БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК JL-1 (КИТАЙ)

BALLISTIC MISSILE SUBMARINES JL-1 (CHINA)

Работы по первой морской баллистической ракете Julang-1 (JL-1) были начаты в Китае в 1967 году.
С середины 1970-х гг. Китай делает ставку как на развитие ракетно-ядерных средств наземного базирования, так и на создание баллистических ракет подводных лодок. При этом основные усилия сосредоточены на увеличении дальности стрельбы, мощности заряда, повышении точности наведения боеголовок на цель.
Julang-1 (JL-1) это первая китайская твердотопливная ракета такого класса, стартовый вес около 14 т. Двухступенчатая JL-1, выполненная с последовательным расположением ступеней. В качестве маршевых используются РДТТ с зарядами из смесевого топлива.
Ракета имеет дальность полета около 1700…1800 км и несет на себе отделяемую головную часть мощностью до 250…350 Кт. БРПЛ имеет две твердотопливные ступени, система управления инерциальная.

БРПЛ имеет инерциальную систему управления, характеристики которой позволяют доставлять моноблочный ядерный заряд к объекту поражения с точностью стрельбы (КВО) в пределах 400 м.
Ракетная стрельба обеспечивается системой управления ракетным оружием Type 921-A и системой тактической обстановки ПЛАРБ. Старт ракеты производится из подводного положения с глубины до 25 м.
Крупным достижением китайских специалистов является разработка, строительство и ввод в боевой состав первого подводного ракетоносца «Дацингюн», получившего в США название Xian («Ся») проекта 092. ПЛАРБ является развитием китайской атомной торпедной подводной лодки проекта 091. Ракетоносец входит в состав 9-го подводного флота Народно-освободительного флота КНР. По своим ТТХ китайская ПЛАРБ близка к первому американскому ракетоносцу «Джордж Вашингтон», но имеет внешние сходство с французскими ПЛАРБ первого поколения. Водоизмещение в надводном положении 6500 тонн. ПЛ проекта 092 имеет полуторакорпусную конструкцию с одним валом и развитой надстройкой. В районе ракетного отсека прочный корпус имеет цилиндрическую форму. Главная энергетическая установка АПЛ ядерная с одним водо-водяным реактором мощностью 90 МВт. Подводная лодка имеет один вал с малошумным винтом и полное электродвижением.
Скорость хода в надводном положении 22 узла, в подводном – 20 узлов. Вооружение – 12 БРПЛ «Цзюлан-1», 6 533-мм торпедных аппаратов, приспособленных для стрельбы противолодочными торпедами Yu-3 (аналог советской торпеды СЭТ-65Э). Экипаж – 140 человек. Освещение подводной обстановки обеспечивает гидроакустический комплекс, вероятно созданной при участи французских фирм.
Скрытность обеспечивается использованием для шумоизлучающих механизмов специальной амортизации. В тоже время понятно, что уровень скрытности китайской ПЛАРБ на много уступает зарубежным аналогам.
Китайская программа создания морского стратегического компонента испытывает серьезные трудности в создании как атомных ракетоносцев (одна из причин низкая надежность ядерного реактора), так и баллистических ракет для них. С 1989 г. ВМС Китая имеют на вооружении один подводный ракетоносец класса «Ся», приписанный к военно-морской базе Цзяньгэчжуан. Корабль был заложен в 1978 году на верфи в г.Хулидао и спущен на воду 30 апреля 1981 г. По внешнему виду китайская ПЛ напоминает советскую ПЛАРБ пр. 667АМ. На ПЛ класса «Ся» размещается 12 моноблочных ракет JL-1 «Цзюйлан-1» («Гигантская волна»).

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Тип ПЛАРБ

Golf-class (проект 629)

Проект 092 «Ся»

Верфь-строитель

г.Далиан

г.Хулидао

Год вступления в строй

1964

1987

Число в серии

1

1-2 (?)

Водоизмещение, т:

  • нормальное

2350

6000

  • подводное

2950

6500-7000 (8000)

Запас плавучести, %

Длина,м

98

113,0-120

  • Ширина, м

8,6

10,0

  • Осадка, м

6,6

8,0-10,0

ГЭУ

Дизель-электрическая

АЭУ

Мощность ГЭУ, л.с.

6000

20000

Скорость, узл.:

  • надводное

17

  • подводное

13

22-23

Дальность плаванья (скорость хода, узл.), миль

6000 (15)

Рабочая глубина погружения, м

Более 300

Число х тип БРПЛ

2 х JL-1 «Цзюйлан-1»

12 х JL-1 «Цзюйлан-1»

Число торпедных аппаратов

10 х 533 (6 – носовых, 4 – кормовых)

6 х 533

Боезапас торпед

Типа Yu-3

АСБУ

Type 921-A

Автономность, суток

Экипаж, человек

86 (12 офицеров)

140

Ракета прошла летные испытания в период 1981-1984 гг. Первый пуск ракеты с подводного стенда состоялся 30 апреля 1982 г. в Желтом море возле Хулудао. Первый подводный пуск с борта опытовой ПЛ (пр. 629, борт. № 200) состоялся 1 октября 1982 г., но неудачно – после выхода из воды ракета самоликвидировалась. Второй запуск с морской установки на основе модифицированной советской подлодки класса «Гольф» состоялся 12 октября 1982 г., он был удачным. В последующем, в 1983 г., с ПЛ № 200 было осуществлено еще два пуска «JL-1″ , но неудачно.

Первый пуск ракеты JL-1 с ПЛАРБ «Ся» (»Xia») состоялся в 1985 году, он был не удачным. Первые же удачные пуски состоялись 15 и 27 сентября 1987 г. Еще успешный пуск с ПЛ был произведен 27 сентября 1988 года. В 1988 году ракета была принята на вооружение.

Планы развития морской составляющей СЯС предусматривают строительство 4-6 субмарин, каждая из которых должна иметь 16 пусковых установок для новых ракет, в будущем, возможно, с РГЧ ИН. Впрочем, аналитики полагают, что китайские специалисты пока не смогли решить всех проблем подводного атомного флота, включая создание надежных реакторов и систем подводного старта ракет. Поэтому подводный ракетоносец остается в ВМС Китая в единственном числе и практически не покидает акваторию прибрежных морей, как и пять ударных атомных подводных лодок типа «Хань». Степень боеготовности ПЛАРБ оценивается специалистами низкой.
Подводный ракетоносец типа 092 («Дацингюн» или «Ся»). Бортовой номер 406 был заложен в 1978 году на верфи Хулудао. В боевом составе ВМС находится с 1987-1989 гг. В 1995-1998 гг. находился на модернизации на верфи Хулудао (очевидно, в связи с установкой модифицированных БРПЛ). Единственный успешный подводный пуск ракеты «Цзюлан-1» состоялся 27 сентября 1988 г. Вторая ПЛАРБ была спущена на воду в 1982 году. При строительстве АПЛ, по-видимому, возникли серьезные трудности, т. к. начатое серийное строительство этих АПЛ д так и не началось. Есть информация, что одна ПЛАРБ класса «Ся» погибла при аварии.

Проводились работы по возможности перевооружения ПЛАРБ проекта 092 модернизированными ракетами JL-1A с увеличенной дальностью стрельбы. В 1998-1999гг. ПЛ прошла модернизацию с перевооружением на ракеты JL-1А . Твердтопливная ракета JL-1A имела стартовую массу 14,7 тонн, длину 10,4 м, дальность стрельбы от 1700 до 2500 км и моноблочную боевую часть.
Дальнейшим развитием морского баллистического ракетостроения Китая является БРПЛ «JL-2″ разрабатываемая для оснащения перспективной ПЛАРБ пр. 094.
В середине 1990-х гг. началось перевооружение подлодки «Ся» на ракеты «Цзюлан-2» – морской вариант «Дунфэн-31» с увеличенной дальностью полета (до 8.000 км) и повышенной точностью доставки боеголовки к цели.
Номинально ПЛАРБ проекта 092 до сих пор находится в составе ВМС НОАК, хотя по большинству оценок не является боеготовым кораблем.
.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТ

Характеристики

«Цзюлан-1″ (JL-1)

«Цзюлан-1″ (JL-1А)

Состояние

на вооружении с 1988 года

на вооружении с 1998-1999 гг.

Код НАТО

CSS-N-3

CSS-N-3

Фирма-разработчик

Academy of Rocket Motors Technology – ARMT

Фирма-изготовитель

Дальность стрельбы, км

1700-1800 (до 2150)

Более 2700-3600

Точность стрельбы (КВО), м

1000-1300

Система наведения

инерциальная

инерциальная

Число ступеней

2

2

Длина, м

9,8-10,7

9,8

Диаметр, м

1,35-1,4 (1,5)

1,35

Стартовый вес, т

13,8-14,7

13,8

Тип топлива

твердое

твердое

Тип головной части

термоядерная

термоядерная

Число ББ

1

1

Мощность заряда, Мт

0,25-0,35 (до 0,5)

1,25-2

Тип старта

Подводный с 25 м

Подводный с 25 м

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 03.06.2019

Источники: А.В.Карпенко «Ракетно-ядерное оружие и ракетно-космические программы Китая». Рукопись, bmpd.livejournal.com, lemur59.ru и др.

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ТИП 092 XIA (КИТАЙ)
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК JL-3 (КИТАЙ)
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК JL-2 (КИТАЙ)
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ