САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК KC-135 STRATOTANKER (США)
TANKER AIRCRAFT KC-135 STRATOTANKER (USA)

08.06.2018

Для участия в военных учениях во Львов прилетели пять самолётов-топливозаправщиков KC-135 Stratotanker ВВС США, сообщают украинские СМИ в пятницу, 8 июня.
Отмечается, что четыре самолёта KC-135 Stratotanker осуществили посадку в Международном аэропорту «Львов» 1 и 2 июня. Ещё один такой самолёт прилетел 7 июня.
Вместе с самолётами во Львов прибыло около 150 человек персонала.
Американские самолёты прилетели во Львов с нескольких авиабаз: RAF Mildenhall (Великобритания), McConnell AFB (Канзас, США), Beale Air Force Base (Калифорния, США) и базы Национальной гвардии США в Иллинойсе.
Развёртывание KC-135 в Украине — это часть американской стратегии защиты европейских союзников, укрепление безопасности в Восточной Европе и улучшение военного взаимодействия между странами-членами НАТО и партнёрами.
Самолёты KC-135 Stratotanker будут принимать участие в учебных миссиях с 4 по 16 июня. Их используют для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков.
rusvesna.su

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА


САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК KC-135 STRATOTANKER

Boeing KC-135 Stratotanker — это четырехдвигательный реактивный специализированный многофункциональный военно-транспортный самолет, который был спроектирован в начале 1950-х годов. Самолет-заправщик KC-135A компании Boeing предназначался для дозаправки топливом в воздухе самолетов тактической и стратегической авиации.
Самолёт KC-135 разрабатывался прежде всего для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52, для чего была разработана дистанционно-управляемая телескопическая штанга длиной до 14,3 метра. Первоначально предусматривалась перекачка около половины бортового топлива танкера (43,5 т).
Первый опытный серийный KC-135, созданный на базе Boeing 367-80 и элементов конструкции 707 взлетел в августе 1956 года. Поставки для Стратегического командования ВВС США, на авиабазу Castle в Калифорнии, были начаты в июне 1957 года. В дальнейшем самолёт глубоко модернизировался, с заменой двигателей и бортовых систем, что значительно повысило его характеристики.
KC-135 — это четырехдвигательный реактивный самолет, построенный по нормальной схеме с низкорасположенным (низкоплан) двухлонжеронным крылом и однокилевым оперением. Механизация крыла включает в себя двухщелевые закрылки и носовые корневые щитки. Управление креном безбустерное, осуществляется при помощи элеронов, расположенных на конце и на полуразмахе крыла, а также интерцепторов, которые также выполняют на самолете роль воздушных тормозов. Изначальный ресурс планера составлял 13 000 часов, но в 1975-1988 годах проводились работы по замене обшивки нижней поверхности крыла с целью доведения ресурса планера до 40 000 часов и продления срока эксплуатации самолетов минимум до 2020 года. Самолет оснащен трехопорным шасси с гидравлической системой уборки-выпуска. Основные стойки оснащаются четырехколесными тележками, носовая стойка шасси двухколесная, выполнена управляемой.

Фюзеляж самолета KC-135 типа полумонокок с поперечным сечением в форме двух пересекающихся окружностей. Кабина экипажа трехместная, в основной кабине можно было разместить грузы массой до 22,6 тонн, а также до 80 человек десанта. С левого борта была сделана грузовая дверь, имеющая размеры 2,89х1,98 метра. Экипаж самолета-заправщика попадал внутрь машины через открывающийся вниз-вперед люк, оснащенный выдвижной стремянкой. Он был расположен с левой стороны перед носовой стойкой шасси. «Пассажиры» попадали внутрь самолета через грузовую дверь, которая могла открываться вверх практически на 180 градусов. В проеме этой двери можно было установить складной кран, что позволяло в случае необходимости загружать негабаритные грузы без использования наземной техники. В частности на самолете можно было легко загрузить запасной двигатель, который мог пригодиться при размещении самолетов на передовом аэродроме.
В хвостовой части фюзеляжа была оборудована кабина оператора системы заправки с окном обзора задней полусферы. В исходном положении данное окно закрыто обтекателем, убирающимся в фюзеляж самолета. Под фюзеляжем за носовой стойкой шасси были расположены два ряда сигнальных огней — «светофоров», которые оповещали пилота заправляемой машины о ходе перекачки топлива. Также первоначально вдоль «брюха» самолета-заправщика размещалась полоса ядовито-желтого цвета, которая должна была помочь пилоту заправляемого самолета точно выдерживать курс в момент заправки.
Исходный вариант самолета-заправщика KC-135A оснащался четырьмя двигателями Пратт-Уитни J57-PW-59, которые располагались на подкрыльных пилонах. На версии KC-135R на самолете появились двигатели CFM F108-CF-100, обладающие увеличенной тягой (9985 кгс) и повышенной на четверть экономичностью. Версия самолета KC-135R по сравнению со своим предшественником KC-135A, по информации фирмы Боинг, получила большую взлетную массу (146,3 тонны) и способна передавать на 65% больше топлива на удалении в 2775 км от аэродрома базировании и на 150% больше топлива на удалении в 4630 км. При этом была сокращена взлетная дистанция самолета, которая составляет теперь 2620 м. Помимо этого удалось добиться снижения максимального шума при взлете — со 126 дБ до 99 дБ.

Самолет KC-135 изначально создавался для расширения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52. Для этих целей была создана дистанционно-управляемая телескопическая штанга, обладавшая длиной 14,3 метра. Изначально предусматривалась перекачка примерно половины бортового топлива танкера (43 500 кг). Поставки новых самолетов в Стратегическое авиационное командование (SAC) USAF на авиабазу Castle в Калифорнии начались уже в июне 1957 года. В дальнейшем самолеты планово подвергались модернизации, что существенно повышало их эксплуатационные характеристики.
Всего за время производства с 1955 по 1965 годы было построено 820 самолетов KC-135 различных типов.
На базе KC-135 были созданы разнообразные модификации: разведчики, разведчики радиоэлектронных средств противника, разведчики погоды, самолёты для научных исследований, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, бомбардировщиками, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, перевозки командования вооружённых сил США.

В 1982 году была разработана модификация KC-135R, которая получила увеличенный запас топлива и новые двигатели, а также вторую вспомогательную силовую установку, новое усиленное шасси и модернизированное бортовое оборудование. В 1984 году в США начался процесс переоборудования всех ранее выпущенных самолетов KC-135A по стандарту KC-135R. 11 таких переоборудованных машин в 1985-1988 годах были переданы Франции, где получили обозначение KC-135FR.
На самолете KC-135R топливо размещается в крыльевых баках и двух отсеках, находящихся под полом основной кабины общей емкостью 118 240 литров. В хвостовой части фюзеляжа расположен небольшой резервный бак на 3800 литров топлива. Заправка самолетов в воздухе производится оператором при помощи телескопической штанги, находящейся в хвостовой части фюзеляжа самолета. С помощью данной штанги может дозаправляться один самолет, скорость перекачки топлива 3400 л/мин. Возможно использование внутрифюзеляжного топливозаправочного агрегата с гибким шлангом. В полете заправочная штанга прижимается снизу к фюзеляжу.
Длина телескопической штанги для заправки меняется от 8,5 метров в сложенном положении до 14,3 метров в полностью выпущенном состоянии. Штанга может управляться оператором в двух плоскостях при помощи двух аэродинамических рулей, оснащенных гидроприводом. Она отличается следующими углами отклонения: в вертикальной плоскости -20…-40 градусов, в горизонтальной плоскости 15…-15 градусов или 20…-20 градусов. Производительность системы заправки различна. При нормальной эксплуатации — 2800 л/мин, при заправке стратегических бомбардировщиков — 3400 л/мин. На версии самолета KC-135R скорость заправки была увеличена до 4540 л/мин. Во время заправки оператор располагается в лежачем положении и руководит действиями экипажа заправляемого самолета при установлении и во врем его контакта с самолетом-заправщиком по радио или при помощи сигнальных огней.
Практически весь парк «Стратотанкеров» задействовали в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1990-1991 годах. Несмотря на весьма «преклонный» возраст, КС-135 участвовали в обеспечении боевых действий в Афганистане, Ираке и других операциях в рамках глобальной войны с террором. В настоящее время КС-135 эксплуатируются как в регулярных американских ВВС, так и в частях резерва и Национальной гвардии. С 2006 года ВВС США начали процедуру выбора нового самолета-заправщика для замены «Стратотанкера», проходившую в условиях жесткой конкуренции между концернами «Эрбас» и «Боинг». В конечном счете победителем признали последнего — с самолетом КС-46А «Пегасус», созданным на базе Боинга 767. Первые 18 самолетов этого типа будут поставлены к 2017 году.
В настоящее время KC-135 и его различные военные и научно-исследовательские модификации продолжают летать. Предполагается их эксплуатация до 2040 года.

МОДИФИКАЦИИ:
• KC-135A — базовая модель, с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney J-57-P-59W. Всего выпущено 732.
• КС-135В модификация КС-135А с ТРДД Pratt&Whitney TF33-P-5.
• КС-135D разведывательные самолеты RC-135А переоборудованные в танкеры.

• KC-135E — первая модификация KC-135A, с двигателями Pratt & Whitney TF-33-PW-102 (на 14 % более экономичными). Всего переоборудовано 167 машин. Снят с вооружения в 2009 году.
• KC-135Q — вторая модификация KC-135A. Всего переоборудовано 56 машин. 30 из них были предназначены, из-за специфичности топлива JP-7, для дозаправки одной-единственной модели самолёта — самолёта-разведчика Lockheed SR-71 («Чёрный дрозд»).
• KC-135R — третья модификация. Установлены четыре турбовентиляторных двигателя CFM International CFM-56-2B-1, проведена замена части обшивки нижней поверхности крыла, установлено более совершенное пилотажно-навигационное оборудование, электрическая и гидравлическая системы, запас топлива увеличен с 86 до 92 тонн. В результате этого масса самолёта возросла со 137 до 146 тонн. Стоимость модернизации одного самолёта из KC-135 в KC-135R составляла 16 млн долларов США. Всего переоборудовано не менее 361 машины.
• KC-135T — модернизация KC-135Q до уровня KC-135R. Всего переоборудовано 54 машины.
• KC-135F — вариант КС-135 для Французских ВВС.
• KC-135FR — модификация для ВВС Франции. вариант КС-135 для Французских ВВС с ТРДД SNECMA CFM56.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес пустого самолета — 44 663 кг.
Максимальный взлетный вес — 146 000 кг.
Полезная нагрузка — 90 700 кг.
Длина = 41,53 м
Размах крыла = 39,88 м
Высота = 12,70 м
Площадь крыла = 226 м²
Вес пустого = 44 663 кг
Двигатели = 4 турбовентиляторных CFM International CFM-56 (тяга каждого — 96 кН) или Pratt & Whitney TF-33-PW-102 (тяга каждого — 80 кН)
Максимальная скорость = 933 км/ч
Дальность полёта = 5550 км
Потолок = 15 200 м
Скороподъёмность = 1490 м/мин.
Экипаж = 3 чел.: командир, второй пилот, оператор дозаправки

Источники: topwar.ru, ru.wikipedia.org, warfor.me, www.airwar.ru и др.

САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК BOEING KC-46 (США)
САМОЛЕТ – ЗАПРАВЩИК КС-10/KDC-10 (США)
САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT (США)