САМОЛЕТ – ЗАПРАВЩИК LOCKHEED L-1011 TRISTAR (США, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

TANKER AIRCRAFT LOCKHEED L-1011 TRISTAR (USA, UK)

20.08.2017

Американская частная компания Tempus Applied Solutions, заниимающаяся предоставлением на подрядной основе авиационных услуг министерству обороны США, и в том числе Командованию специальных операций США, а также «правительственным агентствам», 14 августа 2017 года сообщила, что покупает с хранения шесть списанных из состава Королевских ВВС Великобритании самолетов-заправщиков Lockheed L-1011 TriStar. Самолеты будут использованы Tempus Applied Solutions для предоставления на подрядной основе услуг по дозаправке в воздухе для ВМС США и стран НАТО.
Напомним, что ВВС Великобритании около 30 лет эксплаутировали транспортные и заправочные самолеты Lockheed L-1011 TriStar. Шесть самолетов L-1011-500 были приобретены министерством обороны Великобритании в 1982 году у авиакомпании British Airways, и переоборудованы в самолеты-заправщики – два обозначенных как TriStar K.1 и четыре транспортно-заправочных (с грузовой дверью), обозначенных как TriStar KС.1. В 1984 году еще три самолета L-1011-500 были приобретены у американской авиакомпании PanAm и введены в эксплуатацию как чисто пассажирские (два как TriStar C.2 и один как TriStar C.2А).
Все девять самолетов TriStar в ВВС Великобритании состояли на вооружении 216-й эскадрильи и использовались до 2013-2014 годов, после чего были списаны (в связи с получением новых самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT Voyager) и поставлены на хранение на аэродроме Брантингторп в Лестершире. К настоящему времени три из этих самолетов (серийные номера 1159, 1168 и 1177) уже утилизированы.
Теперь компания Tempus Applied Solutions сообщает, что приобретает шесть оставшихся этих самолетов, в том числе четыре заправщика (TriStar K.1/КС.1) и два пассажирских (TriStar С.2/С2А) (серийные номера 1157, 1164, 1165, 1174, 1225 и 1226). Из них в строй будут введены три самолета-заправщика, а остальные три борта будут использоваться как источники запасных частей. Самолеты-заправщики будут постоянно базироваться на территории США.
Cамолеты TriStar K.1/КС.1 способны нести до 140 тонн топлива, что делает их вторыми в мире по топливной вместимости самолетами-заправщиками после McDonnell Douglas KC-10 Extender, несущего до 161,5 тонн топлива.
http://bmpd.livejournal.com


САМОЛЕТ – ЗАПРАВЩИК LOCKHEED L-1011 TRISTAR


TriStar поступил на военную службу – британское Министерство обороны в 1982-1984 годах закупило девять самолетов L-1011-500, восемь из них поступили в 216-ю эскадрилью ВВС. В рамках специально разработанной программы четыре самолета были переоборудованы в самолеты-заправщики/транспортные самолеты TriStar K.Mk 1. Под полом кабины в носовом и хвостовом багажных отсеках были размещены дополнительные топливные баки на 45 360 кг топлива, топливозаправочные агрегаты Flight Refuelling Ltd HDU внизу хвостовой части фюзеляжа и ТВ-система для контроля процесса заправки. В носовой части установили штангу топливоприемника, а в кабине установили кресла для пассажиров. Первый полет модернизированный самолет выполнил 9 июля 1985 года. В середине 1990-х годов в эксплуатации оставались два из четырех K.Mk 1, которые вместе с двумя приобретенными позже TriStar прошли модернизацию в вариант самолета-заправщика/грузового TriStar KC.Mk 1.
Lockheed L-1011 TriStar (Локхид Л-1011 Трайстар), часто упоминаемый, как просто L-1011 (произносится «эл-десять-одиннадцать») или TriStar, был третьим широкофюзеляжным пассажирским реактивным авиалайнером в мире, последовав за Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10. Как и DC-10, TriStar был оборудован тремя двигателями.

«Л-1011» стал первым широкофюзеляжным самолётом, получившим сертификат Федеральнойадминистрации по авиации (FAA) на производство автоматизированной посадки по приборам, котораяпозволяла «ТрайСтару» совершать практически «слепые» посадки в условиях нулевой видимости. Такжесамолёт был оснащён уникальной системой прямого управления подъёмной силой (DLC), которая позволялапроизводить плавный заход на посадку. Система DLC помогала держаться кривизны глиссады на финальномзаходе с помощью автоматического управления интерцепторами. Таким образом, вместо того, чтобыпроизводить снижение посредством изменения тангажа, система DLC помогала сохранять положениесамолета относительно глиссады при сохранении постоянного угла атаки. Самолёт имел четыре дублирующиегидравлические системы (конкуренты ДС-10 и МД-11 были оснащены только тремя), при производствеиспользовалась уникальная система сварки для соединения фюзеляжных панелей, благодаря которой«Л-1011» был максимально защищён от коррозии.
По внутренней заводской системе «ТрайСтар» маркировался как L-093.
С 1968 и по 1984 Lockheed Corporation произвела около 250 экземпляров L-1011. После появления L-1011 TriStar компания Lockheed ушла с рынка коммерческих авиаперевозок вследствие понижения уровня продаж ниже планируемых значений.

TriStar KC.Mk 1 поднялся впервые в воздух в 1988 году и отличался расположенной по левому борту грузовой дверью и системой обработки грузов. Самолет в грузовом варианте мог перевозить груз на поддонах и 35 пассажиров. Пол кабины был усилен.
Два самолета под обозначением TriStar C.Mk 2 использовались в качестве военно-транспортных и не имели штанг топливоприемников. Планы по модернизации третьего самолета – с установкой подкрыльевых контейнеров Mk 32B с топливозаправочными агрегатами – реализованы не были, а самолет был поставлен в варианте TriStar C.Mk 2A и отличался военным БРЭО, новым интерьером и заменой вызывавшего нарекания цифрового автопилота на аналоговый вариант (как на K.Mk 1 и KC.Mk1). Все TriStar британских ВВС оснащались станциями предупреждения о радиолокационном облучении ALR-66.

TriStar также использовался как военный заправщик и транспортно-пассажирский самолёт. Королевские военно-воздушные силы Великобритании имеют в составе девять самолётов в четырёх вариантах. В прошлом данные L-1011-500 принадлежали British Airways и Pan Am. Два самолёта обозначены как TriStar K.MK 1 и предназначены исключительно для заправки топливом. Ещё четыре обозначены как KC1 и могут использоваться в качестве заправщиков и транспортно-пассажирских самолётов. Две модели TriStar C.Mk 2 и один TriStar C. Mk 2A предназначены исключительно для перевозки пассажиров. C2A отличается от C2 наличием военной радиоэлектроники и связи. «TriStar» КВВС были закуплены по результатам Фолклендской войны, для подкрепления возможностей КВВС по доставке грузов и дозаправке. Все суда состоят на службе в 216 эскадрилье ВВС, расположенной на базе ВВС Бриз Нортон.
Самолёт использовался во многих современных конфликтах. Два самолёта базировались в Международном аэропорту «Кинг Халид», в окрестностях Эр-Рияда в Саудовской Аравии в ходе войны в Персидском заливе в 1991 и использовались в качестве заправщиков, остальные использовались для перевозок между Персидским заливом и Великобританией. Те самолёты, что базировались на месте действий, имели индивидуальную раскраску и были названы «Пинки» и «Перки» (англ. «Розовенький» и «Веселый»). В ходе Косовской войны TriStar базировались в Анконе, Италия, четыре самолёта использовались в качестве дозаправщиков. TriStar работали вместе с DC-10, действуя в роли воздушных заправщиков в ходе операции Веритас (Афганистан 2001 г.), во время которой они предоставляли возможность дозаправки в воздухе самолётам ВМС США. Одно из самых последних боевых применений происходило в небе Ирака.

МОДИФИКАЦИИ:
• Tristar C. Mk.II стратегический транспортный самолет.
• Tristar K. Mk.I стратегический самолет заправщик.
• Tristar KС. Mk.I переоборудованный Tristar K. Mk.I для размещения 194 пассажиров.
• Tristar K. Mk.II переоборудованный гражданские самолеты компании Пан Американ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 110163
максимальная взлетная 244944
Внутреннее топливо, кг 96724
Размах крыла, м 50.09
Длина самолета,м 50.05
Высота самолета,м 16.87
Площадь крыла,м2 328.96
Тип двигателя 3 ТВД Rolls-Royce RB.211-524B
Тяга, кН 3 х 222.41
Крейсерская скорость, км/ч 964
Дальность действия, км 7783
Практический потолок, м 13105
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 194 пассажира или 44500 кг груза или 45387 кг топлива в роли самолета заправщика.

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, dic.academic.ru и др.