ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК JAGUAR (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРАНЦИЯ)
FIGHTER-BOMBER JAGUAR (UK, FRANCE)

01.12.2012
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ИНДИИ «ЯГУАР» РАЗБИЛСЯ НА СЕВЕРЕ СТРАНЫ
30 ноября. Истребитель-бомбардировщик «Ягуар» индийских военно-. воздушных сил разбился на северо-востоке страны, пилоту удалось катапультироваться, сообщает телеканал NDTV.
Как рассказал телеканалу представитель ВВС, самолет упал в горном районе штата Сикким. Катапультировавшийся пилот самолета, лейтенант Йогеш Ядав (Yogesh Yadav), получил травмы и был подобран местными жителями. Его жизнь вне опасности. О причинах крушения самолета пока не сообщается.
Это уже вторая катастрофа самолетов ВВС Индии за последние дни: в прошлую субботу истребитель МиГ-21 упал в штате Гуджарат на северо-западе страны, пилоту удалось спастись.
По информации местной прессы, на вооружении Индии стоят около 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» совместной разработки Франции и Великобритании, которые используются для нанесения ударов по наземным и морским целям. ВВС Индии планируют провести модернизацию этих самолетов, передает РИА Новости.

24.01.2014

22 января недалеко от деревни Бходжасар (район Биканер, провинция Раджастан) разбился истребитель-бомбардировщик Jaguar ВВС Индии, сообщает newindianexpress.com. Оба пилота успешно катапультировались, сообщил пресс-секретарь С. Д. Госвами (S D Goswami). При выполнении посадки на аэродром Нал пилоты обнаружили технические проблемы и приняли решение катапультироваться. Полиция сообщила, что человеческих жертв среди гражданского населения нет, их имущество не пострадало. Это первая катастрофа самолетов «Ягуар» в этом году.

03.08.2014

1 августа около Бхуджа в штате Гуджарат разбился истребитель-бомбардировщик Jaguar ВВС Индии, пилот успешно катапультировался, сообщает newindianexpress.com 2 августа. Эксперты полагают, что причиной крушения стала техническая неисправность, жертв на земле нет. Это вторая авария самолета данного типа в этом году. Предыдущая случилась 22 января в Биканере (шт. Раджастан), оба пилота также катапультировались и остались живы. В этом году потерпели катастрофы уже пять летательных аппаратов ВВС Индии.
Помимо этих двух аварий «Ягуаров», 28 марта недалеко от Гвалиора (шт. Мадхья-Прадеш) потерпел катастрофу новейший транспортный самолет С-130J, пять членов экипажа погибли. 27 мая под Сринагаром (шт. Джамму и Кашмир) потерпел катастрофу истребитель МиГ-21 Bison, летчик катапультировался и выжил, но на месте крушения самолета погибли семь сотрудников ВВС. Последняя катастрофа случилась 25 июля, когда недалеко от Лакхнау потерпел крушение легкий многоцелевой вертолет Dhruv.
Военный Паритет

03.10.2014
1 октября 2014 года недалеко от деревни Биббер разбился взлетевший с авиабазы Бхуджа истребитель-бомбардировщик Jaguar ВВС Индии, сообщает ZeeNews.
Пилот успел катапультироваться и не пострадал, место крушения самолета находится в 30 км от базы.
За последние три года ВВС потеряли восемь МиГ-21 различных модификаций, три МиГ-29, два Су-30МКИ, два Mirage-2000 и один МиГ-27МЛ.
Военный Паритет

30.05.2015
22 мая ВВС Индии провели успешный пуск противокорабельной ракеты (ПКР) Harpoon производства американской компании Boeing с борта истребителя-бомбардировщика Jaguar, сообщает Hindustan Times.
Пуск был произведен по мишени в Аравийском море, ракета пролетела расстояние 200 морских миль (370 км). «Ягуар» был из состава эскадрильи, размещенной на базе Лохегаон (Пуна). Официальный источник сообщил, что это был первый пуск ракеты этого типа с самолета-истребителя, модернизированного на заводе компании HAL.
В прошлом году ВМС Индии провели пуск ракеты с борта дальнего разведывательно-ударного самолета Boeing P-8I, наземная цель была уничтожена на расстоянии 124 км (124 km).
Военный Паритет

26.11.2016

Маршал авиации, начальник штаба ВВС Индии Р.К.С. Бхадауриа (RKS Bhadauria) выполнил полет на модернизированном истребителе-бомбардировщике Jaguar DARIN III Upgrade, сообщает «Военный Паритет». На втором сиденье находился летчик-испытатель.
После личной проверки маршал заявил, что самолет обрел начальный боевой статус, и поздравил всех причастных к программе с успехом. Самолет получил улучшенное программное обеспечение, аппаратные средства, открытую архитектуру электронного оборудования, радар управления огнем, твердотельную систему цифровой видеозаписи, радиовысотомер и систему опознавания.
По данной программе на объекте компании HAL модернизированы первые три «Ягуара» (DARIN III Standard).
Военный Паритет

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНДИИ

08.08.2017

В настоящее время ни один истребитель ВВС Индии не оснащен радаром с активной ФАР, который значительно увеличивает дальность обнаружения и количество одновременно сопровождаемых целей. Источники сообщаю, что первым типом такого самолета может стать истребитель-бомбардировщик Jaguar, модернизируемый по программе DARIN-III. Самолет будет оснащен радаром с АФАР производства израильской компании ELTA. Завершены наземные испытания, в течение недели возможен первый полет.
Индия выбрала эту компанию для оснащения 58 «Ягуаров», которые были приобретены в 1980-х годах. Кроме того, самолеты должны были получить новые двигатели Honeywell F-125N, но решение об их закупке уже более двух лет волокитится в министерстве обороны. В настоящее время «Ягуары» имеются на вооружении только ВВС Индии и Омана, в связи с чем возникают проблемы с поставками запчастей, поэтому Индия закупает 31 самолет этого типа во Франции в качестве источников запчастей.
Военный паритет

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНДИИ

06.06.2018

Истребитель-бомбардировщик Jaguar ВВС Индии во вторник потерпел крушение в штате Гуджарат на западе страны, передает телеканал NDTV.
Согласно его данным, самолет вылетел с авиабазы Джамнагар и совершал тренировочный полет. По предварительным данным, он упал на пастбище возле одной из деревень, пилот погиб.
«Сегодня около 10.30 утра (08.00 мск) разбился самолет Jaguar, выполнявший тренировочную миссию», — подтвердил официальный представитель оборонного ведомства Индии подполковник Маниш Оджха.
Другой представитель обороны сообщил изданию, что генштаб ВВС страны уже поручил сформировать специальную комиссию по расследованию случившегося.
РИА Новости

24.07.2018

ВВС Индии прилагают все усилия, чтобы поддержать в летном состоянии до 2034 года свой парк истребителей-бомбардировщиков типа Jaguar, сообщает www.militaryparitet.com 23 июля.
После того как Индия обеспечила себя 32 списанными французскими «Ягуарами», страна на этом не остановилась – ВВС Индии получили два учебных двухместных самолета из Великобритании с некоторыми запасными частями за символическую цену, Оман передает два самолета с восемью запасными двигателями бесплатно.
В настоящее время ВВС Индии остались единственным оператором «Ягуаров» в мире. Из более 550 произведенных машин более 160 были приобретены Индией, аналогичное количество было в ВВС Франции и Великобритании. В этих двух странах самолеты были выведены из состава ВВС.
Последняя партия «Ягуаров» была собрана на заводе компании HAL в конце 1990-х годов и все еще сохраняет значительный летный ресурс. Более того, ВВС Индии занимаются модернизацией этих самолетов – ведется установка бортового радара с активной ФАР LM-2052 израильского производства и модернизация двигателей Honeywell F125.
Военный паритет

ИНДИЯ ПОЛУЧИТ ИЗ ФРАНЦИИ «ЯГУАРЫ» И «МИРАЖИ»

14.11.2021

В рамках программы модернизации Darin III UPG для самолетов «Ягуар» будут закуплены 54 радара с активной ФАР EL/M-2052 израильской разработки, их лицензионное производство ведется компанией HAL. Ожидалось, что первая РЛС будет готова к установке на самолет к марту 2021 года.
ВВС Индии проявили интерес к истребителю-бомбардировщику Jaguar еще в 1968 году, когда самолет еще не был принят на вооружение стран-разработчиц – Франции и Великобритании. Через 10 лет Индия стала крупнейшим импортером самолетов этого типа, заказав в 1978 году первые самолеты на сумму 1 млрд долл США. Далее был подписан контракт на 120 самолетов под местным названием Shamsher (»Меч правосудия»).
Первые 18 самолетов были переданы из наличия ВВС Великобритании в аренду, вторая партия из 40 самолетов была построена на заводе в Уортоне (Великобритания). В Индии на заводе компании HAL построено 80 самолетов (собраны из европейских комплектующих).
Военный паритет


ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК JAGUAR

Самолет не сразу получил свое громкое название. Техническое задание, составленное в 1963 году по требованиям ВВС Франции, было ориентировано на разработку военного учебного самолета. В 1964 году ВВС потребовали от него выполнения также роли ударного тактического самолета. Из проектов фирм Breguet Aviation, Marcel Dassault, Nord Aviation, Sud Aviation и Potez были выбраны Breguet Br.121 и Dassault Cavalier, а к началу 1965 года лучшим признан Br.121. В то же время Royal Air Force проводили свой конкурс по замене 150 учебных самолетов Folland Gnat. Согласно требованиям главного штаба ВВС были представлены проекты Hawker Siddley HS.1173, Hunting H.155, ВАС P.45 и Folland Fo.147 (последние два с изменяемой геометрией крыла). Близость поставленных задач и опыт совместного производства сверхзвукового самолета «Конкорд» побудили к объединению усилий. Генштабы подписали соглашение 17 мая 1965 года, а совместное техническое задание было разработано фирмами ВАС и Breguet к сентябрю. Новую машину назвали Jaguar (Ягуар).
В мае 1966 года был образован консорциум SEPECAT (Европейское объединение по производству учебно-боевого тактического самолета), в рамках которого ведущие фирмы ВАС и Breguet разрабатывали сам самолет, а фирмы Rolls-Royce (Великобритания) и Turbomeca (Франция) – двигатель.
Истребитель-бомбардировщик Jaguar A англо-француского консорциума SEPECAT предназначен для нанесения ударов по наземным целям.
В основу конструкции закладывалось удобство полевой эксплуатации, причем все обслуживание основных узлов и агрегатов предполагалось без стремянок и спецприспособлений. На серийном самолете 282 лючка и панели заняли 30% поверхности.
Разработку крыла и оперения с хвостовым отсеком взяла на себя фирма ВАС, а фюзеляж был создан фирмой Breguet. Шасси поручили компании Messier (Франция) с участием Dowty (Великобритания). Двигатель создавался на основе проектов RB.172 фирмы Rolls-Royce и Т260 фирмы Turbomeca объединением RRTL (Rolls-Royce – Turbomeca Ltd). Производство размещалось на заводах в городах Тарно (Франция) и в Дерби (Великобритания), где в мае 1967 года на стенде был испытан прототип нового двигателя Adour RB.172/T260. Он был назван в честь реки, на которой стоит город Тарно.
Тем временем в ноябре 1966 года был утвержден натурный макет самолета и начато строительство 10 прототипов – 8 летных и 2 «на слом» – для наземных испытаний на прочность. 10 января 1968 года был оформлен заказ на 400 «Ягуаров»: 160 боевых и 40 учебных «спарок» для Франции, 165 боевых и 35 двухместных для Великобритании.
Стремясь получить новый самолет для оперативной поддержки с воздуха своего военного присутствия на «заморских» территориях, Франция построила больше прототипов и быстрее их облетала. В результате французские ВВС получили «Ягуары» на вооружение в 1972 году, тогда как британские – в 1973 г. В целом консорциум истратил на исследовательские и опытно-конструкторские работы свыше миллиарда долларов. Расчетная стоимость серийного самолета с 1966 по 1973 год увеличилась вдвое.
Полет французского варианта опытного одноместного самолета тактической поддержки Jaguar A состоялся 23 марта 1969 г., а двухместного тренировочного самолета Jaguar E – 8 сентября 1968 г. Англииский вариант одноместного самолета Jaguar S (GR Mk.1) впервые поднялся в воздух 12 октября 1969 г., а двухместный учебно-боевой самолет Jaguar B (T Mk.2) – 30 августа 1971 г. Первый полет экспортного варианта «Ягуар Интернэшнл» состоялся 16 августа 1976 г. Вариант «Ягуар Интернэшнл- в ВВС Индии известен под названием «Шамшер».
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапецевидным высокорасположенным крылом, имеет стреловидное хвостовое оперение, трехопорное убирающееся шасси с носовым колесом. Силовая установка французских модификаций состояла из двух ТВД Роллс-Ройс/Турбомека Adour Mk.102, а на английских устанавливались более мощные Adour Mk.104. Самолеты «Ягуар Интернэшнл» оснащались двигателями Adour Mk.804. Mk.811.
Самолеты Jaguar S и B оборудованы цифровой инерциальной системой навигации и прицеливания NAVWASS. ИЛС, лазерной системой наведения и измерения дальности. Jaguar A и E – доплеровской РЛС Decca RDN-72 (А), системой управления огнем CSF-121. лазерным дальномером TAV-38. «Ягуар Интернэшнл» – РЛС «TOMCOH-CSF» «Агав», лазерным дальномером «Ферранти-105». ИНС FIN1064 (на самолетах ВВС Омана), панорамным аэрофотоаппаратом Omera 40.
Самолеты «Ягуар»А и «Ягуар»Е оснащены двумя 30-мм пушками DEFA 553, созданной на базе германской системы MG213C, разработанной еще в годы второй мировой войны. Максимальная скорострельность – 1300 выст./мин, боекомплект – 150 снарядов на ствол. Ракетное вооружение – две УР класса «воздух-воздух» Матра 550 «Мажик», одна или две противорадиолокациопные ракеты Матра AS37 или ракеты класса «воздух-поверхность» AS30L. На четырех подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах внешней подвески возможно размещение до восьми ФАБ калибром 400 кг, до 11 – 250 кг или до 15-125 кг.
Производство всех модификаций «Ягуаров» шло без проблем, за исключением первой стадии, совпавшей с кризисом британской экономики 1972-73 годов. Чуть позже случился сбой поставок двигателей из-за нестыковок фирм Rolls-Royce и Turbomeca в производстве различных модификаций. На вооружение ВВС Франции Jaguar поступал в 1973-1981 гг. (200 самолетов). ВВС Англии – в 1974-1982 гг. (203).
В 1981 году после выполнения заказа на 165 машин RAF и нескольких самолетов для замен, производство «Ягуар» S (GR.Mk.1) было прекращено.
С декабря 1983 г. 75 английских «Ягуаров» были модернизированы в вариант GR Mk.1A. Установлена новая коллиматорная индикация, ИНС, радарный высотомер и дисплей с перемещаемой картой местности. Аналогичной модернизации подверглись 14 двухместных самолетов, которые стали обозначаться Jaguar T Mk.2A После войны в Персидском заливе модификация включала установку под гондолами двигателей световых ракет AN/ALE-40, усовершенствованной системы опознавания «свой-чужой», приемника системы оповещения о радиолокационном облучении, контейнеров для РЭБ.
«Ягуар Интернэшнл» закупали ВВС Омана, Эквадора, Нигерии и Индии. Впоследствии последняя наладила сборку «Ягуаров» из закупаемых комплектующих частей. К середине 1988 г. общее число проданных самолетов Jaguar всех модификаций достигло 573.
Первыми интерес к «Ягуарам» проявили Бельгия, Эквадор и Оман. Однако Бельгия выставила дополнительное условие – участие в производстве самолета, и в 1975 переориентировалась на лицензионный выпуск F-16 для стран НАТО. Эквадор и Оман заказали по 10 боевых «Ягуаров» и по две «спарки».
Формальный контракт был подписан в апреле 1979 г., контрактом предусматривалась поставка ВВС Индии 130 самолетов «Ягуар» с освоением лицензионного производства планеров и двигателей в Индии. Первые 40 самолетов должны были строиться в Англии на заводе фирмы «ВАе» в Уартоне, часть комплектующих для этих машин поставляли французские контрагенты.
Индийские «Ягуары» имели ряд отличий от британских. Самолеты 2-й партии в целом соответствовали «Ягуару» GR. Mk.l и оснащались таким же прицельно-навигационным комплексом. Двигатели «Адур-804Е» мало отличались от ТРД «Адур» Mk.l 04, которые ставились на британские «Ягуары» с 1978 г. В то же время индийские «Ягуары» 2-й партии получили надкрылье-вые пилоны для ракет воздух-воздух. Всего в рамках 2-й партии ВВС Индии получили 35 одноместных и пять двухместных «Ягуаров». Официально самолеты именовались «Ягуар» IS (одноместные) и «Ягуар» IT (двухместные), но вскоре самолеты получили национальное имя – «Шамшир», которое, впрочем, совершенно не прижилось.
Самолеты 3-й партии отличались от британских «Ягуаров» более радикально. На них ставились более мощные ТРД «Адур» Mk.811, да и электронный борт был построен иначе. «Ягуары» 3-й партии получили прицельно-навигационную систему DARIN индийской разработки, построенную вокруг французской инерциальной навигационной системы «Улисс» фирмы «Сажем».

СЕРИЯ:
«Ягуар» А – французский одноместный истребитель-бомбардировщик (первый полет серийного самолета – 20.04.72). Первая серия – 59 из общего заказа 160 машин.
«Ягуар» Е – двухместный учебный самолет для ВВС Франции (первый полет -2.11.71). Первый серийный самолет передан испытательному центру СЕАМ в мае 1972 года, после чего началось поступление в строевые части.
«Ягуар» В – двухместный учебно-тренировочный самолет (строевое обозначение RAF – Jaguar T.Mk.2 или Т.2, первый полет 22.03.73) для подготовки пилотов «Ягуар» S. Общий заказ – 35 самолетов для строевых частей и 2 – для школы испытателей ETPS. В отличие от «Ягуаров» S, самолеты Т.Мк.2 имели одну пушку ADEN слева, которая обычно снаряжалась неполным боекомплектом (60-90 снарядов).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
– пустого самолета 7000
– нормальная взлетная 11000
– максимальная взлетная 15500
Размах крыла, м 8,69
Длина самолета, м 16,42
Высота самолета, м 4,92
Площадь крыла, м2 24.00
Запас топлива, л
– внутренний 3337
– ПТБ 3 х 1200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Аdour Mk. 104
Тяга, кгс
– максимальная 2 х 2300
- на форсаже 2 х 3580
Максимальная скорость полета, км/ч:
- на высоте около 10 км 1700
- максимальная на высоте до 3 км 1320
Перегоночная дальность, км 4210
Боевой радиус действия, км 575-1315
Практический потолок, м 14300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:

две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
Максимальная боевая нагрузка – 4763 кг. на 5 узлах подвески.
8х 454 кг бомбы, 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 ПРУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic.
ПУ НУР 180х68 мм.

Источники: www.airwar.ru, airspot.ru, www.dogswar.ru и др.

ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ, ШТУРМОВИКИ ЕВРОПЫ
ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ, ШТУРМОВИКИ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ