МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ 96-400Т
MAIN TRANSPORT AIRCRAFT IL 96-400T

Проект самолета Ил-96-400Т разработан в ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Широкофюзеляжный самолет Ил-96-400Т впервые был показан на авиасалоне МАКС-2007. В январе 2008 г. первый заместитель председателя правительства России Дмитрий Медведев вручил коллективу Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) сертификат на производство магистрального транспортного самолета Ил-96-400Т.
ИЛ 96- 400Т – магистральный транспортный самолет с 4-мя турбовентиляторными двигателями ПС 90А предназначен для коммерческих перевозок грузов общей массой до 92 тонн на авиалиниях протяженностью до 14000 км. Самоолет Ил-96-400Т производится на Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО).
Ил-96-400Т характеризуют:
• высокие технико-экономические характеристики самолета;
• наличие сформированной инфраструктуры по техническому обслуживанию самолета и двигателей, подготовленного
• летно-технического персонала для эксплуатации самолетов этого типа;
• конкурентные цены на самолет и двигатель по сравнению с зарубежными аналогами.
Самолет имеет две грузовые палубы: верхнюю и нижнюю. Максимальный взлетный вес самолета 270 т. Самолет соответствует требованиям Главы 4 Приложения 16 ИКАО по шуму на местности.
Герметичная часть фюзеляжа делится на две палубы. На верхней палубе расположены кабина экипажа, отсек для сопровождающих с буфетом и туалетом, грузовая кабина, на нижней палубе – 2 грузовых отсека (передний и задний), технический отсек. Грузы размещаются в герметизированной кабине объемом 776 м.кв.
Универсальная напольная система механизации с использованием стандартных погрузочных устройств и наземного оборудования позволяет производить погрузку поддонов и контейнеров на верхнюю палубу через грузовую дверь 4850х2875 мм по левому борту и на нижнюю палубу через грузовые двери 2690х1730 мм и 2690х1840 мм по правому борту.
На ИЛ 96 – 400Т используется модернизированный комплекс авионики российского производства с шестью жидкокристаллическими цветными многофункциональными дисплеями. В комплект бортового оборудования Ил-96-400Т входит шесть многофункциональных цифровых дисплеев, система автоматизированного пилотирования, международная навигационная система, система предупреждения столкновений, EGPWS и оборудование по обеспечению полётов в сложных условиях. Бортовой комплекс самолёта отвечает современным требованиям международного авиасообщения в Европе и Америке и позволяет эксплуатировать воздушное судно во 2-й категории ИКАО, включающей контроль скорости и автоматическую систему шумоглушения. В состав экипажа Ил-96-400Т входит 3 человека.
Универсальная напольная система, с использованием стандартных погрузочных устройств и наземного оборудования, позволяет производить погрузку поддонов и контейнеров на верхнюю палубу через грузовую дверь 4850 х 2875 мм по левому борту и на нижнюю палубу через грузовые двери 2690 х 1730 мм и 2690 х 1840 мм по правому борту.

27 сентября 2009 года Ил-96-400Т авиакомпании «Полет» приступил к выполнению своих первых коммерческих рейсов. Воздушное судно вылетело из аэропорта Домодедово в Якутск, где была произведена загрузка. Далее оно проследовало по маршруту «Шанхай – Новосибирск – Мюнхен».
Проект поставки Ил-96-400Т авиакомпании «Полет» был запущен в феврале 2009 года. В данный момент авиакомпанией уже получены два таких самолета, третий ожидается в октябре. Воздушное судно Ил-96-400Т введено в Сертификат эксплуатанта авиакомпании, сформированы профессиональные летные экипажи. Технический персонал прошел подготовку и обучение на новый тип воздушного судна. На базе аэропорта «Ульяновск» создана новейшая авиационно-техническая база по обслуживанию Ил-96-400Т.

17 ноября 2011 г. с аэродрома Воронежского акционерного самолетостроительного общества поднялся в первый полет новый широкофюзеляжный грузовой самолет Ил-96-400Т (серийный №01004). Эта машина, которая получит регистрационный номер RA-96104, построена на ВАСО по заказу лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» и станет четвертым грузовым Ил-96 в парке авиакомпании «Полет».
Эксплуатируемые в настоящее время три Ил-96-400Т получены «Полетом» в 2009 г. Первый из них (RA-96101) был переоборудован в течение 2004–2008 гг. из опытного грузового Ил-96Т №01001, изготовленного на ВАСО в 1997 г. с американскими двигателями PW-2337. В процессе переоборудования самолет получил новые пермские двигатели ПС-90А1 и модифицированный комплекс авионики российского производства. Второй Ил-96-400Т (№01002, RA-96102) поднялся в воздух в Воронеже 14 августа2007 г. Оба самолета первоначально предназначались для поставки авиакомпании «Атлант-Союз» по контракту с ИФК от 27 июня2005 г. и даже успели пройти окраску в цвета перевозчика. Однако в дальнейшем ныне уже несуществующая авиакомпания правительства Москвы решила отказаться от бизнеса грузовых авиаперевозок, а на уже построенные машины нашелся новый заказчик: 25 февраля 2009 г. был заключен контракт между ИФК и авиакомпанией «Полет», предусматривающий поставку трех Ил-96-400Т с опционом еще на три машины.
Сертификационные испытания Ил-96-400Т, проводившиеся на двух самолетах, завершились годом раньше: дополнение к сертификату типа Авиарегистр МАК выдал 7 апреля 2008 г. (базовый сертификат типа, на самолет Ил-96-300, получен еще 29 декабря 1990 г., а грузовой Ил-96Т с американскими двигателями и авионикой сертифицирован в России, а затем и в США в 1998-м).
Официальная передача головного борта RA-96101 авиакомпании «Полет» прошла в Воронеже 23 апреля 2009 г., а самолета RA-96102 – 1 октября того же года. Регулярные грузовые перевозки на Ил-96-400Т начаты «Полетом» 27 сентября 2009 г. В том же году ВАСО изготовило третий Ил-96-400Т (№01003, RA-96103), поступивший в парк компании 14 декабря 2009 г.
Четвертый Ил-96-400Т, вероятно, станет последним самолетом этой модификации, построенным в Воронеже. В свое время ИФК имела твердые контракты на 11 таких машин (пять – для «Атлант-Союза» и шесть – для «Аэрофлот-Карго»), реализовать которые не удалось. Кроме того, еще в 2006 г. лизинговая компания заявляла о заключении соглашений на десяток Ил-96-400Т для поставок в КНР, Сирию и Зимбабве, также не имевших практического воплощения. О других заказах на грузовые Ил-96 пока более ничего не известно. В то же время ВАСО еще продолжает постройку специальных версий Ил-96-300 для Управления делами Президента России. С их сдачей заказчику, по всей видимости, производство Ил-96 в Воронеже окончательно завершится.
Дальние перелёты для Ил-96-400Т стали уже обычным делом. В 2011 году через весь Тихий океан в Австралию было доставлено крупногабаритное авиационное оборудование. Грузовые лайнеры Ил-96-400Т также осуществляют регулярные рейсы, связывая Европу и Азию.
В октябре 2014 г. Воронежское акционерное самолетостроительное общество завершило работы по переоборудованию грузового самолета Ил-96-400Т №01004 (RA-96104) в специальную пассажирскую версию, получившую название Ил-96-400ВПУ. Они проводятся по заказу лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (собственник самолета) в интересах неназываемого пока государственного заказчика. В процессе переоборудования произведены доработки фюзеляжа и ряда бортовых систем самолета. В частности, заменены панели обшивки фюзеляжа вдоль бортов на содержащие вырезы под иллюминаторы, упразднен большой грузовой люк по левому борту, организовано несколько пассажирских дверей, включая люк-трап, заменен грузовой пол кабины и т.д.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлётная масса, кг 265000 – 270 000
Максимальная коммерческая загрузка, кг 92 000
Емкость топливных баков, л 150 000
Максимальный запас топлива, т 37,4
Длина, м 63,94 – 64,7
Размах крыла, м 60,105
Высота, м 15,717 – 17,3
Диаметр фюзеляжа, м 6,08
Площадь крыла, м² 350
Двигатели 4хТРДД ПС-90А1
Взлетная тяга двигателя, кгс 4 х 16000 – 17 400
Крейсерская скорость 830-870 км/ч
Высота полета, м 9 100–13 100
Практическая дальность полета с максимальной загрузкой, км 4500 – 5000
Максимальная дальность полёта, км 11 000 – 12300
Длина ВПП(МСА, Н = 0): взлет, м 3300
Длина разбега, м 2 020
Длина пробега, м 1 200
Часовой расх. топлива, кг/ч 8400
Расход топлива, г/ткм 113,0
Ресурс
• Календарный, лет • 20
• Количество полетов • 20 000
• Количество летных часов, ч • 60 000
Экипаж, чел. 6

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Длина грузовой кабины, м 44,24 – 44,9
Ширина грузовой кабины, м 4,8 – 4,88
Высота грузовой кабины, м 2,2 – 3,3
Объем грузовой кабины, м 3 776
Габариты грузовой двери, м 4,85 х 2,875

Источники: www.ilyushin.org, www.vaso.ru, www.take-off.ru, www.aex.ru, Время полёта май 2012, www.ato.ru, www.aviagrad.ru, avia.mvsm.ru и др.

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ 96-400Т НА МАКС-2011
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ 96-400Т НА МАКС-2009
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ 96-400Т НА МАКС-2007
ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ 96 – 400М
САМОЛЕТ-ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК ИЛ-96-400ТЗ
ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-96-300
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА