МАЛЫЕ ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ LMS68 (КИТАЙ/МАЛАЙЗИЯ)
LITTORAL MISSION SHIP LMS68 (CHINA/ MALAYSIA)

09.11.2016

Как сообщают малайзийские СМИ, 5 ноября 2016 года министерство обороны Малайзии подписало контракт с китайским внешнеторговым объединением China Shipbuilding & Offshore International Company (CSOC) на постройку для ВМC Малайзии четырех малых патрульных кораблей китайского проекта LMS68 в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS).
Сообщается, что первые два корабля будут построены в КНР со сроком сдачи через 24 месяца, а еще два должны быть построены в Малайзии на судостроительном предприятии Boustead Naval Shipyard Sdn Bhd (BNS) в рамках создаваемого совместного предприятия с CSOC.
Премьер-министр Малайзии Датук Сери Наджиб Разак, сообщив 1 ноября во время своего визита в КНР о предстоящем контракте, сказал малайзийским журналистам, что «если контракт будет соответствовать требованиям и удовлетворит флот, то количество кораблей может быть увеличено». Объявленная ВМС Малайзии в начале 2016 года программа LMS предполагает постройку 18 малых патрульных кораблей к 2023 году, стоимость одной единицы должна составлять 200-300 млн малайзийских ринггитов (47-71 млн долл).
Согласно опубликованным малайзийским источникам, патрульный корабль проекта LMS68 будет иметь стандартное водоизмещение 700 т и длину 68 м, и конструктивно является несколько увеличенной модификацией двух построенных в Китае для ВМС Бангладеш патрульных кораблей типа Durjoy (стандартное водоизмещение 648 т, длина 64 м). Строителем бангладешских кораблей типа Durjoy выступала китайская верфь Wuchan Shipbuilding в Ухани, входящая в состав компании Wuchang Shipbuilding Industry Company китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC). По всей видимости, Wuchan Shipbuilding будет строить и оба корабля проекта LMS68 для ВМС Малайзии.
Корабли проекта LMS68 должны быть оснащены главной энергетической установкой на основе дизельных двигателей MTU. Состав вооружения и радиоэлектронного оборудования кораблей проекта LMS68 пока не объявлен, но они будут оснащены 76-мм китайской универсальной артиллерийской установкой H/PJ-26 (лицензионный вариант российской АК-176) и противокорабельными ракетами неназываемого типа.
http://bmpd.livejournal.com

24.03.2017
20 марта сообщил о получении 17 марта его подразделением «BN шипъярд» (BN Shipyard) от Минобороны Малайзии письма с принятием предложения (контракта) на поставку совместно с китайским партнером четырех патрульных кораблей прибрежной зоны LMS (Littoral Mission Ships).
Согласно уведомлению, работы по строительству кораблей будут выполнены «BN шипъярд» в течение 4 лет с момента вступления контракта в силу совместно с компанией-партнером из Китая в рамках китайско-малазийского межправительственного соглашения. Стоимость контракта составляет 1,17 млрд. ринггитов. Проект корабля прибрежной зоны LMS будет разработан китайским партнером. Первые два корабля будут построены в Китае в 2019 и 2020 гг., еще два – на верфи «BN шипъярд» в Лумуте (Малайзия) в 2021 году. Как ожидается, реализация данной программы расширит возможности национальной судостроительной промышленности и снизит зависимость ВС Малайзии от иностранных поставщиков.
По данным малазийских СМИ, патрульный корабль, получивший обозначение LMS68, будет построен на базе модифицированного проекта корабля класса «Дуржой» (Durjoy), которые в 2013 году были построены на предприятии Корпорации судостроительной промышленности Китая (CSIC) для ВМС Бангладеш.
Модель корабля LMS представлена на проходящей в Малайзии выставке LIMA-2017. Представитель Китайской корпорации по судостроению и морской технике CSOC (China Shipbuilding & Offshore International Corporation) сообщил «Джейнс нэви интернэшнл» некоторые подробности предложенной ВМС Малайзии конфигурации.
Длина корабля составит 68,8 м, максимальное водоизмещение – около 680 т. Корабль будет оснащен ГЭУ на базе дизельных двигателей MTU, максимальная скорость – 22 узла, дальность плавания – 2000 морских миль на скорости 15 узлов. LMS может быть вооружен 30-мм или 20-мм дистанционно управляемым модулем вооружения и двумя креплениями для 12,7-мм пулеметов. Корабль сможет нести две надувных шлюпки с жестким корпусом (RHIB).
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

25.08.2018

Китайская верфь Wuchang Shipbuilding Industry Group (отделение CSIC – China Shipbuilding Industry Co.) начала строительство первого патрульного корабля (LMS) для Королевских ВМС Малайзии (RMN), сообщает www.navyrecognition.com 16 августа. Первая церемония резки стали состоялась 31 июля на верфи в присутствии делегации ВМС Малайзии.
LMS это новый класс кораблей, который поступит во флот в рамках «программы трансформации 15 to 5″. Малайзия подписала контракт на четыре корабля LMS с китайской компанией CSIC и малазийской военно-морской верфью Boustead в апреле 2017 года. Два корабля будут построены в Китае, два в Малайзии.
Судостроительные контракты ВМС страны демонстрируют хороший прогресс, каждая программа реализуется согласно графику. Ожидается, что первый корабль будет доставлен 31 декабря 2019 года,а второй – 31 марта 2020 года, как и планировалось.
Длина корабля 69 метров, ширина 9,2 метра и водоизмещение 710 тонн, максимальная скорость 22 узла, дальность хода 2000 морских миль с автономностью 15 сут. Экипаж 45 человек. Корабль может перевозить до трех стандартных контейнеров, содержащих разные модули для выполнения соответствующих задач, таких как противоминная война, гидрография, разведка и наблюдение. Вооружение – 30 мм пушка, пулеметы калибров 12,7 и 7,62 мм.
План «15 к 5″ предусматривает строительство до 18 кораблей этого класса, на данный момент профинансировано строительство четырех единиц. LMS имеет большие возможности для модернизации, как следует из нижеприведенного видеоролика.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

27.10.2018

Китайская государственная компания Wuchang Shipbuilding 23 октября приступила к строительству второго патрульного корабля прибрежной зоны LMS (Littoral Mission Ships), предназначенного для ВМС Малайзии.
Как напоминает китайское государственное информационное агентство Xinhua, резка первой стали для головного корабля серии состоялась на верфи в Ухане (столица провинции Хубэй) 31 июля этого года.
Как ранее сообщал ЦАМТО, 20 марта 2017 года компания Boustead Holdings Berhad сообщила о получении ее подразделением BN Shipyard (Boustead Naval Shipyard Sdn Bhd) от Министерства обороны Малайзии письма с принятием предложения (контракта) о поставке совместно с китайским партнером четырех патрульных кораблей прибрежной зоны LMS.
Строительство LMS осуществляется в рамках носящей обозначение «от 15 к 5″ программы реформирования ВМС Малайзии, предполагающей увеличение численности флота и сокращение количества типов кораблей, состоящих на вооружении. Предполагается, что в перспективе боевой состав флота будут составлять 12 кораблей SGPV-LCS, три многоцелевых корабля обеспечения (MRSS), 18 патрульных кораблей прибрежной зоны (LMS), 18 корветов УРО класса «Кедах» (MEKO-100) и четыре дизель-электрические подводные лодки.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

19.04.2019

На верфи китайской судостроительной компании Wuchang Shipbuilding спущен на воду первый из четырех заказанных ВМС Малайзии патрульный корабль прибрежной зоны LMS (Littoral Mission Ships). По информации Jane’s Navy International, корабль, получивший наименование 111 «Керис», был спущен на воду 15 апреля в Ухане, Китай.
По данным малазийских СМИ, патрульные корабли будут построены на базе модифицированного проекта корабля класса «Дуржой» (Durjoy), которые в 2013 году были построены на предприятии Корпорации судостроительной промышленности Китая (CSIC) для ВМС Бангладеш.
Длина корабля LMS составит 68,8 м, ширина – около 9 м, осадка – 2,8 м, полное водоизмещение – около 700 т. Корабль будет оснащен ГЭУ на базе дизельных двигателей MTU. Максимальная скорость – 22 узла, дальность плавания – 2000 морских миль на скорости 15 узлов. LMS может быть вооружен 30-мм или 20-мм дистанционно управляемым модулем вооружения и двумя креплениями для 12,7-мм пулеметов. Корабль будет нести две надувных шлюпки с жестким корпусом (RHIB).
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

22.07.2019

На верфи в городе Ухань китайская (КНР) судостроительная China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) спустила на воду второй прибрежный патрульный корабль Sundang типа Keris для королевских ВМС Малайзии, сообщает defenseworld.net 20 июля. Малайзия заказала четыре корабля этого типа (littoral mission ship (LMS).
Контракт был заключен в марте 2017 года на сумму 285 млн долл США, их общее количество должно достичь 18 единиц. Первоначальный план предусматривал, что первые две единицы будут доставлены из Китая, а остальные две будут построены в Малайзии военно-морской верфью Boustead.
В настоящее время правительство Малайзии ведет переговоры о снижении цен на корабли, строящихся в Китае. Все четыре единицы будут переданы флоту к 2021 году.
Головной корабль LMS Keris был спущен на воду в апреле и, как ожидается, будет доставлен в декабре этого года. По данным ВМС Малайзии, LMS Sundang будет проходить дальнейшее оснащение и испытания перед поставкой в апреле 2020 года.
Корабли этого класса имеют длину 69 м и водоизмещение 780 тонн, будут выполнять противоминные операции, разведку и наблюдение.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

04.01.2020

31 декабря 2019 года в Цидуне (Наньтун, провинция Цзянсу, близ Шанхая) состоялась церемония передачи ВМС Малайзии головного построенного китайской судостроительной компанией Wuchang Shipbuilding Industry Group Co.,Ltd. (входящей в состав китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation – CSSC) патрульного корабля Keris (бортовой номер «111″) проекта LMS68 в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS). Официальный ввод Keris в состав ВМС Малайзии намечен на 6 января 2020 года.
В ноябре 2016 года министерство обороны Малайзии подписало соглашение с китайским внешнеторговым объединением China Shipbuilding & Offshore International Company (CSOC) на постройку для ВМC Малайзии четырех патрульных кораблей китайского проекта LMS68 в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS), окончательный контракт стоимостью 1,17 млрд юаней (170 млн долл) был подписан 23 марта 2017 года Данный контракт стал первым крупным соглашением на закупку Малайзией военного имущества в КНР.
https://bmpd.livejournal.com

МАЛАЙЗИЯ ПОЛУЧИЛА ПЕРВЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ КИТАЙСКОЙ ПОСТРОЙКИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

31.10.2020

Третий прибрежный корабль королевских ВМС Малайзии типа Keris (LMS) был спущен на воду сегодня на верфи компании Wuchang Shipbuilding Industrial Group в Ухане (Китай). Первые два корабля (длина 69 м) были поставлены в январе этого года. Контракт стоимостью почти 285 миллионов долларов был подписан в марте 2017 года. Все четыре корабля водоизмещением 780 тонн планируется поставить к 2021 году, скорость хода 22 узла, сообщает www.defenseworld.net.
Длина корабля составит 68,8 м, максимальное водоизмещение – около 680 т. Корабль будет оснащен ГЭУ на базе дизельных двигателей MTU, максимальная скорость – 22 узла, дальность плавания – 2000 морских миль на скорости 15 узлов. LMS может быть вооружен 30-мм или 20-мм дистанционно управляемым модулем вооружения и двумя креплениями для 12,7-мм пулеметов. Корабль сможет нести две надувных шлюпки с жестким корпусом (RHIB), дополняет ВТС «Бастион».
Первоначальный план предусматривал, что первые два корабля будут поставлены из Китая, а остальные два будут построены в Малайзии на верфи Boustead Naval Shipyard. Позже правительство Малайзии договорилось о снижении цены на корабли в обмен на то, что все четыре будут построены в Китае, информирует Военный паритет.
ВТС «Бастион»

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.12.2020

В среду, 16 декабря, на верфи компании Wuchang Shipbuilding Industrial Group в Ухане (Китай) спустили на воду четвертый патрульный корабль прибрежной зоны класса LMS (Littoral Mission Ship). Он станет последним кораблем в серии, предназначенной для Королевского военно-морского флота Малайзии.
Как уточняет Naval News, спущенный на воду корабль, как и третий корвет серии LMS, пока не прошел официальной церемонии присвоения названия. Из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, решено эти мероприятия
Изначально предполагалось, что первые два корабля построят на верфи Wuchang Shipbuilding, а вторую пару – в Малайзии, на предприятии компании BN Shipyard, заключившей соответствующий контракт с малазийскими ВМС в качестве генерального подрядчика. Но весной 2019 года BN Shipyard решила доверить производство всех кораблей китайским специалистам.
Первый корабль серии «Керис» заложили в Китае в ноябре 2018 года, спустили на воду в апреле 2019 года. В январе 2020 года корвет прибыл в Малайзию.
Второй корабль типа LMS, «Сундан», заложенный одновременно с головным и спущенный на воду в июле 2019 года, собирались ввести в строй до конца этого года, но пока его испытания продолжаются. Задержка связана с пандемией коронавируса.
Спуск на воду третьего – пока безымянного – корабля состоялся в октябре.
Оставшиеся два корвета планируют передать заказчику до декабря 2021 года.
Длина кораблей типа LMS составляет 68 метров, ширина – 9,2 метра, полное водоизмещение – около 710 тонн. Корабли оснащают дизельными двигателями MTU. Максимальная расчетная скорость – 22 узла, дальность плавания – 2000 миль на скорости 16 узлов, автономность – 15 дней.
LMS вооружают 30-мм дистанционно управляемым боевым модулем и 12,7-мм пулеметами. На корабле размещены две быстроходные надувные шлюпки с жестким корпусом (RIB).
Данные корветы предназначены для патрулирования территориальных вод и разведки, ведения поисково-спасательных операций, а также для борьбы с контрабандой и пиратством.
https://flotprom.ru

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

16.01.2021

Согласно информации, опубликованной на сайте Air Times 14 января 2021 года, Королевский военно-морской флот Малайзии получил второй прибрежный боевой корабль класса Keris (LMS).
Закупка четвертого LMS (Littoral Mission Ship) была подписана в марте 2017 года в рамках контракта Министерства обороны с компанией Boustead Naval Shipyard Sdn Bhd и сотрудничества с компанией China Shipbuilding & Offshore International Co Ltd (Китай). Корабли были построены малайзийскими и китайскими компаниями.
Первый корабль LMS был введен в эксплуатацию в январе 2020 года под названием Keris. KD Keris (111) был спущен на воду в апреле 2019 года на верфи Wuchang Shipbuilding в Ухане (Китай), второй Sundang (112) опробовал воду в июле того же года. Оба корабля типа Keris были построены в Китае компанией China Shipbuilding and Offshore International Co. Ltd, а третий и четвертый корабли намечались в строительстве местной компанией Boustead Heavy Industries Corporation (BHIC).
В декабре 2020 года Королевский военно-морской флот Малайзии объявил, что этап строительства четвертого LMS завершен и корабль успешно спущен на воду на верфи Wuchang Shipbuilding Industry Group Ltd (WSIG) в Ухане (Китай).
Двигательная установка корабля типа Keris включает в себя два дизельных двигателя MTU 4000, и приводятся в действие двумя винтами фиксированного шага. Корабль также оснащен тремя дизель-генераторами и одним аварийным дизель-генератором. Корабль может развивать максимальную скорость 24 узла (44 км/ч, или 28 миль в час), дальность плавания 2000 морских миль (3700 км, или 2300 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч, или 17 миль в час), автономность 15 сут.
Корабль имеет общую длину 69 м, ширину 9 м, осадку 2,8 м и водоизмещение 700 тонн, экипаж 45 человек, в том числе 8 офицеров и 37 рядовых. Вооружение состоит из одной 30-мм одноствольной пушки китайского производства H/PJ-17, установленной на дистанционной оружейной станции, и двух 12,7-мм пулеметов.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

21.09.2021

Компания Boustead Naval Shipyard (BNS) 14 сентября объявила о передаче командованию ВМС Малайзии нового патрульного корабля прибрежной зоны LMS (Littoral Mission Ships) класса «Керис».
Церемония прошла на предприятии партнера BNS, которым является китайская компания Wuchang Shipyard в г.Цидун (пр.Цзянсу, Китай), недалеко от Шанхая. Пока официально не получивший наименование LMS-3 (вероятно, получит наименование «Бадик») является третьим из четырех заказанных в 2017 году кораблей LMS. После принятия на вооружение он войдет в боевой состав 11-й эскадры ВМС Малайзии и будет размещен на военно-морской базе Сепанггар в Кота-Кинабалу (штат Сабах).
Приемка произведена после завершения постройки и сертификации корабля, проведения испытаний и оценки соответствия всех систем требованиям контракта. Документы о приемке корабля от имени правительства Малайзии подписал атташе по вопросам обороны в посольстве Малайзии в Пекине адмирал Захид Абд Азиз.
ЦАМТО

23.10.2021

22 октября 2021 года на военно-морской базе Сепанггар в Кота-Кинабалу (штат Сабах) прошла церемония ввода в состав ВМС Малайзии третьего патрульного корабля Badik (бортовой номер «113″) проекта LMS68, построенного китайской судостроительной компанией Wuchang Shipbuilding Industry Group Co.,Ltd. (входящей в состав китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation – CSSC) в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS).
В ноябре 2016 года министерство обороны Малайзии подписало соглашение с китайским внешнеторговым объединением China Shipbuilding & Offshore International Company (CSOC) на постройку для ВМC Малайзии четырех патрульных кораблей китайского проекта LMS68 в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS), окончательный контракт стоимостью 1,17 млрд юаней (170 млн долл) был подписан 23 марта 2017 года. Данный контракт стал первым крупным соглашением на закупку Малайзией военного имущества в КНР.
https://t.me/s/ChDambiev


МАЛЫЕ ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ LMS68


Объявленная ВМС Малайзии в начале 2016 года программа LMS предполагала постройку 18 малых патрульных кораблей к 2023 году, стоимость одной единицы должна составлять 200-300 млн малайзийских ринггитов (47-71 млн долл).
В ноябре 2016 года министерство обороны Малайзии подписало соглашение с китайским внешнеторговым объединением China Shipbuilding & Offshore International Company (CSOC) на постройку для ВМC Малайзии четырех патрульных кораблей китайского проекта LMS68 в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS), окончательный контракт стоимостью 1,17 млрд юаней (170 млн долл) был подписан 23 марта 2017 года Данный контракт стал первым крупным соглашением на закупку Малайзией военного имущества в КНР.
Патрульный корабль проекта LMS68 имеет стандартное водоизмещение 700 тонн и полное 760 тонн, длину 69 м и ширину 9 м. Конструктивно проект является несколько увеличенной модификацией двух построенных в Китае той же Wuchang Shipbuilding Industry Group для ВМС Бангладеш патрульных кораблей типа Durjoy (стандартное водоизмещение 648 тонн, длина 64 м).
Корабли проекта LMS68 оснащены главной энергетической установкой на основе дизельных двигателей MTU, скорость полного хода 24 уз, дальность плавания 2000 миль, автономность 15 суток. Экипаж 45 человек. Ранние изображения малайзийских кораблей свидетельствовали, что их планировалось оснастить 76-мм китайской универсальной артиллерийской установкой H/PJ-26 (лицензионный вариант российской АК-176) и китайскими противокорабельными ракетами неназываемого типа, однако, фактически лва первых корабля корабли получилит на вооружение только одну 30-мм дистанционно управляемую китайскую одноствольную артиллерийскую установку H/PJ-17 .
Модель корабля LMS представлена на проходящей в Малайзии выставке LIMA-2017.
Строительство двух первых патрульных кораблей по данному контракту осуществлялось на верфи компании Wuchang Shipbuilding Industry Group в Ухани. Головной корабль Keris был заложен там 31 июля 2018 года, спущен на воду 15 апреля 2019 года и теперь сдан ВМС Малайзии. Второй строящийся в Ухани патрульный корабль Sundang (бортовой номер «112″) должен быть сдан в апреле 2020 года. Китайская государственная компания Wuchang Shipbuilding 23 октября 2018 года приступила к строительству второго патрульного корабля прибрежной зоны LMS (Littoral Mission Ships), предназначенного для ВМС Малайзии.
Два других корабля этого проекта по первоначальным условиям контракта должны были строиться в Малайзии на судостроительном предприятии Boustead Naval Shipyard Sdn Bhd (BNSSB) в рамках партнерства с китайской CSOC, с планами сдачи в 2021 году, но в начале 2019 года было сообщено, что достигнуто соглашение, о том, что все четыре корабля будут построены в КНР в Ухани (закладка третьего и четвертого кораблей была произведена там еще в октябре 2018 года).

На верфи китайской судостроительной компании Wuchang Shipbuilding 15 апреля 2019 года спущен на воду первый из четырех заказанных ВМС Малайзии патрульный корабль прибрежной зоны LMS (Littoral Mission Ships), получивший наименование 111 «Керис». Патрульные корабли будут построены на базе модифицированного проекта корабля класса «Дуржой» (Durjoy), которые в 2013 году были построены на предприятии Корпорации судостроительной промышленности Китая (CSIC) для ВМС Бангладеш.

На верфи в городе Ухань китайская (КНР) судостроительная China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) в июле 2019 года спустила на воду второй прибрежный патрульный корабль Sundang типа Keris для королевских ВМС Малайзии. Тогда правительство Малайзии вело переговоры о снижении цен на корабли, строящихся в Китае.
Все четыре единицы будут переданы флоту к 2021 году.

31 декабря 2019 года в Цидуне (Наньтун, провинция Цзянсу, близ Шанхая) состоялась церемония передачи ВМС Малайзии головного построенного китайской судостроительной компанией Wuchang Shipbuilding Industry Group Co.,Ltd. (входящей в состав китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation – CSSC) патрульного корабля Keris (бортовой номер «111″) проекта LMS68 в рамках программы Littoral Mission Ship (LMS). Официальный ввод Keris в состав ВМС Малайзии намечен на 6 января 2020 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное е 700
- полное 760
Длина, м 69
Ширина, м 9
Осадка, м 2,8
Главная энергетическая установка дизельная MTU
Скорость полного хода, уз 24
Дальность плавания, миль 2000
Автономность, сут. 15
Экипаж, чел. 45

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 1 30-мм дистанционно-управляемая артиллерийская установка H/PJ-17
2 х крепления для 12,7-мм пулеметов
2 х надувные шлюпки с жестким корпусом (RHIB)

Источники: bmpd.livejournal.com, Военный паритет, ЦАМТО и др.

БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ LCS (МАЛАЙЗИЯ)
ПОГРАНИЧНЫЕ И ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА КИТАЯ
ПОГРАНИЧНЫЕ И ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА АЗИИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ И ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ