ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ 96 – 400М
LONG-HAUL PASSENGER AIRCRAFT IL 96 – 400M


ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ 96 – 400М

Самолет ИЛ 96 – 400М является новой модификацией самолета ИЛ 96 – 300 и разработан с учетом пожеланий авиакомпаний, соответствует мировым требованиям, оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями ПС 90А и модернизированным комплексом российской авионики соответствующей требованиям международных маршрутов. От исходного варианта новый лайнер отличается увеличением длины фюзеляжа на 9,35 м. и взлетной массы до 270 т. Максимальная масса перевозимой коммерческой нагрузки достигает 58 т.
ИЛ 96 – 400М по сравнению с ИЛ 96-300 имеет большую пассажировместимость и дальность полета. Максимальная дальность полета составляет 13 000 км. На верхней палубе самолета располагается пассажирская кабина, имеющая в разных вариантах одно-, двух- и трехклассную компоновку, выбираемую авиакомпанией. В зависимости от компоновки количество перевозимых пассажиров меняется от 311 до 370. На нижней палубе расположены грузовые отсеки для перевозки багажа и грузов.
По желанию авиакомпании на нижней палубе может быть оборудована зона отдыха и развлечений пассажиров (бар, тренажерный зал, детская комната и т.д.).
Современная аэродинамика самолета Ил-96-400, экономичные двигатели ПС-90А, высокая коммерческая нагрузка, усовершенствованная конструкция планера, модернизированный бортовой комплекс авионики и высоко надежные функциональные системы самолета позволяют эксплуатировать воздушное судно с максимальной эффективностью, не уступающей лучшим зарубежным аналогам.
Ил-96-400 характеризуют:
• высокие технико-экономические характеристики самолета;
• наличие сформированной инфраструктуры по техническому обслуживанию самолета и двигателей, подготовленного летно-технического персонала для эксплуатации самолетов этого типа;
• конкурентные цены на самолет и двигатель по сравнению с зарубежными аналогами.

Главная особенность самолета Ил-96-400М в том, что, в отличие от предыдущих машин Ил-96-300 и Ил-96М, у него существенно изменен интерьер пассажирского салона. Рациональный подход к использованию внутреннего пространства позволил превратить самолет в двухпалубный. На верхней палубе располагается основной салон, который может быть оборудован в одно-, двух- или трехклассной компоновке. В зависимости от класса число пассажиров может меняться от 436 до 315. Интерьер салона экономического класса отличается повышенной функциональностью и современным дизайном. В стандартной комплектации этот салон оборудуется общей системой развлечения пассажиров, включая аудио- и видеопрограммы, а также системой отображения карты маршрута. Преимуществом нового интерьера является центральная багажная полка.
В салоне бизнес-класса размещаются более комфортабельные кресла с увеличенным шагом установки и индивидуальной системой развлечения.
В первом классе будут размещаться кресла, способные трансформироваться в спальные места. Салон первого класса предполагается оборудовать спутниковой связью и Интернетом.
На нижней палубе, занимающей пространство переднего грузового отсека, могут размещаться развлекательный центр, тренажерный зал с душевыми кабинами, косметический салон, детская комната и комнаты отдыха.
Оборудование и интерьер пассажирского салона самолета Ил-96-400М
Число мест:
экипажа- 3
пассажирских в кабине трех классов- 315
пассажирских в экономическом классе- 386
пассажирских в туристическом классе- 436
Рациональный подход к внутреннему пространству воздушного судна позволяет использовать верхнюю и нижнюю палубы самолета. На верхней палубе располагается пассажирский салон, в разных вариантах – одно, двух, трех классной компоновки, определяемой авиакомпанией; а также буфетно-кухонное и санитарно-гигиеническое оборудование. На нижней палубе самолета располагается развлекательный центр, тренажерный зал и комнаты отдыха.
Предлагаемые интерьеры используют самые современные материалы и оборудование, что обеспечивает соответствие отечественным и зарубежным требованиям летной годности, и которые создают неповторимый стиль авиакомпании.

Интерьер салона экономического класса самолета Ил-96-400М

Интерьер салона самолета отличается эстетическим совершенством и функциональной нагруженностью. Эргономика кресел (без изменения шага между ними) позволяет предоставлять пассажирам больше пространства и повышает уровень комфорта на борту воздушного судна.
В стандартной комплектации экономический класс оборудуется общей системой развлечения пассажиров, включая видео- и аудио- системы, системой демонстрации режимов полета и карты маршрута следования типа «AIROSHOW». Салон экономического класса оснащен мониторами для просмотра видеопрограмм, установленными на перегородках пассажирской кабины и мониторами, убирающимися в потолочную панель самолета.
По желанию авиакомпании кресла салона экономического класса могут быть оснащены индивидуальной системой развлечения пассажиров.Одним из преимуществ данного интерьера является центральная багажная полка, Которая создает дополнительные удобства для размещения ручной клади пассажиров.

Интерьер салона бизнес класса самолета Ил-96-400М

Более требовательным пассажирам авиакомпании могут предоставить в распоряжение салон бизнес класса. Салон бизнес класса оборудован комфортабельными креслами с увеличенным шагом установки и принципиально новой системой развлечений, позволяющей значительно сократить для пассажиров ощущение длительности полета.
Кресла бизнес класса оснащены жидкокристаллическими мониторами, индивидуальной аудио и видео системами, компьютерными играми. Пассажиры бизнес класса могут пользоваться спутниковой связью.

Интерьер салона первого класса самолета Ил-96-400М

Основная идея интерьера салона первого класса – предоставить пассажиру максимум пространства и комфорта. В салоне первого класса увеличена высота потолков за счет отсутствия центральной багажной полки. Салон первого класса оснащается современными креслами, способными трансформироваться в спальное место пассажира. Места пассажиров первого класса дополнительно к индивидуальной системе развлечений оборудуются спутниковой связью. Система перегородок, создающая персональное пространство для каждого пассажира, и оригинальная многоуровневая система освещения позволяют пассажирам первого класса отдохнуть во время полета.

Оборудование пассажирского салона Ил-96-400М

На верхней палубе размещены отдельные кухни для салонов первого, бизнес и экономического классов. На кухнях устанавливается современное буфетно-кухонное оборудование, обеспечивающее обслуживание пассажиров по классам в соответствии с вариантами компоновки и рационами питания в течение длительного полета.

В пассажирских салонах расположены десять туалетных кабин:
два туалета в вестибюле первого салона;
два туалета между салонами первого и бизнес класса;
шесть туалетов для 2-х салонов эконом класса.
Все туалетные кабины укомплектованы одинаковым санитарно/гигиеническим оборудованием, водо-вакумными туалетными системами, купольными светильниками, устройствами предупреждения и спасательными кислородными баллонами. Два туалета оборудуются для пользования инвалидами.

Буфетно-кухонные установки и туалеты обслуживаются единой системой водоснабжения и канализации.

Интерьер нижней палубы самолета Ил-96-400М

В самолете может быть оборудована нижняя палуба с зоной отдыха и развлечений пассажиров. В нижней палубе могут разместиться бар, тренажерный зал, душевые кабины, косметический салон, бизнес-центр, детская комната.
Одновременно создается дальнемагистральный грузовой самолет Ил-96-400Т, рассчитанный на перевозку грузов 92 тонны на расстояние 5100 км или грузов весом 40 тонн – на расстояние более 13 000 км.
Серийные самолеты Ил-96-400М/Т будут выпускаться на Воронежском авиационном производственном объединении.

В рамках проекта глубокой модернизации самолета Ил-96-400 НПО «Родина» направило в ОАО «Ил» предложение о разработке новых систем управления. Переговоры руководителей состоялись в рамках выставки AirshowChina в Чжухае.
Специально для «Ил» конструкторы НПО «Родина» создадут инновационные системы перемещения закрылков, управления стойкой, активного демпфирования, дистанционного управления и дистанционного управления по усилию. Системы помогут оптимизировать управление самолетом благодаря применению рулевых приводов и агрегатов нового поколения, отличающихся улучшенными параметрами работы, а так же меньшим весом и габаритами.
Впервые НПО «Родина» предлагает к применению инновационные электрические приводы, созданные на основе вентильного электродвигателя собственной разработки. Также полную модернизацию пройдут электронные блоки управления созданные НПО «Родина». Новые блоки будут полностью переведены на цифровой интерфейс, современную отечественную электронную базу и изготовлены по новейшим технологиям. Это позволит в несколько раз сократить вес и габариты оборудования, а также добавит новый функционал. Так, на судне появится возможность оперативного изменения рабочей программы блоков, осуществления гибкого процесса отладки систем на борту; сократится потребляемая мощность изделий.
Специально для Ил-96-400 специалистами НПО «Родина» будут созданы следующие системы.
• Система перемещения закрылков СПЗ8-01
• Система управления стойкой СУС15
• Система активного демпфирования САД1
• Система дистанционного управления СДУ4
• Система дистанционного управления по усилию САЗ4
Ранее НПО «Родина» уже осуществляло конструкторские разработки комплекса агрегатов и систем, их изготовление, стендовую отработку и поставки летных образцов на самолеты Ил-96-300. Всего было изготовлено 8 агрегатных систем, 68 гидроагрегатов и 18 электронных блоков.
Система перемещения закрылков СПЗ8-01
Вместо 4 блоков 6Ц.261 типоразмера 2К в системе будут установлены 2 блока 6Ц.270 типоразмера 1К каждый. Данные блоки выполняют функцию управления тормозами ТЭМ-4 системы аварийного затормаживания трансмиссии при рассоединении СУЭТ, включающей 2 блока БУТ5. Место, занимаемое блоками, сократится в 5 раз, а вес системы после модернизации составит 5.2 кг вместо 26 кг. Одновременно появится возможность оперативного изменения рабочей программы блоков, осуществления информативного и гибкого процесса отладки систем на борту, сокращения времени на сервисное обслуживание, исключится из питания напряжение 115В 400Гц. Реализация оптимального перемещения рабочих поверхностей в зависимости от условий полета (скорость, масса, высота) позволит, кроме обеспечения безопасности, сократить время набора высоты и работы двигателей на взлетном режиме.
Система управления стойкой СУС15
В состав системы входит блок БУС20, который будет заменен на блок БУС20-02. Преимущества последнего — меньший вес (около 0,8 кг), снижение напряжения питания на 115В 400Гц, сокращение потребляемой мощности, наличие нелинейной зависимости угла поворота стойки от угла поворота педалей. Также повысится точность настройки каналов с целью минимизации взаимного нагружения гидроцилиндров.
В случае необходимости возможна разработка цифровой системы на базе блока 6Ц.260М, который легко интегрируется в цифровую бортовую систему управления самолетом и имеет автоматизированный режим наземной настройки, глубокий контроль компонентов системы, возможность гибкого изменения программы на борту.
Система активного демпфирования САД1
В состав системы входит аналоговый электронный блок БУК25 и БВУУ. В рамках модернизации специалистами НПО «Родина» предлагается разработка цифрового блока габарита 1К, заменяющего по одному блоку БУК25 и БВУ, что позволит существенно повысить надежность и стабильность системы.
Система дистанционного управления СДУ4
Система включает блок управления БУК15 типоразмера 1К, который будет заменен на цифровой блок с целью значительного упрощения настройки системы, точности работы и удобства сопряжения с БЦВМ.
Система дистанционного управления по усилию САЗ4
Планируетсяпереработка системы управления с целью частичного перевода каналов с гидромеханического управления на ЭГРП типа РА100, РА110 с новыми встроенными цифровыми электронными блоками. Резервный гидромеханический канал остается отключенным в течениевсего полета,что позволит избежать изнашивания трансмиссии. Одновременно решится задача упрощения системы автоматической загрузки штурвала, а также снижения веса. Благодаря современным электрогидравлическим элементам системе понадобится минимум времени для перехода с отказавшего канала на исправный. Это позволит агрегатам работать в режиме резервирования с замещением.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Массовые характеристики:
• максимальная взлетная масса (т) 265,0
• пустого снаряженного (т): 122,30
• максимальная полезная нагрузка (т) 58,0
• общая емкость фюзеляжных топливных баков (л) 152620
Размеры:
• размах крыла (м) 60,105 – 61,115
• длина самолета (м) 63,939
• высота самолёта (м) 15,717
• площадь крыла (м2) 350
• угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град) 30
• диаметр фюзеляжа (м) 6,08
Тип, модель двигателя ТРДД, ПС-90А1
• количество двигателей 4
• тяга на взлётном режиме (MCA, H=0) (кгс) 4 х 17400
• расход топлива (тонн/час) 7,5
• степень двухконтурности 4,4
• соответствие нормам ICAO Прил.16, Гл.3
Крейсерская скорость (км/ч) 870
Дальность полета (км) при максимальной нагрузке – 10000 км
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м): 2700
Длина пробега (м) 1650
Высота полета (м) 9000 – 12000
Число мест:
Экипажа 3
Пассажирских
• одноклассная компоновка 436
• двухклассная компоновка 386
• трехклассная компоновка 315
Ресурс самолёта:
• календарный (лет) 20
• количество полётов 12 000
• количество лётных часов 60 000

Источники: www.vaso.ru, www.airlines-inform.ru, aviainteriors.ru, www.skycatalog.ru, litrus.net, toxa-avia.narod.ru, news.ngs.ru, НПО «Родина» и др.

ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-96-400М. НОВОСТИ

МОДЕЛЬ ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА ИЛ-96-400 НА МАКС-2011
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ 96-400Т
САМОЛЕТ-ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК ИЛ-96-400ТЗ
ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-96-300
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА