РАКЕТНЫЕ ФРЕГАТЫ ТИПА JAMARAN (ИРАН)
MISSILE FRIGATES TYPE JAMARAN (IRAN)

25.11.2015

Новый эсминец «Саханд» («Sahand»), разработанный иранскими специалистами, будет спущен на воду уже к концу текущего года по иранскому календарю (до марта 2016 года). Об этом заявил командующий ВМС ИРИ контр-адмирал Хабиболла Сайяри, передало 20 ноября 2015 года агентство Iran.ru.
Как сообщается, «Саханд» является усовершенствованной модификацией 1400-тонного эсминца «Джамаран». Судно отличается лучшими физическими параметрами и оперативным потенциалом. В частности большей маневренностью, что позволяет кораблю быстрее изменять курс.
В носовой части главной палубы эсминца находится 76 миллиметровая автоматическая пушка «Фаджр-27», предназначенная для уничтожения надводных целей и воздушных объектов.
Отличие ракетного оружия «Саханда» заключается в использовании двух счетверенных установок противокорабельных ракет, управляемых СУО. Оборонные и наступательный потенциал судно примерно в два раза превышает потенциал «Джамарана».
http://www.korabli.eu


РАКЕТНЫЕ ФРЕГАТЫ ТИПА JAMARAN

Новые корабли для иранского флота, которые получили обозначения Jamaran строятся на иранских верфях и будут показаны общественности «в будущем». Проект Mowj – это фактически следствие реверс-инжиниринга иранцами фрегатов британской постройки проекта Vosper Mk 5 и модификации проекта под возможности иранской военной промышленности. На данный момент это самые крупные военные корабли, что были самостоятельно построены Ираном за его историю, их полное водоизмещение составляет около 1500 тонн.
Иран принял первый корабль типа «Джамаран» в феврале 2010 года, в иранском флоте он классифицируется как «эсминец», но на самом деле это плохо вооруженный корвет водоизмещением 1420 тонн и скоростью хода около 30 узлов. Основу его радиоэлектронного вооружения составляет «новейший радар». Но и здесь Иран перестарался, т.к. радар имеет параболическую антенну и поэтому, скорее всего, радар двухкоординатный.

Строящиеся в Иране фрегаты типа Jamaran (Moudge), представляют собой фактически модифицированные и упрощенные копии малых фрегатов британского экспортного проекта Vosper Mk 5 разработки шестидесятых годов, четыре единицы которых были построены в Великобритании по контракту 1965 года для ВМС Ирана как тип Saam (Alvand). Три из фрегатов проекта Vosper Mk 5 составляют ядро надводных сил ВМС Ирана по настоящее время (четвертый Sahand был потоплен американцами в 1988 году).

Корабль «Джамаран» проекта «Моудж» создан исключительно иранскими специалистами. По утверждениям иранских властей он стал технологическим прорывом в военной промышленности Исламской Республики.
Заявляется, что эсминцы проекта «Моудж» являются многоцелевыми быстроходными боевыми кораблями, которые способны вести одновременно борьбу с подводными лодками, летательными аппаратами и кораблями противника в условиях радиоэлектронной борьбы.
Программа Moudge разработки иранской копии этих кораблей была начата в 1997 году, и головной иранский фрегат Jamaran (бортовой номер «76″) был начат постройкой в Бендер-Аббасе на побережье Персидского залива около 2003 года. Корабль был спущен на воду в 2007 году и передан ВМС Ирана 19 февраля 2010 года.

17 июля 2014 года на Каспийском море выходом из Бендер-Энзели начались заводские ходовые испытания самого крупного иранского боевого корабля на Каспии за всю историю – завершенного постройкой на иранском судостроительном предприятии Shahid Tamjidi Marine Industries (STMI) фрегата Damawand (ранее ему ошибочно приписывалось название Velayat – по другим данным, он переименован на этапе достройки). 22 и 25-26 июля корабль совершил очередные выходы в море на испытания. Это второй фрегат иранской постройки типа Jamaran (программа Moudge, или Mowj – موج – «Волна»).
Строительство второго фрегата (нынешнего Damawand) было начато 23 февраля 2007 года на STMI в Бендер-Энзели на Каспии. Фрегат Damavand назван в честь вулкана «Демавенд» в прикаспийской провиниции Мазендеран, являющегося самой высокой точкой Ирана – 5610 метров над уровнем моря. Корабль был спущен на воду 17 марта 2013 года. 17 июля 2014 года начались его заводские ходовые испытания. Второй корабль Damawand имеет конструктивные отличия от головного фрегата Jamaran. Кроме того, в Бендер-Аббасе с 2010 года ведется постройка третьего корабля данного типа, унаследовавшего название (Sahand) и бортовой номер (»74″) фрегата, погибшего в 1988 году, а по последним данным, там была произведена закладка еще двух кораблей.
Корабль оборудован вертолетной площадкой, но не имеет ангара. На корме не видно присутствия системы подъема и опускания антенны гидролокатора, поэтому, вероятно, корабль не располагает буксируемым сонаром, что значительно снижает их способность бороться с подводными лодками.
В ноябре 2014 года командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайяри (Habibollah Sayyari) заявил, что эсминцы класса Jamaran собственной постройки будут оснащены радарной системой с фазированной антенной решеткой. «Проекты по оборудованию эсминцев класса «Джамаран» радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой Asr (Era) находятся в стадии реализации», сказал контр-адмирал Сайяри агентству Tasnim на 20-й выставке печатных и информационных агентств в Тегеране.
Радар Asr был впервые представлен иранским флотом год назад. 3-диапазонная РЛС с ФАР способна обнаруживать цели на дальности до 200 км, одновременно сопровождать до 100 воздушных и надводных целей.

9 марта 2015 года состоялась торжественная церемония принятия в состав ВМС Ирана самого крупного иранского корабля на Каспийском море легкого фрегата Damavand проекта Mowj. Основное вооружение фрегата Damavand составляют 4 ПУ ПКР Noor\Ghader (иранская копия C-802 и ее модернизированный вариант с увеличенной дальностью), 2 ПУ зенитных ракет Mehrab (копия SM-1), 2х3 324-мм торпедных аппарата, 76-мм АУ Fajr 27 (копия итальянской Oto Melara 76/62 Compact), 40-мм АУ Fath (копия Bofors L/70) и 2 легкие одноствольные 23-мм установки. Состав и размещение вооружения у фрегата Damavand несколько отличается от фрегата Jamaran.
Сейчас в Бендер-Аббасе строится третий корабль этого проекта.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 1420 – 1500
Длина, м 94,5 – 95
Ширина, м 11,1
Осадка, м 3,2 – 3,25
Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизельная, два дизеля и четыре дизель-генератора
Мощность ГЭУ, л.с. 2 х 10000
Скорость полного хода, узл. 30
Экипаж, чел. 140

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное ударное:
• 4 х ПКР Noor (аналог C-802)
Зенитное ракетное:
• 4 × зенитный ракеты типа Fajr
Артиллерийское:
• 1×1 76-мм артустановка Fajr 27 (аналог 76 Melara / Mk75)
• 1х1 40-мм артустановка Bofors copy
• 2х1 20-мм артустановки Oerlikon
Торпедные аппараты
• 2 х 3 324 мм ТА
Авиационное:
• Вертолет типа Bell 212 ASW
• ВППл

Источники: www.militaryparitet.com, bmpd.livejournal.com, Александр Карпенко «Каспий: в ожидании…чего?», агентство «Tasnim», warsonline.info, en.wikipedia.org, Tasnim News Agency, Военный Паритет, imp-navigator.livejournal.com и др.

ЯДЕРНАЯ И ВОЕННАЯ ПРОГРАММА ИРАНА