УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ LOCKHEED T-33 (США)
COMBAT TRAINING AIRCRAFT LOCKHEED T-33 (USA)

03.08.2017

31 июля 2017 года на авиабазе ВВС Боливии Эль-Альто близ Ла-Паса состоялась церемония вывода из состава дислоцированной там 311-й истребительной эскадрильи (Escuadrón de Caza 311 «Pumas») 31-й истребительной авиационной группы (Grupo Aéreo de Caza 31 «Gral. Jorge Jordán Mercado”) 1-й авиационной бригады (I Brigada Aérea) ВВС Боливии четырех последних остававшихся в их составе реактивных учебно-боевых самолетов Lockheed T-33AN Shooting Star (Silver Star Mk III). На церемонии присутствовал президент Боливии Эво Моралес.
ВВС Боливии были последними в мире строевыми эксплуатантами самолета Т-33. Тем самым завершилась рекордная по продолжительности карьера в мировой авиации первого американского серийного реактивного истребителя Lockheed Р-80 (F-80) и его двухместного варианта Т-33, продолжавшаяся почти 73 года. Первый прототип истребителя ХР-80 совершил первый полет 8 января 1944 года, а первые 12 предсерийных истребителей YР-80А поступили на вооружение авиации армии США в декабре 1944 года. Двухместный учебно-тренировочный вариант Т-33А серийно производился и поставлялся ВВС и ВМС США с 1948 года, и, став основным американским реактивным учебно-тренировочным самолетом первого поколения, находился в серийном производстве до 1959 года.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ LOCKHEED T-33


Локхид T-33 Шутинг Стар (Lockheed T-33 Shooting Star) — Учебно-тренировочный самолет. Создан на базе американского истребителя F-80 «Шутинг Стар». Опытный самолёт был поднят впервые в воздух 22 марта 1948 года. В отличие от своих сверстников – двухместных учебных вариантов советского истребителя МиГ-9 и немецкого Me 262 их американского собрата ждала более счастливая судьба – T-33А стал настоящей «летающей партой» пилотов реактивной авиации многих стран на долгие годы
У самолёта был горячий сторонник: вице-президент «Локхида» по связям с военным ведомством «Мак» Шорт, без веры которого в необходимости данного самолёта проект бы не состоялся. В течение трёх лет с 1945 г. по 1947 г. он пробивал эту идею, порой прямо вразрез с мнениями военных. Триумф его детища был внушительным — только «Локхид» выпустила 5691 Т-33 различных модификаций.

Создание учебно-тренировочного Т-33А началось, когда стало очевидно, что в виду высокой аварийности новых реактивных машин, потребуется двухместная модель. Эту разработку компания Lockheed провела в инициативном порядке.
В августе прямо со сборочной линии был снят почти готовый Р-80С, который собирались переделать в двухместный. Засекреченность разработки сделала свое дело, компания Lockheed первой предложила подобную машину, хотя рост рынка учебно-тренировочных самолетов был прогнозируем.

В процессе переделки пришлось разобрать серийный вариант Р-80С, чтобы «врезать» вторую приподнятую кабину, позволяющую осуществлять двойное управление. В фюзеляже появилась вставка в 75 см перед крылом, а также еще одна в 30 см за ним. Также пришлось вдвое сократить объем топливного бака в фюзеляже, но общая емкость осталась неизменной, благодаря замене крыльевых протектированных баков на мягкие из нейлона. Законцовки крыла позволяли разместить под ними 230-галонные баки, которые крепились по линии симметрии.

Практически без изменений остались катапультные кресла для новой машины, получившей обозначение ТР-80С. При этом кабина получила единый фонарь, который теперь не откидывался вбок, а поднимался вверх электромотором.
Самолет получил вооружение в составе двух 12.7-мм пулеметов с боезапасом в 300 патронов на каждый.
Первый испытательный полет прошел 22 марта 1948 года. В воздухе самолет мало чем отличался от одноместного варианта. Более того, удлиненная форма фюзеляжа немного увеличила летные характеристики.
Самолет обладал следующими техническими особенностями. Его длина составляла 11.5 метров, высота – 3.56 метра, размах крыла – 11.85 метра, а площадь крыла – 21.8 кв.м.
Масса пустого самолета составляла 3 667 кг, а максимальная взлетная масса – 6 551 кг при массе полезной нагрузки в 5 714 кг.
Максимальная скорость самолета достигала 880 км/ч, при этом крейсерская скорость составляла 720 км/ч при практической дальности полета в 2050 км. Практический потолок высоты – 14 630 м.
Для войсковых испытаний было выпущено 20 единиц ТР-80С. Была организована серия ознакомительных полетов на различных базах ВВС для пилотов и техников. 11 июня 1948 года машина получила обозначение TF-80C, а 5 мая 1949 года – привычное Т-33А.
Производство Т-33 на «Локхиде» прекратилось в 1959 г. ВВС США даже в 1996 г. еще числили за собой последний T-33А.

В общей сложности за все время производства было выпущено 5691 Т-33А разных модификаций. Еще 656 машин выпустила канадская компания «Канадэйр», а японская «Кавасаки» увеличила количество еще на 210. Большая часть самолетов американского производства ушла за рубеж, попав в более двадцати стран мира.
В течение полувека Т-33А являлся «учебной партой» для тысяч пилотов.
Также Т-33А активно использовали в качестве боевого во время множества региональных конфликтов, где ему повезло намного больше, чем прародителю – F-80 «Шутинг Стар».
Пилоты Т-33А сбили несколько Б-26 «Инвейдер» войск вторжения во время воздушных боев над кубинским заливом Свиней.
Но основным предназначением Т-33А стали «противопартизанские» удары по наземным целям.
Специально под зарубежные заказы были разработаны несколько модификаций: разведчик RT-33А, оснащенный фотокамерами в передней части фюзеляжа и увеличенными баками, а также штурмовик АТ-33А, на который устанавливалось более совершенное навигационное и прицельное оборудование, а также усиленные держатели для боевой нагрузки.
В настоящий момент лишь в ВВС Боливии остались АТ-33А производства Канады, которые используются для рейдов на наркоторговцев и леворадикальных повстанческих группировок.
18 Т-33 стоят на вооружении двух подразделений: «Воздушная группа 32» в Санта Крус де ла Сиерра и «Воздушная группа 31» в Эль Альто.
Т-33А, которые снимались с вооружения, превращались в дистанционно управляемые мишени с обозначением QT-33А. В первую очередь их использовали для имитации полета маневренных и низколетящих воздушных целей, так как и крылатые ракеты.

МОДИФИКАЦИИ:

• TP-80C оригинальное обозначение американских военных для двухместного учебного самолета Lockheed Model 580 для United States Army Air Forces. Обозначение изменили на TF-80C 11 июня 1948 и затем на T-33A 5 мая 1949; 20 построено.
• T-33 учебно-тренировочный самолёт
• T-33A двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет для United States Air Force, 5871 включая 699 для United States Navy как TV-2 построено.
• AT-33A конверсия T-33A для экспорта в качестве самолета поддержки переднего края оснащенного подкрыльевыми пилонами и точками подвески для бомб и ракет.
• DT-33A это обозначение было дано некоторым T-33A конвертированным для управления беспилотниками.
• NT-33A это обозначение было дано некоторым T-33A конвертированным в специальные испытательные самолеты.
• QT-33A это обозначение было дано некоторым T-33A конвертированным в воздушные мишени для United States Navy.
• RT-33A T-33A модифицированный в одноместный разведывательный вариант; 85 построено, в основном на экспорт по Military Aid Program.
• T-33B переобозначение United States Navy TV-2 в 1962.
• DT-33B переобозначение United States Navy TV-2D самолета управления беспилотником в 1962.
• DT-33C переобозначение United States Navy TV-2KD самолета-мишени в 1962
• TO-1/TV-1 обозначение U.S. Navy для P-80C, 50 переданов в USN в 1949 как учебные (но это не T-33 Shooting Star)
• TO-2 обозначение United States Navy для 649 T-33A забранных из самолетов для USAF. Первые 28 были поставлены как TO-2 пока Navy не изменило их обозначение на TV-2. Сохранившиеся самолеты United States Navy и United States Marine Corps были переобозначены как T-33B 18 сентября 1962.
• TV-2 переобозначение для TO-2 после поставки первых 28 бортов
• TV-2D TV-2 модифицированный для управления беспилотниками, позже переобозначен как DT-33B.
• TV-2KD TV-2 модифицированный в радио-управляемую мишень,способные для перегонов летать как одноместные самолеты, позже переобозначен как DT-33C
• Silver Star Mk 1 канадское обоначение для T-33A, 20 поставлено.
• Silver Star Mk 2 канадское обоначение для T-33A которые были прототипами для Silver Star Mk 3.
• T-33AN/CT-133 Silver Star Mk 3 T-33AN это оснащенные двигателем Rolls-Royce Nene вариант T-33A для Royal Canadian Air Force; 656 построено Canadair под обозначением компании CL-30. Позже канадские военные изменили обозначение с T-33AN на CT-133.
• L-245 один фюзеляж принадлежащий Lockheed с более мощным двигателем. Позже развился в T2V SeaStar.
• Aérospatiale Pégase Canadair T-33AN был модифицирован Aérospatiale с S17a,на 17% более тонким крылом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого 3667
• максимальная взлетная 6551
Размах крыла, м 11,85
Длина, м 11,50
Высота, м 3,56
Площадь крыла, м2 21,80
Тип двигателя 1 ТРД Allison J33-A-35
Тяга нефорсированная, кН 1 х 24.02
Максимальная скорость, км/ч 880
Крейсерская скорость, км/ч 720
Практическая дальность, км 620
Продолжительность полета, ч.мин 3.10
Практический потолок, м 14630
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

два 12.7-мм тяжелых пулемета Browning M3 с 300 патронами на пулемет.

Источники: ru.wikipedia.org, topwar.ru, www.airwar.ru, ru-aviation.livejournal.com и др.