УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ HONGDU L-15 FALCON (КИТАЙ)
COMBAT TRAINER AIRCRAFT HONGDU L-15 FALCON (CHINA)

17.11.2015
По сообщению одесского веб-портала «Думская.нет», Украина предварительно договорилась с Китайской Народной Республикой о закупке для нужд Воздушных сил Украины легких штурмовиков (учебно-боевых самолетов) Hongdu L-15 Falcon производства китайской компании Hongdu Aviation Industry Corporation, которые были разработаны совместно с российским ОКБ Яковлева и оснащаются двигателями украинского производства АИ-222К-25Ф. При этом главным условием сделки является локализация сборки боевых машин на Украине, сообщили «Думской» источники в министерстве обороны Украины.
Производить L-15 планируют на ГП «Одесавиаремсервис», мощности которого расширят с помощью китайской стороны. «Первоначально производство собирались запустить уже в 2016-м, но процесс немного подвис, и в начале следующего года состоится только первая встреча с китайцами, призванная утрясти все детали контракта. Поэтому все закрутится позже, чем хотелось бы», — отметил наш собеседник. Количество закупаемых штурмовиков и стоимость контракта пока держат в секрете.
http://bmpd.livejournal.com

УКРАИНА ПЛАНИРУЕТ НАЛАДИТЬ У СЕБЯ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА L-15

02.05.2017

28 апреля 2017 года на предприятии китайской авиапромышленной группы Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG, входит в состав китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC) в Наньчане состоялась беспрецедентная по рекламному антуражу церемония выкатки первого образца легкого боевого (учебно-боевого) самолета L-15B, представляющего собой модифицированный боевой вариант производимого HAIG учебно-боевого самолета L-15 (JL-10).
Двухместный самолет L-15B предназначен для использования в качестве легкого истребителя-штурмовика и переходного учебно-боевого самолета. В отличие от «базового» L-15, новый самолет L-15B оснащается разработанными запорожским КБ «Ивченко-Прогресс» и осваиваемым АО «Мотор-Сич» двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой – форсажным вариантом двигателя АИ-222-25. Также самолет L-15B должен быть оснащен бортовой РЛС (якобы с пассивной ФАР), комплексом самообороны, комплексом управления вооружением, в том числе управляемым, и иметь 11 узлов внешней подвески.
Самолет L-15 разрабатывался HAIG в 1990-е и 2000-е годы при участии КБ Яковлева и является фактически китайской модификацией российского самолета Як-130. Самолет L-15 поставляется ВВС НОАК (как JL-10), а также уже поставлен ВВС Замбии (шесть единиц).
http://bmpd.livejournal.com

23.05.2017

В 2012 году Китай начал производство сверхзвуковых УТС L-15, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на mil.news.sina.com.cn (22 мая).
В настоящее время ведется наращивание темпа выпуска самолетов этого типа. С самого начала проектирования L-15 уделялось пристальное внимание налаживанию крупносерийного производства. Учитывался большой опыт, накопленный при выпуске гражданских самолетов по лицензиям таких ведущих глобальных авиастроительных корпораций как Boeing и Airbus. Многие производственные решения были взяты из этого опыта.
Сборочный цикл одного самолета может составить всего 45 дней, мощности завода хватит на поставки через каждые 9 дней новой машины. «Лепят как пельмени», сообщает источник.
Военный Паритет

06.08.2018

ВМС Народно-освободительной армии Китая получили сверхзвуковые учебно-тренировочные самолеты Hongdu JL-10H на церемонии в Военно-воздушном университете ВМС, сообщает defence-blog.com 5 августа.
По данным местных СМИ, флот получил партию из двенадцати самолетов, разработанных и изготовленных компанией Hongdu Aviation Industry Group (HAIG) Китая. Использование такого современного учебного самолета в университетских учебных программах показывает, что военно-морской флот принимает более упорядоченную систему обучения, которая завершится только после двух этапов в университете и военно-морском флоте. Такая методика является значительной рационализацией предыдущего процесса, который включал в себя трехуровневую систему, состоящую из обучения на военных базах, сказал военный эксперт Сонг Чжун.
Китайским ВМС срочно понадобятся около 400 морских пилотов, так как Китай, как ожидается, в ближайшее время построит как минимум четыре авианосца. Для их подготовки необходимы современные учебные самолеты.
Hongdu JL-10H, также известный как L-15B Falcon, является двухдвигательным современным реактивным УТС, предназначенным для обучения пилотов палубных истребителей Shenyang J-15.
Новые самолеты, вероятно, оснащены двумя украинскими двигателями «Ивченко-Прогресс» АИ-222-25Ф (Ivchenko-Progress AI-222-25F), скороподъемность 150 м/с, максимальная скорость 1715 км/ч, дальность и радиус 3100 км и 550 км соответственно, эксплуатационный потолок 16000 м, максимальная продолжительность полета два часа, масса около 4960 кг, максимальная взлетная 9500 кг.
Военный паритет

18.08.2018

Украинская компания «Мотор Сич» вопреки интересам США продала Китаю двигатели для боевых самолетов. Об этом сообщает The Washington Times.
По информации издания, компания заключила контракт, предполагающий поставку 250 двигателей на 380 миллионов долларов, еще в 2016 году. Тогда были поставлены 20 двигателей для учебно-боевых самолетов JL-10.
Бывший советник комитета Сената США по международным отношениям Уильям Триплетт заявил, что Украина использует деньги американских налогоплательщиков и наносит удар по военно-морскому флоту США. Эксперт international Strategy and Assessment Center Рик Фишер считает, что Вашингтон должен оказать давление на Киев, чтобы заблокировать поставки двигателей.
Учебно-боевой самолет Hongdu JL-10 предназначен для обучения летчиков истребителей поколения 4+ и пятого поколения. Предположительно, JL-10 оснащается двумя двигателями украинского производства: Ивченко Прогресс АИ-222К-25 или Ивченко Прогресс АИ-222К-25Ф с форсажной камерой.
Лента.ру

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ HONGDU L-15 FALCON

Разработка L15 велась с начала 2000-х годов. Создан для замены морально устаревшего учебно-боевого самолёта Hongdu JL-8. Предназначен для подготовки китайских пилотов на новейших истребителях ВВС КНР: Су-30, Shenyang J-11 (копия Су-27), Shenyang J-15 (копия Су-33) и Chengdu J-10.
Hongdu L-15 Falcon – многоцелевой учебно-боевой самолет, разработанный входящей в состав корпорации AVIC-II компанией HAIG (Hongdu Aviation Industry Group) в Наньчане (Nanchang) при консультационной поддержке российского «ОКБ им. А.С. Яковлева». Hongdu L-15 Falcon представляет собой сверхзвуковой учебно-боевой самолет углубленной подготовки по программе Lead-in fighter trainer (LIFT), предназначенной для пилотов истребителей летающих на самолетах J-10 и J-11 (Су-27).
В 2001 году фирмой Hongdu был представлен проект учебно-тренировочного сверхзвукового самолёта Hongdu L-15 Falcon с двумя двигателями и встроенной 23-мм пушкой. Это сейчас Hongdu L-15 сильно напоминает Як-130, а в 2001 г. это был совсем другой самолёт. По своим компоновочным peшениям он больше походил на чудную смесь F/A-18 и Q-5: высокоплан с большим наплывом крыла от F/A-18 и кормой от Q-5. Однако самолёт кардинально изменился, как только в проект включилось ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева».
В сентябре 2001 года на выставке Aviation Expo в Пекине произошло малозаметное, на первый взгляд, событие: на стенде государственного авиастроительного концерна CATIC II была впервые выставлена модель учебно-тренировочного самолета нового поколения L-15, разрабатываемого компанией HAIC (Hongdu Aviation Industry Group), входящей в состав государственного концерна AVIC II.
В ноябре 2002 года модель L-15 была вновь продемонстрирована на международном авиасалоне в Чжухае среди большого числа моделей других перспективных сверхзвуковых самолетов. Информация о новой машине, распространенная в ходе работы выставки, являлась более обстоятельной, чем в Пекине. Было объявлено, что самолет получит два украинских двигателя типа АИ-25 или китайские перспективные двигатели WS11 (2×3500 кгс), цифровую мультиканальную электродистанционную систему управления, современное информационно-управляющее ‘ поле кабины экипажа, выполненное с использованием многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов, рычаги управления, соответствующие требованиям концепции HOTAS (пилотирование без отрыва рук от РУС и РУД), автоматическую систему управления сбросом вооружения.
В августе 2003 года в ходе работы Московского авиационно-космического салона «МАКС-2003″ на брифинге, проведенном фирмой Яковлева, ее генеральный директор Олег Демченко объявил о проведении совместных работ ОКБ «Як» и китайской корпорации AVIC II над «перспективным сверхзвуковым учебно-тренировочным самолетом». По словам Демченко, в основу проекта была положена китайская концепция УТС, известная под названием «L-15″.
Выкатка прототипа L-15, которому было присвоено гордое имя «Летающий лев», состоялась 23 сентября 2005 года, а свой первый испытательный полет эта машина выполнила 13 марта 2006 года.

Самолет L-15 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, имеющим развитые корневые наплывы, цельноповоротным трапециевидным горизонтальным оперением и стреловидным однокилевым вертикальным оперением. Аэродинамическая компоновка самолета обеспечивает возможность выполнения устойчивого полета на больших (до 30 град.) углах атаки.
На серийные образцы L15 планируется устанавливать украинские двигатели АИ-222К-25Ф с форсажной камерой, благодаря чему самолет сможет развивать сверхзвуковую скорость.
На самолёте применяется четырёхкратно резервированная система дистанционного управления. Также реализована «стеклянная кабина»: имеется шесть многофункциональных разноцветных дисплеев (по три для каждого пилота). В кабине пилота установлен коллиматорный индикатор. Размеры самолёта позволяют разместить современную БРЛС с АФАР.
Вооружение самолета L-15 размещено на двух торцевых крыльевых и четырех подкрыльевых узлах подвески. Его масса достигает 1000 кг. В состав вооружения входят ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности с ТГС PL-9C или TL-10A, размещаемые на концевых крыльевых АПУ, а также неуправляемые средства поражения (НАРС, свободнопадающие авиабомбы, разовые бомбовые кассеты и т.д.) на подкрыльевых узлах. Можно предположить, что под фюзеляжем предусмотрена подвеска контейнера с пушечным вооружением.
Двухместный L15 способен развивать скорость до 1,6 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до 3,1 тысячи километров. Боевой радиус самолета составляет около 550 километров.
13 марта 2006 г. начались лётные испытания самолёта L-15-01, который полностью повторял макет 2004 г. Однако после появления на свет L-15-03, L-15-05 и L-15-06 стало ясно, что первая машина – не более, чем самолёт-демонстратор, каковым в своё время был Як-130Д. На парижском авиасалоне 2009 г. «Hongdu» представила тренажер L-15, в котором оснащение кабины уже полностью соответствовало современной авиационной моде. А на выставке 2009 г. в Дубаи потенциальным заказчикам предлагались различные варианты комплектации авионики, было представлено целое семейство УТС и УБС на общей платформе.
На салоне в Чжухае 2008 г. L-15-03 демонстрировал эффектный пилотаж с выходом на большие углы атаки. L-15-05 – второй самолет с двигателями АИ-222К-25 – совершил первый вылет 8 июня 2008 г. А в декабре 2009 г. состоялось его первое зарубежное турне на авиационную выставку в Дубаи, где самолёт был представлен в двух вариантах: L-15AJT – учебно-тренировочный самолет для основной и повышенной подготовки иL-15LIFТ – учебно-боевой самолёт для подrотовки летчиков-истребителей. Вариант L-15AJT – дозвуковой самолет с двигателями АИ-222К-25, в то время как L-15LIFТ – сверхзвуковой самолет с двигателями АИ-222К-25Ф, оснащенный БРЛС и другими системами, присущими современным боевым самолетам. Тогда же на китайских сайтах появилась информация, что именно L-15-05 является эталоном для серийного самолета в варианте L-15AJT.

На выставке в Чжухае в 2010 г. корпорация AVIC продемонстрировала новый вариант УТС L-15, оснащенный форсированными двигателями украинского производства с системой управления типа FADEC. Кроме того, на этом самолете установлена РЛС и усовершенствованное приборное оборудование в кабинах пилотов: ИЛС и три МФИ (на предыдущих вариантах самолета – два МФИ). В конструкцию самолета также были внесены изменения – оперение и закрылки нового варианта изготовлены из КМ.
Первый полет этого варианта самолета, получившего обозначение L-15 Lift, состоялся накануне выставки – 29 октября 2010 г.
Летом 2010 года китайская авиастроительная компания Hongdu начала мелкосерийное производство нового учебно-боевого самолета L15, который будет использоваться для подготовки пилотов истребителей Chengdu J-10 и Shenyang J-11. Прототипом для серийного производства стал пятый опытный образец L15, совершивший первый полет в 2009 году.
В 2011 году компания Hongdu заказала 250 украинских двигателей АИ-222-25Ф для учебно-боевых самолётов L-15 с поставкой к 2015 году.
УТС L-15 предназначен для обучения пилотов самолетов типа J-10, J-11, F-16 и др. Потенциальными заказчиками L-15 рассматриваются, прежде всего, те страны, которые являются эксплуатантами УТС K-8 «Каракорум». Предварительные переговоры по поставке L-15 проведены с ВВС нескольких африканских стран, включая Намибию и ДРК. Правительство Венесуэлы также проводит оценку возможности приобретения L-15.
Китай до конца 2013 года был намерен экспортировать первые шесть учебно-тренировочных самолетов L-15 с украинскими двигателями. Контракт на поставку 12 самолетов L-15 был подписан с неназванным покупателем 13 ноября 2012 года. Поставка L-15 предположительно должна осуществиться в Замбию.

Представители украинской компании «Укроборонпром» рассказали в ноябре 2014 года, что обсуждают возможность оснащения ВВС страны сверхзвуковыми учебно-боевыми самолетами L-15 китайской разработки, собранных в Украине. В соответствии с планом, пустые фюзеляжи L-15 будут доставляться в Украину и насыщаться местным оборудованием и двигателями. «Эта идея имеет два практических смысла — самолет оснащен нашими двигателями АИ-225 компании «Ивченко», есть возможность использовать не китайскую, а украинскую авионику, в том числе бортовой радар», сообщил представитель украинского ВПК.
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого 4960
• нормальная взлетная 6500
• максимальная взлетная 9500 – 9800
Размах крыла, м 8,73 – 9,48
Длина самолета,м 12,08 – 12,27
Высота самолета,м 4,41 – 4,81
Тип двигателя 2 ТРДДФ АИ-222-25Ф
• Бесфорсажная тяга, кгс 2 × 2500
• Форсажная тяга, кгс 2 × 4200
Максимальная скорость, км/ч 1486 – 1715 (М=1,4 – 1,6)
Перегоночная дальность, км 3000 – 3100
Боевой радиус действия, км 550
Максимальная скороподъемность, м/мин 9000
Практический потолок, м 16000 – 16500
Макс. эксплуатационная перегрузка +8/-3 g
Срок службы – 10000 летных часов или 30 лет
Экипаж, чел 1 или 2

ВООРУЖЕНИЕ:

1х 23-мм пушка
боевая нагрузка – от 1000 до 3000 кг на 5 узлах подвески
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя
Неуправляемые ракеты: блоки с неуправляемыми ракетами
Бомбы: корректируемые и обычные бомбы

Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, www.armstrade.org, Lenta.ru, bmpd.livejournal.com, ru.wikipedia.org, АРМС-ТАСС, Jane’s, Военный Паритет, russian.china.org.cn и др.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ