КРЕЙСЕР-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ R 97 JEANNE D’ARC (ФРАНЦИЯ)
CRUISER-HELICOPTER R 97 JEANNE D’ARC (FRANCE)

Идея строительства специализированных вертолетоносцев пришла в головы ученых в 1950-е гг. Этому способствовало то обстоятельство, что вертолет, как летательный аппарат нового типа, зарекомендовал себя как универсальное техническое средство, пригодное для решения как транспортных, так и боевых задач. В частности, успехом увенчались первые опыты по использованию вертолетов для высадки морских десантов и для борьбы с подводными лодками. Особенно важным свойством вертолета для кораблей было необходимость иметь сравнительно небольшие взлетно-посадочные площадки благодаря его вертикальному взлету.
Тогда исследования в этом направлении велись во многих странах мира, включая Францию, Италию и Советский Союз. Именно этим трем странам в дальнейшем удалось творческие фантазии исследователей и конструкторов воплотить в реальной жизни и оснастить корабли своих флотов крейсерами-вертолетоносцами.

К проектированию будущего крейсера-вертолётоносца во Франции приступили в середине 1950-х годов. Первоначально речь шла об относительно простом и недорогом корабле, предназначенном для замены устаревшего и изношенного учебного крейсера«Жанна д’Арк». Однако в дальнейшем проект был радикально пересмотрен и преобразован в многоцелевой Проект нового корабля – вертолетоносца получил кодовое обозначение РН-57. К тому времени, по проекту, корабль был способен выполнять функции, как учебного корабля, так и противолодочного и десантного вертолётоносца.
Корабль решили строить в 1957 г., когда расходы на его создание были включены в бюджет страны. Закладка корабля – вертолетоносца ПЛО под названием La Resolue состоялась 07.07.1960 г. на военно-морской судоверфи арсенала в г. Бресте. Корабль был спущен на воду 30.09.1961 г. и вступил в строй 30.06.1964 г., а 16.07.1964г. получил новое обозначение R 97 Jeanne d’Arc.
Крейсер предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок силами базирующейся на нем эскадрильи противолодочных вертолетов и во взаимодействии с другими противолодочными кораблями. Крейсер-вертолетоносец может быть использован также в качестве учебного или десантного.
По проекту вертолетоносец имел полное водоизмещение в 13000 т, на нем могли базироваться 8-15 тяжелых вертолетов ПЛО, на корабле предусматривались помещения на 700 человек десанта. Корпус корабля по своим основным конструктивным решениям аналогичен корпусу легкого крейсера ПВО С 611 Colbert. Корпус сделан из стали и разделен водонепроницаемыми переборками на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. Посадочная площадка длиной 70 м и шириной 26 м была расположена на крыше ангара. Под полетной палубой находится ангар размером 5 х 20 х 36 м. Для подачи вертолетов на полетную палубу корабль оборудовали палубным лифтом. По проекту вооружение корабля должно было включить зенитно-ракетный комплекс «Мазурка» с одной спаренной пусковой установкой в носу и четыре одноствольные 100-мм автоматические артустановки.
Корабль вступил в строй в 1964 году, с этого момента он используется в качестве учебного. Он в дальнейшем получил наименование R97 «Жанна д’Арк».

Первоначально крейсер хотели оснастить мощным 305-мм реактивным бомбомётом производства шведской компании «Бофорс», затем решили заменить его на спаренную пусковую установку ЗРК средней дальности «Масурка». Однако зенитно-ракетный комплекс «Мазурка» не прижился на крейсере (осталось только место для размещения ПУ), остальное проектное вооружение оставалось долгое время практически в неизменном составе.
На корабле проходят практику выпускники военно-морских училищ Франции. В мирное время на борту обычно имеет 6 вертолетов типов Аlouette III, Puma, Gazelle. Во время войны он может использоваться в качестве многоцелевого корабля. После небольшого дооборудования крейсер может применяться как десантный вертолетоносец. Тогда авиагруппа корабля составит 8 вертолетов типов Super Frelon, Super Puma или Lynx.

В процессе эксплуатации крейсер «Жанна д’Арк» проходил модернизацию, на корабле усовершенствовали радиоэлектронное вооружение и в 1975 году его оснастили ракетным комплексом Exocet («Экзосет») с двумя встроенными пусковыми установками с противокорабельными ракетами ММ 38, с дальностью стрельбы до 42 км. После чего корабль стал ракетным, он получил возможность бороться и с крупными надводными кораблями противника.

Кроме этого вооружение крейсера состоит из четырех одноствольных 100-мм автоматических артустановок с тремя радиолокационными системами управления огнем DRBC 32А, двух 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов. Экипаж 506 чел (из них 33 офицера), 13 преподавателей и 150 курсантов. В военное время возможен прием на борт 700 морских пехотинцев с носимым оружием. Для их доставки на берег, кроме вертолетов, предусматривается возможность приема на шлюпбалки двух десантных катеров типа LCVP.
Корабль оснащен модульным постом обработки информации, компьютерной системой контроля за тактической обстановкой и комбинированным центром управления десантными операциями.

В мае 2004 года Санкт-Петербург с визитом посетил французский учебный вертолетоносец Janne d’Arc. При посещении Санкт-Петербурга на крейсере «Жанна д’Арк» кормовые две 100-мм пушки отсутствовали (вероятно они были демонтированы), на полетной палубе было выставлено четыре вертолета: два типа Аlouette III и два типа Dauphin. Предполагалось, что корабль будет находиться в составе ВМС Франции до 2010 г. и выполнять возложенные на него функции учебного корабля.

До конца сентября 2014 года выведенный из состава французского флота крейсер-вертолетоносец и учебный корабль Jeanne d’Arc (R 97) должен быть отбуксирован из Бреста, где он сейчас находится, в Бордо для разделки на мощностях компании Bartin Recycling et Petrofer Société Nouvelle. В настоящее время корпус корабля именуется Q 860.
В течение четырех-шести месяцев в Бордо будет происходить разборка внутренних помещений корабля, а затем корпус будет поставлен в сухой док для окончательной разделки. После окончания работ на Q 860 его место на разборке займет списанное судно Q 683 (бывший крейсер С 611 Colbert, списанный еще в 1991 году, и до 2006 года использовавшийся в качестве корабля-музея).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное 10575
- полное 13270
Длина, м:
- по ватерлинии 172
- максимальная 182
Ширина, м 24
Осадка, м 7,30
Главная энергетическая установка (ГЭУ) двухвальная, котлотурбинная, состоит из 4 котлов и двух паровых турбин
Общей мощность ГЭУ, л.с. 40000
Общая мощность электро-генераторов, кВт 4400
Запас топлива, т:
- корабельного 1360+ авиационное топливо
Скорость полного хода, уз. 26,5
Дальность плавания, миль:
- наибольшая 6800 миль (16 уз.),
- полным ходом 3000 миль
Экипаж, чел. 627 (в том числе 31 офицер, 182 младших офицера, 414 матросов)
Курсанты, чел. 140
Десант, чел. До 700 (при проведении десантных операций)

ВООРУЖЕНИЕ:

Авиационное вооружение:
• 8 вертолетов различных типов (Super Frelon, Dauphin, Lynx),
• в учебных походах базируются 4 вертолета «Дофин».
• Полетная палуба 61×21 м,
• Подпалубный ангар размером 20 х 36х5 м
• Вертолетоподьемник 1х 12 т
Артиллерийское вооружение:
• 2 х 100-мм артустановки 1953
• 4 х 12,5-мм пулемета
Ударное ракетное вооружение:
• 6 х ПКР MM38 «Exocet»
Десантное вооружение:
• В состав высадочных средств крейсера входит 2 десантно-высадочных катера типа LCVP
Радиоэлектронное вооружение:
• 2 навигационных РЛС Racal Decca 1226,
• РЛС обнаружения надводных и воздушных целей Thomson-CSF DRBV 51,
• РЛС обнаружения воздушных целей Thomson-CSF DRBV 22D,
• 3 РЛС управления огнем Thomson-CSF DRBC 32A/B
• средства РЭБ, ПУ пассивных помех AMBL 2A Syllex
Гидроаккустическое вооружение
• подкильная ГАС Thomson-CSF DUBV 24C

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 20.09.2014

Источники: А.В.Карпенко «Жанна д’Арк» в Петербурге или последние из крейсеров-вертолетоносцев еще в строю», ВТС «Бастион», Шунков В.Н., Справочник «Авианесущие корабли и морская авиация», bmpd.livejournal.com, Mer et Marine, ship.bsu.by, http://www.quickiwiki.com и др.

«ЖАННА Д’АРК» В ПЕТЕРБУРГЕ ИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ИЗ КРЕЙСЕРОВ- ВЕРТОЛЕТОНОСЦЕВ ЕЩЕ В СТРОЮ
КРЕЙСЕР-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ R 97 JEANNE D’ARC В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, МАЙ 2004 ГОДА