках. Официально разработка комплекса с МБР РТ-21 была задана Постановлением СМ СССР от 24 августа 1965 года.
В ноябре 1966 г. в КБ «Южное» был разработан эскизный проект ракетного комплекса с твёрдотопливной ракетой РТ-21 (15Ж41). Трехступенчатая ракета со стартовой массой 36 т разрабатывалась единой для трех видов базирования: шахтного, грунтового и железнодорожного.
Ракета РТ-21 для своего времени отличалась большой новизной. Ее твердотопливные двигатели базировались на применении прочно скрепленных с корпусом зарядов из смесевого топлива разработки Алтайского НИИ химических технологий. Твёрдотопливные ракетные двигатели II и III ступеней ракеты разрабатывались в Перми в СКБ-172 (впоследствии НПО «Искра»). При проработках ракеты был проведен анализ различных типов органов управления вектором тяги. Это было новой проблемой, которой не было на жидкостных ракетах.
Вес ракеты РТ-21 с ТПК на этом этапе оценивался уже в 42 тонны, длина вместе с ТПК — 17 метров.
Система управления должна была создаваться на базе БЦВМ и гиростабилизированной платформы.
Эскизным проектом ракеты РТ-21 предусматривалось, что она должна была обладать межконтинентальной дальностью. Старт планировался минометный, из транспортно-пускового контейнера. КБ «Южное» ранее разработало этот не имевший до этого аналогов вид старта для подвижного комплекса РТ-20П и проводило работы по такому типу старта для «тяжелой» МБР Р-36М.
В отделе КБ «Южное», руководимом И.М. Игдаловым, занимались исследованием принципиально нового способа управления ракетой путем поворота головного отсека в двухстепенном карданном шарнире. Этот способ был использован в КБ «Южное» впервые в проектно-конструкторских проработках по ракете 15Ж41. В этом случае управление осуществлялось за счет использования двух составляющих управляющего усилия: аэродинамического — в плотных слоях атмосферы и массового, смещения центра массы, относительно направления тяги двигателей — на всем участке полета.
С 1963 г. КБ-4 КБСМ занимался вопросами создания пусковых установок под твердотопливную стратегическую ракету РТ-21(15Ж41). Прорабатывались несколько вариантов базирования как с использованием подвижных железнодорожных ПУ, так и с размещением в защитных ШПУ. Для размещения ракеты в ходе проработок было разработано несколько вариантов пусковых установок: СМ-СП22, СМ-СП24, СМ-СП26, СМ-СП27, СМ-СП30 в шахтном исполнении (все они отличались различными схемами амортизации, защитными устройствами и шахтными сооружениями) и СМ-СП25 – железнодорожный вариант ПУ.
БЖРК СМ-СП25 состоял из 15 вагонов: 6 стартовых вагонов с ракетами 15Ж41, 4 вагонов специального назначения, 5 вагонов общего назначения. В стартовых вагонах размещались пусковые установки с гидравлическими приводами подъема ТПК, открывания крыши и опускания домкратов, аппаратура термостатирования, системы управления, электроснабжения, прицеливания.
В стартовых вагонах размещались пусковая установка с гидравлическими приводами подъема ТПК, открывания крыши и опускания домкратов, аппаратура термостатирования, системы управления, электроснабжения и прицеливания. Стартовый вагон имел базу шестиосного вагона. Вес пусковой установки с ракетой оценивался в 125 тоны.
Технический проект БЖРК, выполненный в 1963 г., показал техническую возможность создания боевого железнодорожного комплекса и явился прототипом последующих проектов, разработанных КБ-4 КБСМ.
Ракетный с МБР РТ-21 рассматривался на конкурсе вместе с РК «Тепм-2С» (головной разработчик МИТ главного конструктора А.Д.Надирадзе).
По результатам рассмотрения эскизных проектов КБ «Южное» и МИТ вышло решение ВПК от 17 мая 1967 г., которое обязывало разработчиков продолжить работы по темам РТ-21 и «Темп-2С» в направлении создания только подвижных комплексов — грунтового и железнодорожного базирования.
Во исполнение этого решения в декабре 1967 г. был разработан эскизный проект, учитывающий рекомендации экспертной комиссии и новые требования Министерства обороны СССР, выданные в виде дополнений к ранее выпущенным тактико-техническим требованиям. В эскизном проекте были рассмотрены два варианта подвижного комплекса — грунтовый («Темп-2С»), с использованием самоходной пусковой установки на колесном шасси, и железнодорожный (РТ-21).
На базе МБР РТ-21 создавался и стационарный комплекс с ШПУ. Ракета РТ-21 и комплексы на ее базе не вышли из стадии проектных работ.
Работы по железнодорожному комплексу РТ-21 были прекращены на стадии эскизного проекта. С одной стороны, в нем было слишком много нового, что еще требовало отработки, а в ряде случаев применения новой элементной базы или материалов. С другой стороны, требования Заказчика — Ракетных войск стратегического назначения постоянно росли, быстрее, чем возможности их реализации.
Проект железнодорожного комплекса с ракетой РТ-21 показал принципиальную возможность создания подвижных железнодорожных комплексов межконтинентальной дальности и явился прототипом последующих проектов, разрабатываемых в КБ «Южное».


Железнодорожная пусковая установка СМ-СП-25 МБР РТ-21 в походном положении (проект 1963 года)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Гл. конструктор М.К.Янгель
Тип комплекса подвижный железнодорожный стратегический ракетный комплекс с МБР, третьего поколения
Состояние проектные работы выполнялись с 1963 года, эскизный проект разработан в 1966-1967 гг.
Ракета РТ-21(15Ж41)
Дальность стрельбы, км:
- по эскизному проекту 9500
- по дополнению к эскизному проекту 10200 (10000-11000)
Точность стрельбы, км +2,5
Тип головной части термоядерная с легким и тяжелым блоками
Мощность заряда ББ, Мт:
- для легкого ББ 0,4
- для тяжелого ББ 1,0
Вес головной части, кг:
- легкой по эскизному проекту 420
- легкой по дополнению к эскизному проекту 390
- тяжелой 600
Система управления инерциальная
Тип старта из ТПК с помощью ПАД
Размеры ТПК, м:
- длина 17,0
- диаметр 2,0
Число ступеней ракеты 3
Стартовый вес, т:
- по эскизному проекту 28-28,4
- по дополнению к эскизному проекту 36
Вес ракеты с ТПК, т 42
Тип топлива твердое смесевое
Состав комплекса:
- число ракет 6
- число стартовых вагонов 6
- вагоны спец. назначения 4
- вагоны общего назначения 5
- тепловозы типа ТЭ-3 2
Пусковая установка:
Тип железнододорожная подвижная СМ-СП25
Разработчик ЦКБ-34(КБСМ)
База шестиосный вагон
Вес ПУ,т:
- с ракетой 125
- без ракеты 83
Число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 23.02.2015 + доп.

Источники:
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион, 1999
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб. Рукопись в двух частях
Михайлов В.С. Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015

ПРОЕКТ ШАХТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С МБР РТ-21
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)