АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СВЕРХБОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» КС-172
AIRCRAFT ROCKET ULTRA RANGE OF CLASS «AIR-AIR» KS-172

Авиационная ракета сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух» КС-172 (изделие 172, 172С-1, К-100) разрабатывается ОКБ «Новатор» с 1984 года, главный конструктор В.Смирнов. В основу разработки были положены конструкторские решения от второй ступени хорошо зарекомендовавшей себя ракеты 9М83 наземных зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск С-300В (экспортный вариант «Антей-2500»).
Впервые эта ракета под обозначением «AAM-L» (»Air-to-Air Missile – Long range» — ракета «воздух-воздух» большой дальности) была открыто продемонстрирована на выставке военной технике в Абу Даби в 1993 году, затем на первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93 Жуковском в 1993 году.

Ракета КС-172 обеспечивает поражение самолетов практически всех типов, дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, а также ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР средней и большой дальности (в режиме самообороны), она также обеспечивает поражение самолетов РЛДН типа АВАКС. Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Предполагаемая дальность ракеты около 400 км. Высота перехватываемой цели от 3 метров до 30 километров.
Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую полноповоротными рулями. Первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, чем вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном участке полёта. В головной части маршевой ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения и система инерциального наведения. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия и взрыватели. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули.
Подрыв боевой части обеспечивается радиолокационным взрывателем, при прямого попадания действует контактный взрыватель.
Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая в свое время осуществляла определенную долю финансирования проекта.
Было произведено несколько испытательных пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух». Проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ отечественных ВиВТ.

Информации по дальнейшим работам по данной разработке было очень мало, вероятно, НИОКР была достаточно засекречена. Однако, в декабре 2003 года на выставке в Дубае ОКБ «Новатор» представило экспортный вариант модернизированной ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35 в виде миниатюрной модели, этот вариант ракеты имел увеличенную длину в сравнении с ранее демонстрированными образцами. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС.
Как стало известно, иностранные разведки и специалисты проявляли к КС-172 повышенный интерес, в основном, из-за огромной секретности работ по ней и большой дальности действия, аналогичных систем на Западе не было.


Реконструкция ракеты КС-172 по образцу на МАКС-93 (А.В.Карпенко)

Вероятно, интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки новейшего истребителя пятого поколения ПАК ФА и формированием номенклатуры его вооружения.
Примерно в это время по ракете большой дальности класса «воздух-воздух» МО РФ проводило закрытый конкурс. Кроме ОАО «ГосМКБ «Вымпел» (КТРВ) с К-37 в нем участвовало ОАО «ОКБ «Новатор» с ракетой КС-172 (172С-1, AAM-L).
Впоследствии тема «КС-172» была засекречена, информация по ракете стала еще более скудной. Екатеринбургскому ОКБ «Новатор» в очередной раз не удалось получить разрешение на демонстрацию на МАКС-2005 ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» КС-172 (РВВ-Л).
На МАКС-2007 были продемонстрированы макеты ракеты КС-172С-1 под обозначением «ААМ» с привязкой к самолетам – носителям типа Су-27 – Су-35 и МиГ-29, с тех пор эта ракета публично не демонстрировалась. Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.
Миниатюрная модель ракеты демонстрировалась в составе модели авиационного комплекса Су-35 на авиавыставке Air Show China 2008. Тогда Россия вышла с предложением продать НОАК 38 новейших многофункциональных боевых самолетов Су-35МКК, специально разработанных для ВВС Китая, с ракетами воздушного боя сверхбольшой дальности КС-172 разработки ОКБ «Новатор», а также сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Яхонт» разработки НПО «Машиностроение».
В разных источниках, название ракеты «новаторцев» часто менялось, так, среди вооружения, которое заявляется для Су-35, следует обратить внимание на мощные ракеты, не применяемые на более легких истребителях: ракету «воздух-воздух» сверхбольшой дальности К-100-1, разработанную ОКБ «Новатор» из Екатеринбурга, еще один вариант той же КС-172
УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности KC-172 (РВВ-Л) двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость. Первая ступень разгонная, после выработки топлива сбрасывается. После сброса первой ступени включается маршевый двигатель. Стартовый вес ракеты около 750 кг.
Ракета оснащена комбинированной системой самонаведения. На маршевом участке наведение осуществляется инерциальной СН. На участке самонаведения используется активная радиолокационная ГСН. Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты.
На международных салонах МАКС в Жуковском МНИИ «Агат» неоднократно демонстрировалась усовершенствованная активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 диаметр 350, которая имеет намного меньшие массо-габаритные данные чем АРГСН ракета Р-37. Дальность захвата 9Б-1103М-350 цели с ЭОП 5 м2 составляет не менее 40 км. Эта ГСН может быть установлена на ракетах большой дальности типа РВВ-БД и КС-172.
В тоже время, на том же МАКС МНИИ «Агат» была представлена активная радиолокационная головка самонаведения повышенной дальности АРГСН ПД, которая имеет дальность захвата цели с ЭОП=5 м2 не менее 70 км.
АРГСН ПД предназначена для установки на ракеты классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» и может стать основой систем наведения авиационных ракет большой дальности типа РВВ-БД и КС-172.
Ракета может быть эффективно использована против высотных разведывательных ЛА, самолетов ДРЛО и РЭП, летающих командных пунктов и стратегических бомбардировщиков. Для применения на максимальную дальность может потребоваться внешнее целеуказание.
Несмотря на достаточно интересные характеристики ракеты, ОАО «ОКБ «Новатор» конкурсной комиссией МО РФ отказали в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности». Российские ВВС так и не приняли на вооружение КС-172, а взяли ракету конкурентов К-37М (РВВ-БД) производства «Вымпела».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик свердловское ОКБ «Новатор»
Тип ракеты управляемая класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности
Код НАТО AAM-L
Самолет-носитель Су-30МК, Су-35, Су-33
Дальность стрельбы, км 300-400
Скорость цели, км/ч 4000
Средняя скорость ракеты, м/с 1400
Высота поражения цели, м 3-30000
Перегрузка цели, ед. 12
Боевая часть:
- тип осколочно-фугасная
- вес, кг 50
Система управления .. комбинированной системой наведения (ИНС) с радиокоррекцией на маршевом участке и радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке полета
Органы управления цельноповортные аэродинамические рули
Число ступеней 2
Длина ракеты, мм:
- полная 7400
- без стартовой ступени 5800 – 6000
Макс. диаметр корпуса, мм 400
Макс. диаметр стартовой ступени, мм 510
Размах рулей, мм 750
Стартовый вес, кг 700 – 750
Тип маршевого двигателя РДТТ
Тип стартового двигателя РДТТ 3Л10
- длина, мм 1400
Пусковая установка:
- тип АКУ-172
- разработчик НПП «Старт»

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 31.08.2014

Источники:
1 – P.Butowski «Rosyjskie rakiety …» – nTW 4/94
2 – «AAM-L» стенд ОКБ «Новатор», МАКС-93
3 – COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 – Naval Institute
4 – Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
5 – МАКС-2001, каталог, «РА Интервестник», 2001
6 – С.Сокут «С моря – на берег» – «Обозрение МАКС-2005» 19 августа 2005
7 – http://armyman.info
8 – http://nevskii-bastion.ru/argsn-pd/
и др.

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СВЕРХБОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» КС-172 НА МАКС-2007
АКТИВНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ АРГСН ПД